Рогнедино на Гобейке

     Чтобы такого написать о Брянщине к Дню Победы? Что мы знаем о крае, начну с этого, ну, песня есть, шумел сурово Брянский лес - про партизан. Брянский волк ещё многим известен, примерно как Курский соловей, так-так... Это Россия или Украина, меня спрашивали ещё лет 40 назад в Армении и Москве, когда я сам не понимал, что живу в России. Это Советский Союз, ребята! Детство и юность провёл на Брянщине (Стародуб, Клинцы, Брянск), и не думал что она такая знаменитая. Решил написать немного за историю Брянской земли в свете "Слова о полку", хотя она более известна по "Задонщине", но там тоже вспомним. К иронии судьбы, область обязана происхождением войне, образована в сентябре 1943 года. Там немножко от сябров, хохлов и москалей с сербами - с языком, именуемый "брянским говором", это такая специфика, друзья мои, но исключительно западной её части. Например, соседние орловчане не всё могут понимать о чём говорят две хозяйки на кухне, готовя полендвицу. Исключительно НА кухне, но спать ходят как все люди в спальню, а вообще белорусы мирный и трудолюбивый народ. Не сравнить с трудолюбием хохла или еврея, но там где прошёл армянин, там этим двоим делать нечего. Субботу в Союзе сделали выходным днём и я помню как все женщины обрадовались, ведь трудились все и даже те, кто тайно посещает синагогу, а в священный день не нажимает кнопку лифта. Состав населения смешанный, сказать что много евреев, как в том Витебске или Гомеле - 50%, так не скажешь, но Клинцы называли "еврейский городишко", впервые услышал в Брянске и удивился, почему? Потом вспомнил всех своих учителей, врачей, соседей и даже слесаря Семёна на Дурняцкой фабрике, ну да, есть такое. Сейчас в Беларуси менее 1 процента, как Президентом стал батька, а сколько в Клинцах или Новозыбкове не знаю, да и не столь важно. Жили дружно, весело, если дрались на улице, то совершенно по другим причинам.

      О  ЗЛАТЕ  И  СЕРЕБРЕ
      Земля не помнит себя без войн. А историю земли вообще надо начинать познавать от религии и русского языка, в первую очередь от языка, а не догадок по отрывочным сведениям из летописей, завещаний, аннотаций или художественной литературы. Наиболее познавательна - сказка Колобок или воз поныне там, как в басне. Все "истории" составлялись в угоду власти, потому монастырских летописей насчитали штук семь (основных), а филолог А.Шахматов сделал заключение, что все они как под копирку и подшиты в одну ПВЛ, составленную на основе Радзивиловской, потому история получилась растянутой во времени, а эпизоды в ней перекликаются, но уже под другими прозвищами героев, и вся картина напоминает сериал одного места с семи камер. Условно, конечно, но для понимания событий средневековья достаточно кадров для понимания происходящего там и как относиться к изучению нам. Религия в истории послужила раздражителем спокойствия на местах и источником войн, крестовые походы думаете закончились? Нет. Цель - порабощение, наложение дани, завладение ресурсами и, если на западе или Америке с открытием Нового света испанцами нам понятна история колонизации других земель, то почему стоит думать, что у нас происходило всё по другим причинам и законам развития "цивилизации" другим? или имперская Россия - это не колония, а нечто особенное? а остатки земель её за крайние 100 лет подвергаются нападкам и разорению совершенно случайно и в хаотическом порядке вторжения какими-то террористами и переворотами во власти за просто так. Далеко не так и звенья одной цепи. Времена серебряные уступают место золотым векам в искусстве, иногда наоборот, кое-где серебро дороже злата у политика, вот только на простом базаре у людей ценность металла не меняется. Всё это образы. Да и слова писались иначе (злато - от лат, сребро - с ребра), сравните: "А злата и сребра ни мало того потрепати!" - здесь религиозные образы смешаны в словах с "обоими полами", не станешь же ты "трепать" железяку? В любом смысле трепать современного значения, погладить - потрепать вихры причёски или истрепать душу, чуть не убить. Сказано это Автором после слов:

А, Игорева храбраго плъку не кр;сити, 
за нимъ кликну Карна — и Жля по скочи по Руской земли! 
Смагу мычючи въ пламян; роз; жены Рускiя въсплакашась аркучи: 
уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслiю смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати. 
А злата и сребра ни мало того потрепати!

Конечно же речь о детях, воинах, которых не увидеть - не вернутся с поля боя после произошедших событий 1183 года. Игорев полк (храбрый, слова "х-ра-б") разбит - не воскресить. За ним (после этого) "кликну Карна — и Жля по скочи...", и наделает много бед, если короче. Мы этот эпизод разбирали довольно подробно, тут Карна и Желя - одно лицо, олицетворение зла. Не вдаваясь в подробности (см. Карна и Жля в русском слове), замечаю топонимику: Карна - озеро, которое наполняет река Корна в черте города Новозыбков (бывшая столица старообрядцев, не сложившаяся на земле современной Брянщины), а есть река Корана на Балканах. Эти слова, корни слов, были положены основой в пласт или куст, называйте как хотите, но сравните русские корни и звуки других языков. Я уже писал про речку Картавую и Корну, писал про Злынку и Новозыбков, изучил крупные реки Брянщины (Ипуть, Десну), но не все мелкие, сейчас хочу пройти с запада на восток в сторону Смоленска до Рогнедино на реке Гобейка.

      Если есть гидроним Карна, то почему его никто не вспомнил из исследователей Слова о полку ни разу за 200 лет? Почему не сравни современные уже слова: корить, покорность, корка, икорка, кара, карта, картавый, Икар, Карина, Коран, корт, кард, корд, рекорд, реинкарнация - тот же "корень" - кор/кар. Топонимика или имена местности, названия рек с пустого звона не возникают, как Картавая или Карна с Корной, а есть ещё одна речка, о которой рассказ впереди - Гобейка и тоже Брянской области, верховья Десны. Топонимика - открытая карта слов, на которую филологи с историками стараются не обращать внимания и краеведам помощь не оказывают, ну разве - в качестве медвежьей услуги. А зачем? Скоро всё будет совсем иначе называться, зачем мутить сознание новому поколению (от латинской школы нагугленное), воспоминаниями о каких-то далёких временах и предках. Достаточно "тридевятых земель" в сказках, когда внуки читают их, сидя на той самой земле и думают о заморских далях. И мысли не возникает, что все эти "гуси-лебеди", "Иванушки" и "лягушки" - мы с вами в Зазеркалье. Почему "от латинской школы", так видится, что своя ещё не сформировалась, слишком короткий срок у России (новейшей), чтобы выносить и вырядить своё, вот и живёт страна без идеологии который десяток лет. Мы не строим коммунизма и вообще неизвестно куда идём - нет идеи, нет и идеологии. Зато есть "кешбэк" - новое словцо, родившееся в "год русского языка", чем не пример?

      ИЗЯСЛАВ И РОГНЕДА - ЭТИМОЛОГИЯ  ПРОЗВИЩ 

     Сравнимо с переносом Истры с Балкан на Оку, а ту реку теперь зовут Дунаем. Истра - история - с греческого языка. Такая же история происходит с переименованием малых рек, таких как Туросна или Корна. На картах местности, дорожных указателях и в словарях стала наблюдаться путаница, ибо карты и словари тоже разные, но указатели-то местные. Их устанавливают местные власти, исходя из каких-то соображений, каких? Это явно не гаишник, а избранный депутат, например, предложил гербом Брянской области сделать ель. Да, просто ель в три яруса о девяти лапах. А другой "депутат", столетиями раньше, гербом города Брянска (на Десне) предложил сделать пушку на лафете о 12 ядрах. В тоже время герб Рыльска - кабанья голова с клыками (родной город Автора "Слова о полку"), а в Новозыбкове поставили паровоз. Есть ли в этом знак времени? Безусловно, как и Петербург Ленобласти. Разруха начинается с головы и до клозетов. Если у кабана есть рыло (со свиным рылом, помните, нельзя в калашный ряд?), то я могу анализировать герб с "пятаком", чем роют и рыльником - старинным кувшином для топления масла, который можно использовать для умывания лица (рыла, морды, хари). Просто форма с носиком напоминает умывальник, опять же, не рукомойник (заметьте какие тонкости языка), хотя умываем-то мы всё, в том числе и рыло - лицо, и грабли - руки, и выю - шею. Мойдодыр - имя другого героя, но умывальника - "хромого", во всяком случае по названиям вещей прослеживается история: мой до дыр. Понимай как хочешь, но связь не теряется в обоих случаях. Так же Сейм (на котором Рыльск) образовал озеро Фитиж, и мне вполне понятны оба названия, как "производные" одного имени. Ёлку с пушкой тоже можно скрестить при желании, вывести белочку (которая грызёт ядра), от неё - "по беле с дыма" в качестве дани, таким образом подойти к иго. Язык богат и много слов в нём нам понятны (на обе стороны), но есть такие как Гобейка или Рогнеда. Они пока ещё никак не истолкованы, недосуг. Про Рогнеду слухов много ходит, но что значит "рог" в имени? а остаток слова - это еда, снедь? - второй корень. Имена и прозвища дают куда больше правдивой информации устами народа, нежели потуги историков, в качестве своём - многовекторные на сто версий. Специальное словоблудие. Вот слово "нежели", оно заменимо словом - "чем", хотя в нём прячется Жля (Желя, желе - студень), но жулики от языка его не успели обработать донельзя, хотя - "льзя" уже нет. Рогнеда перекликается с именем реки Беседь - снедью, она вполне могла быть "рожнедой", коли есть село Рожны и Рог (Красный), что совершенно рядом на реке Рожок; рог/рож - взаимозаменяемые слова с роз/рос. Отсюда производные - гроза, грозные (князья), князя не потому что суровые на вид и видом устрашающие и кровожадные, а от слова роз (рож/рог), единоверцы "с рогами", точнее - "единороги", осеняющие себя перстом единым. Единоросы - словосложением ничем не отличаются от Единорогов и Единой рожи, ну так устроен язык. Честь Пушкина и жены Натальи скомпрометировали письмом, посвящая мужа в "Клуб Рогоносцев", ведь это женщина может "наставить рога" неверностью, хотя... было и другое применение рогам - на шлемах, но это всё искусственное и забывается со временем, а всё народное - остаётся. В названии селения Рогнедино слышится -едино, всё одно что едИно.

