Билга

9  .  05  .  2025  .
 Билга  .

Существование  человека  в предлагаемых ему  обстоятельствах                не  может избавить его   от критики  потомков  .                Но  в  жизни  значимого человека  происходят вещи  , которые  определяют  жизнь  всех  потомков  его  .
Человека  , который  не  опускает свой  взор  , направленный                на  высоту  небес  .  Не взирая  на  обстоятельства  .
Если  он  создаст  и  сохранит   ключевой  фактор  последующей  истории  , забыв  о себе  .  Как  это сделал  отец  всех верующих  -    Авраам  .  Который  не  делал  ничего  для  себя  .  И  задал  мелодию        для  рождения  его потомков  , первоначальную мелодию  .
Рисунок его  жизни  , многоплановой  и  многообразной  ,  то  , что                он  даже  не мог представить  находящимся  в себе  ,   наложил  печать                на  его   потомков  , главной  темой  которого  было  :
 «  Ничего  для  себя  !  «  или  «  Билядай  !  «  .
Конечно  потомки    его  преломлялись в земном  бытии  причудливо  , показывая  Аврааму  на    Лоне  его имени  - Лоне  Авраама  ,  то  , что было скрыто в нём  самом  .   И  Авраам  принимал всех своих потомков  на  своё  лоно  в  пакибытии  , имея  много милосердия  , столько милосердия  , что потомки  его  брали  себе  от  праотца                и  строгость  , и  даже  суровость  , которым  он сам  не  давал  волю  .  Потомки  Авраама  показывали  ему  ,  сколько  всего  было  заложено                в  нём самом  , что не  смогло  бы  проявиться       в  одной  его  человеческой  жизни  .  Богатство  его личности  вылилось  огромным                и непрекращающимся  потоком  в  его потомках  .
Огромную  роль  в  том  , чтобы  были  воплощены  эти  богатства  , играли  женщины  .  И  Сара  ,  и  Агарь  сформировали  Аврааму  настолько непохожих  людей  , что в этот процесс  создания  нового  человечества   из  того материала  , что был  в руках  Всевышнего  , вмешивался  Он  Сам  твёрдо  и непоколебимо  .  И  сказано  было  :
«  возлюбил  Иакова  , а  Исава  возненавидел  ещё  в  чреве  их матери  «
Что  - то  значит происходило важное ещё  до  рождения  , что определяло  выбор  Всевышнего  .  И что  - то надо было  делать                и  с   пылким  Иаковом  , который  остановил  свой  взгляд  на  Рахили  ,    и не  отводил  его ни  направо  , ни налево  .  Её назвали  « овечкой  «  .
С  присущим  этим  животным  упрямством  .
Но    Всевышний  вмешался,    и  матерью  сыновей  Иакова  стала  Лия  .
Рахиль  же  , несмотря  на  свою красоту  ,   и  на  превышающую                в  то время  понимание  любовь  мужа к себе  отчаянно  завидовала  своей  сестре  . Нелюбимой  .  Со всей  страстью  своей  натуры  Рахиль  возложила  остутствие  у  неё  детей  на  мужа  и выворачивала  его  наизнанку  .  Она  захотела  быть матерью  .  Но  , по мнению  Всевышнего  , не могла  . С  её  сумасбродностью  любимой  женщины  ,                с  её  всё  возрастающей  требовательностью  .
Она  имела  своё  мнение  по всем  вопросам  и мучила  этим  мужа  .
И  тут  на арену  вышла  Билга  , которую назвали  « скромной  «  .
Билга  сумела  раствориться  в  семье  Иакова  ,   с  её  всегдашней  уступчивостью  , забвении  самой  себя  .
Она  была  дочерью  Лавана  , отца  Лии  и  Рахили  ,  дочерью                от наложницы  .  Дав  ей  имя  Билга  --     «  скромная  «   ,   отец  начертил  ей  границы  , лишающие  её  своеволия  .  И она  вошла                в   эти  границы  как в  берега  полноводной  , но  знающей  свои  границы  реки  .  Рахиль  же  постоянно выходила  из берегов  .
Рахиль  не  могла  быть матерью  со своим  вызывающим  желанием  постоянного  внимания  к  себе  , к  тому  же  взбаламошной  .
И  матерью  её  детей  стала  Билга  .
Первым  Билга  родила  Дана  , напоминающего  более  Исава  ,                чем     Иакова  , человека  , играющего своей  силой  , рассчитывающего  этой  своей  силой  поглотить весь мир  .  Дан  - человек  полей  .
