Из книги Кронописьмуя зол-о-том листвы. Афоризмы о

          Орфизмы и стихи о жанре поэтической видеоимпровизации

Это кроткие размышления и медитации о жанре поэтической видеоимпровизации (кронописьме), спонтанном сочинении стихотворения перед оком видеокамеры смартфона и рефлексия над местом человека, или его двойника, сочиняющего вне бумаги. Мысли о языке — это мысли о видеоимпровизации (кроновязи), о необычном ощущений парадоксальности бытия, которое дарит нам процесс спонтанного сочинительства. Книга включает стихотворения о жанре видеоимпровизации (видеолепки) с комментариями и неологизмами и уделяет внимание психологическому состоянию автору экспромта.   

            Язык мой — трость книжника скорописца.
                Псалом 44
            Сразу начинается возможность чуда.    
                Нектор*


1. КРОНОПИСЬМО И СУТРА ПУСТОТЫ

Наши модели мира рушатся при воплощении. Точно так же можно предугадать кронописьмо, мгновенно представить его образы и идеи, но при записи они не совпадут с матрицей воображения. Необходимые слова ускользнут, и фразы, что вот-вот обретут форму и ритм, вдруг исчезают. Получается похожее, но иное.
За галс - аз ток - за глас - аз око.
Подсознание говорит поэзией образов. Наше рацио не терпит лирики, она вытеснена в область невысказанного, даже обычной поэтической речью на письме. Силлабо-тоническая архитектоника властвует в области бессознательного, плохо контролируемой, но иногда прорывающейся на свободу в форме поэтической рифмованной (видео)импровизации.
* Нектор – летописец видеоимпровизации, от слов Нестор, некто, лектор и нектар.
Что ангелы бормочут про тебя? Вручает кто из них ключи к ответу? Топомимика текста расшифровывается ими как нечто горькое в радужной облатке. Единое сознание земли являет себя в прерывистых строках. И в этом акте восшествия нет принуждения.

Экпрессивность внутреннего высказывания – вот главное отличие экспромта от обычного стиха.
Принцип оккамулятора* в передаче опыта через отрывочные авторизмы**, который, видимо, невозможно передать в точности.
* От слов око, oculus (око - лат.), аккумулировать, принципа Оккамы, упрощения и отсекания лишнего.
** Авторские неологизмы или арфоизмы. 
Когда появился печатный станок, поэты смогли делиться с читателем своими произведениями. Однако, исчезла уникальная интонация, голос, аура. Сейчас мы можем запечатлеть процесс создания художественного произведения. Скажу крамольную мысль – вдохновение неиссякаемо! Только усталость физического языка и гортани ограничивает его.
В рассказе «Египетские ночи», посвящённом дару Импровизатора-итальянца, Пушкин от лица героя задаётся вопросом:
«Почему мысль из головы поэта выходит уже вооружённая четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею — тщетно я сам захотел бы это изъяснить». Просто нажимаем на кнопку марсофона и декодируем речь с другой планеты. «Минута – и стихи свободно потекут» (Пушкин, «Осень»).
Слово из бесконечных возможностей суперпозиции перед двоимым взором наблюдателя переходит в единственно раскрываемый поток сознания, мыслей и образов рифмованной речи.

Телероптация слова – вселение в плоть языка визуального текста. Укоризна или рокот исчезающего дна в ропоте Вселенной в закадровых лучах?
Верстаю смежного человека аномальным способом.
Где ты остановился для завязи слов - там омфал воображения. Без грёз и фантазий творчество невозмутимо.
Мы мало рефлексируем над сочинением гутенберговского текста, скрипя над бумагой (гулагой) в каторжном броске к идеалу.
Почему так часто возникает слово «воля» (вол - я)? Короткие слова наиболее выразительные и удобные. Но не всплывает ли оно из подсознания? В обычных стихах я его почти не употребляю.
Афоризмы говорят о крономысли* как поле между Сциллой и Харибдой - между непередаваемым опытом и стремлением быть понятным, между лапидарностью и растеканию по Древу кроноязом, между логосом земным и праязыком, между карнавалом и воздаянием, между мистикой и трёхмерной явью. Между нирваной и фонтанированием.
* Мысль или мышь - белка - Мирового Древа.

