Молчание тайги глава2
За пределами разрешенного.
«...самовозгорание ламп, электрические разряды и необъяснимые магнитные колебания. Температура резко повышается до +50 градусов, у многих возникает сильная головная боль и головокружение...»
«...уникальные кристаллические структуры, недоступные в других частях планеты...»
«... странные свечения и металлические блески, исходящие из пещеры в ночное время суток...»
Впечатляющая коллекция необычных фактов привлекла внимание Милы Павловской, студентки 3 курса геологического факультета Московского государственного университета.
Больше недели она корпела над курсовой работой на тему: «Забытые экспедиции Российской империи».
В тусклом свете библиотечных ламп, Мила просматривала пожелтевшие страницы старых журналов и газет.
В архивах библиотек, она разыскивала материалы о неизвестных страницах российской истории.
Перед её глазами проходили цитаты из отчётов экспедиций, проводившихся в начале XX века.
Она наткнулась на статью профессора Владимира Васильевича Семёнова, опубликованную в журнале Императорского Русского географического общества в 1905 году. Семенов описывал загадочную пещеру на Алтае, где в конце XIX века проводились исследования редких минералов, обладающих исключительными оптическими свойствами.
Статья гласила, что экспедиция 1897 года обнаружила в пещере минерал, неизвестный науке. Удивительные свойства минерала привлекли внимание научного сообщества, но последующие экспедиции столкнулись с необъяснимыми явлениями: участники заболевали, некоторые исчезали бесследно, а некоторые возвращались и умирали либо в дороге, либо уже дома.
— Что же там произошло? — думала Мила, перечитывая строки статьи. — Почему никто не сумел довести дело до конца?
Какой секрет таит эта пещера?
Мила продолжала систематизировать собранные материалы, распределив их по категориям.
В первую категорию студентка отнесла отчеты успешных экспедиций, где
отмечают одинаковые симптомы ухудшения самочувствия, самопроизвольные электрические разряды, необычные магнитные аномалии. Все указывали на невозможность полноценно исследовать пещеру из-за нехватки оборудования.
Отчёт №1 - 1897 год
Руководитель: академик Павел Николаевич Воробьёв
«... предметы самопроизвольно светятся; температура повышается до +50 градусов; участников мучает сильная головная боль и головокружение...»
Отчёт №2 – 1924 года
Руководитель: инженер Василий Дмитриевич Морозов.
«... сигналы, похожие на азбуку Морзе, исходят изнутри пещеры; температура постоянно колеблется, вода стала зеленая, инструменты выходят из строя...»
Отчёт №3 – 1953 года
Руководитель: кандидат наук Лев Ильич Ершов.
«...тошнота, слабость, учащённое сердцебиение; сильное головокружение и потери сознания; магнитного поле многократно превышает норму...»
Отчёт №4 – 1976 года
Руководитель: старший лейтенант Андрей Васильевич Полозов.
« ... повышенное гамма-излучение; неконтролируемые вибрации; нарушений биологических процессов. прекращение радиосвязи; потеря координации; симптомы лучевой болезни...»
Во вторую группу вошли данные о погибших экспедициях, либо пропавших без вести:
В протоколах судебно -медицинских экспертиз было указано о повреждениях нервной системы, повышенном давлении, травмах опорно-двигательного аппарата. Причиной смерти была «сердечная недостаточность», но эксперты отмечали, что это следствие стрессовых воздействий.
Отчёт №5 – 1905 года**
Руководитель: доцент Георгий Александрович Бунин
« ... после месяца отсутствия получено сообщение о критическом положении участников. Дальнейшая связь была потеряна. Искатели признаны пропавшими без вести...»
Отчёт №6 – 1936 года
Руководитель: полковник Леонид Степанович Лавриненко
«... направлена комиссия НКВД в указанный район, связь была прервана. Обстоятельства исчезновения группы остаются неизвестными...»
Отчёт №7 – 1961 года
Руководитель: кандидат технических наук Александр Владимирович Гаврилов
« ... радиоаппаратура выходила из строя ежедневно; сбои в измерительном оборудовании. Последний сигнал поступил на четвёртый день экспедиции, затем связь прервалась безвозвратно...»
В 1970-х годах советская команда альпинистов попыталась проникнуть в глубь пещеры, но столкнулась с серьезными препятствиями. Официально сообщалось о смерти трёх человек от сердечного приступа, однако свидетели утверждали, что гибель произошла вследствие воздействия неведомых сил.
