Музыка стихов доризо

                ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ - 80!
    «Я счастливый человек!» -  сказал Николай Константинович, подводя итоги своего 80-летия. А он, и в самом деле, родился, наверное, в рубашке. Ведь прожитые им годы не были безоблачными в истории нашей многострадальной страны. Несмотря ни на какие «сюрпризы» судьбы, он оставался на плаву, успешен и любим. Потому что, как признавался Доризо, ему везло на хороших людей. А ещё, бесспорно, и потому, что сам был хорошим человеком.
    Но лучше всего об этом расскажут страницы биографии фронтовика, замечательного русского и советского поэта, драматурга и публициста Николая Константиновича Доризо.
                РОДИЛСЯ ПОД МУЗЫКУ БЕТХОВЕНА
    
   Котику, как звали Колю в детстве, повезло с самого рождения. Семья Доризо была не просто благополучная во всех отношениях – интеллигентная, уважаемая и известная на Кубани. Да ведь и не могло быть иначе! Отец, Константин Николаевич Доризо, уроженец древнего и знатного греческого рода. Получил хорошее образование, знал семь языков. Окончив юридический факультет Петербургского университета и став адвокатом, сначала вернулся на родину, в Афины. Работал в адвокатской конторе.
    
     И кто знает, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если бы в 1917 году не произошла в России революция. Увидев в ней светлое будущее, молодой адвокат вернулся в Страну Советов «строить коммунизм,,,». А тут ещё, в начале 20-х годов, встретил на своём пути красивую девушку Алю из станицы Павловской, что под Краснодаром. Выбора не было: влюбился по уши и согласился жить на родине жены. Так и остался здесь до конца своей короткой жизни (судьба ему отмерила всего 45 лет…)
   
    Не полюбить эту гордую казачку было невозможно. Во-первых, хороша собой. Образована, хоть и не из такого знатного рода, как он. Закончив Московскую консерваторию по классу фортепиано, вернулась в родную станицу, где и жила со своим любимым.
   Дом их, пронизанный уважением и заботой друг о друге, наполнился особым светом с появлением в семье первенца, которого в честь деда по отцу назвали Николаем. Правда, родила его мама не в своей станице, а в Краснодаре. На листке календаре значилось: 22 октября 1923 года. А детство ребёнка началось в прекрасной кубанской станице Павловской. Любимец не только родителей, но и всех родственников и друзей, Котик просто купался в счастье…
   
    В гостеприимном доме Доризо часто собиралась местная интеллигенция. Говорили по-французски, читали стихи известных поэтов, слушали произведения Чайковского, Шумана, Бетховена, которые профессионально и с душой исполняла Алевтина Павловна. Прекрасные мелодии великих композиторов с малых лет волновали сердечко подрастающего ребёнка, у которого, как подметил кто-то, даже фамилия «музыкальная» (напоминает ноты: ДО-РЕ-МИ-…РИ-ЗО...)
   
    Неудивительно, что уже в три с половиной года у Коли вдруг проявился талант: он стал всё складывать в рифмы, с удовольствием лепетал их перед гостями. Наивные строчки его детских стихов бережно собирала мама. Усадив ребёнка рядом, «…она записывала мои первые стихотворные опыты в тетрадку, которая хранится у меня до сих пор», - писал Николай Константинович в старости.
 
    Кстати, любовь к четверостишиям сохранилась у поэта на всю жизнь. Порой, даже не зная, кто автор, мы хорошо помним эти золотые строчки, ставшие афоризмами:
Как много фамилий,
Как мало имён.
Поэтов у нас изобилие!
И как нелегко перейти Рубикон,
Чтоб именем стала фамилия.
Или:
О, как нам часто кажется в душе,
Что мы, мужчины, властвуем, решаем.
Нет! Только тех мы женщин выбираем,
Которые нас выбрали уже.
   Мудрым этим строчкам поэт обязан и такой же мудрой своей бабушке Марии Назаровне, которую он называл «изумительной». Отзывался о ней всегда с восторгом, говорил, что не только много знала и умела, но и хорошо пела. «Она была попадьей, а дед протоиерей Павел Бирюков служил настоятелем в войсковом храме в Краснодаре. Именно бабушка заразила меня любовью к поэзии, русской и украинской песне, народному слову. Перенял я от нее и умение изображать кого-то в лицах, «представлять», как она говорила».
   В четыре года мама с бабушкой читали ему русские сказки и былины, произведения Лермонтова, Пушкина, а папа взахлёб рассказывал о своей солнечной стране, познакомил с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, другими древнегреческими авторами.