Дан  , как   и  Исав  , сам  устанавливал себе правила  .
Нафтали  же  более  напоминал  Иакова  ,  проводившего  время                в  шатре      с  матерью   Ривкой   .    Ривка  же  тоже  замирала     , видя  то  , как  Иаков  составляет  слова  в  свитке  в  стройные  истории  .
И  Билга  замирала  .  видя  , как  это  делает  Нафтали  .                Нафтали  кроме  того     делал всякие  искусные   поделки для  шатра ,                радуя  мать  . Крроме  того , он искусно  вырисовывал  буквы  в  свитке  .
И  они  казались  Билге  вырезанными  как  бы  в камне  искусным  резчиком  по  камню  .  Такие  же  буквы  вырезал  Иаков  .
Она  видела  в  Иакове  человека  , пришедшего  из  того мира  ,                в  котором  рождались смыслы  для  бедной  жизни  дома  Лавана  .
Хотя и Лаван  тоже  выписывал  всякие  заклятия  , и вкладывал                их в  губы  нерождённого  младенца  , извлечённого    из  чрева                ещё  одной  наложницы  его  , умершей  в  родах  .
Как  бы  данного  Лавану  затем  , чтобы  передавать ему  вести                из мира  мёртвых  , которым  , как  считал он  , открыто всё  .
И  это  был  терафим  , должный  предсказывать  Лавану  успех                или неуспех в его многочисленных  сделках  .
В  конце  концов  изваяв  из камня  фигуру  терафима  .
Чтобы  тот сопровождал его  в  его сделках  как  свидетель  .
Свидетель того  , что всё  имущество  Лавана  принадлежит                владельцу  этого терафима  , если  он  будет предъявлен  .
И не  любил  своего  зятя  Иакова  , которому  терафим  неизменно  присуждал победу  . Это приводило  его в отчаяние  .
Его и  его сыновей  , считавших себя  обобранными  пройдохой  Иаковом  .
Но  он  не отчаивался  . Ибо считал  себя  ещё  большим  пройдохой  ,                чем  Иаков  ,   и как  бы  соревновался  с  зятем  , кто кого  обманет  искусней  .  Эти войны  между  отцом  её  и  его сыновьями  ,                и  Иаковом  проходили  мимо  Билги  . Мимо  её  шатра  .
В  шатре  она  радовалась успехам  Нафтали   .
Так  назвала  его Рахиль  , разгорячённая  борьбой  с  своей  сестрой  ,  которую  она  же  и устроила  , сказав  :  «  великой  борьбой  боролась                я  с  моей  сестрой  и  победила  «  .Нафтали  как  свидетельство                её  постоянной  борьбы  со всем окружающим  миром  , борьбой                без правил  . Или  по правилам  , которые  устанавливала  она сама  .
Сына  она  назвала  «  Моя  борьба  «   , что по немецки  звучит                как   « Майн  кампф  «  .   Этот её  постоянный  вызов  миру  передался  её  сыну  Дану  ,     имя  которому  она  дала  во свидетельство суда                со   всем  миром  .  Но Нафтали  не боролся  со всем  миром  , несмотря  на  данное  ему  имя  .  Он исследовал  этот мир  с  помощью   исследования  священных букв  , которые  он выписывал так  ,  как  будто в  его руке  был  инструмент  каменотёса  .
Он понял силу  букв  и  их вековечность  .
И выписывал их старательно  , каждый  раз выбирая  новый  порядок  слов  .  Он  был  мастером  слова  воистину  .
Он  понимал  то  ,  что каждое  слово  , как драгоценность  , должно  быть на   том  месте , который  ему  определил пишущий  .
Он складывал слова  как  вправляющий  слова  в  диадему  .
Вновь и вновь  .  Порхая  как олень над  свитком  .
Быстро  и изящно  переставляя  свои  мысли  .
Насыщая  их  вечными  смыслами  .
Хотя  мог и  писать  разные  песни  ,  насыщая  душу  Билги  щемящим  ожиданием  чего  - то необыкновенного  .  И душа  её  порхала                как  птица  в  том  мире  , который  создавали они  :  мать и  сын   .
Она  -  своим  ожиданием  , он  -  исполнением  этого ожидания  .
Билга  скромно  трудилась в  семье  ,  исправляя порывистый  характер  Рахели  своим  терпением  и  забвением  самой  себя  .
Она не  стала  для  Рахели  второй  Агарью  .
Не  желая  стать  госпожой  .
Может  быть поэтому  и  стала  госпожой  после  смерти  Рахели  .