Было понятно, что цели предыдущих исследователей сводились к тому, что бы определить природу минералов. Им были необходимы дополнительные измерения и анализ образцов. Они склонялись к тому, что найденные образцы неизвестны на земле и идентифицированию не подлежат.
Мила сидела в комнате общежития, обложившись стопками бумаг и фотографий. Вокруг неё стояли сокурсники: Костян, увлечённо грызущий ручку, Леха, беспокойно теребящий бумажку, и Лика, увлечённо слушающая рассказ.
— Ребята, послушайте, — начала Мила, размахивая скопированными документами. — Нашла кое-что интересное. Я пишу курсовую о прошлых геологических экспедициях и нашла очень интересную пещеру на Алтае. Почти каждая экспедиция, отправлявшаяся туда, заканчивалась неудачей или вообще исчезала без следа.
Костян приподнял бровь:
— Ты хочешь сказать, что там реально опасно?
— Похоже на то, — кивнула Мила. — Участники заболевали, либо умирали, либо пропадали без вести.
Лика ахнула:
— Зачем же туда лезть, если так страшно?!
— Именно поэтому и надо! — горячо сказала Мила. — Понять, что там произошло, разобрать проблему и решить её. Представляете, какие карьерные перспективы открываются перед нами?
Костян поддержал Милу с энтузиазмом:
— Думаю, стоит попробовать. Повторить попытку и завершить то, что не смогли сделать наши коллеги сто лет назад.
Ребята заинтересовались и восприняли предложение Милы.
Окончательно убедившись в серьёзности вопроса, группа друзей обсуждая детали возможного путешествия и перспективы научной публикации результатов исследования, решила рискнуть.
В первую очередь надо было заработать на экспедицию и для этого решили убить двух зайцев.
Изучив доступные гранты, студенты выбрали конкурс, организованный фондом «Исследовательские инновации». Основные требования конкурса предусматривали оригинальность проекта, наличие предварительного результата и убедительное доказательство социальной значимости исследования.
Мила составила презентацию, включив в неё данные о предыдущих экспедициях, фото и чертежи пещеры, описание потенциальных выгод от обнаружения новых минералов. Кроме того, она подчеркнула экологическую значимость проекта, заявляя о необходимости охраны пещеры и предотвращения разрушения экосистемы.
Костян разработал техническое задание, описывающее методы измерения и обработки полученных данных. Леша предоставил финансовые расчеты, подтверждающие рентабельность проекта и возможность повторного применения полученных методик.
Команда успешно защитила проект на заседании жюри фонда, получив положительные оценки за новаторский подход и значительный вклад в науку. Победа в конкурсе давала возможность приобрести современное оборудование, оплатить транспортные расходы и аренду жилья на период экспедиции.
Проект получил поддержку преподавателей кафедры и декана факультета. Осталось получить заключительный акт и деньги на реализацию проекта.
Когда ребята пришли к председателю фонда, чтобы получить акт и чек, он странно отреагировал:
— Интересная тема, — медленно промолвил он, разглаживая документы на столе и пряча глаза. — Очень интересная. Но... знаете, дорогие мои, у нас есть определённые инструкции от министерства, касающиеся этой территории. Нам настоятельно рекомендовано воздерживаться от любых мероприятий в указанном районе. — Он наконец смог поднять на ребят взгляд.
Они по очереди и хором, настаивали, утверждали, что никакого запрета нет, но председатель прервал их, повысив голос:
— Ваши усилия похвальны, но поймите: мы обязаны выполнять распоряжения вышестоящих органов власти. Ваша поездка невозможна.
Несколько дней спустя Мила узнала, что кафедра геологии их университета получила приказ, подписанный министром науки. Приказ гласил:
«Ни одна образовательная, общественная организация РФ не вправе организовывать или поддерживать проведение исследований на территории указанных координат. Нарушители подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.»
Ребята очень расстроились.
Геныч нашел в интернете интересную информацию о результатах разведывательной операции Министерства обороны СССР в середине 1970-х годов. Военнослужащие обнаружили аномальные показатели радиационного фона и неизвестные частицы, вызывающие кратковременные нарушения зрения и слуха. Специальная комиссия установила запрет на посещения и исследования в указанной зоне.