Умбра убранства небесного клира!
Солнечных вёсен сияет порфира
Для Петербурга, исполнены смысла
Строки звучат и звенят коромысла
Влаги чистейшей, доставленной к Богу,
Капли сияют, лобзая дорогу.

Из неразгаданного звука рождается (не)случайно слово, внетелесный опыт ощущений передать невозможно, когда слово ткётся внутри тебя и в заочном пространстве. Ты вызываешь звуки или они окликают тебя? Внезапно после нажатия кнопки «Пуск» ты становишься другим.

Видеоимпровизация – звенит до-олго, чуточку казённо, невыразительно, что, если… кронописьмо или кроно? Зёрна фрактальных смыслов приотворяют видение Древа:

КРОНОПИСЬ*
почти сонет
Кронописьмо* зелёных крон,
Со мной охваченных волненьем, —
Каким невидимым воленьем
Я в бездну хора погружён,
И отрешён по мановенью,
Нажав на «запись» бытия:
Импровизации змея
Потворствует стихотворенью.
Но исчезает чешуя
С последней рифмой мирозданья,
И на экране бог не я,
Но Вакх вселенского познанья,
И Аполлон мерцал меж строк,
Диктуя мне судеб урок.
* Кронопись — от слов Крона, Кронос и письмо — запечатление мгновений вечности под кроной Древа Мира.
* Кронописьмо — жанр видеоимпровизации.
18 октября 2022
Кронолики (лики Кроноса и Кроны, коры оны) – сне горевшие в аду страстей, а преподнесённые логосом через посредника.
Крономираж – время (Кронос), шествующее как дымка через поток настоящего и разъедающее сегодняшний сумрак.
Кронописец, кроноваятель, крономаз - человек вне всего в момент записи извне. Продолжение его кисти – смартфон – символ камеры вечного наблюдения.
Кронологизмы или протологизмы видеоимпровизации: кронописьмо, кронояз, кроновязь, кронолаз (полость, зияние, полынь-я слова), крономаз, кроноэмфаза etc. Он состоит из слов Кронос (отмеряющий мгновения творчества), крона Мирового Древа и вполне реальная крона, граница между явью и потусторонностью, и узор, вязь, письмо, которое мы создаём либо расшифровываем при помощи быстро тикающего (где ударение?) логоса.
Маргиналии на полях вечности.

Какой итог кронописьма потомка друидов? Никакого, возможно, кроме участия в процессе многогранной жизни через слова русского языка. Кроме ощущения полноты бытия и причастности к чему-то таинственному и невыразимому. Восторга от чуда появления стиха из ничего. Удивление оттого, что неодушевлённый смартфон передаёт эмоции и экзистенциальную бурю, которую сознание цензурирует при обычном письме на бумаге или на виртуальном свитке. Ничего не ведаю о коллективном бессознательном, но возможно поэты прошлого торопятся вставить свои строки и ощущения в импровизацию, которую учёные мужи (мужаемся, други!) окрестили «авторским фольклором». С другой стороны, коллективное бессознательное — это небесный народ, по Гоголю.
Поли(опти)мистический жанр. Почему оптимистический? Потому что там, в «потусторонности» (главная тема Набокова) существуют все времена, всё закончено и всё лишь вначале. Это мистика и романтика.
Дао – дар видеоимпровизации.
В погоне за славкой – какие только маски она не надевает на карнавале развоплощения! Какие только мелодии не навевает, подобные легким гимнам. Однако – эта птичка неуследима, уже почти выпорхнула из ненадёжной паутины веба. Сова ли сумеречная длиннохвостая (иже Сирин) или полярный присверк?
Словоеды - многоликие племена архтичности*. Почти неразличимые среди обывателей, но прилюдно потребляемые.
* Архаичной архитектоники смысла и образа.
Вношу лишь небольшие правки в поток бессознательного рифмованного логоса.
Деталь существенна, она существует в отрыве от стихотворения и пересажена в него. А вот рифмы. Позволяю себе менее точные рифмы, впрочем, подходящие по интонации. Однако невидимый цензор требует точных.
Вопли реликтового гоминоида в подражание человеческой речи.
Видеоплатонизация
Кронописьмуя и смеясь,
Я чувствую с бездонным вязь,
Мы вместе пишем с тем, кто здесь
Всё сочиняет эту взвесь:

