Безопасность или удобство?

В 80-х годах в мире доминировала крупнейшая американская компания по производству микропроцессоров DEC. В СССР почти 80% микросхем производились как аналоги этой компании. Надежность микропроцессоров DEC намного превосходила в те времена INTEL. В компании работало более 300.000 высокопрофессиональных специалистов. Основной поставщик электронных компонентов для МО США была DEC. В начале 90-х годов компания закрылась. Об истинных причинах закрытия компании в моей книге « Шпионаж. Шифраторы и Шоколад.

Хочу  привести еще подобный пример.

Все говорят о крахе BlackBerry из-за Apple, но это не совсем так.

За их стремительным взлетом скрывался фатальное решение правительств, которым  была  безразлична информационная безопасность населения их стран.

И вот шокирующая правда о BlackBerry. 

Для начала вернемся к 19 января 1999 года.

Выпущен первый пейджер BlackBerry — BlackBerry 850.

Это был переломный момент.

Портативный, беспроводной Интернет и уникальная клавиатура, которая значительно упростила отправку электронных писем.

Профессионалы бизнеса были в восторге от этого.
Всем понравилось.

К 2002 году BlackBerry 5810 добавил возможность совершения звонков, цветной экран и невероятное время автономной работы.

Они перешли от производства телефонов к созданию образа жизни.

В этот момент появился король смартфонов.

Теперь разница стала очевидна.
BlackBerry оказался на первом месте.

Знаменитости, генеральные директора и даже Президент  США Обама и Канцлер Германии Меркель  с гордостью носили свои BlackBerry.

Компания, стоящая за этим, — Research in Motion (RIM) — была самой быстрорастущей компанией по версии Fortune.

Apple? 39-е место.
Гугл? 68-й.

BlackBerry был неприкасаемым. Он стал обеспечивать информационную безопасность высшего руководства НАТО.

И даже после грандиозных скандалов связанных с прослушкой первых лиц Германи ( канцлер Меркель») и Vodafone в Греции, когда стало известно о прослушке  106 мобильных телефонов высших должностных лиц Греции, включая мобильный телефон  премьер-министра Костаса Караманлиса.  Все первые лица этих стран использовали BlackBerry.

Затем наступил 2007 год.
И Стив Джобс все изменил.

Был представлен iPhone.

Элегантный. Сенсорный экран. Удобный в использовании.
Полная революция. С минимальным уровнем информационной безопасности, чтобы сделать его дешевле.

Он обладал функциями, которые изменили представление о том, каким может быть телефон.

Когда вышел iPhone, Майк Лазаридис (соучредитель BlackBerry) схватил своего партнера Джима Балсилли в офисе и потащил его к компьютеру.

«Джим, я хочу, чтобы ты это посмотрел», — сказал он, указывая на веб-трансляцию презентации iPhone.

«Они установили на эту штуку полноценный веб-браузер».
«Эти ребята действительно очень, очень хороши. Это нечто иное».

«Все в порядке, с нами все будет хорошо», — ответил Балсилли.

Внимание, спойлер:
Они были не в порядке.
У Apple появилось нечто гораздо более мощное, чем BlackBerry когда-либо предполагал.

Однако BlackBerry не видела в iPhone угрозы своему основному бизнесу.

Они назвали его «плохим» продуктом с низким уровнем информационной безопасности и малым временем автономной работы.

В 2008 году Apple продала 11,6 миллионов iPhone.
К 2010 году это число возросло до 20,73 миллиона.

К 2011 году Apple уже начала отвоевывать долю рынка у BlackBerry, и разрыв только увеличивался.

Решение было очевидным:
BlackBerry необходимо было сделать разворот и принять новую технологию.

Но как быть с информационной безопасностью мобильного телефона? И так у BlackBerry были большие проблемы с ключами шифрования. Я разговаривал на нескольких международных выставках с руководством BlackBerry и показывал им на недостатки с выработкой ключей шифрования в их мобильных телефонах.

Но BlackBerry не отступила от своего курса, сделав ставку на то, что преданные клиенты и в первую очередь государственные организации НАТО выберут физическую клавиатуру вместо сенсорного экрана и забудут о недостатках в области информационной безопасности.

Они ошибались.

Их доля рынка резко упала — с 33% в 2011 году до всего лишь 2,31% в 2016 году. И это было тесно связано с прослушкой телефона BlackBerry канцлера Германии. Высшие государственные чиновники НАТО перестали доверять BlackBerry.

К 2021 году доля рынка BlackBerry достигла 0%.

Компания, которая когда-то считалась неприкосновенной, стала неактуальной.

Да, iPhone отнял большую часть доли рынка у BlackBerry.
Однако,  BlackBerry предприняла шаги, которые ухудшили ситуацию. Они не учили информационную безопасность своего мобильного телефона и потеряли огромный рынок государственных служащих стран НАТО и многих других стран, которые ориентируются на США.

Они также проигнорировали возможности сенсорных экранов.
И при этом они игнорировали будущее.
В это же время моя компания создала первый в мире аппаратный крипто смартфон с цветным сенсорным экраном. Он был сертифицирован в России государственной организацией. Успешно продавался в более 20 странах мира. В основном государственным организациям.

Но это еще не все.

Выпуск iPhone настолько потряс компанию BlackBerry, что она начала совершать стратегические ошибки в собственных продуктах.

– Глобальный сбой в работе сети в 2011 году оставил пользователей BlackBerry без связи более чем на три дня.

– В 2012 году их планшет PlayBook был выпущен без приложений электронной почты, календаря или заметок — базовых функций, которые пользователи BlackBerry привыкли ожидать.
- Ключи шифрования оказались псевдослучайными , а не случайными. Что могло привести к дешифрованию информации важных чиновников НАТО.

И они продолжали спешно выпускать продукцию, даже не понимая, что на самом деле нужно рынку.

К 2012 году сопредседатели Лазаридис и Балсилли подали в отставку.

Apple взяла верх.

В 2017 году BlackBerry полностью прекратила производство телефонов.

Чтобы представить это в перспективе:

В 2009 году BlackBerry контролировала 50% рынка смартфонов.

Пять лет спустя, в 2014 году, этот показатель упал ниже 1%.

История BlackBerry — это поучительная история:

1. Если компания выбрала главной своей целью информационную безопасность, то надо поддерживать ее на высшем уровне в мире, а не опускаться на уровень потребительских товаров.
2. Инновации никого не ждут — сенсорная технология уже существовала, но BlackBerry ее проигнорировала.
3. Никогда не недооценивайте своих конкурентов. iPhone был не просто телефоном — он был революцией.
4. Лояльность быстро угасает, если компания не развивается.


P.S. О прослушке телефона Ангелы Меркель американскими спецслужбами стало известно в октябре 2013 года, напоминает агентство РБК. Согласно опубликованным документам, сотовый телефон канцлера прослушивался специальным подразделением АНБ с 2002 по 2013 год.


Рецензии