Тупики повседневности, беседа седьмая

Беседа седьмая.
Мы живём в мире иллюзий, в котором очень сложно докопаться до правды. Ибо правда лежит слишком глубоко. Возможно ,не хватит целой человеческой жизни, чтобы отыскать правду. Чтобы люди не тратили напрасно своих сил на поиски правды, существуют символы. Именно символы заменяют нам правду. Символы управляют людьми, их мышлением и поступками. Когда мы думаем, что имеем дело с чем-то реальным, ради чего можно пожертвовать всем, даже собственной жизнью , на деле оказывается, что в руках у нас всего лишь фальшивка, замена реальности. Знаменитый философ Жан Бодрийяр был убеждён, в том, что мы живём  в мире, где знак или образ заменяют реальность. Он называл такие знаки или образы симулякрами.  Оторвавшись от своей первоосновы они живут собственной жизнью, которая ,порой выглядит намного более захватывающей ,чем, если бы имели дело с реальностью Мир иллюзий сообщает некий высший смысл нашему серому и блеклому существованию. Мы чувствуем ,что есть нечто, что ведёт нас по жизни и это вдохновляет нас на борьбу.
Бодрийяр выделял четыре стадии развития симулякров. На первой стадии, знак отражает или копирует реальность, поскольку он ещё слишком слаб, чтобы разорвать свои связи с реальностью; на второй- знак начинает искажать реальность, показывая какую-то её часть или преувеличивая какие-то её черты; на третьей- знак скрывает реальность, поскольку у него уже достаточно сил, чтобы самому претендовать на роль реальности. Это может быть, например, политический образ, который показывает иллюзорную картину общества. Но всё же он не может до конца подменить собой реальность. А вот на последней, четвёртой, стадии, знак совершенно отрывается от своей реальной основы и начинает жить своей отдельной жизнью. Это жизнь совершенно не имеет отношения к предыдущей. В современном обществе это проявляется в таких вещах, как медиа, виртуальные миры, финансовые рынки и даже деньги. Например, криптовалюты или финансовые деривативы — это симулякры, так как они существуют как знаки, не связанные с материальной реальностью.
В своей книге «Символический обмен и смерть» Бодрийяр подвергает критике современную роль денег: «Освободившись от самого рынка, они [деньги] превращаются в автономный симулякр, не отягощённый никакими сообщениями и никаким меновым значением, ставший сам по себе сообщением и обменивающийся сам в себе.».
Со времени написания этих строк прошло много лет. Возникли ещё более совершенные денежные симулякры, порождающие иллюзию всемогущества и власти. Вряд ли французский философ был бы доволен, узнав в какие дебри завёл человечество современный финансовый капитализм.  В наши дни широкое распространение получили так называемые электронные деньги (банковские карты, электронные кошельки, мобильные деньги), криптовалюты, цифровые валюты центральных банков, токены и баллы, социальный капитал и лайки, как мягкая валюта, временные и альтернативные деньги, персональные деньги, как новая валюта.  Эти заменители денег имеют весьма отдалённое отношение к традиционным деньгам. Они даже не похожи на бумажные деньги, к которым все мы привыкли за последние 200-300 лет.
Бодрийяр рассматривал современные деньги не столько как экономический, сколько как философский и культурный феномен. Деньги давно вышли за пределы своей первоначальной служебной роли, как  универсального эквивалента обмена, превратившись в некую самодовлеющую ценность, обладание которой определяет смысл жизни многих из нас. Вместе с тем, они перестали быть деньгами, в традиционном смысле этого слова. Это уже не те деньги, которые знало человечество на протяжении всей своей многовековой истории. Сперва они утратили связь с благородными металлами, превратившись в красивые цветные бумажки, с напечатанными на них цифрами, а сегодня и вовсе приобрели виртуальный характер. Их вообще невозможно пощупать или положить в свой карман. Тем не менее, в глазах людей они представляют собой  такую же ценность, как серебряные древнеримские денарии или золотые венецианские дукаты. Люди готовы отдать многое за кусочек пластика или несколько светящихся цифр на своём электронном банковском счёте. А ведь никакой реальной ценности эти псевдо-деньги не представляют. Принято считать, что  они основаны на так называемом «доверии». Хотя никто из нас никакого доверия этим псевдо-деньгам  первоначально не выражал. Нас вообще никто не спрашивал о том ,хотим ли мы пользоваться ими? Мы просто пользуемся ими по факту, потому что кто-то другой создал их и предложил нам в качестве финансового инструмента, позволяющего приобрести необходимые нам блага.
Мы уже не спрашиваем, стоят ли за этими псевдо-деньгами какие-то реальные ценности. Ибо сама постановка подобного вопроса в современных условиях кажется нам абсурдом. «Ценность больше не соотносится ни с производством, ни с трудом, ни с реальностью. Она самореференциальна, как гиперссылка.» (Ж. Бодрийяр).
Возможно, деньги для нас всего лишь некий универсальный код или набор символов, с помощью которого мы получаем доступ к материальным благам.
Всё, что мы покупаем, продаём, за что платим или что получаем — это часть огромного обменного механизма, в котором деньги — символический язык. Мы не выбираем правила, по которым осуществляем этот обмен.  Они навязаны нам существующей структурой общества.
Итак, деньги утратили свою реальную ценность, превратившись в набор символов. Но когда и , главное, каким образом, это произошло? Где та точка перелома, которая привела нас к нынешнему положению вещей? Читайте об этом в одной из следующих наших бесед.


Рецензии