                «МНЕ ВЕЗЛО НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ»
 
    Когда в 1934 году семья переехала в Ростов-на-Дону, одиннадцатилетний подросток выступал со своими стихами по местному радио. Но совершенно непередаваемую радость будущий известный поэт испытал в пятнадцать лет. Представьте только: «Пионерская правда» опубликовала его первое стихотворение! Можно понять, какой это был стимул для дальнейшего творчества. Кстати, и потом мальчик часто печатался в этом прекрасном издании.
   Счастье, кажется, так и ходило за ним по пятам. И семья, и школа, и первые творческие успехи – всё радовало и окрыляло. Но жизнь, к сожалению, состоит не только из светлых полос. Безоблачное детство Николая тоже прервалось в одночасье…
   Случилось это в начале того страшного, 1938-го, когда вдруг арестовали отца, который свято верил, что его-то сталинские репрессии не коснутся. Ведь он был иностранным подданным, сохранившим греческое гражданство. Но заграничный паспорт не помог. Напротив, именно из-за него отца обвинили в принадлежности к контрреволюционной организации и антисоветской агитации…
  Жене сказали, что дали 10 лет «без права переписки». А это означало: расстрел!
Как свидетельствуют документы, 19 февраля 1938 года приговор приведён в исполнение.
    А сын с мамой всё ждал своего любимого папочку, надеясь на чудо. Не случилось… Счастливое детство и отрочество, оборвавшись в одночасье, закончилось быстрым взрослением.
   Сыну «врага народа» пришлось пережить немало страшных минут. И сам нередко ждал, что вот сейчас придут и заберут их с мамой туда, откуда трудно вернуться живым. К счастью, этого не случилось. Видно, Николай родился всё-таки под счастливой звездой, какая хранила его для будущего…
   
    Бережно отнеслись к подростку и в школе, где жили по «неписаному закону»: «Сын за отца не отвечает». Николая, как отличника и активиста, приняли в комсомол и даже избрали секретарём комсомольской организации. За это Николай Константинович всю жизнь был благодарен учителям, одноклассникам, соседям, которые никогда не намекали ему на то, что отец репрессирован… «Мне всегда везло на хороших людей», - скажет поэт в конце жизни.
               
                «ВОЙНА ОКОНЧИЛАСЬ В БЕРЛИНЕ»
.   
    Тогда, в июне 1941-го, окончив Ростовскую школу №;34, юноша собирался поступить в военное училище. Вот тут-то и сработало клеймо сына «врага народа»…
    А вскоре война потрясла нашу землю страшными взрывами и смертями. И тогда 18-летний парень ушел на фронт. Кстати, с удостоверением военного корреспондента: помогла публикация стихов «в самой «Пионерской правде»! Литературный сотрудник Военного издательства, корреспондент окружной газеты «Слово бойца» и других фронтовых газет прошёл всю войну. Несмотря на молодость, писал интересно и проникновенно. И, конечно же, не мог не записывать, даже на газетных обрывках, свои «рифмы», которые продолжали будоражить его душу.
   
    Вот так однажды ночью Николай сел и написал простые, идущие из сердца слова:
Злится вьюга, всю ночь не смолкая,
За окном замело все пути.
Ты в кроватке лежишь, дорогая,
Крепко мишку прижавши к груди.
Сон глаза твои смыкает,
А зима поёт в трубе.
Сколько радости мне доставляет
Здесь на фронте мечтать о тебе…
   
