Мой Тукай
«…политик и дипломат…»
Меня удивляет еще и то, как быстро молодой поэт становится политико-экономическим аналитиком, при этом демонстрирует недюжинные способности проникать в суть общественных процессов и явлений: первые произведения в течение 1904 года это еще его суждения о необходимости просвещения и восхваления тех, кто что-то делает в этом направлении. Но пройдет незначительное время и он начнет призывать перейти от слов к реальным делам.
Тукай в январе 1907 опубликовал статью «Т;ш;ккер», где он анализирует события того времени, связывая их с историческими процессами. Опубликована статья в январе. Значит, написана она в 1906-1907 годы, когда поэту было 20-21 год.
Обратим внимание еще и на то, что вся жизнь Тукая прошла в сложнейший период в истории России. С одной стороны, во времена, когда жил и творил Тукай, в России практически не было политических прав, в зачаточном состоянии были науки об обществе, напуганные французской революцией власти запретили применение даже понятия «гражданин». Не существовало и социологии. Русские социологи были вынуждены открыть факультет социологии в 1901 году в Париже. В сложившейся ситуации именно писатели, поэты и драматурги выполняли практически основную рабо
ту в «социологическом просвещении» пользователей своей продукции, способствовали формированию определенных знаний об обществе, общественного мнения, изображая в своих произведениях уровень, качество и образ жизни различных групп населения, показывая происходящие события в других странах, демонстрируя свое отношение к тем или иным процессам. С другой стороны, эпоха, в которой жил и творил Тукай, — это время, когда в жизни народов России, хотя и медленно, но начались глубокие перемены: шел распад ранее господствовавших отношений в экономике и усиление капиталистических отношений; появление и, хотя и медленное, но развитие промышлен
ных секторов, сопровождающееся ростом численности рабочих и специалистов, имеющих высокий для своего времени уровень образования; начались некоторые изменения в сфере образования и культуры. При этом, в связи с указанными изменениями, практи
чески во всех сферах общественной жизни, происходит переход напряженности в соци
альном пространстве на качественно новый уровень, сопровождающийся такими ката
клизмами, о которых уже говорилось. Назревали события, требующие революционных изменений. Но господствующая система управления показала свою неспособность адек
ватно реагировать на эти изменения. Не только в столице, но и по всей территории страны небывалыми темпами росла протестная активность населения.
Происходят изменения и во взглядах Тукая. В частности, в 1905 году выступил, на мой взгляд, стихотворением программного характера «Относительно свободы»- «Х;ррият хакында», в котором оценивал, какой ценой завоевывается свобода. «Цензу
ра», «рабство» и другие позорные явления ушли, пишет он, но молодые борцы за сво
боду нашу заплатили слишком дорогую цену. Он не только хорошо понимает причинно
-следственные связи между явлениями и процессами, происходящими в обществе, но и обращается к читателю, показывая эти связи: пишет о необходимости организоваться, подчеркивая, что слабая сплоченность, слабая организация и подготовка рабочих стали причиной поражения народного движения. В написанном в 1907 году произведе
нии «Тавыш» хакында»- «О «Голос»е» в связи с выходом новой газеты взамен закрытой властью, поэт напрямую обращается к рабочим с призывом «поднимать свой голос», что новая газета будет «отстаивать ваши интересы, только не молчите», сопротив
ляйтесь, боритесь, «только в борьбе за свою свободу вы обретете свободу». Реакци
онные силы продолжали свирепствовать: закрывали типографии и газеты, арестовывали активных организаторов и пропагандистов. Не обходит это все и Тукая, но чуть поз
же. В 1911году Казанский Временный Комитет по делам печати обращается к проку
рору о привлечении Тукая к судебной ответственности за публикацию ряда произведе
ний. В частности, в документе указывается следующее: «В стихотворении «Относи
тельно свободы» - «Х;ррият хакында» говорится о результатах достигнутой свободы: прекратились цензура, рабство, стиснения и унижения, сняты оковы и т.д. Далее указываются те средства, которыми добыта свобода: умерло много людей и трупами наполнился мир. Имена их остались, говорят, до века, вплоть до всеобщего воскре
сения. Шакирды и студенты все, этих львов не забывайте, говорят. С радостью они жертвовали души и умирали все, смеясь...». «...в этих стихах Комитет усматривает возбуждение к опровержению существующего в государстве общественного строя...». «Ввиду всего вышеизложенного...Комитет...просит...о привлечении к судебной ответс
твенности по указанным статьям закона автора брошюры Абдуллы Тукаева».
