Выжить и выучиться-часть-7

Часть  7.  От материи к духу.

Выше мы уже упоминали о магнитной доске, и сейчас боле подробнее рассмотрим её возможности.
Наверное, кому-то из продвинутых родителей может показаться, что вместо такой доски лучше будет смотреться компьютер с трёхмерно- чертёжной программой и красивыми голограммами. Смотреться он будет конечно лучше, но пользы от него будет меньше, потому что сама трёхмерность в них будет виртуальной, и так и останется для малыша непонятной. 

В  доречевом возрасте теоретическое обучение минимально, и почти всё любопытство ребёнка и его эмоции сосредоточены на практическом знакомстве с материальными объектами и их взаимодействиями.  Мы почти ничего не знаем о мыслительной деятельности ребёнка  в этот период.  А она должна быть огромной. Почти как наше знание истории в дописьменный  период.  Потому что сразу после появления письменности, появилось развитое философское мышление, нисколько не уступающее современному.

После  рождения,  до 60% информации ребёнок получает через зрение, а до  20%  через осязание, и  мир для него изначально объёмно- материальный, и не надо слишком стремиться к абстракциям и плоскому отображению.  Сначала должны закрепиться в памяти элементы объёмности и материальности – та основа, которая обеспечивает функциональность живых и неживых тел. В это время его мысль сильно зависит от работы рук – чем больше пройдёт через руки  комбинированных  предметов,  тем лучше будет работать его голова. И даже если вы увлекаетесь модерном или симуляцией, не стоит переносить это на детский возраст (до совершеннолетия) так как консерватизм, это главная основа, на которую нанизывается всё остальное (сравните с геномом). И в этом ключе знакомство с интернетом лучше отложить лет до восьми- двенадцати, а до него научиться работать с книгой,  освоить  графику, поработать с стилистикой, порисовать.   

При  всех дошкольных занятиях с ребёнком  он, конечно, получает много знаний, но  нам об этом надо забыть и любой контроль знаний выключить.   Дошкольная стратегия нацелена на выработку привычки  к активной жизни, и  все знания он получает как бы случайно (попутно) – в игре, с постоянным эмоциональным сопровождением.  Из этой массы эмоций  подсознание выделяет  много «тематических меток», которые и помогают  потом освоить школьный курс знаний «играючи»!
 Это касается и работы с магнитной доской.
Примерно с полутора- двух лет можно показывать счёт и письменность на магнитной доске. Но перед этим несколько дней он должен просто привыкать к буквам и цифрам, как к игрушкам.

На ней же мы сложим первые слова.  Не отдельные буквы, а именно целые слова, уже ему знакомые устно.  Потом несколько раз их  разберём и соберём вновь. На этот раз можно молча, чтобы он просто запомнил разборку и сборку. Важно, чтобы буквы были одного цвета (желательно серого)  потому что цвет его отвлекает, как бы предполагает какую-то особую функциональность.  И только когда ребёнок начнёт уверенно произносить целые слова, и заучит их штук десять- тридцать, можно начать переходить к изучению звуков. Именно чистых звуков, без алфавитного названия букв.
Одновременно с этим, мы даём ему полную свободу самостоятельного передвижения слов и букв, в различной проекции.   
А потом взять шрифт меньшего размера и составить на доске (или написать) целый не большой рассказ, желательно ему известный.  А потом ему не известный или вообще вместе придуманный.
         
Примерно так же изучаем и цифры. Выкладываем на доске пять палочек-пальчиков, к ним пририсовываем ладонь, начинаем их перебирать, считая: один, два, три…   Далее:  сколько? – один; сколько? – два;  сколько? – три … Далее: который? – первый; который? – второй …
Потом выкладываем пальчики второй руки, так же пририсовываем ладонь, и постепенно увеличиваем счёт.  Важно за этими занятиями ребёнка не переутомлять, давать отдыхать, или переключать на другое. Если во время отдыха ребёнок нарушил рисунок и ваши построения, не ругайте его. Большее что можно сделать – Ой, ты всё сломал, давай заново построим.
А вот если бы вы его перед этим предупредили, что ломать нельзя, тогда можно и поругать, иногда грубовато, но лучше грубые формы отношений оставлять отцу. Желательно, чтобы отец всегда (чаще) был более строг, чем мать – эта  разность характеров будет, во-первых, первой меткой для будущего изучения психологии; во-вторых, снизит элемент лишнего «сюсюканья»; в-третьих, придаст отношениям больше разнообразия, что расширит элемент сравнительного мышления.
 
Примерно так же можно переходить к математическим действиям. Выбрать в наборе фигурки плюсов и минусов,  разбросать их случайно по доске, и пусть они день-два-три поболтаются там. Потом спросить – А для чего же нам их приспособить? Двигаете туда-сюда, потом говорите: А давай заменим вот этими крестиками слово прибавить, а вот этой палочкой слово отнять – и вставляете их между пальчиками на доске – и проговариваете ранее устно заученные действия. 

