Горячий финский Молот ведьм

Макс Сек, «Охотник на ведьм» / Uskollinen lukija, 2019

«Множество литературных критиков бесконечно, как и количество критиков, считающих своей обязанностью критиковать то, как другие пишут свою жизнь.»

Итак, перед нами очередной образчик скандинавского нуара, как этот жанр обычно называется в силу, вероятно, того, что показывает, какие черти водятся во внешне тихом омуте благополучной Скандинавии. На этот раз черти становятся мифологически-литературными.

Начинается история с загадочного появления незнакомца на вилле у жены преуспевающего писателя Роджера Копонена Марии, чем дело кончается, нам сначала не рассказывают, а сразу переходят к самому Роджеру, который презентует свой роман в каком-то финском захолустье, встречаясь с читателями.

Надо сказать, что автор очень метко характеризует фандом писательский: «Мало кто задумывается, но музыканты и писатели делают примерно одинаковую работу - один и тот же шлак, только разная упаковка, - но именно первые вдохновляют женщин среднего возраста бросать свои трусики на сцену». Трусиков тут нет, зато есть неудобные вопросы от странных типов, боится ли автор свои книги и прочее. Но так или иначе, встреча успешная, да и организаторша встречи уже начинает строить глазки Роджеру: «Алиса смотрела на Роджера так, как смотрят на мужчин одинокие женщины в возрасте тридцати лет, пребывающие между вечной молодостью и растущим стремлением к размножению».

А тем временем мы таки узнаём, что произошло с женой писателя - она убита, причём весьма хитроумным способом. За расследование берётся инспектор Джессика Ниеми, попутно выяснившая, что произошло ещё одно убийство - подо льдом найдено тело ещё одной женщины, внешне похожей не только на Марию Копонен, но и на саму Джессику. А тут ещё на крыше дома Копоненов появляется надпись: Malleus Maleficarum. Да, тот самый «Молот ведьм», который упоминается в страшно сказать скольких литературных произведениях. И обыгрывают его каждый раз по-разному. Здесь Джессика начинает предполагать, что действует серийник-убийца, да ещё его способы умерщвления один в один похожи на смерти героев мистических триллеров Роджера. Который вроде бы умер, а вроде бы нет, тоже, понимаешь, загогулина.


Tante domande, Jessica, ma nessuma risposta - «слишком много вопросов, Джессика, слишком мало ответов» - а это уже о вкраплениях в роман флэшбеков из поездки Джессики в солнечную Венецию, где её ждёт пылкий роман с местным красавчиком Коломбано, но и там не всё просто.

В общем, всё достаточно традиционно для скандинавов - немного мистики, приправленной средневековьем, немного натурализма с размозжёнными телами и обугленными конечностями. Ну, и не без опять же традиционных отсылок к политкорректности в лице явно иммигрантского потомка коллеги Джессики с говорящим именем Юсуф. Да и сами скелеты в Джессикином шкафу тоже вполне традиционны - там и странная история с мамой, и абьюзер Коломбано, и странный бойфренд Фубу, и вообще, она - Ниеми или ?.. Короче говоря, вполне себе стандартный набор. Плюс приправа в виде отсылки к психическим расстройствам.

И вроде бы должно и быть так же, как и с остальными грандами жанра. Но, откровенно говоря, до высот Анхема или Несбё всё-таки товарищ Сек не добирается, чего уж там греха таить. Да, читать интересно, но в некоторых местах от занудности автора просто скулы сводит - будь то перечисление техники с педантичностью Тома Клэнси или описание интерьеров и пейзажей. Но в целом - вполне себе разовое чтиво для развлечения на выходных, тем более если вы относите себя к поклонникам литературы из этой части Европы.

Ну, а кто же у нас прячется под личиной Mater pythonissam, при чём здесь токсоплазмоз и параноидальная шизофрения - прочитайте, узнаете.


Рецензии