Борьба с зажигалками
Наталья Васильевна решила, что главное для неё в условиях военного времени – постараться выжить и сберечь детей. Всё своё свободное время, включая время ночного сна, она стала посвящать борьбе с зажигательными снарядами. Как только в городе темнело, Наталья Васильевна отправлялась на крышу четырёхэтажного дома № 9 в Резчиковом переулке, захватив одеяла и другие постельные принадлежности.
Обязательно брала с собой детей, считая, что лучше быть вместе, если приходит беда – прямое попадание снаряда. Вскоре Наталья Васильевна приспособилась ловко тушить «зажигалки» и даже умудрялась немного отдохнуть на крыше в течение длинных осенних ночей.
Переулок, где жила Наталья Васильевна, длиной в полторы сотни метров, за века своего существования сменил несколько названий: Каменная Слобода, Резчиков переулок, переулок Воеводина.
Когда Москва начинала строиться из белого камня, здесь жили резчики по камню. Белый камень преимущественно добывался на мячковских каменоломнях в бассейне речки Пахра, притока Москвы-реки.
К потомкам мастеровых-резчиков принадлежала семья мужа Натальи Васильевны. В былые времена у потомственных каменщиков и мастеров каменной резьбы были торговая лавка и ремонтные мастерские на Смоленском-Сенном рынке, где улица Арбат пересекается с Садовым кольцом.
Рынок «специализировался» на продаже товаров большого веса и объёма – крупнотоннажных грузов – сена для корма лошадей и дров для отопления, которые сплавлялись из дальних подмосковных полей и лесов по Москве-реке в этот крупный торговый центр.
Местность вокруг улицы Арбат, несмотря на интенсивное строительство накануне Первой мировой войны многоэтажных «доходных» домов, до 1970-х годов сохраняла в себе характерные «патриархальные» черты «тихого провинциального уголка».
Художник Василий Дмитриевич Поленов, влюблённый в неспешный, основательный и уютный быт московской старины, отразил в своей картине «Московский дворик» очарование Арбата. Мольберт художника, вполне вероятно, был установлен как раз в начале арбатского переулка Каменная Слобода, когда чуткая кисть живописца наносила на полотно охристыми белилами очертания храмов на фоне лазурного неба с лёгкими воздушными облачками, создавала тонкими штрихами зарисовку старинного дворянского особняка с традиционными колоннами, спрятавшимися за пышными листьями деревьев, покрывала изумрудной зеленью тонкую городскую травку, растущую на песке по краям причудливо извилистых городских тропинок.
Один из наиболее живописных «ракурсов» открывался на местность, окружающую улицу Арбат примерно там, где переулок Каменная Слобода выходил к площади перед приходским храмом местных жителей. До войны в арбатских переулках ещё в 1930-е годы нередко можно было услышать по утрам петухов, встретить пасущихся гусей, клюющих зелень кур и даже проезжающих в упряжке лошадей с телегами, по обыкновению перевозящими мелкие грузы и путников.
В середине октября 1941 года в Москве почувствовалась острая тревога в связи с критическим положением на фронте. Некоторые люди были близки к панике, началась массовая эвакуация предприятий и трудовых коллективов на восток, где предполагалось восстановить производство продукции для нужд фронта на вывезенных станках и оборудовании.
Наталья Васильевна твёрдо решила, что никуда из Москвы не уедет, ведь где-то рядом, на передовой линии огня, сражаются её муж и сыновья. Одна только мысль больше всего тревожила и волновала её: «Как сохранить, сберечь дочерей?». У неё выстраивалась своя, «женская логика» развития событий.
Дочь Тамара, 1927 года рождения, сильно похудела за несколько месяцев войны и стала превращаться из неуклюжего подростка в симпатичную стройную девушку. Больше всего Наталья Васильевна боялась, что красота Тамары привлечёт внимание солдат вражеской армии, если они вдруг смогут прорвать линию фронта и окажутся в городе. Она стала усиленно напряжённо думать, какие она лично успеет предпринять срочные меры, чтобы спасти Тамару?
16 октября, когда по Москве пронеслись слухи, что на окраинах столицы были замечены немецкие мотоциклисты-разведчики, в тот единственный день, когда московские типографии даже не напечатали и не выпустили ни одной газеты, Наталью Васильевну неожиданно «осенила» спасительная мысль – устроить на базе арбатской квартиры в Резчиковом переулке, дом 9, секретное убежище для Тамары!
Привыкшая за месяцы войны к самостоятельным и решительным действиям, предприимчивая Наталья Васильевна быстро разобрала часть досок пола на кухне своей квартиры, расположенной на третьем этаже. Открывалось значительное пространство между полом третьего и потолком второго этажей, так называемое межэтажное перекрытие, которое в домах старой постройки имело довольно внушительные размеры.