И ствол, и зайчик на столе,
И то, что мы поём во мгле.
Но кто нас в бездне сочинил,
Кому хватило в явь чернил

Заполнить дол, запомнить сон,
Стихом стать с миром в унисон.
8 мая 2023

В чем отличие от надёжных стихов, вырученных эволюционным путем человечества? Как у них стилус – окстилус, то есть жезл снимания покровов с реального бытия?
Не сволочёшь, молодёжь, не слямзишь, товарищ, не схомячишь образчик кронописьма.
Что означает улыбка сочиняющего? Попытка извинения – но перед кем? Или предупреждение отражению не воспринимать поток речи буквально? Или визуальное заклинание зрителя не судить вне Бога?
Смыслы укоренены в бессознательном, ловить их всё равно что черпать океан. Но он есть и действует на нас магически.
ФОЛИАНТ КРОНОПИСЬМА
Филиград - фиал, фиалка,
Филиокве, филин, флёр,
Форма, филигрань, весталка
И фотонный семафор.
Заложенная в нас информация с рождения, а возможно находящаяся вне нас, раскрывается в видеоимпровизации как пограничном состоянии между реальностью и тем, что мы не способны рассказать и постичь. Так, случайно, вдруг, спонтанно мы переходим на уровень речи дешифрованной, возможно, транслируя лишь крошечную часть изначальной информации, которая не допускается сюда внутренними убеждениями, установками общества и близких и иррациональным ужасом.

Бывают оговорки как слепки экзистенциальной поговорки:
На всякий ляп
Довольно одного:
Найдётся кляп
Безмолвья самого.
Язык прилип,
Не ошибаться как?
Волшебный всхрип,
Помарка и сквозняк.
Описывая стихи, мы главным делом разбираем образы и сравниваем строки с другими, это stix`ы (стиксы) поэта или его двойника. При описании видеоимпровизации едва ли не главное – это психологическое состояние. Для него нет слов, оно такое же ускользающее, как понятие «дао». На русский его можно перевести как «дар».
Снеготочение молвы. Видеолепка и видеолепет. Видеоскрепка и сон на телеге.
Для логоса гордыня или самоуничижение автора не имеет никакого значения. Также его суждения о вдохновении, богооставленности, власти толпы над художником и так далее. Сам поэт – предмет для работы, как инструмент, топорище или паровой котел языка Вселенной. Сценно* лишь то, что помогает автору при разогреве души до парообразного состояния возноситься мечтами к логосу, который вечно недосягаем.
* Имеющее цену на подмостках, в актёрской игре.

Тик икта. Можно и нужно сочинять стихове дедовским способом.
Вибрации невидимых стихий проявляются мерцанием слова кронописьма.
Аватары, авва тары, а я подлинный такой?
И подвалы, и бульвары заколдованы Окой.
Око зырит из предместий, центр оковы бередит.
Бредни, залпы провозвестий и распаханный зенит.
От заплыва до инферно логос - потаённа тать,
К нам доверчива безмерно эсмеральдова тетрадь.
6 апреля 2025
На языке Эзопа (эзотерического тропа) аз не сочиняю, но перечёркиваю.
Сэльфинарий – космический океан языка. Дельфы - его вывеска перед сельфодарными пространствами.
Сакральное – его присутствие – было в моей жизни всегда. Оно лишь частично связано с религией. Религия может быть профанной, декларирующей лишь мораль общества. Сакральное есть в любой снежинке, когда через неё проходит свет.