     "Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ Грознымъ Полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ".

       В слове "клик" (кликну Карну, под кликом поганых) заметна та же рожа - лик. От него Рожны, Сурож, роженица, хлеб (думается и Рогнеда). Слово "поганый" не от грибов, а от хана, ср. коханый, кохать. В значении любить, но жалеть. В языке русском нет буквы, которая бы означала звук "кс", как в латыни. Поэтому пишем Оксана, Ксения, хотя одна "жена хана", а вторая - "гения" (знающие люди их различают), но обе благодарны своим именем, некоему мистеру Икс. Который у нас отвечает за систему координат, в которой живём и изучаем математику. И вот, под этим самым делом (кликом поганых) верховья Двины (Западной) заняли место выше в иерархии тех богов на то время, чем Сула с Переяславлем. Сула помечена "серебром", а половцы - "грозными". Полоцк расположен на Двине, в устье Двины - искомая Тмутаракань, чуть позже историки вспомнят про замок Троки (Троя). Двина не может течь болОтом (топью), но бОлотом - "Двина болотомъ течетъ онымъ Грознымъ", от слова бол/боль/большой - великий. Слово "вяликий" на белорусском языке - в одном лике, цифре №1 - в "Я лике" (оно же "бяшеть"), вот откуда ялик (судно) и название малой реки. Не надо ялик изобретать от англичан и голландцев, тиснувших русское словцо под парусную шлюпку и двухвесельную лодку, это всего лишь уменьшительное значение слова. Павел - Павлик, так и ялик, это русское слово. Не забывайте, что русские для соседа финна, это роутси - гребцы, они не могут без этого дела, являясь основоположниками многих слов, в том числе - ушкуйники. Девушка с веслом - украшение парков. Заметили, стоит только сменить ударение в слове болото и стрела из лука дурака Ивана попадает в принцессу, а не лягушку болотную. Ср. большевики и "великороссы" - не совсем лестное, но вполне уместное сравнение с единорожием и даже кириллическим символом ер (как хер малый). Хермания себя позиционирует страной и даже расой Величия. Тоже тиснули, а объяснить не могут, отчего они херовые нацисты. И все лидеры на это слово и историки с героями мифов (от Хермеса до Херодота с Херингом и Хитлером). На другом конце истории земли - Яуза, тоже что ялик происхождением, противопоЛОЖная и родом женщина: "Я - Уза (говорит она), а вас?" - ради приличия. Ах, так вы "Корень: -Яуз-", отвечает академик Зализняк, светила российского слова, кроме кляузы на русский язык, ничего не придумавший. Клязьма и клизма - близнецы с кляузой. Вот так, река в Московской области осталась с неизвестной этимологией, а вы о како-то Брянщине. Разве так можно, ведь это река в Московской области и столице - Москве, левый, самый крупный в пределах столицы приток реки Москвы - Яуза (длина, 48 км.), так нельзя. Это название даже нескольких рек: приток Ламы, приток Гжати, приток Сестры – все в бывшей Московской губернии. Вероятно, как "они" пишут, сложение с приставкой jа- от *vo;z- (см. у;зел, вяза;ть), т. е. "связывающая река"; ср. Вя;зьма (см. Забелин, Истор. Москвы I, 18, совершенно случайно созвучие с авест. уаоz- "приходить в волнение", уаоzа- м. "волнение (воды)". И кого же она вяжет, так волнуясь? Я - не пришей сюда рукав, корень -уз/ус - очевиден, положивший основу союзу, узам семейным и устью. А воз, как говорится - vo;z - и ныне там, впряглись в него (сколько не см. узел и вязать), явно не те люди. Воз с греческого - "голос" - со своим значением, глас божий, не путать с гласностью и голо-сованием. Преголь, голядь, голень - слова означающие "величие" или "заглавность", однокоренные с голова (ва - вода). При этом, голову не называют голой, а не покрытой, а к "пустой голове руку не прикладывать" - не отдавать честь, таким образом, согласно воинскому уставу. Поэтому пилотка всегда выше головы.

     Подошла, представилась: "Я Уза!"
     Щёлкая при этом каблучком.
     Командир поглядывал на пузо,
     кабы не остаться дурачком.
     И рука её - гипотенуза,
     замыкала катеты плеча...
     Мы теперь единого союза!
     Вольно..., чуть подумав отвечал.
     По фигуре речи и Уставу,
     по устам и устью Яузы,
     понимаю ялики в Картавой
     и пилотку - выше головы...

     Одной строкой Автор повести, сравнивая Сулу с Двиной, сообщил нам о величии половцев и что прозвище "грозные" от них, коль Полоцк - на Двине и никаких там кочевников отродясь не бывало, и вся эта история крещения в Киеве начинается через 20 лет от разорения империи князя Рогволода. Дальше следите за речью автора:

     "Единъ же Изяславъ сынъ Васильковъ позвони своими острыми мечи о шеломы Литовскiя..."

     Как будто от слова или рода РогнЕдин - "Единъ же Изяславъ сынъ Васильковъ", учитывая что Изяславом был назван сын Рогнеды. Имя это - Изя, "переявший славу", будет передаваться в поколениях внуками Мономаха 300 лет, а Рогнедами называть знатных девочек. Имя городу -  Переяславлю отсюда же (Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю), а сочинение его прозвища совершенно простое: из я - Изя. Ты откуда? с Москвы - говорить нельзя, ты должен выйти из откуда-то, потому ты выходец. Я вышел родом из... "еврейского квартала, где был зачат за три рубля на чердаке", такое может быть только с русским народом. Изя - аббревиатура (нового времени), одновременно - Свидетельство о рождении, свидетельство о происхождении сына от отца. Элементарно ведь. Я несколько раз набирал в поисковике этимологию реки на которой село Рогнедино, меня столько раз отсылают в Осовик, что рядом. Потом понял что по имени Савы, а бога Саву впервые увидел в музее старообрядцев, но не явно так, а в кабинете гида. Сейчас вроде как перестали чураться своей истории россияне и вижу обновлённые, отреставрированные лики в храмах средневековых монастырей. Изяслав имя козырное, короткое, ёмкое, не знаю почему его мешают с еврейским, может по Владимиру (от Малуши). Парень считался незаконнорожденным от "ключницы" неизвестного происхождения, однако, у язычника Святослава не могло быть "законной" семьи априори. Что касается мамы Малки будущего Крестителя, есть версии - дочь раввина или царя (в переводе с еврейского), хотя, верится с трудом. Имя говорит о малом по отношению к большому, и зачем потом еврею заниматься всеми этими христианскими делами? Малороссия названа в честь Израиля или как? Да нет, как раз наоборот. Шла смена заветов, Владимир принимал двоеперстие. А та русь, в смысле варяги наёмники, она и была крещена в Почайне. Поэтому историческое и религиозное событие называется: Крещение Руси. Моя версия не лишена иллюзий, а учитывая что варяги ушли в один конец - в греки и не вернулись, заслуживает внимательного к ней отношения. Неплохо звучит - Малая Родина, место где ты родился, там отчий дом или имение, граница по реке и вон до той горы, где камень, там ещё написано: Здесь был Вася. Как у Тютчева в Овстуге. А всё что дальше - Большая река, море, высокое дерево Ольха, это тоже Малая Родина, но уже ольХовичей. А вместе - союз. Занимаясь краеведением понял одно, что без истории страны не узнать истории края. А истории страны - без мировой, а мира - без религии.

       РОГВОЛОД  И  ТУР - ЭТИМОЛГИЯ

       Если с Изей с точки зрения языковой всё понятно, то подобраться к значению имени Рогволод или Рогнеда не так-то просто, это не река Гобейка, никому не нужная. О происхождении имён Рогволод, Рогнеда и Тур написано много, все нити ведут и тянут на запад. Моя версия, как всегда - аксиома и спорить бесполезно, особенно балтам.

      Ключевые слова: рог - язычество - христианство и вряд ли наоборот. Рог - обратное - гор, что присуще времени, а русский Гор - Куръ, начну издалека, потому куряне дружили с половцами. А теперь слушаем звуки и делаем губы гудком: РогнЕда (церк.-слав. Рогън;дь) — русское личное имя до христианского происхождения. Оно ни от  кого не заимствовано, наоборот от него Рюген - остров (ср. начало: Рогън+;дь), а вот окончание термину могло приклеиться со времени "призвания" и разойтись по церквам и синагогам скальдов или как там - сагам. ВКЛ  - княжество - в составе государства крестили в 15 веке, а империя Рогволодов существовала как-то без "Христа в голове". Если верить нашей истории. Тогда давайте от неё и пойдём, и не будем наставлять рога бедным язычникам - белорусам того времени.