Здесь и было оборудовано потаённое убежище для Тамары, где можно было только сидеть, немного согнувшись, и куда можно было быстро и надежно спрятаться от посторонних глаз в случае появления солдат вермахта на пороге квартиры. К счастью, воспользоваться этим уютным уголком красавице Тамаре так и не пришлось.
Удалось нашей армии «развеять в прах фашистскую вражескую силу». С 6 декабря 1941 года за короткий срок передовые немецкие части были отброшены на 100-150 км к западу от Москвы. Враг ещё был полон сил, ещё предстояли битвы на широком географическом пространстве за Кавказ, Сталинград, Курск, Кёнигсберг, Берлин и многие другие сражения, но, по свидетельствам очевидцев, в декабре 1941 года немцы просто вдруг бегом побежали подальше от Москвы.
Тамара Чечулина вышла замуж в первый же год после окончания войны. Её избранник, Михаил Якушев, уроженец города Венёв Тульской области – родной дядя знаменитого впоследствии хоккеиста, защитника сборной команды СССР по хоккею Александра Якушева, работал с ней на одном московском заводе, выпускающем продукцию для фронта.
Лидия Алексеевна Чечулина, уроженка Арбата, в четырёхлетнем возрасте помогавшая маме успешно тушить зажигательные снаряды на крыше дома, вспоминала, что единственным уцелевшим действующим храмом в западной части города был храм апостола Филиппа в Филипповском переулке вблизи улицы Арбат.
В обстановке крайней тревоги, неизвестности о судьбе своих близких на фронте, многие люди устремились к единственному в западной части Москвы действующему храму в арбатском Филипповском переулке, который не закрывался никогда. Храм святого апостола Филиппа был переполнен, в него трудно было войти, тротуары на улице ежедневно были заполнены женщинами с детьми, особенно по вечерам, после трудового дня. Все становились на колени, когда начинался молебен «В нашествии супостатов». У каждого было своё горе, у людей на глазах были слёзы.
Лидия Алексеевна вспоминала, как в своём военном детстве она проводила всё свободное время, ежедневно участвуя в молебне «В нашествии супостатов…». «Моя мама каждый вечер после работы, взяв меня за руку, шла к Филипповскому храму, где прямо на улице непрерывно служились молебны, так как храм не мог вместить всех приходящих.
Самые близкие нам люди, отец и два брата, совсем недавно окончившие среднюю школу № 12 им. В. Д. Поленова, сражались в это время под Москвой. Братья дошли до Берлина и вернулись домой после ранений, награжденные многими орденами и медалями, в том числе медалью «За взятие Берлина». Младший брат Алексей Чечулин вынес с поля боя раненого командира и был награждён орденом Красной Звезды.
«Мы с мамой их очень ждали и во время войны никуда из Москвы не уезжали», – рассказывала Лидия Алексеевна спустя годы самое важное, что ей запомнилось в детские военные годы. После Победы Наталье Васильевне, лично погасившей несколько очагов пожаров от зажигательных бомб на крыше арбатского дома, вручили боевую награду - медаль «За оборону Москвы».
В праздник Святой Троицы 24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. Для участия в торжествах в Москву вылетел из Берлина военный комендант города генерал армии Горбатов Александр Васильевич. В книге воспоминаний «Годы и судьбы» генерал записал то, что его наиболее впечатлило из увиденного тогда в городе:
«Несмотря на то, что война закончилась всего сорок суток назад, столица выглядела по-праздничному; улицы были переполнены людьми, их радостные взгляды были полны благодарности ко всем встречающимся военным, и всюду чувствовалась уверенность, что скоро мы залечим раны войны, на пепелище построим ещё лучшие, красивые дома, которые наполнятся достатком и радостью». (1)
Вскоре на вокзалы Москвы всё чаще стали прибывать и с запада, и с Дальнего Востока поезда с солдатами, что возвращались с войны домой. Стихотворение «Сирень» поэта Марии Алексеевны Муромцевой, детские и ранние школьные годы которой прошли по адресу: улица Арбат, дом 4, передаёт напряжённое волнение и радость сквозь слёзы этих долгожданных встреч:
Сирень ломали в скверах и садах,
Несметные охапки и букеты
Несли к пыхтящим мирно поездам,
Что привезли – своих – домой – с Победой!
Встречали жданных долго, дорогих,
Что против лет так щедро постарели,
За всех, кто не дожил, чтобы встречали их,
Дрожа в руках, рассветные сирени.
Источники.
1 - А. В. Горбатов. Годы и войны. Воениздат. М. 1989. С. 346. – 366 с.
Свидетельство о публикации №225050900123