Выжить и выучиться-часть-8
С трёх до пяти лет продолжается изучение своих физических, мыслительных и мнемонических возможностей, а с их помощью и изучение окружающей среды. Осваиваются подвижные игры, плавание, велосипед, происходит знакомство с коньками и лыжами, различными мячами, оттачивается координация движений. Привычными становятся синяки, ободранные локти и коленки, возможны серьёзные ушибы и переломы. В это время, даже находясь рядом с ребёнком, родители не в состоянии предвидеть и исключить все опасные случайности, и приходится принимать их как неприятную, но неизбежную данность.
Но в это же время ребёнок не перестаёт удивлять своими достижениями.
По мере развития речи, мы видим, что он всё хорошо понимает и правильно применяет речевые обороты. Но речевого опыта ещё недостаточно, и иногда получаются забавные интерпретации. И в этот момент нужно постоянное разноплановое общение, с чётким пониманием причинно- следственных связей. Но именно в этот период детей отдают в «детский садик», где мышление резко нарушается, по причине, во-первых, множества говорящих, среди которых воспитатели имеют исключительное право повелевать, так как им нужен порядок; а во-вторых, все разговоры ведутся в абстрактном или схематическом ключе.
Когда это занимает не более 5-10% рабочего времени ребёнка, это даже полезно, но обычно этот процент намного больше, и начинает вырабатываться привычка к пустой болтовне, способная перейти в будущее с генерацией положительных эмоций. Общение с разными детьми, то хорошо, но эта польза особенно хорошо проявляется в свободных (диких) играх.
Если вам повезло с «садиком» и воспитатели оказались не начётчиками, то достаточно просто ознакомиться с их программами, или дома подробно расспрашивать дитё, и дополнять опеку своими действиями. Если не повезло, тогда работы предстоит больше, вплоть до использования любой возможности «прогуливать садик».
Совсем не водить дитё в садик не рекомендуется, потому что эта организация является точным срезом общества и системы, а значит, именно здесь ребёнок усвоит основные системные правила, что поможет его дальнейшей социализации. Ошибочно, при этом, думать, что эта система является исключением из правил – в общем и целом все они развиваются одинаково, и только некоторые второстепенные частности их различие определяют.
Многие родители, чтобы вырастить в будущем хорошего профи, с трёх лет начинают обучать ребёнка иностранному языку, гимнастике, балету, начинают водить в спортивную секцию, пытаются научить читать. Всё это плохо, во-первых, потому, что учителя и тренеры работают в конкурентной среде, и им надо доказать свои исключительные способности. Результатом является потогонная система и перенасыщенный график; во-вторых, с трёх до шести лет – это самый игровой возраст, он дается ребёнку для ощущения социальной свободы поведения, для выработки способности принимать правильные решения, для расширения и закрепления игровых положительных эмоций. Всё это в будущем значительно облегчит и улучшит жизнь ребёнка.
Но и игры тоже не должны занимать слишком много времени, и занятия надо разнообразить, но без чёткого графика. Это позволит родителям строить графики под себя, приспосабливать их к своему рабочему времени, своей учёбе, своему отдыху. Как только у вас появилось свободное время, так вы сами без всяких учителей и тренеров – или играете с ребёнком, или проводите с кем-то первичные фоновые диалоги на иностранном языке, или занимаетесь гимнастикой, или рисуете. По времени это может занимать от пяти минут до получаса, или даже до часа, если с перерывами. После этого лучше переключиться на что-то другое, или просто поваляться и поболтать.
Иностранные языки, в раннем детстве (минимум до пяти лет) тоже выучивать необязательно (исключение- семья билингво) потому что ребёнку надо сначала хорошо освоить родной язык. В постоянном общении язык освоится легко, даже в позднем возрасте. Ведь желание делать художественные переводы возникают только у специально воспитанных, а более точное знание иностранного языка никому не нужно, по причине большого языкового перемешивания, множества диалектов и говоров.
