Студентка

Вхожу в класс. Дети встают.

- Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте! - Дружным хором отвечают дети.

- "Федорино горе" будем репетировать? - раздаётся чей-то радостный голосок.

С этим "Федориным горем" - горе!
Мы его рэпом читаем.
С притопами-с прихлопами.
На английском языке.
Муж мне сделал его перевод.

Лично я помню одну строчку и то не точно:

- Бат ляля ляля афтэ ит, - ритм точно помню. Слух хороший.

Зато сын помнит до сих пор. И это приятно. Он изучал немецкий язык. Муж мой лично пришёл как-то подправить произношение. Заучивали текст мы прямо на репетициях. "Немцы" делали на слух. Позже и "англичане", и "немцы" получили по пятёрке в журнал по иностранному языку.

- Нет, дети. Сегодня урок литературы буду у вас вести. Экспериментальный. Кстати, садитесь. В ногах правды нет.

Дети немного опешили, но радость явно улетучилась. Учительница литературы и русского языка  берет со стола тетрадь, ручку и уходит в конец класса, "на камчатку". Раскладывает школьные принадлежности и готова записывать конспект урока. Дети удивлённо  оглядываются назад и шушукаются.

Дверь в кабинет открыта. Дети не видят, но в рекреации стоит завуч и тоже пишет конспект урока для директора. Эксперимент мы проводим на спор с директором: можно ли в пятом классе применять игровые формы обучения.

Мой сын, благодаря этим самым игровым формам, перешёл из третьего класса в пятый. Причём программу четвёртого класса мы с ним из любопытства по лицейным учебникам прошли. Самостоятельно. Никаких переутомлений мы не испытали. Успели всё, и кучу книг в библиотеке прочитали.

Директор удивилась, но всё же сослалась на маленький возраст. Пятый класс - совсем другое дело. Это происходило  в декабре 2002 года. К сожалению, я не помню что мы изучали. Склероз. Помню, что произведение было классическим. Посмотрела сейчас в программу, но она явно изменилась.  Ну, не важно. Главное, что тема была совершенно новая. Не хоженная даже отличниками.

- Открываем учебники на такой-то странице. - Командую я.

Под шелест страниц раздаю карточки.

- Списать не удастся, мои дорогие. У каждого вопросы разные. Смотрите в учебники. Вопросы теста охватывает несколько тем. Писатель и разбор произведения. В карточках написано какие вопросы из какой темы в учебнике. Разобрались?

Дети смотрят в карточки и листают учебники.

- Разобрались. А теперь читаем вопрос и ищем ответ в учебниках. Рекомендую сначала прочитать все вопросы. Но вопросы идут подряд, по тексту. Они - закрытые. Вам нужно написать "да" или "нет". Ваша задача всего лишь не спеша, внимательно прочитать нужные тексты в учебнике. Работаем.

Дети принялись искать ответы на вопросы. К концу урока все дети сдали листочки. Все ответы оказались правильным. Домашнего задания детям не задали.

На следующем уроке мы повторили тест. Но теперь вопросы стояли вразнобой.  К тому же они изменились. В прошлый раз текст был внимательно прочитан. Найти ответы на вопросы теста не составило труде даже отпетым двоечникам.

Класс был трудный. Учителя сетовали, что такой класс бывает раз в десять лет. Двое учатся старательно, горстка не очень, остальные не учатся вообще. Плюс неуправляемость коллектива, проблемы с дисциплиной.

Кстати, проблему с дисциплиной в классе, для себя я решила следующим образом. Я вычислила реального лидера, и общалась с ним, как со старшим. Как со взрослым. Он был моей правой рукой. Я ПРОСИЛА его помочь. И он никогда мне не отказывал.

Тест сдали без проблем.

Директор удивилась. И перешла на тесты. Она преподавал физику. Те, кто смог написать тесты по памяти  - получали хорошо и отлично. Троечники по желанию могли подготовиться и перездать тесты без учебников. Двоечники сидели после уроков и сдавали развёрнутый тест по всему материалу, глядя в учебники. И получали законную тройку.

Фишка в том, что знания стали системными. Каждый проходил тест по всему материалу. Поэтому с контрольным работами проблем стало меньше.

