5. Содом и Гоморра в каждом поколении. История лев

    5.Содом и Гоморра в каждом поколении. История левита и его наложницы в Гиве

    В Библии не раз встречаются упоминания Содома и Гоморы .
Грех Содома – грех богатого, пресыщенного общества, равнодушного или даже демонстративно жестокого к страданиям бедных и слабых. В каждом поколении есть свой Содом, и  сегодня — это уже не один город, а целая подкультура, угрожающая духовным разрушением миру.
    Библейские авторы на избранных примерах стремились показать, какая судьба постигала племена Израиля, когда они отступали от Бога. В результате получилась антология сказаний, полных жестокости, бесчеловечных поступков и т.п. К таким историям относится и  рассказ о  злодействе, совершенном жителями г.Гива колена Вениаминова, за что колено это было  сурово наказано и почти полностью истреблено. 
     История произошла в начале эпохи Судей (приблизительно 14-11 в. до н.э), которая  может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда  не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 19:1 ;21:25). Левит с горы Ефремовой женился на женщине из Вифлеема Иудейского, которая названа его наложницей. И вот наложница эта "поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего и была там четыре месяца". Муж   пошёл за нею, чтобы  уговорить ее вернуться к нему. Четыре дня он провел в доме гостеприимного отца женщины,  и   лишь на пятый  к вечеру отправились они в путь.
      Слуга предложил заночевать в городе иевуссеев ( позднее названном Иерусалим), однако, левиту пришлось не по вкусу предложение остановиться на ночевку у чужеземцев , и он настаивал на том, чтобы им пройти еще до какого-нибудь своего города. Левит полагал, что если они придут в еврейский город, то там их не оставят без поддержки.Если бы только Левит послушал слугу ! Но он еще не знал, что развращенность и распутство израильтян намного превзошло и стало опаснее распущенности самих хананеев.
      Итак, приходят  они в  Гиву Вениаминову и садятся на улице,однако, никто не предлагает им ночлега. Единственым, кто согласился принять их  у себя, был  старик из колена Ефремова, который возвращался с работы на своем поле, такой же чужак среди жителей Гивы.
     "И ввёл старик их  в дом свой, и дал корму ослам, а сами они омыли ноги свои и ели и пили". Но  группа праздных гивитян, желающих развлечься, окружила дом , начала изо всех сил колотить в дверь и требовать:
«Выведи вошедшего в дом твой, и мы познаем его» (Быт 19:4;5).
     Почти в точности повторяется  ситуация, произошедшая в гостями в доме гостеприимного Лота . Но вместо  обладающих сверхъестественной силой ангелов- гостей Лота были живые люди:Левит и его жена.  Да и время было уже совсем  другое.   Гивитянам  должна была быть известна история уничтожения Богом  Содома и Гоморры , должны были они знать и библейские  заповеди: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22:21). «Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев. 19:33-34).   Но им было все это безразлично...

       Лот в той же ситуации вышел к людям Содома  и умолял толпу не трогать его гостей, которые пришли под сень его дома. И когда это не подействовало,  он предложил  вывести к ним   вместо них своих двух дочерей, не знавших мужчин  , с которыми они могут делать все, что захотят .Но его слова еще более ожесточили содомлян, чей закон строго запрещал гостеприимство,и  они стали угрожать убить самого Лота; только    вмешательство ангелов оказало решающее действие.
       Старик, хозяин дома,  вероятно, хорошо зная историю содомлян и Лота , решил последовать  его примеру Лота  ( Быт 19:6;8). Он вышел к ним, как Лот, и вежливо поговорил с ними, называя их братьями и умоляя прекратить бесчинства: «братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошёл в дом мой, не делайте этого безумия».  Но, подражая Лоту, в одном он зашел слишком далеко , предложив им свою дочь и наложницу левита: «вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия» . Но они не хотели слушать его (19:23-25).   