Примерно с четырёх лет, можно показывать личный пример работы с книгой, от художественной повести до учебной и научной тематики. Ребёнок начнёт подражать, и для начала будет просто листать книгу, иногда имитируя чтение вслух. Это нормально.
Приучение к чтению художественных книг, может быть полезно в плане эмоционального ознакомления с очень разными житейскими, научными, биографическими и прочими факторами (тематическими метками) к которым при дальнейшем обучении можно привязывать специальные знания. Но слишком приучать к художественному чтению, когда начинают появляться пустые мечтания, может быть вредным.
Одним из главных занятий в это время будет рисование. Начать его лучше с обведения своей ладони, ступни, пластмассовых и деревянных фигурок. Потом переходить к «художественному» изображению букв и цифр. Здесь широкое поле фантазии, пока без точного копирования. Если вначале всё рисование идёт на чистом поле, то к четырём- пяти годам, можно давать для рисования листы в линию и клетку, никак не заостряя на этом внимание.
В этом возрасте полезны первичные упражнения по схематизации рисования, позволяющие сравнивать объёмную фигуру с её изображением на плоскости.
Примерно в пять лет можно начинать тренировать память, но в щадящем режиме – одна две строфы стиха, просить описать словами, как выглядело дерево, машина, река.
Так же, до начала обучения в школе, пока ребёнок не получил готовых определений, надо пройти курс первичной философии, то есть начать формулировать понятия самому. Например, попросить его рассказать – что такое ветер, дом, стол, стул, стена, пол, потолок. Можно, например, придумать игру, будто с ним познакомился инопланетянин, который не понимает этих слов, и ребёнок должен объяснить своими словами, так как он это понимает. А когда он начнёт достаточно уверенно писать, эти определения надо записывать в специальный дневник, с тем, чтобы через несколько дней, недель, или месяцев – это определение уточнить. Это уточнит понимание времени и изменения мышления.
Уже с двух- трёх лет можно заняться поделками из бумаги, скрепляя их степлером, а позже иглой и нитками. Шить на кукол и солдатиков одежду, делать макеты домов и машин. А потом переходить на настоящую одежду из бумаги и ткани – юбочки, носки, варежки. Эти занятия, кроме фантазии и конструирования, хорошо развивают усидчивость. Так же к ним надо привязывать работу с книгами, журналами, справочниками, учиться рисовать фигуры, вычерчивать детали, изучать историю костюма. Лет с четырёх- пяти ребёнок уже может ходить на праздники в костюме собственного изготовления. Ткани для этого лучше выбирать дешёвые, чтобы было не жалко, если испортишь. Лет с пяти, обговорив правила безопасности, ребёнка можно допускать к работе на ручной швейной машинке.
Когда в школы начали принимать шестилеток, то вначале предполагалось, что первый класс будет подготовительным, но потом требования постоянно повышались, и теперь шестилетка должен читать и писать. А это совсем никому не нужно, ни педагогам, ни родителям, ни детям. В шесть лет они должны познавать мир через свободные (не заорганизованные) игры. Есть, конечно, некоторые дети с ранним развитием, но пока учёные сомневаются, что это для них полезно. В этом возрасте ребёнок ещё не готов к абстрагированному восприятию теории, а его подсознательный консерватизм ещё недостаточно закрепился, и может быть отвлечён сознательной деятельностью, ценность которой слишком преувеличена.
Пример философского образования мы уже рассмотрели, и теперь рассмотрим основы физики, которые тоже должны изучаться с четырёх-шести лет. Так как в это время ребёнок уже использует разные технические модели, знакомится с простыми механизмами и электрическими приборами, конструирует домики из стульев и подушек, и иногда и из специально приобретённых деталей.
