Четверг 3-й седмицы по Пасхе

«После этого св. Марк снова отправился в Египет для устроения основанной им Церкви. Столица Египта Александрия со своим знаменитым книгохранилищем была средоточием греческой образованности. И там все, даже иудеи, жившие во множестве в Александрии, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры, с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, св. Марк положил в Александрии основание христианскому училищу, прославившемуся в последующей истории Христианской Церкви образованием знаменитых учителей и Отцов Церкви. Заботясь об устроении церковного богослужения, св. Марк передал Александрийской Церкви составленный им чин литургии, который долгое время сохранялся в этой Церкви. Из Александрии апостол предпринимал путешествия для проповеди Евангелия во внутренние страны Африки – в Ливию, Марморикию, Аммоникию и Пентаполь. Проповедь его в Египте имела большой успех и весьма благотворное оказывала влияние на жизнь тамошних христиан.

Святой Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим праздником в честь Сераписа. В Александрии существовал уже христианский храм, который построен был близ моря, на месте, называемом Вукул. 24 апреля, когда св. апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили его, обвязали веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, его ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем ему блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил его Своим явлением...»

_________________
Фрагмент из книги:
«Жизнь и труды апостолов»
Глава: «Св. апостол и Евангелист Марк»
Типография Киево-Печерской Лавры

***

«В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно и нагой бежал от них (Мк.14:51–52). Одеяние юноши показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград.

...

...Слыша святые слова проповеди Евангельской из уст Апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Они приступили к спутнику Апостола Петра святому Марку и с мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им о Христе Господе, и оставить им это святое писание как памятник. Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для них свое Евангелие, в котором, излагая события из жизни Господа Иисуса Христа, во время Его пребывания на земле, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить. Написанное Марк отдал на рассмотрение Апостолу Петру, и святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелия и одобрил его для чтения в церквах. Поэтому Евангелие Марка было принято всеми церквами без всякого противоречия, как писание Апостольское, боговдохновенное.

...

...Он посетил многие внутренние страны Африки, был в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе. Все эти страны погрязали во мраке языческого идолослужения. Всюду по городам и селениям и на распутиях были устроены кумирни, в которых были поставлены идолы и в которых совершались волхвования, провещания и чародейства. Проходя эти города и селения с проповедью Евангелия, святой Марк просвещал сердца людей, пребывавших во тьме и мраке идолослужения, светом Божественного учения, совершая в то же время между ними великие чудеса. Одним словом Божественной благодати он исцелял болящих, очищал прокаженных, изгонял нечистых и лютых духов.

...

– Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывания с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Воздержание и умерщвление плоти они считают основанием, на котором только одном может созидаться добрая жизнь. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьет, а некоторые не приступают к пище до четвертого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслия, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня. Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп2774. Среди них живут и женщины, воспитавшие себя в добродетельной жизни и приобыкшие к ней настолько, что остаются девами до старости. Но девство они сохраняют не по принуждению, а по свободному произволению, возбуждаясь ревностью и любовью к мудрости, заставляющей их отказываться от телесных удовольствий и стремиться к приобретению не смертных, а бессмертных порождений, какие может рождать из себя только душа, любящая и стремящаяся к Богу. Священное Писание изъясняется ими иносказательно, через нахождение подразумеваемого и сокровенного смысла и таин; ибо Писание, по их мнению, подобно живому существу: словесные выражения составляют его тело видимое, а сокровенная под сими выражениями мысль и тайна составляют его душу невидимую. Они рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия – отдельно мужчины и отдельно женщины. Некоторые из них пребывают в непрерывном посте в течение семи недель. Седьмой день у них в великом почитании. Приготовляясь к нему и прочим праздникам, они ложатся почивать для отдыха на голую землю. Божественную службу совершают у них священники и диаконы, над которыми начальствует епископ.

...

Тогда святой Марк, продолжая проповедь о Христе, со всею ясностью показал ему, что мудрость века сего есть «буйство» перед Богом...»

_____________________
Фрагмент из книги:
«Жития святых»
Глава: «Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка»
Автор: святитель Димитрий Ростовский (Туптало)

***

«Из Александрии он отправился в Мендисий и там изгнал беса из слепого ребенка. Родители, не помня себя от радости, подарили апостолу крупную сумму денег. Однако Марк отказался от дара, сказав, что благодать Божию не меняют на деньги, и посоветовал родителям раздать их нищим».

_____________________
Фрагмент из книги:
«Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. Том 4»
Глава: «Память святого великомученика Георгия Победоносца и с ним Анатолия, Протолеона, Афанасия и Гликерия»
Автор: иеромонах Макарий (Боннэ), Симонопетрский


Рецензии