    Стихотворение, какое он назвал «Дочурка», было ёмким и трогательным настолько, что утром товарищи читали его, что называется взахлёб, и бережно переписывали на клочках бумаги, чтобы заучить наизусть. С неимоверной скоростью эти бесхитростные, волнующие душу строчки, облетели весь фронт. Тем более, что вскоре они стали песней. Прочитав стихотворение, аккомпаниатор выездной агитбригады Розалия Голдина тут же сочинила музыку, которая только усилила эмоциональное воздействие на отцов, у которых дома остались дети.
    Но больше всего результат потряс, наверное, самого автора стихов.
Не знал в тот год я рифмы модной,
Чеканных граней мастерства,
Но были от беды народной
Взрослей меня мои слова…
     Эти строки из стихотворения «Встреча с песней» написаны в 1970 году в ответ на письмо бывшего гвардии старшего сержанта Анатолия Агафоновича Солкина в редакцию Всесоюзного радио.
«Некоторые песни сохранились в моей памяти, - писал ветеран. – Эти песни исполняли мои товарищи по оружию в минуты передышек между боями и на привалах. Авторов песен никто никогда не объявлял и в разговорах не упоминал. Все эти песни забыты, но как ярко и зримо они отражали годы войны, какие в них чуткие сравнения!
    Мне пришли на память слова песни «Дочурка». Как много в ней тепла, солдатской отцовской любви. Как точно она отразила настроения, самые сокровенные чувства солдата-отца! Мне кажется, что всё, что сделано, забыть нельзя – не позволяет память пережитых дней».
   
    Подобные строчки дорогого стоят для любого автора. Тем более, дОроги были они автору песни, получившему этот отклик, спустя четверть века после войны. Значит, помнят? Значит, кому-то его поэзия нужна? К тому же в ту пору ни настоящим поэтом, ни тем более отцом девятнадцатилетний Николай Доризо ещё не был! Дочка его родилась лишь пятнадцать лет спустя после написания тех волшебных строк. Как, откуда и почему возникли они в его душе, осталось загадкой, которую иначе, как провидением Господним не назовёшь…
   
    Не зря о таких, как он, говорят: поцелован Богом. Николай Константинович и сам в конце жизни понял, что «всё от Бога!», пришёл к настоящей вере в него. Ведь Судьба, несмотря ни на какие трудности, всю жизнь благоволила к нему. Иначе, как объяснить, например, что, попав в пекло той жестокой войны, он не просто выжил, но и вернулся совершенно зрелым, да к тому же известным на всю страну поэтом (в свои-то 22 года!).
   
    Поэтому и написал тогда, по сути, безусый юнец, такие замечательные стихотворения как «Мы Керчь покидали с боями», «Бинокль», «Русский парень», «Сабля», «Любаша», «Баллада о солдатской гимнастёрке», «Слово об армии», поэма «О тех, кто брал рейхстаг» и многие другие. Основанные на реальных событиях тех страшных лет, они не могли не наложить отпечаток на творчестве поэта, в котором всё соизмеряется с тем лихим временем.
    Неудивительно, что, и спустя годы после незабываемых военных дорог, он напишет волнующие строки стихотворений «Солдатские прачки», «Юмор», цикл «Военные поезда», «Сны», «Ровесники нашей Победы», «Памяти брата Юрия Доризо», «Встреча с песней» и многие-многие другие.
   
    Война не отпускала его, как, впрочем, и всех, прошагавших её трудными дорогами, всю жизнь…
ПЕСНЯ ВЕТЕРАНОВ
С. Маркосянцу
Какие б песни мы ни пели,
Поём мы песни той войны.
Давно мы сняли с плеч шинели,
Но снятся нам всё те же сны.

Под Ленинградом и под Керчью,
Куда бы мы с тобой ни шли,
Война выходит нам навстречу
На всех путях родной земли.

Нам, ветеранам, и доныне,
Доныне быть на той войне.
Война окончилась в Берлине,
Но не окончилась во мне.
               
                «ДОРИЗО ВЕСЬ ПОЁТСЯ»
   
   Автор широко известной песни «Дочурка», многих других стихотворений, Николай Доризо решил после войны продолжить обучение в Ростовском университете. Учился с интересом, много писал. В 1948 году уже была опубликована его первая книжка «На родных берегах», пронизанная героикой тех страшных дней. В 1950-м вышел новый сборник «Мы – мирные люди», в 1952- м        - «Стихи». Неудивительно, что в 1957 году он окончил ещё и Высшие литературные курсы Литературного института имени А.М. Горького, так как уже не представлял своей жизни без поэзии.
 