Главное со всем этим – не спешить. А то родителям часто хочется похвастать особыми достижениями ребёнка, и они включают погоню за успехами. Но хвастать здесь нечем – это не талант, а трудный, изматывающий труд. Более того, если вы вдруг обнаружили у ребёнка какой-то талант, постарайтесь его скрыть (не замечать).  В раннем детстве он не нужен, так как вам надо расширить поиск до десяти- двадцати разных талантов, с возможностью их постепенного отсеивания до двух-пяти,  годам к четырнадцати. Однако совсем не замечать талант не желательно, и иногда к нему возвращаться, проверяя, при этом никак не заостряя какую-либо исключительность и особенность ребёнка.
               
Для постановки речевого общения можно использовать пение и чтение стихов, причём начинать это можно ещё в период беременности, чтобы ребёнок получил первичный подсознательный опыт мелодики, ритма и рифм. И в дальнейшем постоянно это развивать, но не стремясь сделать из дитя певца или декламатора. На первом этапе важнее пение, так как мелодия запоминается легче, а в период освоения речи – чтение стихов. Здесь четкое произношение слов, ритм и рифма имеют большое значение. Причём, и пение и чтение стихов, должно быть фоновым, без заострения внимания ребёнка. Он может заниматься другими делами, и вам покажется, что совсем вас не слышит, но фоновые звуки тем и хороши, что запоминаются не сознанием, а подсознанием, которое эти звуки сортирует, запоминая нужные и отбрасывая не актуальные.
Например,  ребёнок скопировал чьё-то неправильное произношение, а услышав фоновое правильное начинает сравнивать и думать, включает проблему выбора.

Конечно, родителям  (или кому-то из них, включая бабушек и дедушек) надо постараться освоить, как стихи, так и пение. Если их родители пели им в детстве, то это будет  не трудно. Но даже если им никогда не пели, ту или иную музыку они слушали и, при некотором упрямстве, пение легко осваивается.  Ведь оно имеет разные формы, от безсловесного до словесного (горловое, мурлыканье, специальный вокализ,  мелодика, кантилена)  диапазон возможностей очень широк. Профессионализм здесь не нужен,  наоборот он будет вредить.   

Для  засыпающего ребёнка важно именно тихое медленное пение без слов, с минимумом согласных  – так как слова отвлекают внимание, действуют побудительно,  нарушают гласную гармонику. Самые простые – мурлыканья, когда губы сомкнуты, а негромкие звуки извлекаются внутри ротовой или горловой полости. Тоже можно делать с открытым ртом, повторяя в разной тональности один и тот же или два-три гласных звука.
А во время бодрствования можно напевать словесные, но тоже тихо, фоново. Какого-то особого голосового качества здесь не требуется, и нужно просто для создания успокаивающей традиции, и побуждения к сравнению мелодий и слов. С остальным, в том числе и качественным пением, ребёнок справится сам, благодаря постоянному любопытству и состязательности.

Подробные методички здесь не могут быть созданы по той простой причине, что каждый  родитель  является  индивидуальностью (как и каждый ребёнок)  со своими особыми достоинствами и недостатками, и  сам может (должен) придумывать конкретные  приёмы, техники и методы,  вплоть до собственных коротких (в пять-десять предложений) сказок, рассказов, стихов и песен. Возможно исполнение сказок в форме речитатива.
      
Слова правильно и неправильно, которые позже он будет слышать часто, пока заменить на хорошо – плохо, или нравится – не нравится. А чаще просто показывайте личный пример, или создайте такую ситуацию, в которой ребёнок сам поймёт свою ошибку.  При этом никаких поощрительных призов или  наоборот штрафов.  Для него должно быть удовольствием (или обязанностью) само общение с вами, что достигается привычкой.  В то же время эта привычка не должна абсолютизироваться, чтобы при необходимости он без особых проблем мог побыть без вас.
               
При рисовании, изготовлении поделок,  самообслуживании – у вас должно  получаться  хуже,  чем у него. Он должен стремиться помогать вам, а не просить вашей помощи, кроме каких-то особых случаев.  Его творчество должно ориентироваться не на «правильно или хорошо», а на собственное  «красиво», которое возникнет не здесь и сейчас, а будет оттачиваться всю  дошкольную, школьную и последующую жизнь. 
 
Главным  и универсальным  способом воспитания и обучения, является игра.  Её восприятие всегда сопровождается  повышенной эмоциональностью. Более того, само определение игры включает в себя обязательное наличие эмоционального восприятия, и родитель, научившийся создавать игровую ситуацию для большинства случаев – это непревзойдённый мастер воспитания. Но, опять же, собственная активность должна быть выражена слабее, в виде случайных подсказок,  чтобы оставить поле деятельности для ребячьих придумок.

