Че-е-стность such a lonely word
Скажите, у вас так бывало: вы расплачиваетесь в магазине, и вдруг видите, что продавец вам даёт сдачу гораздо больше чем надо? К примеру, вы дали 500 рублей, а продавец по запарке даёт вам сдачу, как с пяти тысяч. Бывало? У меня тоже.
И что вы дальше делали?
Вы пересчитывали сдачу, смотрели на продавца, который уже рассчитывал другого покупателя, прокручивали в голове, сколько вы ему дали и ещё раз смотрели на то, сколько получили. Точно. Вам дали больше. Что дальше? А дальше в голове с быстротой молнии проносится каскад мыслей: «Продавец не заметил – это его вина, не моя. Он сам мне это дал. Может вернуть? … Да ладно, они же людей на больше обсчитывают. И меня вон не единожды обсчитывали… С него, небось, не убудет. Да, и возле кассы уже другие люди… Чего я буду лезть… Кстати, теперь и на - (вставить желаемое) - денег хватит. Подарок судьбы, однако». И вы спокойно разворачиваетесь и, сложив продукты в пакет, не спеша идёте к выходу.
Бывало? Если да, то позвольте вас «поздравить». Это была проверка. И вы её НЕ ПРОШЛИ.
Кто же меня проверял, спросите вы.
Я отвечу: Бог.
Ну, скажете вы, вон ты куда хватил… Я, ж, мол тут вообще ни причём… А потом станете перечислять всякие случаи, когда вы не соврали, поступили честно (на ваш взгляд), и, вообще, помогли кому-то. Не надо. Вы не прошли проверку. Вы точь-в-точь как тот чиновник из оперативной съёмки, которого зацапали за взятку. И вот, тележурналист берёт интервью у задержанного и спрашивает: - Ну, вы ведь, всё-таки виноваты? Взятку-то вы вымогали, и взяли. На что, задержанный с полным возмущением, чуть ли не в крик заявляет: - Да, что я-то, вы на других посмотрите! Они миллионами взятки берут и ничего, А тут меня за какие-то жалкие пятьдесят тысяч схватили. Это подстава! Это несправедливо!
Журналист: - Но закон-то вы нарушили. Пять рублей или пятьдесят тысяч, но взятку вы ведь взяли. Это же преступление. – На что задержанный опять, с пылом, достойным лучшего применения, стал кричать, вы на других, мол, посмотрите… И никакие доводы его с места не сдвинули. Конечно же, взятку он взял «впервые в жизни», и то случайно, а так он самый хороший. Мда… Это вы. Узнаёте себя?
Один брат рассказал такой случай: одна состоятельная семья взяла на работу верующую девушку, совсем молодую. Работа, на которую часто и с большой охотой зовут именно девушек-христианок. Желательно из многодетных семей. Няня-домработница. Ну, где вы еще в современном мире найдёте таких? Тихая, опрятная, без вредных привычек, никаких бранных слов, детей любит, и главное, знает, как с ними обращаться. А вот, честная ли? И её сразу решили проверить.
Сказали, что накануне был праздник (день рождения чей-то, или что-то вроде), остался беспорядок, когда ребёнок заснёт надо прибраться. Под диваном в пыли оставили несколько смятых купюр разного достоинства. То есть, полное впечатление, что деньги там давно и случайно, и про них никто не знает. А сами уехали. Сестра наша сделала уборку, протерла и пыль под диваном. Деньги все нашла. Аккуратно расправила, сложила вместе и положила на журнальный столик, слегка придавив с угла вазочкой с цветами. Всё на месте, всё на виду.
Супруги приехали, виду не подали, попрощались с ней до следующего раза. Она стала там работать. Кстати, деньги в разных местах она находила ещё не раз. С тем же результатом. Что это были проверки, она узнала только впоследствии, когда по рекомендации этих людей работала уже в другом доме.
А если бы взяла? Ведь были случаи, когда проверку и не проходили. У меня нет статистики, но ведь ясно, что нередко. Мягко говоря. Главное создать у человека впечатление, что об этом никто не знает. Иногда даже на скрытую камеру люди ловились.
Возможно, кто-то скажет: - Так это люди проверяют, тут надо просто нос по ветру держать!
Отвечу: - Нас проверяют всегда. Иногда - люди. Всегда – Бог! Вспомните вступление.
Возможно, вы скажете: «да я, собственно, особо не обманываю, почти вообще никогда. Так, изредка. По крайней необходимости». То есть редко, но метко? Поздравляю вас опять. Вы – лжец!