2. ВИДЕНИЕ ЛОГОСА В ДЕЛЬФАХ

С детства мне хотелось индивидуальности, непохожести. Ан нет, в литературе, где, мнилось мне, простор для свободы эстетической и любой, властвует железный диктат серости и копирования образцов давно замусоленных, на которых как на навозе выросли наши титулованные современники. При этом диалог с классикой считается предосудительным, а главная ценность от «дедов» (и тут дедовщина) - «нельзя за флажки», мол, нам запрещено было под страхом отлучения от корытца (купая рожки и копытца), мы прекрасно жили, и получали за уничтожение талантов квартиры, а ты куда лезешь? Нам за тобой не угнаться, коленки давно стёрты.
От письменных клише мы приходим к импровизационным. Это говорит о том, что свободу нельзя получать как данность ни в сознании, ни в бессознательном. Свобода всегда нова и отклик её юн.
Бессознательная речь проходит шлюзы, чтобы сразу не опрокинуться в пучину и не остановиться на уровне неразгаданного потока кронописи и не затонуть, – эти уровни понижения - сознание, мышление, психическое состояние, воображение, взгляд на себя через зеркало смартфона, где человек узнаваем и в то же время абсолютно иной. Нарцисс, ты узнал себя? Твоё темное « » подобно лику Медузы Гарпагоны.
Кронописьмо — это единая книга из букв, проявленных и не проявленных, из неверно услышанных слов и слов несказанных. Её вес десятки граммов на внешнем диске, несколько сотен гигабайт размер, практически не занимает места и не требует книжных полок, только гаджета для воспроизведения. Рукопись черновика и финального варианта одновременно.
Крономатограф* бытия, единого и единственного гимна.
* Кинематограф кронописьма, кронобормотограф, крономутограф.

Сосредоточение – именно в этом смысл средоточия, предельная концентрация на бесплотном логосе вещей и смыслов.
Импровизация в подрунном Риме. Облака светятся сиянием луны.
Ангелы – сосуды безрассудства. Следуя за ангелом – живёшь. Если отпускаешь в Риме чувство, в пропасть устремляешься, ничтож… Тень полёта – это бездыханность на стерне, на ульях для людей. Ангел устремляет в необманность, где туманят отблески идей. Я есмь аз… Сосуд, чужой гордыней разогрет до алости веков, аист царствует в твоей пустыне, приносящей к жатве рифмаков*.
* Ловцов благолепных рифм.
Кроноликие и кронолепые, не вы ли бежали от жалости к себе? Кроносоцефалы к вам равнодушны.
Постигаешь разумом нелепость и условность силлабо-тоники (прав Толстой, говоря, что для пахаря были бы странны ритмизированные приседания на пашне?) Но поле подсознания (и далее - неумолимое бессознательное), отворяя границы сознанию, говорит том, что эта речь естественна – так рождается видеоимпровизация. Это пространство – полость, зияние, оно отталкивает зрение и слух человека разумного, но homo oculus – человек-смартфон, человек-зрачок – чувствует его глубоко.
Разум – Арзрум. «Колодцы пахнут порохом», - Пушкин.
Проявляем с соавтором петербургский Текст Петра-ключника. Сравни с текстом петровских птенцов под эгидой восплесения.
Преодоление линейности времени на кронописьме, голос, взывающий к временам, будящий ушедших и выкликающий грядущих.

По мановению бабочки сего на минуту ко мне сошло первое кронописьмо 10 июля 2017 года в парке бывшей усадьбы Александрино. «Аффект бабочки» изменил многое во мне и в отношении к цирку округи. «В-заимно!» - доносится гул из неизведанной бездны.
Первое кронописьмо. Как-то на скамейке в июльском парке ко мне пришло умиротворение, показалось, что Господь смотрит откуда-то с высоты. Я стал записывать на камеру мобильного телефона льющиеся извне рифмующиеся строки, положившие начало авторской странице @improvizator-dzen «Поэтические видеоимпровизации» на Ютубе:
СОЧИНЯЮ СТИХИ НА ПРИРОДЕ
Пишу стихи, и в тишине
Недавно ясно стало мне:
Стихи зовут меня, любя –
Кого? Быть может не меня,

Быть может тех, кто вне и там,
Кто жизнью с бездной пополам.
Но что же стих? Я не скажу,
Я спрашиваю, ворожу,
Записываю, и, томясь,
Я чувствую, но с кем же связь?

И с чем? Неведомо пока,
Стихи мои как облака,
Они недвижны, но плывут,
Зовут и Богу предстают
10 июля 2017
Парк усадьбы Александрино
Этому случайно найденному долгому кадру запечатлённого экспромта предшествовала литературное направление вневизм, теорией и практикой предвосхитившее видеоимпрозевацию. Вневизм – взгляд изВНЕ В мир и рождение нового ИЗМерения при нашем непосредственном участии. Ещё не заронённая в материю стиха запись – это суфле, хаосмос*, — преображаемая единой мыслью, ритмом и рифмой видеоэкспромта в целостное произведение. Жанру сопутствует ряд парадоксов, или спираль парадоксов, связанных между собой спираледивностью «раковины муз» (В. Набоков). В кадре предстает Я иного человека, нежели Я снимающего. Этот другой имярек на глади зеркальца амальгам — проводник, Хроникёр, лирический персонаж, актёр, находящийся в диалоге с другим и другими, с читателем, с ухом мира, с прохожими, с собой прошлым и будущим, с потустотестеронностью, запахами, тенями и облаками «В широкошумных дубровах»:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Пушкин, «Эхо»
* Хаос и Космос в одном.

