Как украинцы для нас Куликовскую битву выиграли

Как украинцы для нас Куликовскую битву выиграли.

   Кто смотрел «Ширли-мырли», - культовый фильм 90-х, наверное, помнит эпизод, где собравшиеся вместе три брата близнеца, каждый по убеждению националист «своей» нации, - спорят кто «круче», и «цыганский» брат говорит «русскому» брату:
   - Забыли кто для вас Куликовскую битву выиграл?!!
   - Не уж-то цыгане?!! – удивляется тот.
   Тем самым режиссёр хотел карикатурно отобразить абсурдность всяких национал-шовинистских фантазий, в которые так охотно верят национал-шовинисты всех мастей и активно их высказывают, несмотря на явные противоречия не только фактам, но и всякому здравому смыслу.
   Так кто-же все-таки, на самом деле выиграл «для нас» Куликовскую битву???
   Озвучу новую версию на эту тему. Куликовскую битву «для нас» выиграли украинцы. Как ни парадоксально и смешно это звучит, но истина в этом есть…
   Однако все по-порядку.
  *   *   *
   Мы не найдем нигде каких-либо указаний, что Иван Калита (1328-1341г.г.), укрепляя Москву и приобретая Владимирскому княжеству новые земли, накапливая казну и, поощряя переселение на свои земли с южных окраин, готовился к схватке с Ордой. Объективно его деятельность вела к тому, чтобы Москва стала собирательницей освободительных сил, говоря современным языком, он готовил материальную базу для создания того войска, которое могло бы противостоять ордынцам в грядущих битвах.
   Князь Симеон (1341-1353г.г.), сын Ивана Калиты уже помышляет об освобождении от Орды, Москва расправляет свои плечи. Тверь затихла, Рязань не поднимала головы против Симеона, с Ольгердом (Князь Литовско-русского государства) мир. Орда увязла в войне с хулагидами. На Русской земле наступала тишина. Казалось бы, судьба вручала Симеону в руки меч освобождения, ему и было предназначено совершить первые шаги к утверждению самостоятельности Руси от Орды. Быть может, столкновение с Ордой случилось бы намного ранее Куликовской битвы, но из Европы накатилась эпидемия чумы…
   Чума пришла нежданно-негаданно, в Псков ее занесли немцы. К тому времени в Европе она уже унесла, как ныне подсчитано, более 24 миллионов жизней. Из Пскова эпидемия перекинулась в Новгород. Вымирали целые улицы. Вымер Смоленск, осталось всего лишь четыре человека, в Белоозерске умерли все. Чума достигла Москвы. Сначала она поразила митрополита всея Руси Феогноста, умер великий князь Симеон, его сыновья и брат Андрей. Русь и Великое Литовско-Русское княжество обезлюдели и надолго обессилели. Все, чего добились Даниловичи, - Иван Калита, князь Симеон пошло прахом…
   Престол занял брат Симеона Иван II (1353-1359г.г.). При Иване II Москву охватил один из самых ее гибельных пожаров, который вошел в историю как пожар «всех святых». Город сгорел дотла, сгорели все до одной церкви, но в какие-нибудь два года вырос вновь.
   Иван II спешил втихомолку укрепить свое княжество. Вокруг Москвы и в Москве, на ее землях стали собираться люди. Сюда переселялись землепашцы, ремесленники, ратные люди и бояре с Рязанской, Курской, Черниговской и Киевской земель. Приходили на службу к московскому князю с дальних южных окраин, с Волыни, из-под карпатского Галича. Московская Русь пополнялась и возрождалась силами переселенцев с нынешних украинских земель, то есть прямыми предками современных украинцев и западенцев (западне украинцы, как их называют в России).
   Иван Калита, Симеон и Иван II оценили значение этого переселенческого движения. Началось освоение северного Поволжья, Белоозерского края, Кубенских земель, Углического поля, Устюжны. Переселенцы продвигались и дальше на север и уже схватывались по воле московского князя с новгородцами за далекое Заволочье.
   Именно в это период в Москве появляется некий боярин Дмитрий Боброк-Волынский. К князю Дмитрию Ивановичу (1359 — 1389г.г.) Дмитрий Волынский явился на службу с двумя взрослыми сыновьями, а значит был он человеком в возрасте и с немалым военным опытом. В Москве он женился на сестре князя Дмитрия. Это указывает, что московский князь очень дорожил своим воеводой.