Как вы себе представляете лжеца? Настоящего. Человек, который только и делает, что лжёт? Каждое слово ложь. Каждая фраза обман. Так, что ли? Но таких людей не бывает. Лжец не тот, кто врёт всегда и постоянно, лжец, это тот, кто врёт порционно, дозировано и только, когда это необходимо. А когда положение вещей устраивает лжеца, он, вполне себе, говорит правду. Искусный лжец, это тот которого трудно поймать на лжи. Чья ложь очень похожа на правду. Чья ложь порой и состоит из большей части правды и малой части лжи. Тем труднее понять. Тем опаснее лжец.
Из советского прошлого помню такую фразу: «настоящий пионер (комсомолец, октябрёнок или кто-нибудь другой, в общем, нужное подставить) должен всегда говорить правду, (запятая) даже если она ему невыгодна». И я, по молодости лет совершенно не видел заложенного в ней лукавства в виде запятой и остатка фразы. Может быть и вам непонятно? Объясняю: после слова «правду», надо ставить точку, а если стоит оговорка, что, мол, даже если… то «всегда» получается не всегда, а за исключением тех моментов, когда правда не выгодна говорящему. Теперь видите?
Давайте откроем Писание. Обещаю, что не буду утомлять вас многочисленными цитатами (Ох, не соврать бы). Возьмём только одну.
Притчи 10:2 «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти».
Видите, что написано? ПРАВДА ЖЕ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ СМЕРТИ.
И что, спросите вы. А то, что человек говорящий ложь, всегда делает это, НЕПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАЯ какую-либо ситуацию. Наступает такой момент, когда его разум говорит ему: «вот тут, потому-то и потому-то, лучше сказать неправду». И он говорит. Дорогие мои, позвольте сказать, что когда человек говорит неправду это ВСЕГДА неправильная оценка ситуации. В самом её корне.
Давайте приведём пример.
Если мы откроете самую последнюю главу 1-й книги Царств (31 глава), то в ней мы сможем прочитать историю о смерти Саула. А в следующей главе (это уже первая глава 2-й книги Царств) мы читаем ещё одну историю о смерти Саула. И эти две истории как-то не очень сочетаются друг с другом. Итак, давайте сравним.
Буду говорить своими словами, выделяя ключевые моменты.
История первая. Саул проигрывает битву. Отступая со своими людьми по Гелвуйской горе, он одного за другим, теряет своих сыновей. Его преследуют вражеские лучники, и он изранен ими. И вот он остается вдвоем со своим оруженосцем. Надежды на спасение нет, и он просит оруженосца, убить его мечём. Тот боится, и Саул сам падает на свой меч. Оруженосец, увидев, что Саул умер, тоже падает на свой меч и умирает вместе с ним. Филистимляне находят их тела только на следующий день. Конец первой истории.
История вторая. К Давиду в Секелаг приходит некий молодой человек, амаликитянин по национальности. И рассказывает о смерти Саула и Ионафана. На вопрос Давида, откуда ты знаешь, что Саул и Ионафан умерли, юноша излагает свой взгляд на обстоятельства их смерти: «Саула преследуют всадники и колесницы. Саул пал на своё копьё, но ещё жив. Я случайно оказался там, и Саул попросил меня добить его. Видя, что он, всё равно не жилец, я добил его. Вот, кстати, венец с его головы и браслет. Это тебе, Давид». Конец второй истории.
Ну что, есть разница? Есть. Эти два рассказа, выражаясь научно, не вполне кореллируют между собой.
Нестыковки очевидны. Так какой же из них верен? Или кто-то начнёт кричать о противоречиях в Библии?
Противоречий нет. Просто есть два изложения. Одно настоящее, от Писания, «ориджинал», так сказать, а другое - лживое, от молодого амаликитянина.
В Писании дан ряд небольших зацепок, по которым, (предположительно) думаю, что можно восстановить ход событий. Написано, что лучники сильно изранили Саула перед его смертью. Вопрос: Почему же лучники не забрали Саула в тот же день? Почему они вообще позволили ему покончить с собой? Взять вражеского царя живьем, не лучше ли? Лучше. Но они, почему-то этого не делают. Написано, что Филистимляне лишь на следующий день нашли Саула и его трёх сыновей павших на горе Гелвуйской. Что же им помешало сделать это сразу? Я думаю, два фактора. Темнота и пересечённая местность.