     Раннее заимствование скандинавских языков (ср. др.-сканд. Rag(n)heidr), вполне возможное для скандинавов и уже составное, как очевидно. "Имя Рогнеда происходит от древненемецкого слова «hraban», что означает «ворон»", тогда где у него рог и чем гребёт? На Брянщине говорили на эту тему так, "чужими руками жар загребать", а грабли - руки по-белорусски и мы не на те наступаем... Лингвист Макс Фасмер и историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон указывают скандинавский оригинал имени — Ragnheid (в др.-исл. нормализованном написании), лингвист-скандинавист Ф. Б. Успенский называет имя определённо скандинавским по происхождению и отмечает, что оно много раз фиксируется в скандинавских источниках. Друзья мои, и что толку? Имя Олегу и Ольге выводили так же, оказалось что оно - древнерусское и означает "пожилой человек", "бог" - переводил с монеты Олега Гориславлича, кому интересно читайте этимологию в той статье про Волгу, Волхов и ольху, причём тут Хельга? Скажу я вам, что их: Ragnheid (исл.) - Тряпка, возможно рогожка, я не знаю что они запомнили? а тот ворон - hraban - "робан" имеет буквальный перевод: "в новостях" и я согласен с обоими - Новое время на дворе, ребята. Вот только переводы все - церковного толка. Согласно лингвисту С. Л. Николаеву, славянизированная форма Рогн;дь производна от имени *Rоgn;d и отражают регулярную фонетику реконструируемого лингвистом континентального северогерманского языка (скандинавского диалекта, сформировавшегося на Руси). Придумают же. Вместо того, чтобы коротко объяснить одно слово, теперь надо запутать три. Ну, конечно же, оно сформировалось до руси - до той, которую призвали. Русь пришла (в составе трёх братьев), а Оно тут есть и живёт в Полоцке. Потом стали "накрывать" одно имя другим, я в конце статьи расскажу одну интересную историю от краеведов, про имя Рогнеда и князя Ростислава. Из русских летописей известна одна "настоящая" Рогнеда Рогволодовна, (ок. 960 — ок. 1000), полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода, ставшая женой или наложницей киевского князя Владимира Святославича. Также известна княгиня Рогнеда Мстиславна, дочь Мстислава Владимировича - жена волынского князя Ярослава Святополчича. "В славянской истории Рогнеда была женой великого князя Ярослава Мудрого" - я не знаю сколько у нас историй, наверное, столько же сколько историков. Имя считается славянским происхождением и имеет значение «радость властвования». Замечательно. Как сказал бы один мой товарищ, одна радость в жизни - секс, чем ты занимаешься с удовольствием, а всё остальное принудительный труд, чтобы обеспечить желания. Производные: Рогнедка, Неда, Рода. Стоит ли писать, что имеет древние корни? Таки пишут же и склоняют девушку к хермании в смысле чтобы бороться с ней, а дальше стесняются продолжить, как это сказать, чтобы по-русски. Ребята, как потопаешь - так и полопаешь! отчего же ты Неда - не еда и снедь? Другое толкование говорит о том, что имя Рогнеда означает «превосходная женщина». Также, существует мнение, что Рогнеда – это комбинация двух слов, что абсолютно совпадает с моей: «рог» и «еда». «Рог» может обозначать власть или гордость (сравни рог=гор), а «еда», что бог послал, благолепие или красоту. Скушай яблочко мой свет//Благодарствуй за обед (Пушкин).

     Тура - ладья, шахматная фигура, жена Тура, есть Верхотурье на Урале, есть Туросна на Брянщине (приток Ипути). Тур - воин др. русск., Туросна - сына. Буй-Тур прозвище Всеволода. Трубчевск - имени Тура. Туровское княжество, самое большое, по праву отдано в княжение Изяславу Владимировичу сыну Рогнеды, до этого они проживали в с. Рогнедино на Брянщине. Брянщина как область - искусственное образование, если территориально рассуждать, и с. Рогнедино вполне можно считать белорусским, если признать что России тогда не было, а чей Смоленск неизвестно, ну племена да племена. Вятко и Радим - братья, какая разница? Странно вот что, одни имена упоминаются с разрывом в полтора века. Под 978 и 1128 годами упоминается первый правитель Полоцкого княжества Рогволод с дочерью Рогнедой. Ещё где-то читал, что А. Невский даже был женат на княжне, дочери Полоцкого князя Рогволода, хотя жена его Александра, её тоже путают с именем Ваза. Хотя ваза - династия, не имя. В русских летописях своё место находят и первые правители княжеств, располагавшихся на территории современной Беларуси и Украины, что естественно, а не только Подмосковья - в россыпи княжеств Верховских. Кроме того, в одном ряду с Рогволодом летописец указывает Тура, который возглавил Туровского княжество (на землях первого обитали кривичи, так считается, а территория второго входила в ареал расселения дреговичей). Но с чего начал Рюрик по истории от немцев, так ставить управленцев в Изборске, Полоцке, Бело Озере, Муроме. Туровского княжество вскоре "испарилось", его не стало и земля брянско-белорусская в истории особо не отсвечивает. Иногда её называют ВКЛ или Польшей в зависимости кто пишет. И, хотя князья управители на местах не названы варягами, исследователи подспудно считают их скандинавами, подгоняя под это этимологию антропонимов. Однако - Оно - уже было до призвания. И пусть ряд историков допускает объяснение из русского - «володетель рога», а принадлежность Рогволода к местному кривичскому княжескому роду, это не объясняет балтскую этимологию совсем. Какая связь между варягами, балтами и именами Рогволод, Полоцк? Пусть они хоть трижды окажутся кривыми. Только одна. Что когда-то русские правили в той Тмутаракани и пометили много мест и породили много слов для соседей. Нельзя брать одно, выдёргивать его из десятков и загонять в кривотолки. Ребята, вся местность буквально, я не имею в виду названия колхозов или тракторов, но древние городища, особенно реки - все должны укладываться в одну этимологическую картину. Она должна быть бесспорной, не топорно рубленной по перу. Только таким образом, слова имеют завершённую словообразовательную модель и семантическое родство, определяющее власть и богатство, как в случае с прозвищем по месту. Велеса - приток в Беларуси. Богатство от слова Бог, Двина в движении, Изя - происхождением, Рогнедино на Гобейке, а та в Десну. В славянском передаётся как rog («сила, крепость, могущество») и valdyti (лит.) «править, владеть». Таким образом, значение антропонима можно бы выразить как «владеет властью, могуществом», но это скучно. Вы так никогда не объясните Робчик под Унечей.

     Если захотите образов послаще солёного словца и солнечнее промасленной робы, когда вокруг рога и рогожи с роженицами во ржи, вспомните о языке русском, который наследил даже в Бухте Золотой Рог. Ржа - это не только коррозия, но буквально солнце. Давайте не будем забывать, что мы в гостях у язычников, а кому молилась Ярославна аркучи? Солнцу, воде и ветру. Логично, хоть прошло считай 200 лет от "призвания" с "крещением", а христианства у неё, ну никакого.

     Рогъ-н-;дь (серб.) - Сонечны рог, Гудок или Роглід (белор.), Рог солнца (русск.) и это дословные пояснения из какой снеди: Рогън;дь, тут и гудок, и лёд с пламенем. Будет тебе свечка, будет и гудок. Гудок — не только русский народный смычковый музыкальный инструмент, но уменьшительное от Гуда (робина). Хотя его позиционируют как большой механический свисток для подачи сигналов: Заводской (фабричный) гудок или сирена. Владеть и управлять - valdyti (лит.) - кіраваць (белор.), тоже значение управлять, но от слова "-ваць" - мыть. Вот о каких мытех в Слове о полку речь, когда таможня - Мытня (белор.), район Москвы - Мытищи, а мама моет раму уже 100 лет в Букваре одна (дети не помогают, обратите внимание).

      В любом случае, можно предполагать, что Рогволод и Тур с Рогнедой - русские древние имена. И, если бы, хоть один исследователь, будь он немец и литовец с любым паспортом, но объяснил значение слов "Туринская плащаница" (раньше меня), я бы поверил в человечество.

      И попутно - за малозаметное слово "кироваць", почти кровать, оно нам пояснило значение не только имени Кирилл, но и отчего грамоту назвали "кириллицей", а воспитывают дитя когда оно "поперёк кровати", ибо чем управлять-то, новыми людьми, разве - с божьей помощью овладевать умами. Берут не числом, а чем? Нет, не умением. Обманом, внушением мысли. А что такое мысль? Мысль: мы-с-Эль, поэтому она материальна.