Творчество Тукая вызывает больший интерес и искреннее восхищение тем, что он не только создает свои произведения, как талантливый поэт. При этом он демонстри
рует удивительную способность проникать в суть вещей и явлений,примеряя теорети
ческие выводы всемирно известных интеллектуалов, труды которых переводил на татар
ский язык, при анализе многослойных противоречий в жизни своего народа того време
ни. В 1906 году, двадцатилетний молодой поэт переводит на татарский язык работу будущего академика АН СССР А.Н. Баха «Царь-Голод», где на доступном широким слоям населения языке изложена «марксистская политэкономия» о том, как формируется при
бавочная стоимость, как возникает капитал, каким образом происходит эксплуатация работников, насколько это все не соответствует представлениям о честности и спра
ведливости в человеческих отношениях. В том числе и в религиозных, как это все противоречит постулатам ислама. А в своей статье «Шартлар» -«Условия» он,описывая то, как, с одной стороны, недостойные считать себя мусульманами люди становятся деятелями мусульманской религии, при этом «поклоняются капиталу, позабыв Аллаха»
открыто служат капиталу, насаждают порядки кумовства и родства, а с другой сторо
ны, те, кто тупо подчиняется этим порядкам, считая себя мусульманами, тоже недос
тойны считать себя таковыми. Он приходит к выводу о том, что «...пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду жизни, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами.» Но книга «Царь-Голод» сразу же по выходу из издательства была конфискована, поскольку в «завоеванной свободе слова» пошел обратный счет-активизировались реакционные силы.
Это хорошо известный историком методологические требования к анализу общес
твенных процессов — необходимость выявление связи "сегодняшних" событий с "вче
рашними". Английский историк А.Тойнби (1889-1975) в своей нашумевший книге "Постижение истории" попытался обосновать вывод о том, что возникновение цивили
зации на Земле - это результат проявление закона "вызов -и- ответ." За это его возвысили до небес. Цивилизация народов "сегодня" - это форма ответа на преодоле
ние противоречий в пути своего развития "вчера". Большую работу написал Тойнби, слава ему. Но ведь ценность научной работы не измеряется объёмом. Английский специалист родился на три года позже Тукая. Разумеется, вариантов у "прошлого" нет. Варианты могут быть у того, что происходит "сегодня", а у "будущего" вари
антов множество. Поэтому сегодняшнее может быть и как повторение вчерашнего, хотя, разумеется, полного повторения в принципе не может быть. Тукай, в роли проникновенного аналитика, характеризует поведение электората: избиратели игнори
руя призывы правых партий, приняли позиции левых партий. То есть, исправляя ошиб
ки прошлого, прошлых выборов, в которых они обманулись, в ответ они поменяли свои общественно-политические взгляды. Таким образом Тукай показывает, что не только на уровне цивилизации, но и во время выборов народ вызову, способен давать соответствующий ответ. То есть, жизнедеятельность народа протекает на основе принципа "вызов -и -ответ" и написал об этом, примерно, за 30 лет до Тойнби. Но Тукая не стали возвеличивать. У нас так не принято. Жалко, конечно, но мы так живем.