Это сейчас, при наличии приборов ночного видения, спутников и беспилотников видящих в темноте люди могут увлечённо истреблять друг друга даже в тёмное время суток, но в те времена было не так. Ночь прекращала все боевые действие. Вы просто не можете воевать. Риск быть убитым или убить своего возрастал многократно. Человек просто ничего не видел. Тем более в горных условиях. Я так понимаю, что когда Саул совершал самоубийство, он не находился в прямой видимости филистимских стрелков. Спустился в ложбину, завернул за выступы горы, забежал в лесной массив… да мало ли вариантов? В итоге он погибает. И, по всей видимости, тут появляется наш юный амаликитянин. Что он там делал, на горе? Могу предположить, что наблюдал за ходом битвы. С какой целью? Ну, во-первых, интересно посмотреть на сражение. А во-вторых, и «в-главных», можно чем-нибудь поживиться. Он мародёр, короче говоря. Кровно, он не связан ни с одной из сторон, ни с израильтянами, ни с филистимлянами. Ему всё равно кто победит. А снимать оружие или украшения можно и с тех и с других. Сражение ведётся в долине, где можно развернуть войска и поэтому сверху, с горы легко наблюдать. И вот он засел на горе. До наступления темноты он успел заметить, как Саул, с остатком своих людей, бежит в его сторону. Заключительного этапа трагедии, думаю, он не видел. Тут и темнота и неровности рельефа. Отсюда и нестыковки в его рассказе. Он в темноте начинает искать царя. Тут можно сыграть по-разному: если царь жив, помочь ему и получить награду, например. А если мертв, можно снять с него его украшения и оружие. Большие деньги. Он находит Саула уже мертвым в темноте. Думаю, что он боится и торопится. Ведь царя будут искать. И друзья и враги. И. поэтому он быстро хватает только диадему и браслет, знаки отличия царя (самое ценное), и, оставляя оружие нетронутым, бежит оттуда как можно быстрее. Но потом, отдышавшись, и всё хорошенько обдумав, он понимает, что такие вещи просто сбыть на рынке не выйдет. Обязательно пойдут неудобные вопросы, непременно поинтересуются, откуда у тебя царский венец. Что делать? О! Идея! Отнесу-ка я это всё Давиду! Вот кто порадуется, вот кто меня наградит! Ведь он теперь может быть царём. Саул-то умер. Скажу, что это я его добил. Чтобы наверняка. Что-то там, в темноте из груди Сауловой торчало… копьё, кажется. Впрочем, неважно. Надо ещё добавить, что кони и колесницы настигали Саула (то есть и меня тоже), и я вот, с риском для жизни принёс моему господину Давиду этот венец и запястье. Интересно, что он мне даст?
Всем, кто читал это место Писания, известно, что «дал» Давид этому юноше. Давид приказал его казнить. «Твои уста свидетельствовали на тебя… я убил помазанника Господня». Я не знаю, увидел ли Давид нестыковки в рассказе амаликитянина. (Если колесницы мчались за Саулом, когда это ты успел всё это сделать? Как ты сам смог уйти от них? Быстро ли по горам, вообще, могут мчаться колесницы?) Заметил ли это Давид? Не знаю, скорее всего, заметил, и не только это, но и ещё многое другое. Множество мелочей и деталей, которые мы, сквозь туман времён увидеть не можем. Но у нас есть Библия. Есть Писание, которого нам достаточно, чтобы разуметь истину. Всё, что нужно для жизни и благочестия. И понимания.
Итак, вывод из этой повести: надо было просто сказать правду. Она спасла бы юношу от смерти. Он НЕПРАВИЛЬНО ОЦЕНИЛ СИТУАЦИЮ. Оценил её по себе. О благородстве Давида он просто не подумал.
Ах, если бы он просто сказал правду. ОНА СПАСЛА БЫ ЕГО ОТ СМЕРТИ. Вы видите это?
Аналогичный случай с Ананией и Сапфирой. Не будем разбирать подробно, я думаю все знают. (Кто не знает: Деяния 5 глава 1-11 стихи). И дело тут не в деньгах, дело тут во лжи. Пётр, обращаясь к Анании, сказал «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретенное продажей, не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу». Дело во лжи. Анания неправильно оценил ситуацию. Тщеславие. И добродетельным прослыть и при деньгах остаться. А если бы он сказал правду? ОНА СПАСЛА БЫ ЕГО ОТ СМЕРТИ.