Конечно, на первый взгляд всё это может показаться слишком сложным, и всегда будет хотеться всё упростить,  объяснить самому, а потом самому и сделать. И если вы устали и опускаются руки, или перестала работать голова, то отступление от интерактивного порядка вполне допустимо. Это не страшно, вы сделали только один шажок назад, но не разочаровались в системе, и отдохнув шагнёте намного вперёд.
И понятно, что это требует намного больше времени, чем уделяется педагогами, хотя бы по причине индивидуального подхода. Ведь никогда и никакое государство не сможет обеспечить такое обучение.  Но это время будет затрачено не зря. Время – это самая большая ценность в жизни, так потратьте его с пользой.
Более того, вы должны понимать, что интерактивная опека даётся в помощь обучению, и совсем не призывает отказаться от теории полностью. Да это будет и невозможно.

Игрушки должны быть разными по характеру – твёрдыми, мягкими, круглыми, угловатыми, совместимыми (входящие в специальные пазы) и несовместимыми, разные по цвету, или одинаковые и прочее. Но их должно быть не много.
Нельзя ребёнка заваливать игрушками, сколь функциональными они бы ни были. Нужны две-три любимые, с которыми он мог бы играть самостоятельно и придумывать с ними формы общения. И только при закреплении сложившегося образа, эти игрушки можно дополнить или поменять.  Как и позже нельзя будет заваливать его книжками, с множеством сюжетов и героев. Достаточно будет две-три книжки, с двумя- тремя разноплановыми героями. Эмоциональная память ребёнка регулируется дискретностью, и не сможет нормально функционировать в бесконечном разнообразии.

Важно помнить, что главное правило для любого воспитателя всегда одно – не навреди! Оно подсказывает нам – ребёнок изначально запрограммирован  на нормальное развитие, и в сомнительных случаях лучше отступить и дать ему больше свободы. Да, иногда это может быть для него опасно, но каждый родитель должен понимать, что все случайности не предусмотришь, и возможность  травмы, а то и потери ребёнка, всегда остаётся достаточно высокой. Но травмы будут тем опаснее, чем менее ребёнок самостоятелен, потому как без лишней опеки его организм научается сам предвидеть опасности, сам оттачивает реакцию и укрепляет мышцы, кости и связки. Причём, он делает это на подсознательном (автоматическом) уровне, реакция и скорость которого во много раз выше сознательного. 
Именно поэтому игровая заорганизованность в детских садах  и школах, мало что даёт для тренировки чувства опасности.
               
В древности детей в семье было много, смерть воспринималась менее трагично, и выжившие были лучше приспособлены к природным и социальным конфликтам.  Сейчас всё не так, опека детей чрезмерна, и они часто до старости остаются инфантами, а ещё чаще до этой старости не доживают.  Впрочем, конечное решение по всем поступкам всегда остаётся (должно оставаться) за родителями, интуитивно (инстинктивно) чувствующими  ситуационную правильность и неправильность. 
В современных условиях эти недостатки исправляются «теорией техники безопасности», которую при возможности, тоже надо делать более практической.

С года до трёх основной деятельностью будет движение на ногах, лазание по различным предметам, катание на машинах, самокатах, велосипедах. И опять же, не надо его на них садить и катать – пусть до всего доходит сам.  Какая-то часть пола должна быть обязательно твёрдой и неровной, чтобы он учился двигаться и падать на разных поверхностях.    

Двигательные игры надо чередовать с «кабинетными», например рисование мелками.  Для первого знакомства достаточно одного мелка чёрного или белого цвета. Не надо показывать как рисовать, просто положите мелок в отдалении, и ребёнок сам его найдёт и поймёт его функциональность.  Наша задача вовсе не в том, чтобы научить его рисовать – а в том, чтобы научить его самостоятельному исследованию.
И первым опытом рисования может быть примерная (грубая) перерисовка настенных  часов, с тем, чтобы этот рисунок повесить рядом с часами.  Копирование плоского изображения на плоскости будет для ребёнка более понятным. 
Но уже следующим этапом будет , обведение на доске или на листе диска и шарика одинакового размера.  Превращение шарика в такой же кружок, как  диск, заострит его внимание.

Примерно до шести лет не показывайте, как нарисовать,  например, дерево, дом или машину, потому что он их ещё не научился узнавать в натуре, а деревья из-за их многообразия трудно идентифицировать. И почти всё, что родители (и воспитатели) рисуют детям – это схематичные изображения, упрощающие понимание и ослабляющие интерес. Детские книжки показывающие, как рисовать кису и собачку, однозначно вредны. Они выключают мышление ребёнка, делая его шаблонным и непрактичным, и допустимо только в более позднем возрасте. И только Солнце здесь стоит особняком, и можно сразу обозначить, что оно круглое и жёлтл-оранжево-красное.  При этом надо ребёнка несколько раз предупредить, что смотреть на солнце нельзя.
Большинство рисунков должно быть с натуры, какими бы аляповатыми они ни были.
Так же не надо показывать, как писать буквы. Лучше что-нибудь пишите или рисуйте (грубо и некрасиво) в отдалении, и ребёнок заинтересуется сам, и сам захочет повторить. Не поправляйте его, но не забудьте  хвалить, не часто но достаточно для закрепления.   \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


Рецензии