Поражение революции 1905-1907 годов он пережил очень тяжело. И здесь известно же, мы – народ, который нуждается в том, чтобы кто-то нас всё время за руки водил. И в этих целях должны быть у нас «руко –водители». А это никак не может быть фактором, способствующим движению населения вперёд. Наоборот, это тор
мозит раскрытие внутреннее присущей населению социальной силы. Необходимо под черкнуть, что политика - это общественное явление, то есть она существует толь
ко в обществе. Так это понимали ещё древние мыслители. Например, Аристотель говорил что человек в сущности это "политическая животное", то есть, политика при
суща только человеку. Другие живые существа политикой не занимаются.Но по мере развития общества политика и меняется, усложняется. С одной стороны, появляются отрасли политики, усложняется структура: например, внешняя политика государства
то есть деятельность государства по регулированию отношений с другими народами и государствами. В той же мере и внутренняя политика, когда государство регулируют отношения между различными классами и группами населения по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. В то же время внешняя ли политика или внутренняя- государство имеет дело с живыми людьми, имеющими свои потребности, духовные ценностные ориентиры, свои интересы и цели. Примерно так же, как в природе- всё крутится вокруг Солнца, что бы ни делалось в обществе, в центре, в качестве источника движения являются потребности людей и их взаимодействие в целях удовлетворения этих потребностей. Больше того в какой бы отрасли человек ни работал и чем бы ни занимался, в любой ситуации он живёт сво
ими интересами. Как раз в этой зоне происходят разночтения между людьми, которые способны перерасти в противоречие и столкновение интересов. Подобная ситуация предполагает что органы государственной власти, местные структуры должны развес
ти не совпадающие позиции и на основе признанных законов общежития произвести декомпозицию переплетение отдельных личностных интересов и интересов общества.
В то же время надо иметь в виду, что на государство есть и другие взгляды. Например, Н. Бердяев писал, " государство существует не для того чтобы земную жизнь превратить в рай, а для того чтобы она не превратилась в ад". В этом случае речь идёт о том, что может быть ещё и государственная политика в интересах отдель
ный социальной группы или класса людей. Скажем в капиталистической системе буржу
азия, используя своё правительство и другие государственные институции, в своих интересах, живёт за счёт остальной части населения. Понятно, что в этой ситуации правительство этого государства выполняет роль орудия в руках и господ ствующего слоя.
Г. Тукай ещё в 1905 году в своём стихотворении "Дусларга бер с;з"- "Слово друзьям" своё отношение к чиновникам такого государства выразил следующими словами:
"... Чиновники долго пили нашу кровь,
Хватит, хватит, не дадим..." и призывал выступать против представителей правительства.
В стихотворении "Трутням"(1906) пишет уже более конкретно, призывает выступить против губернаторов, которые "только и знают набивать себе живот", ничего не дела
ют для народа, "хватит терпеть все это», давайте уже "засучим рукава". То, что весь мир театр, и мужчины и женщины исполняют там свои роли, было известно задол
го до Шекспира и до перерастания социологии в науку. Хотя, процесс поиска роли человека в этом всемирном театре было заслугой социологии. В то же время литера
тура, поэзия в описании чувственном познании человеком процесса исторического развития, в исследовании переживания людей, в глубине отражения душевных чувства человека безусловно занимают первое место. Вместе с этими особенностями во всех народах проблемы взаимоотношения людей переходит из века век. Часто даже кажется, что здесь никаких изменений нет. Будь это мифы древних греков, литературные цен
ности древних арабов и фарси, или произведение Кол Гали, Шекспира или Пушкина, произведений в других отраслей искусства вместе с этими проблемами переходят в наше время. То есть, какое бы общество не взяли, будь это во времена Габдуллы Тукая или в наше время, отношения между мужчинами и женщинами, проблемы создания семьи, отношения в семье между мужем и женой, между детьми и родителями, за пре
делами семьи отношения между руководителем и подчиненными, между вождями и члена
ми партии и многие другие проблемы находятся в центре внимания общественности.
Понятно, что активная часть населения выдвигает из своих рядов наиболее заметных, достойных, способных отстаивать интересы участников множество отношений в обществе в качестве общественных деятелей.
Поэтому социология в любой стране своими методами пытается исследовать эти отношения и выявить сущностные зависимости между разными факторами здесь. В этой части работы я хотел подчеркнуть то, что человек, даже не используя слово полити
ка, может принимать активное участие в политике в самых разных проявлениях, будь это в области отношений между государствами. С другой стороны, человек способен говорить о политике, или высказывать свою точку зрения, но думать при этом по-другому, и поступать совершенно иначе. Еще раз возвращаясь к тому, насколько тонкая материя - отношения между людьми. В своём стихотворении "К;рс;т;"- "Пока
зывает" пишет об этом:
"О, человек! Смотришь сверху сама святость,
И стремление к лучшему и ненависть к плохому.
