Из дневника Марты Г

15 апреля 1945. Берлин. Они ворвались в подвал, где мы прятались от обстрелов, и приказали всем выйти наружу.
- Пошли все вон! Живо! - крикнул офицер женщинам, старикам и детям, испуганно потянувшимся к выходу и волочащим за собой узелки с пожитками  Остаться в подвале разрешили только нескольким молодым. Я была одной из них.
- Сейчас начнётся, - сказала моя подруга Фаина. - Приготовьтесь, девочки. Не сопротивляйтесь. Мы это переживём.
В подвал ввалило человек двадцать. От них воняло потом и грязными портянками. Солдаты сбросили брюки и навалились на нас - шестерых. Мы не сопротивлялись - по совету Фаины. Только одна девчонка, совсем подросток, лет тринадцати, затрепетала, вскрикнула, но солдат вставил ей в рот револьвер, и она мгновенно обмякла и затихла.
Они что-то громко кричали на своём языке и непрерывно хохотали, комментируя действия друг друга. Незнакомая речь пересыпалась какими-то особенно грубыми по интонации словами, на которые большинство из солдат реагировали раскатистым смехом.
Что я переживала? Я беспокоилась о своих штанах. Они порвали их. Впрочем, как и всю одежду. Я не хотела больше ни о чем думать, жалеть себя.
- Мои штаны, - твердила я одну фразу, словно спасительную мантру, - мои последние штаны.
Наружу мы вышли голые. Здесь  нас поджидали  родные и знакомые. Они, кто молча, кто плача и стеная, прикрывали наши тела платками, шарфами, кофтами. Девочку подростка вынесли из подвала на руках. Ей досталось от солдат больше других. Все двадцать  хотели полакомиться её тоненьким нежным телом, потрепать ее длинные золотые волосы. Девчонка,  будто в бреду, шептала:
- Мамочка, помоги мне, я хочу умереть...
16 апреля. В тот подвал никто из нас больше не вернулся. Мы прятались на чердаках разрушенных зданий. В этот день мы слышали отчаянные крики женщин, которые раздавались то тут, то там.
17 апреля. Меня и Фаину отыскали на чердаке. Их было семнадцать. Терзали нас долго, по несколько раз каждый, я думала - этот день уже не переживу.
18 апреля. Решили с Фаиной уходить из города. Но всюду - советские танки и солдаты. Перебегали, крадучись, от дома к дому, от чердака к чердаку. В одной квартире нашли опрокинутый шкаф и спрятались внутри. Ноги затекли. Но мы боялись шелохнуться. Хотелось пить. Услышали отчаянный крик. Выбрались из шкафа посмотреть, что происходит. В доме напротив, в проеме окна увидели юную девчонку. И силуэты подступавших к ней солдат. Девчонка с криком сорвалась  вниз.
19 апреля. Мы решили - долго не протянем - умрем от голода и истязаний. Фаина предложила дежурить у окна, выслеживая советского офицера. Как только он появится, идти к нему и предложить себя. Это единственный путь к спасению - стать любовницей офицера. Очень понравиться ему. Получить хоть какую-то защиту. Другого выхода нет...
P.S. Последняя дата дневника Марты - 30 июня 1945. Позже он был опубликован и переведён на тридцать языков мира. В стране-победителе текст дневника запрещён.


Рецензии