Грэм Грин Конец романа Роман vs фильм
Случайное открытие.
Прекрасное, как многое случайное. Очаровывающее извилисто завязанным сюжетом и искусно выплетенной интригой.
Началось с фильма. Прервалось. Перескочилось в википедию.
Почиталось об авторе, стало еще интереснее. Кино досмотрелось, перекинулось на книгу. В общем, в книге повествование примерно такое же извилистое, как и путь к ней.
Тот случай, когда невыносимо долго не понятно, кто на ком стоял. И сначала ненавидишь, срастаясь с автором. Потом начинаешь понимать, что автор лукавит, как юная кокетка и ненависть его не ненависть, а совсем наоборот - желание страшной силы. Такой огромной, что ему даже не понять, что это.
Но нам то, сторонним циничным наблюдателям уже потихоньку становится ясно.
По МКБ -10 /международная классификация болезней / F63.9 — «Расстройство привычек и влечений неуточнённое». В народе — любовь. Дикая смесь острого со сладким и горького с терпким в одном отдельно взятом сердце.
Стремление обладания и жажда поглощения, и желание слияния и муки растворения. И огромный такой, колючий шмат страданий - от того, что все это невозможно.
Сам-то герой опознает только поверхностный кусочек. И по привычке все негативное называть ненавистью, так и называет.
У Грэма Грина сложный бэкграунд, тяжелая работа в анамнезе, вкусный насыщенный слог и прекрасный переводчик.
Особенности его работы не позволяют сочинять простых сюжетов, интриги плетутся сами собой, цепляются друг за друга, ткут причудливые узоры, с непредсказуемыми выходами.
Людей в тексте немного, некоторые написаны общими мазками, главные герои - детализированно, себя/рассказчика/автор препарирует на мелкие кусочки.
Если кто-то любит непредсказуемые выходы /не единожды во время повествования/ - вам сюда.
Не знаю, интересны ли мужчинам такие сюжеты, это все-таки любовный роман. Но роман не поверхностный. Не плоский, как большинство одноразовых книжек карманно- дорожного формата.
Насыщенный, как чудесный, сад, заросший бурьяном, буйно плодоносящими яблонями с упругими наглыми плодами, рдеющими среди матовой зелени листьев и сторожем с заряженным солью ружьем в засаде.
Роман с классическим треугольником, нелогичными на первый взгляд ходами, которые умело выдерживают интригу до последних страниц.
Роман с серым Лондонским небом и постоянным дождем. Множеством элегантных, соблазнительных мелочей.
Губы, чулки, родинки. Уютные Лондонские пабы "где я не был никогда". Раскрывающиеся над тобой зонтики в полнеба. Кашемировые пальто, в которых тепло и мягко от одного только слова «кашемир» .
Роман, порождающий жуткое желание побыть там, рядом. Понаблюдать, выглядывая из-за дверного косяка, чтобы ничего не пропустить.
Как герой выкапывает из глубин сознания надежно зарытый страх что-нибудь менять в себе и в жизни. Перетряхивает сознание, перепроверяя, насколько оно глубоко, удовлетворение вот этой вот жизненной ступенью.
Подчиняется неосознанной тяге подперчить слишком хорошую, непоколебимо устойчивую, комфортную жизнь.
Эмоциональное метание от «хочу ли я» к «чой-то она» и от «люблю-не могу» до «ой, показалось».
Читая, проживаешь их жизнь (в их обуви?) - следуя мыслям автора, изучая дневник героини, проходя вместе с ними мучительные поиски себя, щемящее проживание своих чувств, осознание своего отношения к себе, своему ближнему и Богу, проживая далеко не самые светлые исторические дни.
Действие разворачивается в декорациях второй мировой, со всем жутким и драматичным, что несет с собой любая катастрофа: неуверенностью в завтрашнем дне, страхах, сомнениях и ощущением собственной беспомощности.
И инициацией следующего кругом поисков, в пылких попытках осознать свое место в мире, определить отношение к высшим силам и вере. Бесконечные, полные решимости и желания приблизиться к истине, и найти покой в душе.
В общем, насыщенно.
Возвращаясь к фильму.
Хорош. Кажется, уже в списке скольких-то лучших про любовь.
Все, что в книге словами, в кино - сочными картинками. И дождь, и пабы. И тело, и губы.
По задумке, считывающейся на первый взгляд, Героиня идеальная, куда ни тыкни. Муж героини, идеальный для жизни, слишком пресный для романа. Любовник героини, идеальный для романа, невыносимый для реальной жизни.
... Хотя мне лично ГГ напоминает дохлую селедку(зачеркнуто)застегнутого на все пуговицы замороженного леща (зачеркнуто)слишком английского джентльмена. Но знаю, для многих такой - идеал героя любовника.
Химия у актеров по отдельности - есть, а вместе - нет. На мой субъективный химанализатор. Тем не менее кино тоже получилось.
Мятежное, как лермонтовский парус. Пронизанное нитями дождя в сумерках. Парой- тройкой неожиданных сюжетных поворотов, каплей мистики в роли вишенки. Все, как положено по учебникам сценарного мастерства.
С грустным концом. Или всем на зависть? Хочешь ли ты, чтобы по тебе плакали больше,чем один?
В общем, стОит и посмотреть, и почитать.
Что первее, даже не знаю. У меня - кино, я не пожалела.
Свидетельство о публикации №225050901320