Но Всевышний готовит его к разврату..."
" Если желание не против требованию живота
Он готов подчиниться Корану..."
"Если должен кому-то, и подругу забудет;
Но должника своего готов живьём сжечь;"
Несмотря на это нация наша сумел воспитать и таких, кто способен организовать народ на борьбу за свою свободу и таких, кто готов всю жизнь трудиться в целях просвещения своего народа, таких как Гаяз Исхакый, как Габдулла Тукай и других. Во фракции мусульман Государственной Думы было более двадцати пяти депутатов. Из десяти депутатов мусульманской фракции Думы третьего созыва 7-татары из г. Казань. А руководитель фракции Тевкелев-из Уфы.
На одном из заседаний депутат из Уфы Калимулла Хасанов, выступая, начал говорить, что в России мусульманские в школы не получают необходимую помощь со стороны правительства, некоторые депутаты правого толка начали кричать:"...если вам не нравятся российские порядки, езжайте в Турцию!". Тукай в ответ выступил с известным читателям стихотворением "Китмибез!" - "Не уйдем!" Не уйдём, потому что:
— там тоже, как и в России, преследования и и нагайки;
— те же грабители казны...
Не уйдем, потому что:
— здесь веками построенные нами, наши города;
— здесь мы рождены, здесь вырасли, здесь наш смертный час;
— самая высокая цель наша: свободное государство- свободная Россия!
Мысли Тукая в этом направлении в последних стихах ещё глубже раскрываются. Например, в стихотворении, написанном в связи с 300-летием царствования династии Романовых в России, "Олуг юбилей м;н;с;б;те бел;н халык ;метл;ре" он пишет:
На русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,
—Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны? (Пер.С. Липкина)
В этих строках ещё один пример показывающий широту мысли и глубину ума поэта: он пропасть между "народом" и "властью" сумел раскрыть так точно и так глубоко. Татарский и русский народы, живя на этой Земле, не только общались. У них сложилось общая Родина, общая история, жили веселясь, обменивались привычка
ми, формируя единую систему морально-этических правил, обмениваясь понятиями, обогащая друг - друга достижениями культуры. К слову сказать, если верить словарям, русский язык обогащён настолько, что на букву "А" не осталось ни одного русского слова.
То, что веками создано русскими и татарами на этой Земле, не сможет унести ветром времени. Они имеют безусловное право жить на этой Земле также, как и до сих пор. Казанский митрополит Гермоген ещё 1593 году написал, что многие из русских с татарами, черемесами, чувашами живут в общении: вместе принимают пищу, вместе пьют и создают семьи друг с другом. В то же время в течение 300 лет это система управления страной жила своими интересами. Это тоже исторический факт. И это тоже не могло не отразиться на отношениях между людьми. Если сходить из того, что у власти представители одной национальности из нескольких национальнос
тей, проживающих в обществе, то можно представить себе потенциальную сложность социальных отношений в обществе. Тем ни менее, способность Тукая в рамках поэти
ческих форм показать сложности положения татарской нации в обществе является ещё одним свидетельством того, что он одинаково глубоко владел способностью мыслить категориями поэзии и политики с одинаковой глубиной. А если иметь в виду, что он не получил официального высшего образования в соответствующих учебных заведениях - это его качество в полном смысле слова имеет феноменальные значение.