    Всего в ростовском и московских издательствах напечатано свыше тридцати сборников его лирических стихов и поэм. Среди них – «Верю, люблю, пою!», «Ровесникам нашей Победы», «Избранное», «Люблю писать в дороге…», «Меч Победы».
    Война властно и навсегда вошла в его творчество, не оставляла до конца дней. О чём бы ни писал ветеран, везде звучит боль за тех, кто прошёл суровыми фронтовыми вёрстами; гордость за ковавших победу в тылу и не жалевших себя в борьбе с ненавистным врагом.
   
    Вышедший в 1975 году в Воениздате сборник Николая Доризо «Меч Победы» открывается поэмой «О тех, кто брал рейхстаг» В ней говорится о последних днях Великой Отечественной войны. И как же поэтично и выразительно пишет поэт о духовной красоте нашего человека, его героизме и нравственном величии бессмертного подвига!

От всей войны, от всех утрат,
От дымных ветров
Осталось триста шестьдесят
Последних метров.
Всего лишь триста шестьдесят
До стен рейхстага.
Одна атака нам нужна, одна атака.
Смертельных триста шестьдесят,
А за плечами
Война, огромная война
С её боями,
И Сталинград, и Ленинград
В крови рассветов.
И вот – лишь триста шестьдесят
Последних метров.
Они свинцом иссечены.
Ты в этой схватке
Дойди живым до той стены, -
И всё в порядке.
И ты вернёшься в отчий дом
К жене и детям,
Живи хоть сотню лет потом
На белом свете.
   
   Как и всем в те послевоенные годы,  ветерану жилось нелегко. Да и уверенности в том, что его будут печатать, тоже не было: слишком высока конкуренция на поэтическом Олимпе! А если и получал гонорар, то его едва хватало свести концы с концами…
   Но самобытный талант не может остаться незамеченным. И Доризо, в конце концов, повезло. Случилось это в 1957 году, когда они вместе с Кириллом Молчановым написали песню «От людей на деревне не спрятаться» для фильма «Дело было в Пенькове». Фильм почти готов, но поэт вдруг вспомнил, что у него есть «многострадальные» стихи «Я люблю женатого», которые просто созданы для этой картины...
   Правда, сочинил он их ещё четыре года назад, не раз показывал разным композиторам, но никто не рискнул написать к ним музыку. «Тогда в почете были произведения не о любви, а о трудовых подвигах. А тут не просто любовная лирика, а чуть ли не аморалка…» - вспоминал Николай Константинович.
   
    Не принял их сразу и режиссёр фильма Станислав Ростоцкий: «„Люблю женатого…“. Это ведь просто крамола какая-то!» Но когда Молчанов сочинил на них музыку, и все сразу запели эту «крамолу», режиссёр пошёл даже на то, что задержал выход фильма, лишь бы вставить песню в его канву. И она зазвучала с тех пор не только с экрана – по всей стране, стала поистине народной:

Огней так много золотых
На улицах Саратова.
Парней так много холостых,
А я люблю женатого…
Эх, рано он завёл семью!
Печальная история.
Я от себя любовь таю,
А от него – тем более…
   
    Все мы помним и любим этот фильм, его героев. Недаром кинокартина «Дело было в Пенькове» вошла в золотой фонд отечественной киноклассики. Немалую роль сыграли, конечно, песни, без которых фильм невозможно представить.        Рассказывать об этой, как и о других песнях, написанных на его красивые, мелодичные стихи, можно много.  Ведь только фильмов, в которых они звучат, около полусотни. Помните, «Разные судьбы», «Девушка с гитарой», «У тихой пристани», «Простая история», «Моя судьба», «Полустанок», «Увольнение на берег»…
   
    У каждой песни своя интересная история. Главное же, что многие из них стали настолько популярны и любимы, что давно считаются народными. А это, как вы знаете, всегда являлось лучшей похвалой авторам. Кстати, ведь и композиторы, с какими сотрудничал Доризо, известны и любимы в народе. Это – Никита Богословский, Оскар Фельцман, Кирилл Молчанов, Семён Заславский, Марк Фрадкин, Серафим Туликов, Аркадий Островский, Тофик Кулиев и другие.
   