      ГОБЕЙКА  ЭТИМОЛОГИЯ

      И вот повоевал Изяслав (Василич) с литовцами за дедову славу, но судьба его была решена в постели с Хотью (богиней). И лёг, то бишь, сдружился с верой: "... с хотию на кровать, и рекъ: дружину твою, Княже, птиць крилы прiод;, а зв;ри кровь полизаша. Не бысь ту брата Брячяслава, ни другаго Всеволода. Единъ же, изрони жемчюжну душу изъ храбра т;ла, чресъ злато ожерелiе. Унылы голоси, пониче веселiе" - тот же финал, когда Игорь пересел в седло Кощеево. Дружины разбиты. Опять "един" - Брячеслав рода Полоцких князей - один год княжил в Киеве и лет 40 в Полоцке, это при нём на Немиге (Минск) сеча страшная произошла до такой степени, что учёные не могут найти города Дудуки. Если прочесть в смысле - один продался или купился (Брячеслав), то что со вторым, Всеволодом? Так не читается, читается как один - оба - едино, единъ. Оба женаты на половчанках. Рогнеда и Рогнедино - рода единого, слово выводит на звук - один/един(ственный). И полный текст фрагмента:

     Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ Грознымъ Полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ. Единъ же Изяславъ сынъ Васильковъ позвони своими острыми мечи о шеломы Литовскiя; притрепа славу д;ду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровав; трав; притрепанъ Литовскыми мечи и с хотию на кровать, и рекъ: дружину твою, Княже, птиць крилы прiод;, а зв;ри кровь полизаша. Не бысь ту брата Брячяслава, ни другаго Всеволода. Единъ же, изрони жемчюжну душу изъ храбра т;ла, чресъ злато ожерелiе. Унылы голоси, пониче веселiе.
     Васильков - сын принадлежащий Васильку, Василич отчеством или Базилиус.
1097: Посем де приходящю Велику дни, поиде Давыдъ, хотя переяти Василкову волость; и уср;те и Володарь, брат Василковъ, у Божьска. Пов. врем. лет, 176 (1377 г. ~ нач. XII в.). ... и мнози челов;ци благов;рнии  вид;ша крестъ над Василковы вои възвышься велми. Там же, 178—179. 1237: ...боголюбивый епископъ Кирилъ и княгыни Василкова, послаша по князя, принесоша и в Ростовъ... Лавр. лет., 466 (1377 г.). 1287: Се язъ князь Володимеръ, сынъ Василковъ, внукъ Романовъ, пишу грамоту... Ипат. лет., 903 (XV в.)

      Спасибо вам за Васю! Не поймите неверно "и уср;те" - встретились, а крест великий над его воинами. Василии - васильки - цветы, знак и символ Беларуси, имя сына Александра Невского (и жены его, княжны Полоцкой), нескольких царей, включая "тёмных" и "грозных", от начала истории до смены династии носили имя Василий. Если понимать хотя бы через слово, то текст повести представляет краткий, но достаточно информативный обзор истории земли, гораздо понятнее чем все тома учебников. По учебнику - Изя, сын Рогнеды и, может быть, того Владимира (крестителя, напишу с маленькой чтоб не узнали всуе), был женат на полячке, а это такое зло, друзья мои, что и поминать грешно. Ирония судьбы и только, не говоря уже с лёгким паром! Лёгкий - не тяжёлый, такой парок, ну типа армянской сауны, которую они изобрели, когда узнали про реку Сую в Новгородчине с притоком - Суватель. Тут главный лучник их (Айк с проспекта Гая и основатель), и выстроил на месте языческого храма Гарни сауну, армяне и греки не знали баню, как и европейцы, когда ещё не были Европой и дочку Зевса не спасал ни разу белый бык. Гарни - гарная. Друзья мои, если вы думаете что я пишу с дивана, так нет. Я хамон иберико отличаю сначала по запаху, а потом только гляжу на чёрные копыта, у меня глубокая связь корней с Иберии до Сибири по крови и аппетиту одинакова. Дикая свинья и "руссиш швайн" - как бальзам на душу, я кожей чую связь не только с Тутанхамоном, но и Чингисханом, друзья мои! Как могут одни и те же звуки разносится по всему земному шару без интернета в одно время? Значит, время это было очень и очень продолжительным. Иберия, дикая страна (с их же слов) стала Пиренеями на букву пи, а Сибирь осталась (пальцем не тронутой), справедливо ли это? Испания - хлебный край, открыватель света и провожатель Хеллоуина, на 95% католическая страна, а тут такие потёмки... Свинский монастырь (Брянщина) переименован в Свенский, Свинь - в Свень, а всё ради благозвучия. Да, я действительно, ради Слова о полку, проехал все "болевые точки" земли. Знакомство с местом начинал с рынка. Народные обычаи и вкусы изменить, как название улицы путём пригвоздить табличку - невозможно. Очень сложно изменить название реки в силу обстоятельств, не одному государству она принадлежит. Но вкусы, друзья мои, их невозможно истребить даже дорожными указателями. Это настолько кропотливая работа, что даже хуже написания новых правил языку, а на мелкие реки просто махнули рукой. Гобейка, Овстуженка, вы думаете кто-то в России знает эти значения? Нет, ну кроме меня. Поисковик на тему этимологии слова Гобейка, тот начинает писать про пироги и отсылает в Осавки, или как там, сейчас гляну, да - Осовик. Конечно же, Осовик от слова сова или Сава, но случилось чудо. После написания стихов про Гобейку, друзья мои, поисковик отправляет на страницу, кого бы вы думали? Эта река удостоена чести Рогнеды Рогволодовны, о том подробнее и ниже, а пока мои худые вирши занимают верхнюю строку. До меня никому не было дела до имени этой речки? Удивительно патриотическая страна, нет, ну правда, живём как украли чего и не проглотить, но я не вор и дед мой и отец воевали за эту землю, сейчас воюют племянники, но почему Гобейка - Гобейка? Я уже не спрашиваю за Сож или своё имя... Спрашиваю Гугл этимологию реки Гобейка, причём конкретно, а оно не понимает, говорит не спрашивай меня как печь пироги, а спроси рецепт пирога. Я засомневался, не сказать больше, потерял веру в человека, но если её нет, так и скажи. Скажи а мне по херу, а знал бы не ответил. Нет же, меня привлекают к диалогу, а с чем пироги? Кстати, хороший памятник Сапожнику в Витебске, город на Двине, он и печёт, а пирожнику нет памятника, и, кому тачать пироги как не мне?

     Захотелось, как-то раз, ребята,
     даже тесто, было, замесил,
     пирогов с грибами, звать опята,
     по рецепту древнему с Руси...
     Я его искал и так и эдак,
     на "высоком дереве" и пне.
     Завещал великий (Света) предок
     на Гобейке свиток, на реке.
     Также на Овтуженке (рулетке),
     по соседству ниже у Десны,
     у одной девчонки малолетки,
     с музыкальным слухом: Изя - сын... и так далее: "Гобейка этимология имени" называется, но чтобы такое написать длинно (это зачин лишь) надо знать хотя бы 12 языков, не состоять, не верить, не просить и не бояться, главное - не давать в долг. Почему с музыкальным слухом, да потому что дудуки и гобейка одна семья инструментов, прошу не путать с кларнет и другими трубами, особенно голосом муэдзина или бубна...

   "Трубы трубятъ Городеньскi: и Ярославе, и вси внуце Всеславли уже понизить стязи свои..." - вот где нужен слух! Друзья мои, что вы хотите, чтоб в колониальной истории написали раб - господин, да здравствует демократия! И всем поровну - так оно и есть, всё что надо в той истории для русских давно всё похерили и вымарали. Но остался к ней ключ.

      И вот перед нами лежит, а она есть в оригинале, не какие-то копии через три пера от монахов - та самая особенная летопись, называемая древне-русской литературой: "Слово о полку Игореве, внука Олегова" - полное название. Она и хранится отдельно от всяких исторических НИИ в ПД, как зерно на всякий случай, мало ли? Опять неурожайный года, а у нас в леднике, на полке рядом с мамонтом всё своё, без всякой химии... Образец не только языка и сельскохозяйственной культуры, но и как надо врать своему народу и кормить гадостью, типа маслом пальмовым вместо коровьего. Со снисхождением за непонимание литературы селом в целом и работниками того домика в частности, вежливо. Мономах в Рогнедино дуба дал или его потомок через 300 лет, кто теперь разберёт, но маху "солист моня" дал, это такое прозвище - по шапке. Осталось уповать на родную речь, друзья мои, даже русский язык не всегда поможет, если ты играешь на скрипке уже 25 лет... Есть такой анекдот, кто играет 20 лет на скрипке - евреем становится однозначно, если больше такого нет, но зато какая идея! Изобрели вместо неё кешбэк, это такое русское слово сродни халяве, надо просто подождать и с неба свалится, но только ты сначала должен отдать. Если ты не отдал, то какого ляха ещё ждёшь?! Я недавно понял как оно работает. Любезный операционист одной телефонной компании предложил мне поставить ему приличную оценку после консультации (наверняка все в курсе, как это всегда бывает), на что я ответил, что давно уже не трачу время попусту, оно мне надо? да ещё за такой сумасшедший тариф. Таки давайте я Вам, сказал он с большой буквы, я это сразу понял - уважительно и назвал заветное слово, я Вам (мне) поставлю "кешбэк" на 30%, вот, уже поставил, начнёт работать с мая месяца. Я опешил, что называется, но не растерялся, а почему бы его не поставить с мая прошлого года - к Дню Георгия Победоносца, например, или Победы? Нет, так нельзя, отвечает, Оно работает с момента подключения услуги, а раз Вы заслуженный клиент и всё такое, то я Вам - возврат денег - подключил сегодня на будущие три месяца. Я рассмеялся, мелочь, а приятно, но как хитро! Я должен был сам попросить и, впредь просить вернуть мне мои деньги. Ребята, я не даю в долг, но кто меня спросил? Половина из нас забудет или не знает правил Ветхого Завета (а он один в России работает для людей, закабаляя кредитами), поэтому напоминаю, уважаемый Читатель, отложите эту статью в сторону и звоните своему мобильному оператору, не дайте себя обмануть. Вот такие узы нас соединяют. А вы мне про историю будете спорить, так я отвечу - кешбэка там нет, его давно украли как воз русской истории - увёз один казах на глазах бедного студента (Мусин-Пушкин свидетель). Дословный перевод - "возьмите боже что нам негоже" - вполне можно натянуть на то слово, возвращающее "человека", так запомнил тюрок, так долдонят по ящику, обложив этим ругательством все сферы не только экономической деятельности россиянина, но оскверняющие классическую литературу и культуру (по большому счёту), а что язык поганят, так это мелочи жизни. Год русского языка прошёл в том году. Идиоты и те кто его назначал, и эти.