       И тогда «левит взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали её, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили её при появлении зари»(19:25-26).
Сообщается, что вытолкав жену, левит пошел спать. «И встал ее господин утром и отворил двери дома, и вышел он, чтоб идти своим путем.И вот та жена, его наложница, пала при входе в дом, а руки ее на пороге.И сказал он ей: Встань и пойдем!» ( 19:27-28).  Убедившись, что она мертва,  левит привозит  ее тело   домой, но   вместо того, чтобы предать тело несчастной погребению, берет нож  « и, взяв наложницу свою, разрезал её по членам её на двенадцать частей и послал во все пределы Израилевы» ( 19:29),  чтобы обратить внимание израильтян на жестокость и безнравственность гивитян.
             Иосиф Флавий, рассказывая эту же историю из Книги Судей, несколько изменяет ее:  он показывает, что  жители Гивы хотели завладеть именно наложницей, когда окружили дом старика, и ничего не говорит об их мерзких планах относительно самого левита(И.Флавий. Иудейские древности,книга 5, глава 2.8).  Он  дает  описание  случившегося , полностью умалчивая о неприглядной роли левита. Возможно, варианту рассказа Флавия служила история Лота перед гибелью Содома.  По его рассказу,несколько местных юношей, успевших увидеть молодую женщину на площади, поразились ее красотой и заметив, что она остановилась в доме старика, решили ворваться в жилище последнего, рассчитывая на слабость сопротивления и на малочисленность защитников, которых они найдут там. Они действительно принялись выламывать двери, и когда старик стал уговаривать их уйти и не прибегать к гнусному насилию, то они отвечали ему, что, если он выдаст им иноземку, они оставят его в покое. Когда же старик стал указывать на то, что эта женщина одного с ними племени и левитянка, и на то, что они ради своего удовольствия решаются на безумный шаг и на нарушение законов, они отвечали, что им до этого нет дела и что они смеются над законами, а также начали угрожать ему смертью, если он будет мешать удовлетворению их страсти. Поставленный в такое затруднительное положение и не допуская возможности насилия над людьми, которым оказано гостеприимство, старик предложил им свою собственную дочь, говоря, что они таким образом более законно утолят свои страстные вожделения, чем если подвергнут насилию его гостей и полагая, что таким образом он сам ничем не обидит последних. Когда же  они не отступали от своих притязаний, но все настойчивее и настойчивее требовали выдачи чужестранки,  старик еще раз стал умолять их не решаться на беззаконный поступок.  Тогда они силою ворвались в дом, схватили молодую женщину и, в предвкушении ожидающего их удовольствия, шумно увели ее с собою; затем в продолжение всей ночи насиловали ее и, натешившись вдоволь, отпустили ее с наступлением утра домой. Измученная всем случившимся, она вернулась в дом, где ей было оказано гостеприимство, и, удрученная горем и совершенно сломленная позором,   упала на землю и тут же испустила дух. Между тем муж ее, полагая, что жена впала в обморок и не предполагая еще большого несчастия, прилагал все усилия, чтобы привести ее в себя.   Когда же он убедился, что жена его мертва, то, совершенно сломленный горем, взвалил труп на осла и повез его в свой город. Прибыв туда, он разрубил труп на двенадцать частей и разослал эти части по всем коленам израильским, поручив при этом посланцам рассказать народу о причине смерти жены его и о совершенном над нею насилии  ( Ср. Суд. 19 1-29)
      Не будем давать оценку недостойным действиям левита , поскольку главное в  этой истории —   те события, которые последовали  позднее.
      Злодейство в  Гиве – в сущности, та же история Содома , только преступниками в ней выступают не содомляне, а иудеи. В этой истории не содержится сверхъестественной составляющей и восстанавливать справедливость приходится не Богу, а людям.  Евреи были страшно взволнованы видом этих окровавленных частей тела и рассказом о совершенном насилии, так как раньше никогда не слыхали ни о чем подобном, и, решились было немедленно взяться за оружие и пойти войною на жителей города Гивы.
      Дело левита слушалось на общем собрании колен Израиля.Весь народ Израиля горит благородным  желанием искоренить эту страшную заразу в самом зародыше, и наказать  негодяев. При этом, они совершенно не планируют воевать с коленом Веньямина; они просто просят их выдать  преступников для того, чтобы их наказать. Но вениамитяне вследствие собственной порочности, единодушно встали на защиту преступников  ,став т.образом, соучастниками преступления. Таким образом,хотя 
совершило злодеяние небольшая группа преступников,  на их защиту встало всё колено, одобрив их мерзкие действия .За это вениамитян ожидало суровое наказание, по степени своей тотальности сравнимое с наказанием Содома и Гоморры.
      Когда слух о таком отношении к делу со стороны жителей Гивы дошел до остальных израильтян, они клятвенно обещали друг другу не выдавать более своих дочерей замуж за веньяминитян и объявить колену Веньяминову более ожесточенную и разъяренную войну, чем некогда объявили их предки хананеянам. Затем они повели на них огромное войско  из четырехсот  тысяч тяжеловооруженных, тогда как войско веньяминитов состояло из двадцати пяти тысяч шестисот человек, между которыми находилось до пятисот воинов, которые отлично умели левою рукою стрелять из пращи. Когда дело дошло до битвы при Гиве, в первый день веньяминитам удалось совершенно разбить остальных израильтян, так что из числа последних пало до двадцати двух тысяч человек. После этого веньяминиты с ликованием вернулись в город, а израильтяне, совершенно подавленные  поражением, - к своему стану. Когда на следующий день оба войска вновь сошлись, веньяминиты опять одержали победу; причем из строя израильтян выбыло восемнадцать тысяч человек, так что остальные в паническом страхе перед такою резною покинули даже свой лагерь.На третий день  израильтяне разделили свои силы на две части: одну из них они ночью поместили в засаду около города, другая же половина вступила в бой с веньяминитами, а затем, когда последние стали  наступать на них, начала понемногу отступать. Веньяминиты бросились преследовать их, в то время как евреи мало-помалу отступали перед ними, желая их по возможности дальше отвлечь от города. Вовлеченнные в ловушку веньяминиты были загнаны в ущелья, где почти все погибли.  Шестьсот человек бежали в  пустыню, где продержались некоторое время. Около двадцати пяти тысяч  веньяминитов остались на поле сражения. Израильтяне подожгли Гиву и перерезали почти всех жителей колена Веньямина,пощадив лишь  четыреста  девушек.

