Смысл главного символа Победы Родина-мать зовёт!

1. Послание от Микеланджело

Флорентийский скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти, возможно. является самым крупным гением своего времени.

Создатель бессмертных шедевров родился в далёком 1475 году,
В то время, там, где мы сегодня живём, ещё не было России, а в Великом княжестве Московском княжил Иван III Васильевич.
При нём наши предки только рискнули не платить дань в «федеральный центр» Орде.

Однако во Флоренции, где в ту пору правили Медичи, наступила эпоха Возрождения. И в этом городе известные сегодня всем художники и скульпторы  уже создавали свои бессмертные шедевры.

Во Флоренцию каждый год приезжают миллионы туристов из далёких Китая, Японии, Аргентины и других стран, чтобы посмотреть на картины и скульптуры флорентийских мастеров.

У туристов  постоянный интерес вызывает скульптура Микеланджело  Буонаротти Давид, а также надгробья усыпальницы Медичей и выполненные Микеланджело росписи Сикстинской капеллы.

И кажется невероятным, что за пять с лишнем веков никто из скульпторов по популярности не смог превзойти мастера, жившего ещё до Галилео Галилея?

2. Подвиг мифического Давида в мраморе

Давид - это библейский персонаж.
Микеланджело нужно было изобразить обнажённого юношу Давида, который приготовился к схватке с библейским великаном Голиафом.

Для того чтобы вырубить скульптуру из куска мрамора, Микеланджело потребовалось два года ежедневной работы.
Скульптор стремился создать осязаемый образ ветхозаветного персонажа, победившего огромного филистимлянского воина, потомка великанов-рефаимов Голиафа.

Но из библейского текста известно, что отважный Давид великана не испугался и победил Голиафа с помощью технического средства пращи.
После чего молодой воин Давид, стал царём Иудеи и Израиля.

Но флорентийцы жили уже в другое время.
Для жителей этого средневекового города статуя Микеланджело приобрела иной смысл.
Давид в глазах флорентийцев стал символом их борьбы за свободу и независимость Флорентийской республики.

Результат работы Микеланджело намного превзошёл ожидания и более не подходил для контрфорсов флорентийского Собора.
И республиканские власти сразу же уловили сильный политический символизм скульптуры.

Скульптуру поместили в центре политической жизни города.
Символическое значение скульптуры перевело образ Давида из религиозного контекста в гражданский.

Флорентийская республика давно прекратила существование. Республиканская форма правления была в городе  в 1197—1532 годах. И эта республика была одним из очагов демократии в Европе.

Тогда свободолюбивые флорентийцы боролись против узурпации власти одним лицом и отстаивали вовлечённость граждан в формирование государственных органов.

Скульптура Давида передавала самоощущение жителей Флоренции.
В Давиде Микеланджело выразил героизм, гордость и свободолюбие своих современников.

3. Монумент, посвященный незабываемому советскому подвигу

Лучшей скульптурой, отражающей подвиг советского народа в Великой отечественной войне, несомненно, является скульптура «Ро;дина-мать зовёт!»,
Она возвышается в Волгограде на Мамаевом кургане в память о героях Сталинградской битвы.

Грандиозная 85-метровая скульптура является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

Автором скульптуры является советский скульптор Е. В. Вучетич.
Скульптура представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей с поднятым мечом вперёд.
Женская фигура является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Женскую фигуру скульптор лепил со спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а при работе над лицом ему позировала жена Вера.

Скульптору также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева.

Кроме самого Н. Вучетича над конструкцией памятника работала большая группа архитекторов и инженеров во главе с Н. В. Никитиным.

Перед коллективом стояла задача создать памятник, который бы соответствовал величию подвига советского народа.
Для этого создатели решили соорудить скульптуру высотой 52 метра (без меча).

Скульптура была изготовлена из предварительно напряжённого железобетона.
Для её сооружения потребовалось 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций.

Масса памятника оказалась свыше 8 тысяч тонн.
Чтобы установить такую громаду потребовался фундамент высотой 16 метров.

А жёсткость каркаса обеспечивают 117 металлических тросов.

Изготовленный монумент доминирует над окружающей местностью.
...
Немногие сегодня помнят о Флорентийской республике. Она была ликвидирована ещё в 1532 году, а во Флоренции установилась наследственная монархия — Флорентийское герцогство.

А Флоренция сегодня является лишь одним из городов итальянской провинции Тоскана.
Скульптура Давида Микеланджело - это прекрасный экспонат, напоминающий о средневековой итальянской истории.

Скульптура «Родина-мать зовёт» Вучетича - символ нашей недавней истории - главный символ немеркнущей победы, за которую сражались и которую ради нас одержали наши отцы, деды и прадеды.

Скульптура напоминает нам, что сегодня настал час нам самим бороться за свободу своего народа. 

Именно такую борьбу сегодня ведут бойцы Спецоперации.
Это и нас сегодня Родина-мать зовёт!

4. Нерелигиозный символ борьбы и победы

Традиция изображения борьбы за свободу в виде женской фигуры, вероятно, начинается с картины французского художника Эжена Делакруа  «Свобода на баррикадах» (1830).

На картине художник передал отвагу простой женщины из народа, которая рискуя собой, под пулями ведёт за собой людей из разных социальных классов.

Еа Руси прежде существовала традиция увековечения памяти о победах в строительствах храмов.
Смысл религиозных сооружений был в том, что это Господь был главным победителем в битве, А простые воины лишь помогали ему.

Фигура Вучетича на Мамаевом кургане - это символ правды.
Родина-мать - это символ не мифических, а реальных матерей, жен, невест и всего нашего народа, которые звали своих сыновей на борьбу с врагом.
Ради своих близких отдавали свои жизни бойцы Сталинграда.

И если Давид после поединка с Голиафом остался невредимым.
То бойцы Красной армии вели кровавую борьбу с миллионоглавым фашистским Голиафом.

Кроме солдат фашистской Германии под Сталинградом воевали части из Италии, Румынии, Венгрии, Хорватии.
Для того чтобы сбросить наших бойцов с узкой полоски правого берега Волги, враг использовал 3000 орудий и миномётов, 250 танков и штурмовых орудий и 1200 самолётов.

Но советский солдат выстоял, фашистская стальная армада была разбита и потери врага составили ок. 1,5 миллиона человек.
Красная армия также понесла безвозвратные потери 478 тыс человек, кроме того 650 тыс. красноармейцев были ранены.

И если для религиозных людей, смерть на поле боя - это лишь завершение земной жизни и перемещение в другой комфортный мир в Раю,
то бойцы Красной армии сознательно шли в бой, понимая, что могут отдать свою единственную жизнь и другой жизни у них не будет.

Но они шли на смерть ради своих близких, ради своей Отчизны, ради нас.


Рецензии