     Изучив историю гобоя, а мы к нему ещё вернёмся, это почти дудука из повести о месте сражений, а на Брянщине - Гобейка - так назвали речку. Неужели в честь музыкального инструмента? После того как оттрубили трубы городецкие. Жаль, что имя реки не попалось на глаза ни одному филологу и политику, а то бы увековечили -  сочинили байку как про соседа по Десне - Тютчева, дескать фамильное прозвище: "игрок на рожке" или специалист по обработке цветных металлов, не исключено что предки - тюрки неизвестного происхождения или гончары. Почему не "курец тютюна" с подробностями о "козьей ножке", видать тямы просто не хватило. Тютчев - "наисчастливейший" - буквально с русского и древнего. Всё остальное - происки англосаксов, Тютчев не позволил опубликовать один очень неприличный манифест супротив устоев России и был зачислен в "немецкие шпионы". Если долго работал в Германии - шпион и немец. Жаль, а то бы посмеялись в очередной раз. Рожок тоже музыкальный инструмент из духовых, не в честь его ли назвали речку Рожок под имением другого соседа - А.К. Толстого? А заодно - Красный Рог и место поселения. Чуть западнее Чуровичей - Рожны, тут всё в рогах и копытах. Вы когда-нибудь задумывались от какого слова немчура? От чурки, это было бы просто, чур - пращур, предок. Чурило - один такой в истории и прозвище это дано русскому князю по основателю. Так что же такое: Гобейка? Интернет даже не понял запроса, удивившись, насколько мы сильно и глубоко любим нашу глубинку.

     Захотелось, как-то раз, весною
     у Рогнедино перекусить
     пирогами с чёрною икрою
     по рецепту древнему с Руси...

     Гобейка - Габейка (белор.) - гобой (русск.) - "высокое дерево" (фр. hautbois), visok les/пит; однако bois - лес, древо, мебель, напиток и даже "оленьи рога". Всё сходится: пироги это не только чтобы есть, но и плавать. Гобой используется в качестве сольного инструмента в камерной музыке и симфоническом оркестре. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, жалейка, балабан, дудук, зурна вместе с инструментами Нового времени, в числе которых гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой (составляют обширное семейство этого инструмента). Цитаты из стихотворения (Гобейка этимология) на тему "дудуки" из "Слова о полку" и, почему Святополк "Окаянный", чьё, наконец-то Рогнедино и как относиться к истории в учебниках. А я вам приведу настоящий пример, как. Есть такие краеведы, я не уверен что они получают в числе соросят какие-то нерусские деньги, боже упаси и местная паства от поклёпа на мой рот, но такие люди есть. Они не виновны в том они есть такими, их долго выводили в люди и наконец-то вывели. Они верят всему, что им написали немцы русским буквами и даже делают ссылки на труды академиков. Нас разучили думать и это неприятно. Хочется сказать, да не учите меня мысли, а научите - мыслить! Один философ так сказал на берегу Преголь (И. Кант), но было поздно, Пруссия исчезла вместе с языком и культурой. А когда-то здесь была Тмутаракань... Нас же приучают к мысли, что всё не так.

      РОГНЕДА  ГОРИСЛАВНА

      Что кроется за именами Олег, Мстислав, Редедя, Изяслав, Ярополк, Святослав, а, сравнивая прозвища Гориславич с Окаянным, покажу на классическом примере, как Святополк из окАянного обратился в окаЯнного, и, что роднит или сближает ветвь ольгОвичей, князей  Курских с Полоцкими, чисто по прозвищу от народа. Что можно сказать с уверенностью, так это Тмутаракань по месту княжения дедов (Прибалтика ныне, ср. Курляндия - Курск - куръ). А ещё тот факт, что слово охаять, охаянный, оно такое крепкое оказалось, несмотря на Я в серёдке, ударение ставить приходится по правилу хАя (Мордехая), а раз он охАянный, то не может быть окаЯнным, только охАянным - в смысле осужденным людской молвой, ваззнями да клюками, как сказал бы Автор СЛОВА, если бы знал брянский говор. А он его знал и именно эти слова употребил по случаю. Поэтому тайну прозвища я вам выдал заранее: окАянный, оно тоже в этом смысле (плохой, урка), только с религиозным оттеночком.

     Как прозвали деда Игоря Святославича, всем известно, "гориславич", а что Рогнеду - "гориславна", нет, редко кому известно её прозвище. Не одного ли они гнезда?  Народные прозвища меткие, это не немецкие извращения, тут вряд ли стоит сомневаться, что полоцкая княжна и тмутараканский князь - курский Олег одной веры и крови, возможно даже, из-за традиции жениться русских князей на половчанках. Как и Ольга Псковская, Олег прибивший щит на врата Царьграда, Альгерд (Ольгерд) князь ВКЛ, судя по именам - люди одной веры. Дети Ольгерда (Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский) участники Куликовской битвы, брянские "бренки" в Задонщине, решившие исход сражения, а внук Остей защищал Москву от Тохтамыша в 1382 году, когда в ней не оказалось ни попов, ни дружины Дмитрия Московского. Как же так? Ни один историк не ответит, а это всего-то спустя год после нашумевшей победы. А в чем смысл было меняться рубахами, так это в принципе не обсуждается. Есть вариант, у князя московского была рубаха не стирана, а у брянского, в чём мать родила. Как учил доктор еврей князя Невского, Саша, вера не рубаха, чтобы скинуть простирнуть. Это были последние слова Александра Невского, что услышал на этом свете. Если русь шла на Москву (со слов Дмитрия Московского), а призыв на пиру был идти войску на севера (на встречу им), но пошли на юг и это не объясняется историками никак, то вопрос кто же пировал, лучше не ставить. Но со временем русские оказались в Москве и все мы были русскими по паспорту до недавних пор, а язык русский - государственный. Хотя, он так только называется, на самом деле язык у нас российский, а на русском написано Слово о полку. Кто прочёл повесть на родном? Вот то-то же. Стоит ли доверять таким историкам, не знающим истории, а филологам - языка, но которые изобрели слово окаЯнный? Не иначе из кельи. Есть проверочные слово охаян - охаянный, в котором ударение поменять не получится.

     Мономах победил в итоге половцев и историки списали их в степи, но белорусы вдруг узнали свой язык и в Полоцке и Витебске заговорили на чисто половецком, а в Гродно и Бресте уже давно так говорят! Спустя всего три года после первых публикаций, когда я сознался что я - половец практически чистокровный по прадеду, но подкачала русская прабабушка. После двух статей (Как я стал половцем) википедия согласилась, что такое возможно, а половчанки и девки половецкие повести - одно лицо. Выдал их язык.

     "Трубы трубятъ Городеньскi..." - хочу соединить с - "дудутками" (в целях маленького оркестра к песне). Этого никто не делал, академики искали город с названием Дудуток или похожим, кто-то сравнивал с двумя точками опоры в спортивной борьбе, но ни первое ни второе не клеится в контекст "... скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ". Это конец фразы, она длинная, если сократить середину, то начинается: Трубы трубятъ Городеньскi ... скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ". А в середине про Всеслава Полоцкого, как этот Вещий: "На седьмомъ в;ц; Трояни връже Всеславъ жребiй о д;вицю себ; любу". Троянь можно анализировать "четвёртым веком" как начало отсчёта, да плюс 7 и получим век 11-й по событиям повести, а можно представить после семи веков княжения там - в Тмутаракани, ведь Троя - замок в устье Двины (будет князя Витовта), где примерно Рига сегодня.
 
     И вот этот "връже Всеславъ", давайте разберёмся и с характеристикой ему, что значит - "връже"? Врезать, вражий, во рже? ржа - это продукт коррозии (работа солнца и воды с кислородом), металл становится рыжим, а город - Ржевом, поручик Ржевским и т.д., а тут Всеслав такой. А был Вещим. Потому что только что строкой выше было похожее: "Ярославе и вси внуце Всеславли уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени; уже бо выскочисте изъ д;днеи слав;". Типа смиритесь? Ваше время вышло. Вережен — вереженъ — повреждённый в бою, или славный — об оружии. Вередить сердце — рассердить, вызвать гнев. По первому прочтению получается как "вражий" - враг.