Выше было замечено что Россия по уровню экономического развития заметно отставала от европейских стран. Значение этого вывода не ограничивается только сравнением, но и даёт основание для следующего вывода: значит, по мере развития экономики и в России будут происходить те события, которые пережили эти страны в процессе своего развития. Например, в год рождения поэта произошли события, которые открыли новую страницу: 1 Мая 1886 года в городе Чикаго США более 40.000 рабочих вышли на забастовку, требуя восьмичасовой рабочий день и повышение заработной платы. В этот периода развития США, быстрое развитие экономики параллельно приводил к ускоренному росту численности рабочих. Молодому капита
лизму присуще усиление эксплуатации рабочих. Их заставляли трудиться по 12-15 часов за низкую заработную плату. Поэтому забастовку поддержали рабочие и других городов. вышли на улицу более 300.000 рабочих и 1 мая здесь, в этом городе, и в городах более 150 стран. Из большого массива информации об этих событиях обрати внимание на три момента:
— высокий уровень развития экономики в США и странах Европы;
— как результат развития экономики в целом и, в частности, в промышленности, резко возросла численность рабочих и повысилась активность борьбы за их интересы;
— между рабочими и хозяевами зарождающегося капиталистического способа произ
водства обостряются противоречия. И как бы ни казалось далёким расстояние от США до России, уже в те времена информация между странами достаточно быстро распрос
транялась. Информация о событиях, происходящих в Америке, быстро доходило до Европы, а оттуда до России. И, наоборот, информация о том, что происходило в России, быстро доходило до США. Однако проблемы здесь не в скорости движения информации, а о том, в интересах каких социальных слоёв и как она используется, к каким результатам приводят результат происходящие в стране события. Если система управления не способна своевременно и разумно реагировать на события, то опас
ность того, что ситуация в обществе может перевернуться с ног на голову, всегда находится рядом. Смысл сказанного выше с позиции развития общества заключается именно в этом. Результаты развития соседних стран могли быть примером для России, если бы в системе управления были бы традиции учета интересов населения. С другой стороны, как учит социологическая наука, разрешение какой-либо проблемы в общес
тве, приводит появлению новых противоречий. Например Тукай в 1907 году, то есть, в год поражения революционных сил и начала реакции, когда усилилось цензу
ра, активно закрывались газеты и журналы, выступил с стихотворением "Азатлыкка"- "Свободе", где показал отрицательные последствия борьбы. Он пишет, что требова
ния народа не выполнены; больше того, он не может чётко определить пути и способы достижения реальных результатов. Больше того, у поэта появляются стихотворения, в которых, по мнению некоторых читателей, чувствуется некое уныние, пессимизм. В качестве примера называется стихотворение "Д;ньяда торыйммы?-ки;;шл;шк;н дустыма"
- "Стоит ли жить?-совет другу". Стоит жить, говорит поэт, если:
— "беспрестанно будешь врать",
— не будешь стесняться пряча правду,
— будучи неверующим в душе, будешь говорить о вере,
— сложно жить, не отдав душу капиталу,
— живи, только продай честь и совесть свою.
По-другому жить в обществе, где капитал связывает всю систему отношений между людьми, невозможно. В этом сарае, который переполнен бандитизмом и прости
туцией, спокойно жить может только тот, кто продал и совесть и честь свою. Он поставил вопрос: почему под землёй жить лучше чем на Земле? Но ответа не дал. Однако, он всё же полностью надежду не теряет: например стихотворении "Юаныч" читаем, что у нации повысится грамотность, у нас много способных (булдыра торган
нар),а те, кто тащит нас назад, они уйдут. Интересно то, что у Тукая есть собст венные мнения по этому поводу, что характеризует его как политика и общественного деятеля, способного глубоко проникать в сущность явлений и процессов, о которых пишет. В качестве примера обратим внимание на его статью ";;ркеми; к;ндинч; вар дыр ля м;халь ;ндиш;си". Он не призывает народ к капитализму или социализму."То, что социализм хорошо, знает даже газета "Фикер,"-пишет он. Но "...сначала нация должна учиться, познать... Если мы в таком необразованном состоянии назовем себя социалистами и выйдем на майдан, мы будем выглядеть как павлины на вороньих перьях и насмешим весь мир",- предупреждает нас поэт-политик. Гениально! Здесь и поколения российских революционеров, и последующие руководители партии и прави
тельства, и Никита Хрущев, который обещал построить коммунизм, и великие мыслите
ли, которые носились с идеей перевести французские учебники на русский язык, чтобы быстро просветить население России... Вся эта трескотня накрылась одним выводом светлого ума выдающегося поэта, мыслящего политически.