Бывало слышал проповеди, где говорилось о том, что надо жертвовать Богу и в пример приводились Анания с Сапфирой, мол, не всё отдали… и вы если сейчас в пожертвования всё не отдадите… В общем, понятно. Это камешек в огород харизматов и иже с ними.
Всякая ложь не от Бога. Ложь от отца лжи. Когда мы начинаем думать, где сказать правду, а где солгать, мы полагаемся на свой разум, на свою оценку ситуации. Притчи 3:5 «Надейся на Господа всем сердцем твоим и НЕ ПОЛАГАЙСЯ НА РАЗУМ ТВОЙ».
Надо всегда говорить правду. И когда наш разум просто кричит нам: «Здесь надо солгать! Сделай исключение! Тут ситуация особенная!!!», не полагаться на него, а всем сердцем надеяться на Бога.
Здесь, кстати не говориться о том, что надо отключить голову и жить «как дух поведёт». Порой приходилось слышать подобные проповеди (ещё один камешек в тот же огород). Правда спасает от смерти. Говори правду и надейся на Бога! Вот, о чём тут.
Написано, что Бог взирает на сынов человеческих и вникает во все дела их. (Пс.32) ВНИКАЕТ ВО ВСЕ ДЕЛА. Да. И каждый раз, когда вы (и я) нечестно себя ведёте, когда лукавите, кривите душой, уклоняетесь от правды, берёте то, что вам не принадлежит, вы не проходите проверку. Увы.
Два раза в 4-й книге Царств и один раз во 2-й книге Паралипоменон упоминаются люди, которым поручили серебро, чтобы они нанимали производителей строительных и отделочных работ. И у них не требовали отчёта, потому что они «действовали честно». Не проверять людей, которым на руки выданы деньги для строительства?! Это уму непостижимо. Стройка. Государственный заказ. Вот где можно развернуться!
Поставить своих людей (свою фирму) и взять «откат». Купить материал дешевле (и похуже), а разницу в карман, да и ещё много чего. Сам помню, что читая разнообразную литературу, периодически наталкивался на слова, что такой-то или такой-то «разбогатели на строительных подрядах». Реальный шанс разбогатеть! Золотое дно. Вспомните коррупционные скандалы со строительством разных крупных объектов в России-матушке за последние десять лет. Кто-то разбогател. Ага. А тут (в Писании) люди поступают настолько честно, что их даже не проверяют. Почему? Видимо проверяли, проверяли и устали проверять. Убедились окончательно.
Вот и нам бы…
Возможно, кто-то не выдержав, воскликнет: «Да как честным быть, когда все вокруг врут! Кругом ложь и обман!» Да, вы правы. Кругом ложь и обман. В том-то и дело. Скажите, а вы не видите в этом прекрасную возможность лично для себя? Какую? Люди очень устали от лжи. Людям нужен кто-то кому можно верить. Люди мучаются с этим. Они поручают кому-то дела, потом назначают проверяющих. А потом назначают тех, кто будет проверять этих проверяющих. И потом ещё кого-нибудь, чтобы следить за последними. И вдруг узнают, что вам можно верить. Что вы не солжёте, не предадите, не слукавите. Это же чудо. ВАМ МОЖНО ВЕРИТЬ. Никому нельзя, а вот лично вам, можно. И пусть вас проверяют. Просто поступайте честно и не переживайте об этом. Сто раз проверят, сто раз убедятся, что вам можно доверять. Это лучшая инвестиция (простите за такое сравнение). Это полагание надежды в Боге. Это то, что Писание называет «в Бога богатеть». Это верующим, если кто ещё, вдруг, сомневается.
А если неверующий? А если неверующий, то это «неверие» и проистекает от внутренней нечестности. Извините уж. Бог смотрит на сердце. На внутреннюю честность. Это именно оно.
А честный и мыслит о честном и твердо стоит на всём что честно. Исайя 32:8.
И ещё…
…ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что ВО ВСЁМ ЖЕЛАЕМ ВЕСТИ СЕБЯ ЧЕСТНО.
Евреям 13:18
Можно много ещё сказать, много примеров привести, мест Писания… Но главное, думаю, все поняли.
Ого! Вы дочитали до конца? Может быть, вам ещё и понравилось? Вы согласны со мной? В таком случае поздравляю – вы прошли это испытание.
Ан Ма Тэ. Находка. Январь 2023
Свидетельство о публикации №225050700083