    Творческие годы поэта Доризо охватывают огромный промежуток времени – с 1938-го по 2000-й. Но самыми плодотворными считаются послевоенные и особенно – шестидесятые. Пройдя войну, становясь зрелым мастером пера, он писал тогда и потом много и ответственно. Конечно же, нередко упоминал о войне, её героях, потому что тема эта волновала его всю жизнь.

В дивизии хранится меч.
На нём насечки боевые –
Названия тех городов,
Что с боя взял солдат России.
И понял я – вот в чём вся суть:                6
Потери, горести и беды,
Но всё ж был прям и светел путь.
Как этот меч, как меч Победы! 
1974 год.
   
   «Участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке Николай Доризо, - писал в «Красной Звезде» к 80-летию поэта военкор Юрий Грибов, - не забывал армию, писал о ней много и охотно. У него есть большой цикл поэзии «Военные поезда», куда вошли замечательные стихи о жизни бойцов и офицеров на фронте и в мирное время. Он был всегда желанным гостем в гарнизонах и на кораблях...»
   Кстати, именно Юрий Грибов подметил в своём очерке, что «Доризо весь поётся». Настолько музыкальны и проникновенные его стихи, настолько близки и понятны каждому, что мы любим и поём их при каждом подходящем случае. Да и известен-то поэт больше всего, как «песенник».
   
   А ведь творчество Николая Доризо очень многогранно. Это и лирико-эпический жанр, представленный поэмами: «Утро после самоубийства», «Место действия - Россия», «Андрей Желябов», «Яков Джугашвили». И драматургия: вышло несколько томов его драматических произведений. Среди них - «Утро после самоубийства» (1959), «Конкурс красоты» (1959), «Красивой быть опасно» (1967), «Две женщины и зависть» (1975).
   
   Особым, к сожалению, мало упоминаемым авторами, пластом в творчестве Николая Доризо является его «пушкиниана» - «России первая любовь: Мой Пушкин: Стихотворения, поэмы, проза» (М.: Современник, 1986). Серьёзный труд, над которым автор трудился ни один год, включает в себя трагическую поэму «Третья дуэль» — драма в стихах о жизни Пушкина и вокруг него в дни назревавшей трагедии; полемические раздумья «Жена поэта» и героическая поэма «Берестяное слово». Но разговор об этом должен быть обстоятельным и отдельным, к чему мы ещё обязательно вернёмся, так как великий Пушкин в произведениях Николая Доризо, «это национальное достояние, историческое прошлое и духовное будущее народа».
    В телеграмме-поздравлении в честь 80-летнего юбилея от Президента России Владимира Владимировича Путина, в частности, говорилось:
«Вы – настоящий патриарх отечественной поэзии. Ваши произведения нашли свой путь к сердцам читателей, стали близки и дороги миллионам людей. Сегодня это – признанная классика песенного жанра, которую знают и любят многие поколения слушателей».

   Николаю Константиновичу судьба отвела 87 лет для плодотворной, насыщенной событиями жизни. И даже, если не каждый знал, что любимая им песня написана на стихи члена Международного сообщества писательских союзов, ветерана Великой Отечественной войны Николая Константиновича Доризо, песни жили и живут в наших сердцах. Потому что великие и прекрасные слова нередко сильнее музыки воздействуют на эмоции человека. Так случилось, к примеру, с той же «Дочуркой» Николая Доризо, с написания которой начался его долгий творческий путь в большую литературу. А сколько прекрасных стихотворений написал он потом! Вот одно из таких, ярких и образных…
 "Красота".
НА СНИМКЕ: Николай Константинович ДОРИЗО,
ФОТО из открытых источников Интернета.


Рецензии
Николая Доризо сегодня мало, кто помнит.
Однако помнят помнят строки из его песен.
Они вошли в русский национальный код.
В отличие от современных поэтов, которые не могут предложить ничего запоминающегося.
Похоже, что всё до них написано.

Алекс Минковский   29.05.2025 22:09     Заявить о нарушении
Алекс, как точно и глубоко Вы высказались!
Благодарю за отзыв. Рада общению.
Здоровья Вам, успехов творческих и не только. Личного счастья!

Галина Долгих Колошенко   02.06.2025 11:25   Заявить о нарушении