Havravn. Глава XII. Tiwanaku

В лабиринтах Тиуанако принцесса встретила себя, заблудившуюся во сне…

Глава XII. Tiwanaku

Как только Ровена вышла из лавки масок, в небе сверкнула молния. Но шаманка восприняла это как знак — скоро она вернётся домой…

Проклятые Анды превратились в чудовищ; на боливийских улицах воцарился хаос. Обезглавленные мертвецы сбивали её с ног. Она бежала от наступающего мрака, но тени смерти её догоняли… «В полночь в храме Каласасайя свершится последнее жертвоприношение…» — кричали ей вслед усопшие. Странница столкнулась со скелетом; чуть не упала в вырытую могилу…

Среди покойников она заметила Человека в нефритовой маске и протиснулась к нему сквозь толпу.

— Где ты была!? — спросил он.

— Я потерялась… Здесь так много усопших.

— Не переживай, мы почти пришли…

Дождь обжигал подобно лаве. Вода была по колено. Ей казалось, что она идёт по дну моря. В лужах отражался истинный лик луны — череп. Ночное светило забыло надеть маску. Тени выносили из затопленных домов трупы и собирали кости, как ракушки. Путники следовали за фантомами по подводному лабиринту. Мимо них проплывали рыбы в масках инков. Быть может, Ровена никогда не покидала карибские глубины и до сих пор спит на дне? И даже бессмертные боги Миктлана не могут её разбудить.

У врат Тиуанако их встретил Кусильо. Невидимый кукольник дёргал за нити, управляя марионеткой:

— Добро пожаловать в Город Мёртвых… — одна нить куклы оборвалась. — Здесь похоронены живые.

Древний мир узнал принцессу. Звёзды слились в исчезнувшие пирамиды, чтобы Ровена могла подняться на них… И чудилось, что она уже когда-то была здесь во сне или наяву… Она обнимала статуи Тиуанако, надеясь на исполнение их пророчеств. С разрушенных храмов на неё взирали лики несуществующих. Но где сейчас те, кто их выдумал? Растворились ли они в небытие или обрели бессмертие? Бросили ли их в могилы или они ушли в другое измерение?

Плутая в лабиринтах мёртвого города, странница не подозревала, что за ней кралась чёрная пума.

Возле главных ворот храма Каласасайя Ровена увидела девушку в лучистой золотой короне, алом токапу и маске инков. Она дотрагивалась до безжизненных статуй, и те оживали; она приделывала головы к жертвам ритуалов и возвращала их к жизни. Тысячи теней Тиуанако застыли в ожидании последнего жертвоприношения.

Внезапно из мрака появился скелет в ожерелье из человеческих глаз. Он подошёл к девушке и поцеловал её.

Покойники торжествовали. Жрец с черепом в руке вышел к ликующим усопшим и воскликнул:

— Принцесса Тиуанако вышла замуж за царя Подземного мира… Мы обрели бессмертие!
 
Наконец, принцесса сняла ложное лицо, и Ровена увидела себя.

Но её двойник ушёл в пустоту… И сон, приснившийся инкам, улетел вместе с птицами…

Странница не успела сообразить, как на неё набросилась призрачная пума. Но то была лишь тень исчезающего царства. И, коснувшись живого, хищник рассыпался в прах. Но если он — лишь песок, уносимый ветром, — то кто она в этом зыбком и странном мире?

Поднявшись с земли, Ровена осознала, что её окружили безголовые скелеты… «Верни нам наши головы…» — просили они.

— Но у меня ничего нет…

Кто-то схватил её сзади за плечо, и скелеты испарились.

— Ты меня напугал! — она повернулась к Человеку в нефритовой маске.

— Я нашёл портал… Идём!