А в 1976 году ученый ядерщик Андрей Николаевич Харламов сообщил о результатах разведки территории, прилегающей к пещере:
— Мы вошли в систему туннелей и отметили радиоактивность и сильное магнитное возмущение. Приборы зафиксировали неизвестные частицы, разрушающие молекулярную структуру органических тканей. Многие потеряли зрение, трое скончались от тяжелых ожогов. Выводы однозначны: данная территория закрыта для посещения по причине чрезвычайной опасности.
Харламов также отмечал, что советские военные интересовались использованием пещеры в рамках секретного проекта «Пандора». Цели проекта не были озвучены, но упоминалось о намерениях разработать оружие массового поражения на основе частиц, извлечённых из пещеры.
Эта информация позволила понять, почему университет не санкционировал экспедицию: пещера представляла огромную опасность и была подконтрольна военным структурам.
При нарушении режима сотрудники подвергались административному наказанию, а руководитель увольнялся с должности.
— Что будем делать, — спросил Геныч, чуть не плача.
Все молчали. Их проект, которым они так долго жили — провалился.
— Я знаю, что делать, — звонко сказал Мила.
На нее посмотрели в ожидании чуда.
— Мы выиграем другой грант!
Все были в ступоре.
— Какой другой? — опомнился Леха.
— Тот, что нам одобрят, — интригующе промолвила Мила.
Студенты — геологи подали заявку на грант, маскируя истинную цель своей экспедиции. Вместо прямой ссылки на исследование пещеры они предложили проект по изучению влияния антропогенных факторов на состояние экосистем Алтая. Проект включал мониторинг загрязнения рек, анализ состава почвы и выявление загрязнений, вызванных деятельностью человека. Итоговый результат предполагал публикацию рекомендаций по охране окружающей среды и защите уникальных природных комплексов.
Мила подготовила презентацию, аргументированно обосновывая важность предлагаемого исследования. Костян рассчитал стоимость необходимого оборудования и расходных материалов. Алексей составил график работ и маршрут следования. Геныч подготовил схемы, таблицы и графики.
Заявка была представлена на рассмотрение экспертной комиссии фонда «Развитие экологии». Оценщики положительно оценили представленные материалы, отметив актуальность и социальную значимость проекта. Проект был одобрен в короткие сроки.
Благодаря победе в конкурсе студенты получили достаточную сумму для приобретения необходимой аппаратуры, снаряжения и оплаты транспортных расходов.
— Ребята, вот видите, какая удачная тема получилась! — торжествующе заявила Мила, сжимая в руке чек от Фонда. — Всего лишь наблюдение за загрязнением рек, а у нас уже куча денег на счету.
Костян недоверчиво посмотрел на сокурсницу:
— Но ведь это не главное, правда? Наша настоящая цель — та самая пещера, о которой я читал в документах экспедиции.
Леша утвердительно кивнул:
— Абсолютно верно. Если мы сможем найти пещеру и провести там полноценные исследования, это станет настоящим прорывом в науке. Возможность обнаружить новые минералы или подтверждения древних историй — идеальный шанс заявить о себе.
Лика добавила:
— Главное, чтобы никто не узнал о настоящем плане. Грантовая программа предполагает официальный отчёт, а мы внесём туда фиктивные данные. Кто нас проверит?
— Великолепный план, — заключил Костян, расправляя плечи. — Мы станем первыми, кто доберётся до этой пещеры и разберётся в её тайнах.
Да ладно, ребята, мы же профессионалы! — уверенно произнесла Мила, глядя на экран ноутбука. — Совсем несложно собрать данные о загрязнённости рек и составах почв. Оформим всё надлежащим образом, никто не усомнится в подлинности результатов.
Костян одобрительно кивнул:
— Правильно говоришь! Подготовим качественные отчёты, сдадим их фонду, а параллельно будем заниматься настоящей работой — исследованием пещеры. Не будем портить себе репутацию.
Лика усмехнулась:
— Просто не верю, что всё складывается так удачно. Деньги есть, маршрут продуман, снаряжение закуплено. Осталось только приехать на место и выполнить основную задачу.
— Это не просто удача, — добавил Леха, смотря в окно на закат. — Это результат упорства и грамотного подхода. Мы продумали всё до мелочей, и победа гарантирована.