Но главными для него остаются не игрушки, а родители, потому что с ними можно поделиться радостью и горем, похвастаться своими успехами, обсудить переживания. Без такого общения ценность всех игрушек близка к нулю. Поэтому, сопровождая его познание, родители должны постоянно с ним общаться, что будет выражаться проговариванием названий различных деталей, узлов, инструментов, а так же показом, как делается та или иная операция, рассказать что-нибудь интересное из своей жизни. Ведь заранее мы не можем знать, какие тематические метки запомнятся его памятью.
Подражательная способность ребёнка развивается с малых лет, и к пяти- семи годам используется широко. В нашем способе обучения она является переходной (промежуточной) формой между чистой практикой и чистой теорией, то есть предполагается, что после показа ребёнок повторяет это действие по собственной инициативе.
В четыре- шесть лет дети уже примерно понимают, что такое температура, тяжесть и вес (масса), объём, твёрдость, жёсткость, упругость и мягкость, плотность, различают текучесть и вязкость, сыпучесть и размер фракций, понятия вертикальный и горизонтальный, плоский и круглый, различают цвета радуги, и эффект зеркального отражения, симметрии, парности, равенства, схожести и различия, знают что такое движение и скорость, понимают, что сила удара зависит от скорости и массы и многое другое.
Почему же в школе всё это приходится заучивать заново? А потому, что предыдущий личный опыт ребёнка никак не связывается с теорией обучения. И эту связку должны обеспечить именно его воспитатели (родители), то есть, опять же, в практическом общении постоянно проговаривать эти названия и понятия, расширять их, приводить примеры из жизни.
Например, сравните твёрдость карандаша и хрупкость грифеля (графита), произнесите все названия, уточните, что может быть твёрже карандаша; задайтесь вопросом почему спущенный (без воздуха) мяч мягкий, а надутый (накачанный) – твёрдый; свяжите из палочек четырёхугольник и треугольник, из чего будет понятно, что треугольник – самая жёсткая фигура; купая ребёнка в ванне, расскажите ему об Архимеде, и между делом сообщите, что объём вытесненной воды равен объёму тела и докажите это опусканием в ванну двух одинаковых ёмкостей или мяча; обсудите с ребёнком почему от предметов падает тень и как это связано с правилом, что свет распространяется прямолинейно, и расширьте эксперимент до звука; наблюдая за солнечным зайчиком от зеркала, обсудите, что такое угол падения света, и чем свет отличается от луча.
Само оперирование физическими терминами привнесённое в школу, создаёт привычную обстановку, воспоминания о доме, что будит положительные эмоции и улучшает восприятие нового. Но, в то же время, надо следить, чтобы у ребёнка не пропадал интерес. Как только он пропал, сразу надо менять занятие или просто отдохнуть.
Но, в то же время, ребёнок должен уметь, при необходимости, пересиливать, свою усталость, преодолевать трудность.
Всё это стремление сделать ребёнка более самостоятельным, особенно по части самообразования, не должно полностью отрывать родителя от ребёнка и в школьном возрасте. В этом возрасте многие дети уже уверенно используют приборы новейшей электроники, но не всегда для поиска нужного материала, а часто для подсказки решения.
Этот вопрос необходимо подробно обсудить и закрепить задолго до покупки электронных подсказчиков, чтобы ребёнок понимал, что эти требования помогут именно ему.
Свидетельство о публикации №225050800082
Хотите прожить счастливо - надо иметь большие цели, большой проект. Дети как раз один из таких больших проектов.
Не всякий материальный хлам, а именно дети.
Так что здоровые умом и телом мужчины ищите женщину, которая готова "для батюшки царя родить богатыря!"
К тому же сейчас это проще - негодные женщины сами себя метят - красят, курят, пьют, мрачны и порочны в своих хотелках. А главное - дети у них не на первом плане.
#
...родитель, научившийся создавать игровую ситуацию для большинства случаев – это непревзойдённый мастер воспитания.
Хорошо сказано.
Спасибо
С уважением
Рыскин Борис 14.05.2025 14:17 Заявить о нарушении