Очень жаль, что получилось так, как и говорил Тукай. Как только мы не смешили мир. Наш человек, который сидел на самом верху системы управления страной, например, насмешил весь мир находясь в Германии. Да, да, в той самой Германии, которая вероломно напала на нас с целью уничтожить целые народы. Наша страна отстояла свою свободу ценой огромных потерь, разгромила европейский фашизм, оставила там контингент своих солдат на службе миру. Затем решили вывести эти части войск. Новый «руководитель» новой России, напившись до беспамятства, стоял перед военным оркестром немцев и изображал, что якобы дирижирует. Так мы и превратились в павлины на вороньих перьях перед всем миром, как предупреждал поэт-политик Тукай.
Уже в который раз, и это оправдано, невозможно не восхищаться мысли и ума поэта. Не учился в университетах, ребёнком не получил должного семейного воспита
ния и жизненного опыта ещё набирать и набирать, а параметры выдающихся умственных способностей так удачно сложились, что можно сравнить только с при
родной гармонией. Остаётся только задаваться вопросом о том, почему это не случи
лось с нашими руководителями, которые жили в той же стране, в то же время, что и Тукай, но твердили народу принципиально иное, что страну можно переделать по ле
калам великой французской революции. Дальше —больше: "нынешние поколения будут жить при коммунизме..." Вот так просто, даже не "при социализме". Хотя теорети
чески уже было сформулировано подсказка марксизма, что коммунизм-это не состоя
ние, а движение.
Я хочу остановиться еще на одном произведении Тукая, чтобы убедиться в том, насколько он внимательно относится к особенностям характера своего народа – это поэма "Шурале". У нас ее любят, о ней говорят только в возвышенных тонах, приме
няя поэтические эпитеты. И она действительно заслуживает такой высокой оценки. Иногда приходится читать и о том что "Тукай в этом своем произведении с большим мастерством показывает замечательную природу своей родины, где прошло "счастливое его детство". Нет слов, в самом деле описывается деревня в окружении леса, покры
тая травой улица деревни, как будто зелёным ковром; как солдаты в строю стоят елки, цветы полевые, земляника красная- всё это подано поэтом не жалея красок и таланта. В целом, невозможно посмотреть без удивления и гордости на картину, написанную выдающимся художником. Только вот, создав соответствующую песню об этой красоте, вряд ли можно перенести это на детство поэта, называя его счастли
вым. Осознание того, что это не соответствует реальной действительности, отзыва
ется лично в моей груди острой болью. Я знаю. Это- диссонанс. С одной стороны, хвалить не захвалить красоту, прописанную поэтом природу, а с другой стороны, невыносимая трагическая судьба. Такая вот неподдающийся разуму жизнь, сотканная из противоречий.
Талант поэта такой, о чем бы он ни написал, как лава из лона вулкана, взвивается высоко под воздействием какой-то сказочной силы. Это почти так же, как в его сказке. Широко известно, поэтому нет необходимости здесь повторить ее содержание. Хочу только обратить внимание уважаемого читателя на несколько моментов, которые относятся к характеристике внутренней качественной особенности нашего народа, описанного талантливым пером поэта. Надо сказать ещё то, что об этом произведении много написано замечательных аналитических литературоведческих рецензий, он прекрасно экранизирован, у нас много талантливых людей, слава Всевышнему.
Всё же, когда читаешь это произведение, в голову приходит снова его слова "...я ещё и дипломат...", сказанные им в приведённом выше письме. Природа созда
ла человека себе подобным, такими же неповторимыми и несравнимыми. Очень похожи друг на друга в то же время не повторяющиеся качества и свойства друг- друга, напоминающие этим снежинок, капли дождя, листочки деревьев. Кажется мне, что и народы, история и пути их развития, как две капли воды похожи друг на друга, но никогда и нигде друг- друга не повторяют. Точно так же и с поэтами, с политиками и дипломатами: они такие же, как и их страны, но никого не повторяются по качес
тву– уникальны. Разумеется, все поэты в основном заняты одним- творческой деятель
ностью в поэзии и у каждого поэтические качества свои. К уникальности Тукая я отношу и то, что он острым умом и богатой интуицией высокого уровня, способен уви
деть и понять существующие в жизни социальные противоречия, изобразить их поэти
ческими средствами. В этом случае мысль поэта, которую он доводит до читателя, усиливается специфической духовной силой и доходит до сознания читателя в совер
шенно другом качестве.
