Это было на Соме. Гл. 3. Поперечница

Иллюстрация: Милена Летницкая


Добрались до дома Ботика друзья нескоро.

Они намеревались отправиться самым коротким путем и нести больного, подхватив его под ручки.

Их планы нарушила Поперечница. Она прогуливалась неподалеку и услышала шум – это галдели Сомаджик, Ботик и Зуша, радовались встрече.

Поперечница по природе своей любила перечить, то есть говорить и делать все наоборот, а не так, как полагается.
 
Это ее папа объяснил детям, что такое горизонт – он был магом-географом и знал много интересных и полезных вещей.
 
Поперечница откашлялась и авторитетно заявила:

– Нельзя нести домой мальчика как попало. Чтобы не заблудиться, нужно следовать плану, передвигаться по параллелям и меридианам. Жаль, что экватор далеко. На экваторе легко считать поперечины – там, где он пересекается с меридианами.

– А что такое экватор? – спросил Ботик.
 
Про параллели и меридианы узнавать он постеснялся, опасался, что не сможет выговорить с первого раза такие трудные слова.

Поперечница подумала-подумала и повторила то, что обычно говорил в таких случаях маленьким детям ее папа:

– Дело в том, что наша планета похожа на шар. У нее есть полюса – Северный и Южный. Северный полюс находится на севере, а Южный – на юге.

– Это мы знаем, – закивали слушатели.

– Меридианы идут параллельно друг другу от Северного полюса к Южному, а на полюсах они сходятся в одну точку. Параллели идут параллельно экватору и самые коротенькие тоже достигают полюсов. Понятно?

– Да-да, – снова закивала вся компания, хотя было совсем наоборот.

Поперечница сообразила, что никто ничего не понял, и стала объяснять дальше:

– Экватор – это условная линия на поверхности Земли, которую проводят на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов. Экватор называют нулевой параллелью. Экватор разделяет Землю на два равных полушария.

Параллели и меридианы – это тоже воображаемые линии, они образуют такой рисунок – сетку из квадратиков, чтобы было удобно ориентироваться.

Под конец Поперечница устала от объяснений:

– В общем, надо посчитать поперечины.

– Зачем нам их считать? – удивилась Зуша. – Нам нужно Ботика домой доставить.

– И как можно скорее  – гляди, нога как распухла! – поддержал Зушу Сомаджик.

– Чтобы сообщить его родителям, что их мальчик находится на такой-то параллели и в такой-то точке такого-то меридиана, и тогда они смогут его отыскать, – упорствовала Поперечница.

– Ты тут все посчитай, а мы пока будем собираться потихоньку, – предложил Сомаджик, заговорщицки поглядев на пригорюнившегося Ботика.

Ботик воспрянул духом, и друзья полетели в сторону дома. Издалека их можно было принять за тройную тень цапли.

Поперечница долго смотрела вслед эльфу и фее, унесшим с собой мальчика, пока они не скрылись из виду. Потом, подпрыгивая, направилась точно поперек нужного направления.

Дойдя до края поляны, она изменила курс и прошла несколько метров вдоль кромки леса. Затем снова пересекла цветущую поляну. После этого Поперечница свернула на просеку и добралась до ручья. Так она и бродила зигзагами, пока не стемнело.
Домой Поперечница явилась только к ночи, встревоженные родители уже собрались ее искать. Они ужасно обрадовались, что их дочка наконец-то вернулась.

А Поперечница принялась рассказывать им обо всем, что приключилось с ней за день.

***

Поперечница была девочкой эксцентричной. Ее часто посещали всяческие идеи, одна невероятнее другой. Как-то раз в ее круглую голову пришла очередная великолепная мысль: она захотела переселить белых медведей, живущих на Севере, к пингвинам, встречающихся только в Южном полушарии.

– Почему бы и нет? – рассуждала Поперечница. – Ведь на полюсах и там, и там холодно, есть льды и много снега!

Она решила: «Белые медведи обязательно подружатся с пингвинами. Птичкам, не умеющим летать, одиноко в Антарктиде, а белым мишкам тоже не сладко посреди снежно-ледяной пустыни.

Надо попросить знакомого капитана дальнего плавания, чтобы он поймал маленького белого медведя и отвез его в Антарктиду. Пусть медвежонок увидит, как живут пингвины, а пингвины узнают, как выглядит белый медведь!»

Девочка поделилась этой мыслью с папой-магом. Тот не стал спорить, как обычно делала его дочка, а пробормотал заклинание, взмахнул обеими руками, будто собирался взлететь, и маленький белый медведь оказался в Антарктиде.

Поперечница наблюдала за его перемещением, глядя в волшебный хрустальный шар, стоящий на столе в гостиной.
 
Медвежонок бегал взад-вперед по льду и пытался отыскать лунку, чтобы порыбачить – он сильно проголодался.

Лунок не нашлось, тогда медвежонок стал рыть ямку в снегу.

Бедняга не подозревал: снежно-ледяной панцирь, покрывающий самый южный материк, достигает двух километров в толщину, и никакой, даже самый большой и сильный белый медведь не пробьет в нем отверстие. Но, если бы и получилось, там оказалась бы лишь промерзшая порода, а не морская слабосоленая вода с подходящей рыбой.

Медвежонок трудился несколько часов, но ничего не получалось. Когда сил у него совсем не осталось, он распластался на снегу и жалобно запищал: «По-жа-а-луй-ста-а, отвезите меня в Ар-кти-ку-у…»

Королевские пингвины, одетые в черно-белые фраки, окружили медвежонка. Они сочувственно смотрели на него: у каждого пингвина на лапах сидел птенец, спрятавшийся от холода. Пингвины-папы дожидались, когда мамы пингвинят повыпрыгивают из воды на берег и принесут рыбу, чтобы накормить свое семейство. Но птенец не сможет проглотить целую рыбку, надо, чтобы папа-пингвин приготовил ее для пингвиненка.

А кто позаботится о медвежонке? И где он будет ловить рыбу? В открытом море?
Поперечница стала просить папу-мага отправить маленького белого медведя обратно домой.


Продолжение http://proza.ru/2025/05/09/861


Рецензии