— Ну что ж, — завершил Костян, закрывая ноутбук. — Осталось собрать рюкзаки и ждать лета.
— Ага и сдать сессию, — засмеялся Геныч, у которого было два хоста еще с зимы.
Когда финансы были получены, студенты приступили к подготовке экспедиции. Однажды вечером в комнату Милы и Лики вошел Артем, однокурсник, близкий друг Лёши.
Артем выглядел взволнованным и сосредоточенным:
— Мне сказали, вы собираетесь в экспедицию на Алтай? — спросил он, присаживаясь рядом с Милой. — Я хотел бы поучаствовать, думаю, это интересный опыт для нашей профессии.
Мила согласилась принять Артема в команду, оценив его талант фотографа и журналиста. Он пообещал оказать содействие в оформлении отчета и фотосъемке.
На протяжении подготовки Артем демонстрировал лояльность и исполнительность, искренне сочувствовал целям экспедиции.
Перед самым отъездом Артем попросил освободить его от участия в экспедиции, сославшись на семейные обстоятельства.
Обязанности фотографа пришлось брать на себя Лике, а корреспондента — Миле. Его отказ в последний момент, казался ребятам очень странным. Все были расстроены.
Мила собрала весь коллектив, в том числе пригласила и Артёма.
— Друзья, у нас проблема. Артем очень странно себя вёл и даже не пришел на собрание, — тревожно начала Мила.
— Скажу вам больше, — прервал ее Леха, — он свалил из города и вне зоны доступа.
— Знаете, ребята, а ведь Артем так активно интересовался каждой мелочью организации нашей экспедиции. — сказала Лика в защиту Артема, — Ведь он вникал во всё. Жалко терять такого ценного кадра.
— Коллеги, не знаю, как вам, а мне подозрительно кажется, что этот Артём чересчур любопытный стал, — начал Геныч, поправляя рюкзак. — Всё выспрашивал про пещеру, как будто заранее знал о ней.
Он помолчал, затем добавил:
— Как бы чего не вышло. Темка-то у нас, считай, запретная, а он сразу туда влез.
— А что? Саботаж чистой воды! — выкрикнул Леха, хлопнув кулаком по столу. — Вычирикал у нас всю инфу, а теперь типа занят! Семейный праздник у него, понимаешь!
Он нервно прошелся по комнате, сжал челюсти:
— Явно кому-то передал наши планы, теперь боится ехать. Надо бы выяснить, кто его там ждет. Уж больно оперативно сработал.
— Давайте без паники, — вмешался Костян, почесывая затылок — поживем увидим.
Главное не заводитесь. Артем -то наш чего-то знает, раз так прилип к делу. Но, видно, и сам испугался, раз сбежал.
Он помолчал, оглядывая всех по очереди:
— Дело ясное: нам теперь надо забыть про пещеру, и спрятать все документы. Двигаться будем осторожно. Сами понимаете - такой кипеж подняли, когда мы про пещеру грант выиграли. Помните?
Остальные кивнули, понимая, что Костян прав.
За десять дней до отправления путешественников, позвонили Миле из фонда. Председатель попросил предъявить документы, подтверждающие законность получения гранта.
— Куда планируете потратить выделенные средства? — жестко спросил он при встрече, изучая бумаги.
Мила ответила уверенно:
— Так вы же собственноручно подписали нам все документы. А расходы соответствуют заявленной программе. Экологические исследования в районе реки Катунь будут проведены профессионально. Деньги уже потрачены.
На следующий день Костяна вызвали в деканат университета, где помощник декана вручила бумагу с предупреждением о несоответствиях в заявлении на грант.
Одновременно Алексей получил повестку в управление экономической безопасности МВД.
Там его встретил офицер в штатском:
— Ваш проект интересен многим инстанциям, — предупреждает он. — Предоставьте исчерпывающую информацию о ваших действиях и целях.
— Мы предоставили все документы, расчеты в фонд, который предоставил нам грант. Вы здесь при чем?
— Я повторять дважды не буду, — сказал офицер и удалился, оставив на столе повестку для следующего визита.
Лику и Геныча пригласили на встречу с сотрудниками налоговой инспекции, которые требовали объяснить доходы и расходы проекта.
Самым болезненным ударом стало уведомление о подписке о невыезде, выданной каждому члену группы. Теперь покидать Москву до окончания разбирательства нельзя.