Я вижу в произведениях Тукая проявление настоящей «народной дипломатии», которая непосредственно не связана с государственной, но очень верно отражает сущностное в своем народе, его национальную идентичность, культуру, ценностные интересы которого разные формы дипломатии отстаивают не по поручению государства, а по велению души и сердца. Как это, например, происходит, когда он переводит произведения Л.Толстого, А. Пушкина и др. на татарский язык, создавая таким обра
зом, возможность своему читателю глубже понять «рускость русских». И, наоборот, когда его произведения, например, «Не уйдем!», «Шурале» и др. переводятся на другие языки. Государственная дипломатия активно используется во внешней полити
политике. Но очевидно и другое, что отношения между классами, социальными груп
пами и правительством невозможно регулировать успешно без применения методов дипломатии. С другой стороны, и во внешней политике, и в органах власти разных уровней заняты представители именно этого народа. Их деятельность на основе напи
санных и неписаных правилах и законах строится тоже под давлением социально-психо
логических особенностей своего народа. Поэтому дипломатия, как наука и искусство общение между народами, отражает не только правительство, не только государство но и народы этой страны. Больше того, в повседневной деятельности дипломатов, в том числе и в принятии далеко идущих по своим последствиям решения, ясно вырисовы
ваются психологические особенности народа.
Произведения литературы и искусства во все времена считались инструментами взаим
ного обмена информацией о социально-психологических особенностях народов. А эти особенности народа на очень высоком уровне описаны Тукаем в его произведениях, в том числе и в поэме Шурале: молодой человек придя в лес, приступил к своей работе-начал рубить дрова. В это время вышел из леса лещий- шурале и открылся, что у него привычка убивать людей щекоткой. Явное столкновение интересов сторон: шурале-убить щекоткой парня, а парню сохранить свою жизнь и готовить дрова. Начинать драться-смысла нет, шурале сильное и страшное существо. Значит, остается придумать что-то. Но парень в этой смертельной для себя ситуации находит совершенно неожиданное решение- просит Шурале помочь ему погрузить дрова не телегу. Шурале тоже в этой неожиданной просьбе ничего страшного не видит. Наоборот, он привык доминировать, коль скоро парень просит помочь, значит заранее готов сдаться. Но у парня хитрая заготовка-на бревне изготовлена щель, забитый клином. Шурале берется за бревно, просунув пальцы в щель. Парень выбивает клин и пальцы рук прищемляются. Здесь все есть: и коварный план нападения, с одной стороны, и коварная заготовка, с другой стороны. Есть еще и этическая сторона-шурале честно хотел помочь. Но это, в свою очередь, путь к достижению коварного плана потенциального убийцы чуть позже... Надо сказать, что это очень близко к принципам стратегем, разработанных учеными древнего Китая:
— "... перед лицом смертельной опасности, нужно стараться привлечь
противника себе на помощь...(на свою сторону)";
— "... самая высокая дипломатия - победить врага без войны...".
Мне по жизни пришлось прочитать много сказок или говорить о них и школьникам, и студентам, и детям своим, и внукам, начиная с Киплинга, Пушкина и так далее. В них почти всегда добро побеждает зло. Только вот не встречал я пока, чтобы смертель
ную опасность преодолеть путём пленения носителя этой опасности таким оригиналь
ным способом. То, что в голову автора пришёл такой метод -это разве не свидетельство его гениальности? Ну, а если нет, то каким будет гениальный способ, применяемый в таких случаях?
Автор, как я понимаю, в этом произведении на примере находчивого парня, который придумал такой способ освобождения от смертельной опасности, очень правильно описал эту способность нашего народа.