   За Дмитрием Волынским неизменно остаются дела ратные, а на Куликовом поле ему было доверено руководство всем сражением. Он нигде не обозначен иначе как воевода, мы не найдем при нем синонима нынешнего слова «главнокомандующий», но природа средневекового боя такова, что тот, кому отдан под начало резерв, тот и руководит боем. А именно резерв, засадный полк, был поставлен под началом Дмитрия Волынского. Это ли не знак того, что всеми ратными делами в Москве занимался Дмитрий Волынский? Стало быть, мы имеем право предположить, что именно он играл ведущую роль в переустройстве московского войска, в подготовке его к решающей схватке с Ордой.
   Вполне естественно, что у нас возникает желание побольше узнать о Дмитрии Волынском, кто он, откуда родом, как оказался в Москве? Детали его биографии многое могли бы объяснить, но никто нам не оставил ни малейшего намека на его жизнеописание.
   Прежде всего отметим, — Волынский, это не фамилия, а прозвище. «Волынский» мы можем принять за указание, что означенное лицо связано с княжеством Волынским (ныне Западная Украина). К этому добавляется немаловажное указание: прозвище «Боброк». Неподалеку от Галича Карпатского (ныне Ивано-Франковская обл., Украина) протекает речка Боброк (ныне Львовская обл., Украина). Так два прозвища привязывают русского воеводу к определенному географическому району.
   Именно через воеводу, воспитанного на военных традициях Галицкой Руси, мы можем найти какое-то указание на то, какими тактическими новшествами могло обогатиться войско Москвы. Возникает некая логическая цепочка, по которой военное искусство Куликовской битвы смыкается с традициями Святослава Киевского и Даниила Галицкого, а с этим увязывается возможность обогащения военного опыта за счет тех перемен в военном деле, которым ознаменовался XIV век в Европе.
   Ничуть не принижая роль Дмитрия Донского в разгроме Орды, мы должны воздать должное одному из самых значительных полководцев Руси Дмитрию Волынскому. Летописцы не оттенили его выдающееся полководческое дарование, но современники, те, кто сражался на Куликовом поле, твердо надеялись на его мудрость. Отнюдь не по капризу отдал князь под его начало засадный полк и руководство всей битвой. Это ли не высшая оценка?
   Отдельно следует отметить роль Дмитрия Донского в Куликовской битве. До Куликовской битвы он организатор войска, а на Куликовом поле он совершает почти беспримерный в истории подвиг.
   В средневековом бою командующий, если он хотел руководить битвой, должен был находиться при резерве и засадном полку. Дмитрий Иванович облачился в боевые доспехи и вошел в строй рядом с витязями и рядовыми воинами, а командование передал более опытному воеводе Дмитрию Михайловичу Боброк-Волынскому, думая не о славе полководца, а о чести государя. Когда его начали уговаривать руководить войском и не подвергать свою жизнь опасности, он ответил: «Кто больше меня среди русских сынов был почтен и беспрестанно дары принимал от господа? А ныне злое пришло на меня, ужели не могу вытерпеть! Не могу видеть вас, побеждаемых, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью умереть! Если же умру, то с вами, если спасусь, то с вами!..»
   Что было дальше, думаю не стоит напоминать. Золотоордынская армия Мамая было напрочь разбита соединенным войском Северо-восточной Руси под общим руководством волынского воеводы. И немалую, а может и бОльшую долю в нем составляли выходцы с нынешней Украины, Беларуси…
   Следует отметить, что наши предки не делили себя на отдельные нации. Все они ощущали себя одним народом одной страны, хоть и поделенной меж разных властителей в результате феодальной раздробленности и завоеваний.
   И вот спустя столетия, мы, один народ одной страны, забыв, как вместе поднимали свои земли после опустошительных нашествий, эпидемий, пожаров, вместе бились на полях сражений с иноземными захватчиками, мы теперь крошим друг друга в кровавой бойне, исполнив-таки их великую американскую мечту, тупо повинуясь своим-же продажным политикам, жадно впитывая весь тот бред, который они обильно льют нам в уши…

   Декабрь 2024г.


Рецензии