Аукнулось
Ах, детство! Такое доброе и беззаботное время! Все тобой любуются и не нарадуются, всем ты хорош, а от тебя ничего не требуется - бегай, скачи стрекозой, качайся на качелях. Как в хорошей песне: «…только радость впереди!»
Так же всё было и у Артёма: ни забот, ни хлопот, и казалось, этому не будет конца. Долгожданный ребёнок в обеспеченной, заботливой и хлопотной семье. Он в классе удивлялся, когда кто-то из друзей жаловался - то ему нельзя, это дома запрещают, а за это от папашки достанется «по самое не балуйся»! Ему-то море по колено, о чём только ни заикнись - всё на подносе, готовенькое, как в сказке. С ранних лет, сколько помнил себя, угол в его комнате завален был игрушками - ассортимент на выбор! Одно надоедало, в мгновение ока – появлялось новое и особенное. Что в саду у кого- то из группы увидел - завтра будет у него.
А уж как начались школьные годы, когда у Артёмки проявилась тяга к учёбе, и был замечен музыкальный талант, маманя с батей перед ним только на коленях не стояли и не молились, как на икону. Теперь в углу его комнаты, когда гора игрушек отправилась в мусорный бак, это место заняла высококлассная аппаратура акустики, профи синтезатор, электрогитар - не перечесть, как тех же машинок и паровозиков. Но в какой-то день Артём подумал и решил отказаться от музыки - больно процесс этот трудоёмкий. Чтоб что-то заработать, надо «потеть», к чему его не очень тянуло.
Когда пришло время поступать в институт, не знал куда податься. Решил в юристы - там можно и пальцем не шевелить, денежки сами в карман текут, если, конечно чуть мозгами и языком шевелить. И опять, все к тебе с поклоном. Сказано-сделано, вступительные сдал без проблем - память и способность мыслить пока его не подводили. Учёба в универе покатила как по накатанной. Только обязаловки стало на порядок больше: лекции, семинары, учебники, кодексы мусолить. А тут друзья, девчонки крутые, одно слово - молодость! Не зевни, не потеряй! Время промчится и не заметишь. Невольно вспоминалось детство, там был рай. А тут каждый от тебя чего-то ждёт, каждый ищет момент, как на тебя хомут накинуть. Так и хочется послать…
Папашка с мамакой… А что они? Он их ребёнок, они выполняют родительские обязанности. Пока справлялись, упрекнуть было не в чем. Но, вот, мамашка что-то закосила, какую-то хворь у неё доктора отыскали - Артём негодовал! Всю жизнь, сколько он помнил, мамашка без проблем отсидела в каком-то заведении со своими отчётами, всё домой пухлые папки таскала, да бате заказы для Артёма давала. Батя после этих её заказов по неделе в командировках пропадал, зато по приезду все Артёмовы требования были исполнены вмах! А тут вдруг - облом.
И теперь как-то пошло не так. Мамашу отправили на лежание в больницу. Что там с ней делали Артёму было некогда разбираться - у него назревала свадьба, не до мамаши. Однако случилась незадача - её из больницы привезли в «яшике». Понимал Артём, теперь у него проблем прибавится - батя один, без мамаки, может его не потянуть. Но, собственно, он его отец, а значит - старайся. Но, что-то и у бати прошлая прыть отвалила - скорчился после похорон, ссохся, стал сам не свой. Но Артём посчитал - ничего, время поправит, дело житейское. Тем более у них с Эльзой малышка народилась, появились новые запросы, а с ними разбираться только деду. В командировки теперь ему, конечно, не ездить, но, обязанности-то по снабжению с него никто не снимал.
А Дашка подрастала. Деда, правда, она почти не видела - зачем ребёнка стариком пугать? Тем более, теперь он стал и грязный, и вонючий, да просто одичал совсем. Ребёнку это ни к чему. Но «купаться» и копаться в игрушках, только в более солидных, чем были у Артёма-папки, Дашка была не против. Смартфоны да айфоны по паре-тройке сотен баксов, это вам не паровозики, да машинки. Хотя, по-прежнему, тут снабжение шло по накатанной, конечно, не от Артёма, на это есть и остаётся дед. Пенсия у него просто заманчивая! Хотя у Артёма с Эльзой и у самих стало неплохо получаться, они трудились в одной юридической фирме, и «на лапу» там «капало» неплохо. Но, как древние говорили: «Мы могли бы сами, да привыкли с вами!» Только время летело, а постепенно от деда стало перепадать всё меньше - дед зачем-то безумно много стал тратить на «свои» лекарства. Не помогали даже упрёки. Дашка неожиданно выскочила замуж, и деньжат стало заметно не хватать. Вот она, молодость - Артём невольно вспоминал себя тогда – всё, как у него, почти один- в один. Только у него всё шло окей, без недостатков, батя тогда стоял на ногах как- то ровнее!
А тут новая незадача - дед свалился. Инсульт. И кто эту болезнь придумал? На семейном совете решили не создавать проблем - отправить деда на сестринский уход, там его и вылечат, и ему веселее будет, не он же один с такой болезнью. Эльза с Дашкой настояли - Артём не был против. Отправили. Деда спрашивать о желании? Зачем? Он свою жизненную миссию выполнил. А там может и ещё порадуется жизни.
Уж так получилось, отправили деда очень вовремя, хотя, по-простому хотелось от него, и забот с ним, побыстрее избавиться. А, оказалось, сестринский уход помог здоровью старика. Он прошёл необходимый курс лечения и реабилитации, и ко всему оказалось у него время подумать и рассудить о жизни. Вспомнилось всё: интересная работа - мечта жизни, хорошо оплачиваемая, рано ушедшая подруга жизни единственная, любимая и неповторимая, рождение первенца, ставшего тоже единственным. А потом все заботы о нём. Только эти заботы не пошли впрок. Единственными и неповторимыми не стали они для сына. А может, сами его таким сделали? Об этом старик спрашивал себя и не находил ответа. Но что стал чужим - было ясно без слов. А ведь вся жизнь была положена на одно - только б их единственному чадунюшке не было в чём-то недостатка. Так и было - хватало всего и без меры. Лишь теперь стало понятно - не дали главного. Порядочности и совести.
В одно такое утро старик привычно рассуждая, вспоминал, глядя в окно. Весна принимала в свои объятия прилетевших грачей, которые, торопясь, делали привычные дела. Их не пугал ни шум проезжающих машин, ни насупившееся серое небо. Десятки птиц галдели на макушках берёз у окон, подстраивали гнёзда, искали себе пары, радовались жизни. Всё у них было впереди. Но, наверное, не так, как у старика, старались все одинаково и не отличить, где дети, а где родители.
Вдруг, вошедшая в палату сестричка, обратилась к старику:
- А я вам новость принесла, не знаю приятная ли… Кажется вашего сына в наше отделение, на уход привезли, тоже после инсульта. Хочу посоветоваться с вами, может в вашу палату, на койку рядом, вы не против?
Старик вздрогнул, опустил глаза в пол. С минуту молчал.
- У меня нет сына. Давно.
В эту же ночь старик умер. Сын умер на следующий день.
На местном кладбище отца и сына похоронили рядом. С тех печальных дней прошло несколько лет. Посетители кладбища не раз замечают молодую пару, что к праздникам посещают эти две рядом находящиеся могилки с похожими фотографиями. Подчищают, подкрашивают, но всё делают молча.
Колесник А. В.
07. 05. 2025 г.
Свидетельство о публикации №225050801322