Сейчас этими тестами никого не удивишь. Тогда я продемонстрировала как нам удалось без напрягов пройти програмау двух лет за один год. Кстати, после этого у сына отпало желание учиться в школе. Но учителя его сильно не третировали. Все знали, что за неделю каникул он выучит всё, что прошли за четверть, и сдаст тесты без помощи учебников.

А учительница наша была студенткой. Так обрадовалась, что нашёлся способ решить проблему с неуспеваемостью. Я ей ещё по русскому языку игрушек подкинула. Она по этой системе защитилась и была счастлива.

Конечно, мне повезло. Меня в МГУ в тридцать лет учиться научили. Всего одного семестра хватило. Вот, правда, с памятью у меня тяжко. Я информацию в подсознание складываю. А позже, по надобности, извлекаю.

Сыну повезло больше. Он индивидуальное самоизучение материалов в детстве освоил. При этом у него прекрасная память, Он пользуется изученным материалом легко на протяжении всей жизни. Ему уже 33 года.

А по литературе, помню, мы делали акцент на изучение жизни и творчества писателя. Годы жизни, семья, образование, в какое время жил. Какие исторические события повлияли на творчество. Список произведений. Краткое содержание. Списки персонажей и их характеристики.

Вот вам, детки, карточки с персонажами. А вот список произведений. А вот вам учебник. А вот книги. Играем. И играли, искали и раскладывали. Персонажей по книгам.

Интернета доступного, как сейчас, у нас в то время не было. Он, конечно, уже был. Но не в смартфонах.

А вообще это так приятно, когда после твоей игрушки тот самый двоечник по теме, в которую мы ИГРАЛИ - пятёрочку схлопотал. А отличник, который изучал тему традиционным путём, - пока лишь на четвёрку материал вытянул.

Игровая система обучения может сделать наших детей умными и грамотными. Легко! Только, ведь, учителя говорят, что повальная грамотность ни одной стране не выгодна. Думающие люди - беда общества. И кто, спрашивается, будет водить трамваи и мыть полы в метро?

Жаль. Очень жаль. Надеюсь, что сейчас картинка изменилась.

Текст большой. Сохраню и буду редактировать. Боюсь, слетит.


Рецензии
Эксперименты в образовании - замечательная вещь! Я учился 10 лет в школе (1948-1958 г.г.), потом 5 лет в университете. Школу закончил с серебряной медалью, в дипломе ВГУ только 4 четвёрки, остальные пятёрки. Был у меня замечательный учитель физики, хорошие преподаватели по математике. Но экспериментаторов, к сожалению, не было. Больше всего я выучил самостоятельно. И потом при написании кандидатской и докторской диссертации тоже главным образом занимался самостоятельно. С уважением,

Александр Абрамов 2   09.05.2025 17:21     Заявить о нарушении
Александр, здравствуйте!

Не знаю как сейчас, но в то время все экспериментальные материалы методические центры собирали, как внешкольные программы обучения. То есть учимся по программе, а играем в свободное от основной учёбы время. Но если взять группы детей, которые не вытягивали программу - экспериментальные программы "учись, играя" очень выручали.

Помню общалась с платным пансионатом. Директор улыбалась. Мы при любом раскладе обязаны детей научить. Потому что обучение дорогое. Мы используем и индивидуальный подход, и реальное, значимое поощрение. Они с англичанином мностранный язык изучали. И на каникулы в Европу с ним ездили на собственном автобусе. Подарками детей не удивить. А вот остаться за бортом экскурсии в Прагу на английском языке никто не хотел.

Англичанин, как назло, ничего по-русски сказать не мог. Детям пришлось его подучить.

Ну и обратная сторона. Когда детки не могут учиться в обычной школе. Помню, я с такими детьми муху-цэкатуху выучила. Одна девочка упорно называла муху - цЭкотухой. И вот сидят педагоги и диву даются. Это наши детки? Которые двух слов связать не могут? В восьмом классе начальную школу еле вытягивают?

Индивидуальный подход и игровые формы - перспективные. Но в обычной школе учителя на это пойти не могут. Нет возможности. Училка должна быть фанаткой. В нашем маленьком городке очень много учителей, которые давно достигли пенсионного возраста. Выручают. Учителей не хватает. Так что только мечтать остаётся.

Спасибо Вам!

Женя Портер   09.05.2025 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.