Если не думать. Ср. Даль (ТСЖВЯ): Вередить, вережать ... делать умышленно зло, портить заговором, напускать порчу.

    "Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зв;ремъ въ плъночи изъ Б;ла-града: об;сися син; мьгл;, утръ же ваззни с три кусы — оттвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу — скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ". Вот мы и дошли от труб до "дудуток" - другого музыкального инструмента. Что касается фрагмента в целом, мы уже разбирали эти события. Добро и зло граничат, от любви до ненависти - один шаг, и тем покажется, что девица "ему люба" - разрушительница семейного счастья. Где-то там в Минске - "На Немиз; снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоц; животъ кладутъ, в;ютъ душу отъ т;ла. Немиз; кровави брез; не бологомъ бяхуть пос;яни, пос;яни костьми Рускихъ сыновъ. Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотск; позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыев; звонъ слыша. Аще и в;ща душа въ друз; т;л;, — нъ часто б;ды страдаше! Тому в;щей Боянъ и пръвое прип;вку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути! О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельз; б; пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: с его бо нын; сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози, нося имъ — хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи ... Ярославнынъ гласъ слышитъ: зегзицею незнаемь, рано кычеть — полечю, рече, зегзицею по Дунаеви; омочю бебрянъ рукавъ въ Каял; р;ц;, утру Князю кровавыя его раны на жестоц;мъ его т;л;." 

       Ярославна (рано плачетъ въ Путивл; на забрал;, аркучи), упоминает какой-то "... бебрянъ рукав", который филологи путают с рукавом бобровой шубы. Этому фрагменту, чуть ли не каждому слову в нём, посвятил несколько статей, но ещё будет одна на тему "Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше" в более подробном изложении. Как он "... самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя..." - до Курской Косы (Прибалтика, Калининград ныне), и какая связь между его "волком" и "волком" Игоря Святославича, что это за образы - Влур и Овлур? Уже яснее ясного что речь о взаимоотношении соседей - Полоцка с Киевом и их западным соседом. Историкам поясню географию, а филологам слова - жестокая бойня идёт между славянами, заодно шепну теологам - у кочевников-язычников не было Софий. 

     Итак, ещё раз о "бебряни" и какая связь между "ребёнком" (прямой перевод) и местностью, называемой ныне Брянщина. Друзья мои, она ведь не всегда была "брянской" эта земля, получившая прозвище по новой столице. Она была Брынью, Стародубской и даже Вщижской с Черниговской и Могилёвской, Гомельской и Киевской, если проследить - 19 раз была переименована. Открою секрет, что Брянской области - 80 лет от роду если по советским меркам, а лет так с тысячу назад - это огромное княжество, "перенявшее власть Чернигова", или наделившее его таким, сейчас вряд ли кто разберёт, но если ставить в основу язык - у истоков русской истории была "белая" земля Брянская, затем и вовсе "царство в государстве", решавшее быть победе в Куликовской битве или нет. Новому времени и новые границы, и вот они замерли в дружбе с униатской Беларусью, определившиеся тысячелетней враждой с католической Польшей, через "нейтральные земли" так нельзя сказать, называемые Украиной, но они "гулящие" до сих пор, более подходящее название. Язык объясняет почему Брянск - Брянск, какая связь Кубани с Кубой, почему он - "ребёнок", а Клинцы - "дети", что Чернигов - не "чёрный", а от черешни - девственницы (внучка сливы), что Овстуженка - рулетка (малолетка) и измерительная лента, а косая сажЕнь - это такой сАженец, но главный садовник - Сож (ож - огонь). Разве можно испачкать уголь сажей? Ну, попробуйте сами, вот с каким менталитетом надо подходить к изучению истории родного края каждому. Мне ближе Брянщина и вообще Северо-запад по душе, но бывая на югах и разных странах пишу этимологию и тем местам, но пользуюсь родной речью, исключительно. Все языки производные от древне-русского, читайте хоть Библию, хоть пересказ от Нестора, но не бывает народа из хаОса, невесть откуда - с обычаями и языком, пожалуйста, вам посылка без обратного адреса. Отправитель - Бог. Кушайте на здоровье!

        ОКАЯННЫЙ - ОХАЯННЫЙ

        Есть такая байка, приходит человек к Богу и спрашивает, скажи, по-русски таки спрашивает и вежливо на ты, а я - хороший человек? Бог ничего не ответил, ступай к соседям и спроси, какой ты... А соседей не выбирают, есть вторая такая байка, это не родственники! С таким менталитетом не соскучишься, если у тебя два отца ещё бы ладно, но два бога чересчур у одной то матери... Расскажу вам тогда и третью байку, окаянную.

       Основоположник - Окаянному имени - сын Рогнеды, княжны полоцкой. Она же "гориславна", как и Олег Гориславлич - основатель ветви "ольгОвичей", прадед Автору повести. Как известно, половцы из Полоцка дружили с Ольговичами из Курска, Путивля, Рыльска, Новгорода, Трубчевска, Стародуба, Карачева, Брянска, Белгорода, Орла, с Вяткой и Верховскими княжествами. Да и как было не дружить, если Радим и Вятко - братья по преданию. Беларусь и Россия дружат поныне. Что означает славянское имя Святополк - теперь то понятно, не о войсковой же единице речь. См. статью: "Автор повести Слова о полку" (Этимология Святополк), там же биографию.  Святополк Владимирович Окаянный (ок. 979—1019) — правитель Киевской Руси (князь Туровский из Полоцка, сын  Рогнеды - Изя, наречён Борисом). «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба. Исследователи тут же предложили версию "Окаянному" - плохой, испорченный, а в быту имя стало нарицательное. "Ах ты, окаЯнный!" - кричала бабушка на козла в капусте. Но в чём ему было - "каяться"?  Князь Святополк, по всей видимости, не оттого получил прозвище, что сын двух отцов физиологических, это невозможно, а по реке Каяле - "окАянный" (окольцован с польской княжной). Получился Святополк вроде как охаянным, а это слово - хаять - не позволяет изменить ударение, вот ведь какая петрушка вышла да на сныти огородной.

     И одна лишь версия - аксиома - верная,
     обручён с полячкой был (батька повелел),
     оттого, читаете, вы, ребята первыми:
     Святополк окАянный, звать по Каяле.

    Вроде как охаянный - не спутаешь нигде. Мать Рогнеда - княжна Полоцкая, изнасилованная Владимиром в 978 году (год рождения сына 979 совпадает). Но тогда ещё Изю никто не звал Святополком, а уж "окАянным" и тем более. Просто Изяслав - "переявший славу" (значение), ещё грудным был определён с мамой в селения Рогнедино и Изяславск (Брянщина), подальше от Полоцка и Киева. Прозвище приклеилось позже и это естественно. Два родовых имения рядом, а в случайности я не верю, такого больше нигде нет. Нет и могилки Святополку ("Бог знает где" - шутят историки с монахами), а лучше и следа бы не осталось на земле. Мысль не очень глупая и она от пришельцев, заведомо могу сказать, ведь таким образом уничтожается история края. Остаются лишь плохие воспоминания и предание, да, дескать был такой, тут не скроешь, но он не отсюда и похоронен неизвестно где.  Святополк занимал туровский престол по праву, где-то с 990 года, его земли граничили с Польшей, женился на соседке (Владимир Святославич женил сына на польской княжне). Место смерти Святополка Повесть временных лет обозначает как «между ляхы и чахы». Тесть - Тугоркан и угасший литовско-русский княжеский род Половцов-Рожиновских, всё что осталось и тому подтверждение,  что половцы - не кочевники (которых бил-не-добил Мономах), это к бабке не ходи. Белорусы современные и часть России - половцы. Формулировку "литовско-русский княжеский род", я бы поправил на род литвинов, что не одно и то же с Литвой; литвины - Беларусь и часть северо-запада России, которая тоже именовалась Польшей в летописях. Даже когда "поляки жгли Москву", в армии тех поляков было 15%, подсчитал один историк, ибо Речь Посполитая - религиозная форма покрытия земли, как белым снегом в Покрова людей. Но это наша история, друзья мои и братья с сестрами, если Лжедмитрия собирали на поход из Стародуба, то что с этой историей делать? Не лучшее решение замолчать этот позор, а лучше - устроить праздник России в день 400-летия и отметить "изгнание" с размахом. Так и сделали, чтобы никто ничего не понял, но династия рюриковичей сменилась, а патриарх Филарет - польский ставленник доставлен из плена (читай завербованный католик), отсидел в Польше 8 лет (с 1610 года от переговоров под Смоленском), и вот он в России где царь - его сын Миша. Какая неожиданная встреча! Обе кассы на один карман, командиры на местах все из запада, наконец-то независимость! от кого и кому? Пусть меня хают все набожные патриоты от латинского слова "патрик" и особенно из партии ЕР (хер кириллический), но кто если не я? Пусть каждый задаст этот вопрос себе и расскажет как надо крепче любить Родину. Но это наша история, как в одно прекрасное время закончились на Москве рюриковичи, так и со Святополком случилось в "той Польше", как не крути, чей бы сын не был. Но - "рюрикович" по любому из раскладов, ещё и окАянный, он ни тем, ни этим властям оказался неугоден. Мы сейчас говорим о забвении маленькой Брянщины, которой Пётр повелел "разводить баранов и впредь", да разве сравниться ей с Беларусью, чья история чернее тучи, а где те половцы - ау, где вы?! Где эти пруссы, люди? По счастливой случайности переворота большевиками в России, да Бог послал на них Сталина, и мы сейчас имеем что имеем, но хотя бы писать о том разрешается...