Да  ,  Рахель родила  Иосифа  ,  прекрасного  как  и она  сама  .
Но  у неё  не  хватало терпения  ухаживать  за  младенцем  ежедневно  , вкладывая  в  это все  свои  силы  .  Она  хотела  остаться  любимой  .
А  не  ещё  одной  матерью  , хотя  как будто бы  выпросила  сына                у  Всевышнего .  На  свои  колена  .  Но  сын оставался  на коленях                у  Билги  . Ибо стройные  ноги  Рахели  носились по всему  стану  .
Она  не  могла  остановиться  в своём  беге  .
А  когда остановилась  , то наделала  много бед  .
В  том  числе  и  самой  себе  .
Дело в том  ,  что когда  Иаков  поспешно покинул  Лавана  , Рахиль  прихватила  с  собой  терафима  , рассчитывая  выставить себя  наследницей  Лавана  . Сделала  она  это тайно  .
И  когда  Лаван  настиг караван  Иакова  в  попытках  вернуть  себе  терафим  , то Рахиль как  бы  успокоилась  и не  бросилась                в  стан  Лавана  , чтобы  первой  узнать все новости  , она уселась                на терафима  , как  бы  делая  его выходящим  из  её  собственного                лона ,  не  давая  даже  узнать об  этом  своему  мужу  , так  своенравна  она  была  , не  боялась мужа  как было положено  . А  поступила                по своей  собственной  воле  , по своей  собственной  природе  ,                не  думая       о последствиях  , надеясь всех перехитрить  .                В  этом  она  была  дочерью своего отца  истинной  .  Иаков  же  ,                не подозревая  о  том  ,  что проклинает свою любимую  жену  ,                проклял того ,   кто имел отвагу  взять терафим  Лавана  и  этим  предъявить свои  права  на  наследство  , отодвинув  других детей  дерзко  . Так  она  неожиданно  провела  весь  день в шатре  .
Неожиданно  для  всех  .  Ибо прежде  месячные  не  давали  ей  повода  оставаться  дома  и следить  за  происходящим  в  нём  .
Билга  заменяла  её  и  как  хозяйку  шатра ,   и  как  мать  .
Так  Рахель   осталась проклятой  своим  мужем  несмотря  на  то  ,                что он не  хотел  этого    делать  .  И  умерла  родами  .
Когда  родила  с болью  Вениамина  , единственного   родившегося                на  Обетованной  земле  , а  не на  земле  Лавана  ,  в  Харране  .
И  Иаков  распорядился  перенести в свой  шатёр  не  ложе  Лии  ,                а  ложе  Билги  .  Так  она  заменила ему  Рахиль  неожиданно  .
И  Рувим  , первенец  его от Лии  , от обиды  за  свою мать  , пренебрегаемую  до сих пор своим  мужем  Иаковом  , решил                дерзко осквернить  ложе  Билги  , взойдя  на  него вместо своего отца  .
И  Билга  замерла  .  Она  стала  как мёртвая  .
  И  покоится   в гробнице  праматерей  в  Тверии  .
Вместе  с  Иохаведой  , матерью  Моисея , Аарона  и  Мариам  .
С   Сепфорой  ,   женой  Моисея  .
С  Елисаветой  , женой  Аарона  .
С  Авигеей  , женой  Давида  , бывшей  прежде  женой  Навала  .
С  Зелфой  , служанкой  Лии  .-
На  территории  колена  Нафтали  .
Ибо она не переместилась  на  северную территорию  своего сына  Дана  ,  потомки которого  пожелали  жить рядом  с  наделом  Манассии ,  Менаше  ,  сына  Иосифа  , которого  потомки  Дана  чтили  как  брата  своего  прародителя  ,  и желали  быть  рядом  с  его потомками  .
Могила  же  Рахили  расположена  по  дороге  в  Вифлеем  .
Как не  достигшая  его  ,  но  расположенная  для  оплакивания                детей  Рахили  , которых у  неё  нет  .
Её  дети стали  детьми  Билги  .
А  Рахиль неожиданно   для  себя  самой  остановила  свой  бег  .
На  земле  . Но не  в истории  Израиля  , где  она пребывет  до сих пор  , быстроногая  ,и  быстро принимающая  решения  .
Даже  стоившие  ей  жизни  .
Потому  что  на  земле оставалась  Билга  .
Которая  выпестовала  сыновей  Рахили  .
Скромно  , не поднимая  головы  и  не подавая  голоса  .

 


Рецензии