Миль Михаил Леонтьевич. Конструктор вертолётов
Как и многие другие советские конструкторы своего времени, Михаил Миль рос в семье, не имевшей никакого отношения к зарождавшейся тогда авиации: отец будущего конструктора был железнодорожным служащим, мать - зубным врачом. Семья жила в далёком от столицы Иркутске, и ничто не предвещало, что Миша станет одним из самых известных конструкторов в мире.
Иркутск во время Гражданской войны постоянно переходил из рук в руки: то город займут красные, то белые. Когда на улице начинали стрелять, родители закрывали ставни и не выпускали детей на улицу. 9-летний Миша сидел в полутёмной комнате и мечтал. Примерно к тому времени относится его первая автобиография: "Я родился в 1909 году в Сибири, в городе Иркутске. Начитавшись разных книг, стал ощущать в себе множество талантов. Потом, благодаря тем же книгам, разуверился в этом".
Родители полагали, что Миша станет поэтом или музыкантом: он проявлял большие способности в гуманитарной сфере - играл на фортепиано, рисовал, писал стихи, но вскоре мальчик занялся авиамоделизмом, на что родители поначалу смотрели как на юношеское увлечение. В этом не было ничего удивительного: авиация тогда была символом нового времени, самолёт вызывал в людях совсем иные эмоции, чем сейчас, а каждый второй школьник занимался в авиамодельном кружке и грезил о карьере пилота. И Миша построил модель, которая победила на конкурсе в Новосибирске.
После окончания школы Миша поступил в Томский технологический университет, но уже через год его отчислили по доносу: один из завистников написал, что в доме Милей имеются мягкие стулья, что по тем временам - признак богатства, и испугавшееся руководство поспешило избавиться от опасного студента. Тогда Михаил поступил разнорабочим на кожевенную фабрику. И уже с рабочей карточкой, позволявшей поступать в любой вуз, он отправился в Новочеркасск, где был один из лучших авиационных факультетов СССР.
Учёба в Новочеркасске стала для Миля судьбоносной. Кроме того, что ему удалось получить великолепное авиационное образование (лекции по аэродинамике читал Владимир Левков, конструктор первых в мире судов на воздушной подушке), здесь он встретил свою будущую жену, с ней он прожил всю оставшуюся жизнь. Панна Руденко, одна из самых красивых девушек института, поначалу отказывалась принимать ухаживания Миля, но он упорно ходил за ней и она согласилась. Они сняли комнату и стали жить вместе,но свадьбу сыграли, когда у них уже были трое детей. "Не в документе счастье", - говорила Панна и долго отказывалась на регистрацию брака.
Идея создания летательного аппарата, который мог бы поднять в воздух человека при помощи винта не нова - первый такой проект разработал ещё Леонардо да Винчи. А в начале 20-го века Игорь Сикорский создал вертолёт, но тот не смог подняться в воздух, уровень развития техники был ещё не тот. И всё же винтокрылые машины летали и были в серийном производстве уже а 1930 году и назывались автожирами. Они взлетали как самолёты, но вместо крыльев у них был самовращающийся воздушный винт. Первый советский автожир разработал Николай Камов в 1928 году, и именно в его КБ направился работать Михаил Миль после окончания института.
Позже Миль работал в отделе особых конструкций ЦАГИ, что дало ему огромный опыт. Именно в этом институте собрался весь цвет российской авиации. Миль возглавил отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя. Однако безопасность первых вертолётов оставляла желать лучшего.
После начала войны Миля отправили на фронт в составе эскадрильи из 14 автожиров. Предполагалось, что они будут корректировать огонь тяжёлых бомбардировщиков, но вскоре выяснилось, что тихоходным, шумным и уязвимым машинам не место на войне, где ставка сделана на скорость, и все 14 автожиров вернулись на завод. Это разочаровало правительство, и до середины 1940 годов все проекты по ним были закрыты. Миль до конца войны занимался вопросами устойчивости боевых самолётов, часто выезжал на фронт.
И всё же Миль не отступился от своей мечты и в 1945 году отправил письмо Сталину с предложением о создании вертолёта, но ответа не получил. Продолжая работу в ЦАГИ он тайком занимался разработкой прототипа первого советского массового вертолёта Ми-1, и поэтому, когда в 1947 году советские власти обратили внимание на винтокрылые машины в связи с тем, что В США они получили всё большее распространение, а у Миля уже был готовый проект.