       КРАЕВЕДЧЕСКИЕ  ИСТОРИИ  РОГНЕДИНО

       Изяславу, нареченному Борисом, как раз исполнилось 7 лет к 985 году (от разорения Полоцка в 978 и надругательством над семьёй Рогволодов), и пора бы князю давать удел, вот и послан был с матерью в земли верховий Десны на приток Гобейка. По всей видимости, княжество Вщиж, столица разорена в 1238 году, году, в котором погибло 100 русских городов в том числе и Козельск - злой город. Города не бывают злыми или добрыми, как и реки - река Стугна (затворившая князя Ростислава) не стала злой и Злынка не злая. Всё зависит от людей, которые их так называют. Стоит ли доверять историкам и лингвистам с краеведами, тут каждый решает сам. Есть такая статья: "Возникновение села  Рогнедино Брянская область", она вот о чём, цитирую.

    "В краеведческой литературе давно утвердилось мнение, что название Рогнедино связано с именем жившей во второй половине X в. полоцкой княжны Рогнеды, насильно взятой в жены князем Владимиром Святославичем и ставшей матерью его четырех сыновей и двух дочерей. Довольно распространена легенда о том, что киевская княгиня Рогнеда была якобы выслана князем Владимиром в отдаленный лесной край, где и основала село, которое стало носить ее имя. Названа и дата этого события — 985 г. Однако никакими историческими документами это не подтверждается. Незадолго до принятия в 988 году христианства Владимир Святославович действительно прервал брак с Рогнедой, но сведений о ее опале или ссылке нет. Между тем в летописях есть известие, которое помогает определить время возникновения Рогнедина" - и так далее. Обстоятельная статья с датами и именами, которая отрицает одну легенду, якобы родом "из краеведческой литературы", на смену другой - летописной. Скажу сразу, что "летописная" легенда в подмётки не годится местной, но чтобы сделать такой вывод её надо прочесть и убедиться, а есть ли сведения не порочащие, но доказывающие факт более позднего основания однофамилицей? Таких сведений там нет, как нет этимологических примеров названиям местности и почему так получилось, что рядом с Рогнедино село в честь Изяслава. Есть история из летописи, как мимо села ехал князь да помер..., а впрочем, приведу тот рассказ в сокращении. Он мне даже чем-то нравится, когда сведения 200-летней давности перечёркиваются для того, чтобы что? Чтобы продолжить поиск. Редкая статья. Итак.

      В «Памятной книжке Смоленской губернии на 1858 год» читаем: «Время основания с. Рогнедино относится к 985 году. Рогнеда, прощенная Владимиром за покушение на его жизнь, с условием удалиться, продолжала свой путь к Рославлю, уделу сына Изяслава. Следуя Брянским уделом, она поселилась прежде в верстах 4-х от нынешнего Рогнедина, где теперь д. Княгинино, получившая такое название, вероятно, от ее титула, а потом основала Рогнедино, жила в нем и умерла».

     Автор продолжает: "Как же быть? Спору нет, село Рогнедино на Брянщине свое имя получило от древнего женского имени Рогнеда. И соседнее село, сохранившее свое имя Княгинино до наших дней, подтверждает, что когда-то оно принадлежало княгине; И еще. Сколько я ни искал на карте страны населенный пункт с названием Рогнедино или Рогнеда, не встретил. В пользу Рогнеды, жены Владимира, казалось, говорит и то, что в соседнем Дубровском районе имеется древнее городище, а рядом с ним деревня, носящая название Сеславль. Ведь оно созвучно Изяславлю. Тем более, что в «Истории России с древнейших времен» С. Соловьева сообщается, что Иоанн Ш, умерший в 1505 году, в завещании своем подобно предшественникам, поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Дмитрием, Семеном и Андреем. Больше всего он наделил старшего сына Василия.

      В примечании историк называет подробно, кому что досталось. Нас же заинтересовало, что досталось сыну Юрию, и та часть, которая относилась к нынешней Брянщине. И вот читаем: «Брянск да волости: Соловьевичи, Прикладни, Пацынь, Федоровская. Огокик. Покиничи, Сухарь, Всеславль, Воронина, Жарынь, Батагова...» Итак. Изяславль, Сеславль, а теперь Всеславль. Но торопиться к разгадке тайны имени села еще рано. Более тщательное исследование дает другое предположение.
      Дело в том, что Рогнеда встретилась с Всеволодом в десятом веке. В истории же существует и другое имя Рогнеда, тоже княгини, но относящееся к более позднему периоду. Великий князь Киевский Ростислав — Михаил поставил своих сыновей княжить, Святослава в Новгороде, Давида в Торжке, Романа в Смоленске. Будучи уже престарелым, Ростислав, несмотря на свое слабое здоровье, решился в 1167 году съездить в область Новгородскую, чтобы утвердить Святослава на пошатнувшемся престоле.
       Н. Карамзин в «Истории государства Российского» по этому поводу сообщает следующее: «Щедро одаренный ими (новгородцами) и Святославом, успокоенный ях согласием, Великий Князь возвратился в Смоленск, где Рогнеда, дочь Мстислава Великого, видя изнеможение брата, советовала ему остаться, чтобы быть погребенным в церкви, им сооруженной. «Нет, — сказал Ростислав, — я хочу лежать в Киевской обители св. Феодора, вместе с нашим отцом, а ежели бог исцелит меня, то постригуся в монастыре Феодосиевом.» Он скончался на пути, тихим голосом читая молитву... «Сей внук Монамахов принадлежал к числу тех редких Государей», — так пишет известный русский историк.
        Каков вывод? Смоленск не так далеко расположен от нынешнего села Рогнедино. По-видимому, все же село названо так в честь дочери Мстислава Великого — Рогнеды, а не жены Всеволода, имя которой тоже Рогнеда. Но это предположение, поиск продолжается.
        В феврале 1168 г., находясь в Смоленске, князь Ростислав Мстиславович опасно заболел. «И виде его сестра его Рогнеда велми изнемогающе, и нача ему молитися, да ляжет в Смоленеце в своем здании,, он же рече ей: «Не могу здь лечи, но везете мя Киеву...» (Ростислав был одновременно князем смоленским и великим князем киевским, и его стремление прибыть в Киев связано с желанием сохранить великокняжеский престол за смоленской династией). «...И нридоша с Ростиславом из Смоленьска, а ему уже вельми изнемогающу; и быеть в селе Рогнедине в Зарубе...» Здесь князь и скончался 14 марта 1168 г., а похоронен был через неделю в Киеве. Таким образом, название «Рогнедино», несомненно, связано со смоленской княгиней Рогнедью, жившей в XII в. Ясно и другое: в выражении «в селе Рогнедине в Зарубе» слово «Рогнедино» указывает на владельческую принадлежность села, название которого "Заруб. Волостной центр Смоленского княжества Заруб (именуемый так в связи с нахождением близ границы Смоленской и Черниговской земель) известен с 1136 года, но возник он, вероятнее всего, в начале XII в. Волость первоначально управлялась смоленскими князьями, а примерно с середины века она перешла в собственность сестры Ростислава Мстиславовича. Рогнедь, вероятно, не только довольно долго владела Зарубом, но и часто жила в нем, почему село и стало называться просто Рогнедино. Поскольку имя Рогнедь (Рогнеда) было на Руси очень редким, а о носившей его смоленской княгине в дальнейшем забыли, то и название села Рогнедино в течение времени становилось все более трудно объяснимым и нередко искажалось в разговоре местных жителей и в документах (Рагнедино, Лагредино, Разгредино). Сохранился документ 1610 года о пожаловании Андрею Бородавицыиу его старого поместья — «сельцо Рогнедиш». Ему же была пожалована деревня Рогнедино, бывшее поместье Афанасия Кузеиева. Следовательно, в начале XVII в. рядом существовали два одноименных селения (второе из них позже стало называться Малое Рогнедино). В середине XIX в. Рогнедино было крупнейшим из сел не только Рославльского уезда, но и всей Смоленской губернии. Отметим, наконец, что в с. Рогнедино в 1902 году в семьеместного священника Павла Павловича Чаплина и его жены, учительницы, Веры Ивановны родился сын Николай, бывший в 1924-1928 гг. генеральным секретарем ЦК ВЛКСМ, ставший затем видным партийным деятелем и подобно многим оказавшийся жертвой необоснованных репрессий в 1938 году" / Политический собеседник (Брянск). - 1990. - № 13.  В.В. Крашенинников/