    Так, к позору и смерти, постигшим жену левита, присоединилось еще горе по поводу утраты такого множества воинов.Впоследствии израильтян охватило чувство раскаяния за то бедствие, которое они причинили колену Веньяминову, поэтому они назначили для искупления совершенных жестокостей пост, хотя и считали наказание, понесенное веньяминитами , вполне справедливым. Они отправили послов к бежавшим шестистам веньяминитам, которые тем временем укрепились в пустыне на утесе.    Будучи подавлены не только постигшим их несчастием, но также и гибелью стольких своих единоплеменников, посланные стали уговаривать их стойко переносить это горе и соединиться воедино, чтобы не доводить дела до окончательного уничтожения всего колена Веньяминова.Веньяминиты, убедившись в том, что их постигла кара Божия за преступления, приняли предложение израильтян и вернулись в свою родную страну. Израильтяне же предоставили им в жены захваченных ими четырехсот девушек, и стали затем придумывать средство, как снабдить женами и остальных двести веньяминитов , не нарушая клятвенное обещание, которое до войны евреи дали друг другу : не выдавать более дочерей своих замуж за веньяминитов.
Кто-то  предложил предоставить возможность  двумстам оставшимся без жен вениаминитам похитить и взять  затем в жены тех  девушек, которые сами того пожелают,  не  принуждая их к этим бракам, но и не  препятствуя таковым. Если же родители девушек будут этим недовольны и вздумают потребовать  наказания похитителей, им будет сказано, что они сами виноваты в этом, потому что недостаточно оберегали своих дочерей; при этом можно будет также указать и на то, что пора прекратить раздоры с веньяминитами, которые и без того уже слишком чувствительно и не в меру от  пострадали. Это предложение было принято, и было решено допустить для веньяминитов похищение двухсот жен.
    Так было сохранено колено Вениаминово, подвергшееся опасности полного вымирания

           Итог войны был чудовищный:погибло огромное число воинов объединённого израильского войска и  все войско вениаминитян, за исключением шестисот воинов Гивы. Сама Гива- гнездо распутства, была уничтожена полностью, причём были уничтожены были все в городе, а  город был предан огню.

           Трудно определить жестокость, с которой действовали израильтяне, мстя за тысячи убитых товарищей, но - "грех порождает грех"...
           Подобное , т.е. жестокие кровопролитные войны, начавшиеся из-за смерти одного или нескольких человек, неоднократно повторялись в истории.


Рецензии