Он привёл её к Вратам Солнца, отражающим иные вселенные. Ровена стояла на перепутье — дороги вели в разные концы света. Она находилась в точке, где соприкасаются все миры. Принцесса была готова пересечь границу между жизнью и смертью. Время покинуть Подземный мир пришло…

Ровена прошла через Врата Солнца — однако ничего не произошло. Она не перенеслась в другое измерение…

Бог Виракоча грустно на неё посмотрел. Он словно сам не понимал, что случилось…

— Портал закрыт… — равнодушно сказал Человек в нефритовой маске.

— Этого не может быть…

— Почему ты в этом так уверена?

— Духи сказали мне…

— Твои духи ошиблись, — перебил он.

Ровена села на камень, прогнав с него скорпиона:

— Как же я теперь вернусь домой…

— Есть ещё один способ попасть на Мачу-Пикчу. Озеро Титикака — портал в мир живых. Я как раз собираюсь идти в ту сторону и мог бы тебя проводить… Но за определённую плату... — его нефритовые глаза сверкнули. — Я должен появиться на карнавале… Меня все уже давно ждут, а из-за тебя я задерживаюсь. Я бы хотел, чтобы ты тоже приняла участие в этом празднике. Дело в том, что наши жрецы стали слабы и больше не способны вызвать сильных духов. Как шаманка ты могла бы им помочь…

— И кого они хотят призвать?

— Подземных духов. После ритуала воскрешения мёртвой плоти для тебя это пустяки…

— Их мотивы мне понятны… Но зачем это тебе?!

— Я родом из тех мест… Этот карнавал символизирует победу шаманов над злом. Но после стольких наводнений и извержений вулканов у них не хватает сил противостоять смерти…

Человек в нефритовой маске помог ей убежать от Миктлантекутли и показал путь к Вратам Солнца. Но всё равно создавалось ощущение, что он её обманывает. Однако и спросить дорогу у неё больше было не у кого — всюду её окружали мертвецы, которые сами не знали, где выход из этого бесконечного лабиринта. И Ровена последовала за таинственным духом в маске….

***

Путники спустились в подземную пирамиду. Они шли по узкому тёмному проходу. С каждым шагом казалось, что стены всё больше сужаются. Высеченные каменные головы пытались предупредить странницу об опасности, но она не слышала их шёпот… «Кому принадлежали эти головы?» — размышляла Ровена. Петроглифы, рассказывающие о свадьбе принцессы инков с Супаем, уводили в глубины Уку Пача…

Как только путешественники вышли из пещеры, они очутились в центре безумного карнавала. Рогатые демоны в разноцветных мантиях, расшитыми драгоценными камнями, кружились в пляске смерти и били в бубен. Её так заворожил танец демонов, что она не заметила, как исчез Человек в нефритовой маске.

Скелеты играли на трубе; покойники собирали этот смутный сон по осколкам. Через неё проскальзывали духи.

Но все замерли, когда к Ровене подошёл жрец в маске андского дьявола.

— Ты вернулась в Подземное Царство… — он надел на неё корону из черепов. — Теперь мы можем совершить последний ритуал! 

Демоны закружили её в танце под безумную музыку. Ей участники карнавала мнились то мёртвыми, то живыми. Ровена неустанно меняла маски… Звуки сампоньо вводили в транс… Она переносилась на Мачу-Пикчу; плыла на лодках с инками по озеру Титикака; ей моаи острова пасхи открывали свои тайны… Шаманка била в бубен и в других мирах извергались вулканы. Она танцевала со скелетами и в джунгли врывалась гренландская метель. В мире майя пошёл снег, а на севере растаяли ледники. Шаманка творила новый мир из огня и льда… Ровена стремилась создать из дня ночь, из жизни — смерть… 

— Он пришёл! — жрец сорвал с неё маску.

Она обернулась и увидела Супая — на его голове сияла корона инков, а по лицу ползали змеи и ящерицы. В руке правителя Уку Пача билось человеческое сердце.

— Идём за мной, — позвал он. — Осталось лишь шагнуть в бездну  — и ты поднимешься на Мачу-Пикчу.

Демоны и призраки в золотых масках провожали Ровену. Принцесса дала подземному духу руку, и они исчезли в лабиринтах Анд…


Рецензии