      "Рогнединцы привыкли верить в легенду о попавшей в опалу к князю Владимиру - жене Рогнеде (Гориславне) и сосланной им в лесные земли вместе со слугой Лепехой (который, по преданию, утонул в озере, названном впоследствии Лепешкиным концом). Эту легенду передают из уст в уста многие поколения Рогнединцев. То, что село названо по женскому имени Рогнеда, несомненно, в этом сходятся мнения исследователей Брянских земель, а вот происхождение Рогнеды остается вопросом, решить который историкам еще предстоит.
      Село Рогнедино в своей истории долгие годы славилось как богатое и торговое местечко. На помещичьих землях селились торговцы, строили лавки, которых по 9 ревизии было 105. В местечке было две церкви. В десятиверстном расстоянии находились древние селения Бологча и Пацынь (существуют более 700 лет), принадлежащие разным владельцам.
      Шло время. Рогнединский край топтали монголо-татары, французы, поляки. Все тяготы вражеских завоеваний, а также гнет местных помещиков отражались на жизни простых людей. Жили они бедно, имели мало земли, страдали от болезней, были безграмотны. Поэтому, когда свершилась Октябрьская революция, она была восторженно встречена теми, "кто был ничем". В конце 80-х гг. 19 в. во всем Рославльском уезде насчитывалось лишь 26 начальных школ и 5 школ грамотности, в 1917-1918 гг. в уезде их было уже 237, в 1920-1921 гг. - 380.
      Рогнединский район образован 1 октября 1929 г. На тот момент площадь района составляла 940 кв.км., в него сходило 29 сельских Советов. Население составляло 55 тысяч 463 человека. Район вошел в состав Западной области.
      С первых дней революции повсеместно в деревнях и селах создавались Советы, которые утверждали Советскую власть на местах. Развивается здравоохранение. Организуются первые коммуны - "Мошенецкая" Вороновской волости и "Победа труда" Рогнединской волости. Начали организовываться колхозы. На 1 января 1931 г. в Рогнединском районе крестьяне имели 21 трактор общей мощностью 240 л.с. Специализация района определялась как льноводческо-молочная с большой долей подсобной отрасли свиноводства. 1 января 1932 года район расформировали. Он объединился с соседним, Дубровским, а Осовикский и Барановский сельские Советы отошли к Екимовичскому району Смоленской области. А 18 января Рогнединский район вновь восстановлен в составе Западной области. С этого же года стала выходить районная газета "Заветы Ильича".
     С 27 сентября 1937 г. Рогнединский район входит в состав Орловской области. В районе 21 сельский Совет. Но большие мирные планы оборвала война 1941-1945 гг. Сотни, тысячи рогнединцев ушли на фронт, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины. В тылу у гитлеровцев ширилось партизанское движение. Народные мстители объединились в 3-ю Рогнединскую партизанскую бригаду. Образцы мужества и отваги показали наши земляки... Партизаны нападали на вражеские гарнизоны, пускали под откос поезда, вели активную разведывательно-диверсионную работу. В ярости фашисты в декабре 1942 г. сожгли живьем жителей лесного поселка Марьевка, в огне погибло 78 человек. На месте трагедии теперь стоит обелиск, сделанный умельцами соседнего села Снопот.
       После освобождения Брянской земли советскими войсками мирная жизнь начала восстанавливаться. Одновременно начался сбор средств для покупки боевых самолетов и посылки на фронт эскадрильи "Рогнединский комсомолец". Рогнединская земля дала Родине семерых Героев Советского Союза.

       Ещё одна история: "Например, село Рогнедино. История его уходит в глубокую старину. Оно было небезызвестным на Руси — через него проходили важные торговые пути. Легенды по-разному рассказывают о возникновении села. Упоминается этот факт
в связи с дочерью полоцкого князя Рогволода — Рогнедой, женщиной равно как редкой красоты, так и большого ума. Как известно, у киевского князя Святослава было три сына — Ярополк, Олег и Владимир, меж которыми перед смертью поделил он свои владения. Ярополку, получившему в наследство Киевское княжество, и прочил в жены свою прекрасную дочь полоцкий князь. Правда, она очень понравилась Владимиру, и он даже посылал в Полоцк сватов своих, но отказ был решительным. «Не хочу за сына рабыни, хочу за сына княжеского». Так Рогиеда выражала свое отношение к низкому происхождению Владимира, мать которого была ключницей. Однако начавшиеся вскоре междоусобицы среди сыновей Святослава по-своему решили ход событий. Разбив дружины своих братьев, задумавших лишить его наследства, Владимир садится на киевский престол и начинает создавать централизованное Русское государство. Объединив земли восточных славян, он покоряет н Полоцкое княжество, уничтожает Рогволода и его сыновей, а Рогнеду насильно берет себе в жены. Через некоторое время Владимир отдаляет от себя Рогнеду, поселив ее неподалеку от Киева. Оскорбленная Рогнеда в один из приездов Владимира решается убить его. Князь проснулся и отвел удар. Первым решением Владимира было казнить Рогнеду. Но затем он собрал бояр на совет. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Государь! — сказали они! — Прости виновную для своего младенца, и дай им в Уделе бывшую область отца ея». Владимир согласился: построил новый город в нынешней Витебской губернии и, назвав его Изяславлем. отправил туда мать и сына...» В примечании к своему труду историк дает пояснение, что Изяславль — ныне
Заславль, бывший литовский город Минского повета, или местечко недалеко от Минска. Но существует другая легенда.
 
     Автор этой истории опять обращается к «Памятной книжке Смоленской губернии на 1858 год», а там читаем что уже читали: «Время основания с. Рогнедино относится к 985 году. Рогнеда, прощенная Владимиром за покушение на его жизнь, с условием удалиться, продолжала свой путь к Рославлю, уделу сына Изяслава. Следуя Брянским уделом, она поселилась прежде в верстах 4-х от нынешнего Рогнедина, где теперь д. Княгинино, получившая такое название, вероятно, от ее титула, а потом основала Рогнедино. жила в нем и умерла». Как же быть? Тот же вопрос и тот же ответ. Спору нет, село Рогнедино на Брянщине своё имя получило от древнего женского имени Рогнеда. Своему счастью не поверив, что краевед ходит по той же земле, что и Полоцкая княжна, обратился в сторону Литвы, Киева, Минска, ну не может быть! Какой-то зачуханный край, не обласканный историками, и на тебе, сама Рогнеда Рогволодовна с Изяславом. Отец и муж у Кремля с крестом, а эти как не родные словно, по белу свету неприкаянные. Ещё и соседнее село - Княгинино подтверждает косвенно, что когда-то оно принадлежало княгине. А сколько не ищи на карте (хоть пяти стран), а населённый пункт с названием Рогнедино или Рогнеда - не встретить. Невезуха, а сколько могло бы быть историй. Но не верится же, чёрт побери! Ещё Изяславль рядом в пользу той Рогнеды, настоящей (жены Владимира), казалось, говорит и то, что в соседнем Дубровском районе имеется древнее городище не просто так.

      Тем более, что в «Истории России с древнейших времен» Соловьева (сына священника) сообщается, что Иоанн Ш, умерший в 1505 году, в завещании своем подобно предшественникам, поделил волости между пятью сыновьями и следует перечисление сыновей и волостей (от слова волос - Велес), но нам интересна только одна - Юрия. Почему так узко? Ребята, дед Ивана Грозного присоединил земли вслед за разгромом Новгорода (1471) ещё с дюжину городов до 1505 года, и земля Московская приросла несчётно, и продолжалась в объединении земель в царствие Василия и внука Ивана. Чей на самом деле сын Иоанн Грозный, тут по отчеству судить сложно, моё мнение - Телепня, если хотите знать рода, сын Оболенского. На самом деле о том знает только Елена Глинская, ну, может, бабушка Раецкая из Комнинов, уличённая в поджоге Москвы в свои 80 и выдворенная за пределы. Это я к тому, зачем мне знать сколько лошадиных сил было в тракторе у села Рогнедино? 

      Ведь торопиться к разгадке тайны имени села еще рано. Более "тщательное исследование даёт другое предположение", основанное на проезжающем мимо князе. Пусть это относится к более позднему периоду, но зато имя Рогнеда есть. Лет считай через 200 от основания Рогнедино (1186-985), в феврале 1168 г., находясь в Смоленске, князь Ростислав Мстиславович опасно заболел. «И виде его сестра его Рогнеда велми изнемогающе, и нача ему молитися, да ляжет в Смоленеце в своем здании, он же рече ей: «Не могу здь лечи, но везете мя Киеву...» - Каков же вывод? Смоленск не так далеко расположен от нынешнего села Рогнедино, это раз. Во-вторых, село может быть названо так в честь дочери Мстислава Великого - Рогнеды? Вполне. А он вообще мимо этого села проезжал? А хрен его знает, но это же предположение, поиск то продолжается. Ребята, а что вы ищите?

      Вывод может быть только один, когда история валяется под ногами, её может поднять кто угодно. Смотрю на картину "Князь Владимир и Рогнеда" (худ. А.П. Лосенко, 1770 г.) и думаю, какая из них? 

      А то что Брянщина - пуп Земли, это я просёк ещё с детства.

      С Днём Победы! 
      8 мая 2025, Брянск 


Рецензии
Есть на Брянщине село и зовут Рогнедино
http://stihi.ru/2025/05/06/1475
Гобейка этимология имени
http://stihi.ru/2025/05/06/2518
День Рождения в Рогнедино
http://stihi.ru/2025/05/11/2027
Огнедышащий Дракон на Гобейке
http://stihi.ru/2025/05/11/2283
Рогнеда - рог, богатство, воскресенье!
http://stihi.ru/2025/05/11/3883
Сказка про бычка и Гобейку
http://stihi.ru/2025/05/11/5246
Огонь, пожары, Воскресенье...
http://stihi.ru/2025/05/11/5246
Изяславу из Рогнедино, этимология имени
http://stihi.ru/2025/05/11/4521

Сергей Курочкин 3   11.05.2025 16:56     Заявить о нарушении