В конце произведения парень, в ответ на просьбу Шурале назвать свое имя, назвался как "Былтыр"- "Минувший год". Обманул, разумеется. Больше того, Шурале, который пришел ему на помощь и попал в беду, оставляет и уезжает домой. Сородичи, застав
шие Шурале на другой день, вместе того, чтобы предьявить претензии жестокому пар
ню, ругают пострадавшего: "...ты с ума сошёл, кто же орёт за то, что минувшем сделал тебе больно!". Автор и в этом эпизоде очень верно показал ещё одну особен
ность, присущую нашему народу. В самом деле, наш народ способен на то, чтобы сидеть, ждать и кричать: "Ах умираю, кто же придёт и освободит меня из этой беды?".
Ещё один вывод, который относится к характеру народа, образ парня как коллек
тивный портрет крестьян, живущих в своих домовладениях в деревне. Во-первых, он полностью в своих потребностях: никуда не оглядываясь, без остановки рубит лес. Взяв в плен Шурале, как только освободился от смертельной опасности, он спокойно уходит домой. Видно, что это мальчик из стихотворения "Алтын тарак", который уже вырос, пришёл домой, закрылся и лежит, наблюдает, ждёт что же будет дальше. Но для нас он положительный герой, с какой бы стороны не посмотреть- он человек наш: активный, смелый, ещё и умный - он как легко и красиво обманул своего врага.
С другой стороны, он с точки зрения социального "наш", "свой человек", который относится к 93,7% населения Казанской губернии того времени.
Хотя и говорят, что у нас крепостное право было более демократичным, но он всё равно был в ситуации эксплуатируемых. Если даже жил в собственном доме, у него не было прав. Но и в этой ситуации он находил способы как-то содержать свою семью детей. Каждый раз находил выход из положения, чтобы удовлетворить свои интересы. В вечном долгу своему помещику, накрепко привязан к природе: летом, если дождя нет, на работу; зимой в любой ситуации спал. Пока у него нет никаких возможностей организоваться и совместно бороться за свою свободу, за свои права, как рабочие заводов и фабрик. Всё, на что он способен, доведённый до крайнего состояния, он может с вилами или с топором выйти вместе с соседями и разгромить хозяйство своего помещика.
И даже в этой ситуации, если появится возможность и он разбогатеет, станет помещиком, он не будет чувствовать себя грешным, за то, что будет жить, эксплуа
тируя крестьян. Построить справедливую жизнь для всех в его планы не входит.
Несмотря на это, татарский народ вскоре показал миру, что он - не просто сумма людей, а представляет собой социальную единицу, называющуюся народом, что у него есть социальная энергетика, достаточная для того, чтобы подняться в своем разви
тии на более высокий уровень и, как спящий вулкан, однажды проснувшись, удивить всех своими социально-экономическими результатами. Предтечей этих результатов являются то, что он дал миру своего Габдуллу Тукая, как проросшее из семена, упавшего на изрядно протоптанную землю и выросшее, несмотря на снег и дождь, зим
ние холода и в летнюю жару, распустив мощные ветви и предложившие людям свои замечательные плоды, похожие только на Великое плодоносное дерево которое, встречается в его сказках. В том числе и у Габдуллы Тукая.
Значит растившая такое дерево Земля была настолько плодородной.
Значит у этой земли была такая мощная энергетика.
Значит наша нация, которая смогла дать человечеству такую личность, концентрировала всю духовную силу и жила в ожидании в готовности такой великой отраде.
Когда 20 лет отроду задался вопросом "Наша нация мертва или только уснула?", Тукай сам ответил всей своей жизнью и великим творчеством: нет и не умерла и не спит наша нация! Она выдала миру целую плеяду замечательных литераторов и ученых, личность такой величины, как Габдулла Тукай, и продолжает идти твердой поступью к новым вершинам мировой цивилизации.
В своих бессмертных произведениях Тукай на высоком художественном уровне сумел показать сложнейшие противоречия общества, особенности внутренней и внешней политики государства, специфику отношений между разными социальными группами своему читателю и будет жить в памяти благодарного читателя как человек, глубоко понимающий дипломатические и политические проблемы общества своего времени, как великий поэт и мыслитель.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225050801800