После того как Артём исчез и перестал отвечать на звонки, студенты поняли, что их доверие было обмануто. Но кто мог подсказать им правду?
Однажды вечером, когда они сидели в общежитии, размышляя о дальнейших шагах, раздался стук в дверь. На пороге стоял профессор Игорь Леонидович Николаев, научный руководитель Милы.
— Войдите, профессор, — пригласила Мила, нервно покусывая губу.
Профессор отложив портфель и аккуратно повесив пальто, осторожно прикрыл дверь общежития, проверяя нет ли хвоста.
— Здравствуйте, юные коллеги, — начал он вежливо, поправляя очки в золотой оправе. — Прошу прощения за столь поздний визит, но у меня возникли основания полагать, что ситуация с проектом нуждается в дополнительном разъяснении.
Он откашлялся, сложив руки на животе:
— Вчера мне поступило конфиденциальное сообщение, что господин Артём Бородин, ныне покинувший ваш коллектив, изначально был внедрён в группу не случайно. Определённые влиятельные круги, имеющие финансовые интересы в области природных ресурсов Алтая, посчитали нужным направить представителя для мониторинга вашей деятельности.
Профессор сделал паузу, внимательно глядя на студентов:
— Разумеется, ваш проект изначально не содержал упоминаний о пещере, но осведомлённость господина Бородина вкупе с его отсутствием вызывают у меня серьёзные подозрения.
Остальные переглянулись, осознавая, что проблема гораздо серьёзнее, чем они предполагали.
— Я рекомендовал бы вам немедленно удалить все материалы, косвенно указывающие на связь с пещерами, — закончил профессор, складывая бумаги в портфель. — Вам необходимо очистить своё имя и доказать добросовестность проекта.
После ухода профессора, студенты некоторое время молча сидели, переваривая услышанное. Наконец, Костян нарушил тишину:
— Значит, это бизнес, — задумчиво протянул он, приглаживая отрастающую бороду. — Хотят первыми попасть в пещеру и захватить всё, что там есть.
— Бизнес — это власть и деньги, — добавила Лика, отодвигая тарелку с едой. — Не хотят конкуренции, хотят монополию.
— А мы им мешаем, — мрачно заключил Леха, нервно барабаня пальцами по столу. — Потому и Артём сюда влез, чтобы нас остановить.
Мила задумчиво посмотрела на схему пещеры, висящую на стене комнаты:
— Получается, мы сражаемся не только с тайгой, но и с сильными мира сего. Нам нужно быть готовыми к любым действиям противника.
Остальные кивнули, осознавая масштабы игры, в которую они оказались втянуты. Работа продолжалась всю ночь, группа разрабатывала стратегии противодействия и готовилась к решающему бою.
Оставалось шесть дней до отъезда, и студенты лихорадочно искали выход из сложной ситуации. После визита профессора Николаева они поняли, что единственная возможность реабилитации — удаление всех упоминаний о пещере и предоставление убедительных доказательств добросовестности по действующему проекту.
Первым шагом стало обновление документации. Леха и Лика пересмотрели все отчёты, исключив малейшие намёки на исследование пещеры. В итоге были созданы копии документов о запланированном проведении эколого-геохимических исследований, снабжённые схемами, таблицами и анализами.
Следующим этапом стало восстановление связей с фондом. Мила подготовила выступление, представив отчёт, подтвержденный научными данными и рекомендациями преподавателей. Фонд согласился продлить финансирование, признав проделанную работу профессиональной и качественной.
Важным шагом стала встреча с представителями налоговых органов. Используя налоговые декларации и бухгалтерские справки, студенты доказали правомерность расходования средств. Налоговая служба признала отсутствие правонарушений и сняла санкции.
Особенно сложно было договориться с университетом. Администрация хотела лишить стипендии студентов, обвинив их в недобросовестности. Профессор Николаев выступил посредником, доказав, что вся вина лежит на Артёме, а студенты действовали добросовестно.
На пятый день группа получила официальное подтверждение: подозрения сняты, проект признан успешным, и они могут отправиться в экспедицию.
— Ну что ж, теперь дело за малым, — сказал Геныч, потягиваясь. — Осталось благополучно вернуться и порадовать всех результатами.
Путь к экспедиции свободен, и впереди их ждут удивительные открытия и приключения.
Конец 2 главы
P. S.
Свидетельство о публикации №225050801808