Испытания Ми-1 шли с большим трудом. Первая катастрофа произошла во время испытания вертолёта на практический потолок полёта, на выстое 5 200 метров в подшипниках системы управления замёрзла смазка. Лётчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом. Вторая катастрофа произошла на глазах самого Миля. У самой земли вертолёт начал вращаться вокруг своей оси. Лётчик-испытатель Матвей Байкалов погиб.
По воспоминаниям работников КБ, никто не видел Миля три дня, а на 4-й он появился бледный, похудевший, и, созвав конструкторов сообщил, что просчёта в конструкции машины нет. Причиной катастрофы послужила некачественная сварка тяги ротора, она-то и привела его к разрушению и потере управления. Последний из трёх построенных образцов вертолёта был доставлен в КБ, где конструкторы проверили в нём буквально каждый винтик, после чего испытания продолжились. Ми-1 поставил в общей сложности 20 мировых рекордов. Его модификация Ми-2 долгое время была главной учебной машиной для тысяч советских вертолётчиков.
Новое отношение к вертолёту как к средству войны появилось во время войны в Корее, когда американские вертолёты доставляли сотни тысяч тонн грузов, вывозили с поле боя сотни раненых. В 1951 году в Кремле состоялось совещание, на котором два главных советских конструктора представили Сталину проекты десантных военных вертолётов. И вновь Миль одержал победу потому, что у него уже был проработанный проект 12-местного вертолёта, который получил название МИ-4. После этого КБ Миля никогда не занималось лёгкими вертолётами, сосредоточившись на средних, тяжёлых и сверхтяжёлых машинах.
Начиная с 1960-годов каждый вертолёт марки Ми шокировал мир. Здесь появились одни из самых лучших больших вертолётов в мире Ми-6 и Ми-10 грузоподъёмностью 12 и 15 тонн, они доставляли на места нефтяных разработок целые здания для рабочих и транспортировали нефтяные вышки, а также один из самых массовых вертолётов в мире Ми-8 (построено свыше 12 тысяч машин), и они до сих пор не имею аналогов. Последний проект Миля Ми-12 до сих пор является самой большой винтокрылой машиной в мире. Он разрабатывался для перевозки баллистических ракет и мог поднять до 40 тонн груза.
Сердце Миля остановилось 31 января 1970 года. Проблемы со здоровьем, по словам сослуживцев, были во многом связаны с нервной работой и тем, что каждую неудачу конструктор переживал долго и мучительно. Завод имени Миля продолжает работать и по сей день, а его ученики создали несколько серийных машин, в том числе Ми-24 (Крокодил) и Ми-28, а они являются основными боевыми вертолётами российской армии.
В 2003 году на выставке Heli-Expo украинский завод "Мотор-Сич" представил широкой публике программу ремоторизации вертолётов Ми-2 и Ми-8, на которые были установлены более мощные и современные турбовинтовые двигатели МС-14. После начала украинского кризиса в ноябре 2014 года было запущено производство Ми-8 на Улан-Удэнском авиационном заводе. Российские вертолёты изготавливаются полностью из российских запчастей. Вместо "стрелочных" приборов на эти машины сегодня устанавливаются электронные с жидкокристаллическими дисплеями. По словам конструкторов, модернизированные машины, разработанные Михаилом Милем, будут летать ещё 20-30 лет.
Источник: aif.ru Михаил Миль. Как сын зубного врача совершил революцию в авиации. Кирилл Яблочкин.
Награды и премии:
Ленинская премия (1958)
Государственная премия (1968)
Герой Социалистического Труда (1966)
Три ордена Ленина (1957, 1966 и 1969)
Орден Отечественной войны 2-степени (1945)
Орден Трудового Красного Знамени (1959)
Орден Красной Звезды (1944)
Медали
Орден Возрождения Польши
Похоронен на Юдинском кладбище неподалёку от железнодорожной платформы
Перхушково.
Источник: Википедия.
Свидетельство о публикации №225050901019
Всего доброго!Мы должны знать этих людей.
Наталья Караева 15.05.2025 07:39 Заявить о нарушении