Это переход от одного Я в социуме к бесконечному множеству отблесков в амальгамах вечности, знаменуемых голограммой движущегося автопортрета. Писать о себе - странная область познания клинициста эона, как говорил философ Делирёз.
Но в самом Я от глаз Не-Я
Ты никуда уйти не можешь, —
писал Иннокентий Анненский. Вопрошание героя нового жанра происходит в пурганичном* пространстве психологии, философии, лингвистики, кинематографа, поэзии, декламации на ходу, заметок на манжетах.
* От слов пургаторий - чистилище, и пурга, застилающая сознание.

Всего на минуту приходит – или не ощущается – мгновение абсолютной свободы, закованной в условную речь, с использованием «ацкого» прибора и взгляда извне, впрочем, взгляды окружающих помимо их воли также полнятся укоризной либо восторгом.
Сочиняет другой, проявляясь из потустороннего мира за мгновения до кронописьма и тает через несколько минут погодя, ещё несколько часов создавая разрежённость в душе и мыслях.
Мир внешний обретает черты одновременного царства теней и райского неба, которое совсем близко и держится на кронах деревьев, живых и метафизических. Можно заменить словосочетание поэтическая видеоимпровизация на лаокооничный*.

Видеолаокоонизация
Петербург, ты синий парус,
Заглянул за облака.
От бессмертья что осталось?
Лишь минувшие века.
 
Те, разрозненные всуе
И расхристанные здесь,
Прошлое во сне тасуя,
А сегодняшняя спесь
 
Велика, и давит тяжко,
И подвалы вдруг, увы,
Лопаются, и, бедняжка,
Ленинградус синевы
 
Принимает парус дольний,
Он становится молвой.
Петербург, ты весь юдольный,
Будешь там - за синевой.
1 апреля 2024

Также писал Ницше: «Лишь поскольку гений в акте художественного порождения сливается с тем Первохудожником мира, он и знает кое-что о вечной сущности искусства, ибо в этом последнем состоянии он чудесным образом уподобляется жуткому образу сказки, умеющему оборачивать глаза и смотреть на самого себя; теперь он в одно и то же время субъект и объект, в одно и то же время поэт, актёр и зритель» («Рождение трагедии из духа музыки», 1912).
* От символа Лаокоона, борящегося со змеями царит Эфирологос.
Вертикальное селфи (сочинение в замкнутом пространстве ходу) – ямб. Горизонтальное (на ходу, в пейзаже или торговом центре) - хорей.
Что такое вдохновение в поэзии Б. Пастернака и В. Набокова – это искусство импровизатора или также дар проротчества? Эффект обманутого ожидания характерен для импровизации, когда импровизатор неожиданно для себя теряет пряжу и у него свивается иной тканный узор. В этом он подобие парки, пародируя мифологическое свойство выпевать судьбу словами, предначертать события. При выпадении слова появляется иная связь, перескок через ступеньку. При обычном письме автор склонен сохранять логические связи.
Звукосвета проводник и алхимии возвестник.
Кронолепка из воз-духа.
Какая из стихий даст мне силы и сделает своим проводником? Буду ли аз кронописать о мелких слугах демонических сил, либо о духах всепрощающего пламени?
Чрезвычалище - психика кронописца в момент восхождения по кроне, где негласное мычание уподоблено чревовещанию небесного Тельца, очарованного Плеядами.
Слово – фотонная реальность. Начинаешь что-то осознавать о нём, засыпая. Когда сознание погружается в поток сна, тоже импровизации.
Действительно как вещь, шероховата и премудровинна*. Рискует упасть и распасться, ужалить осколком или небесным током.
* Премудрость, навязывающая вину.
Кронометраж – ощущение длительности сочиняемого видеотекста, растянутости времени.
«Мистический декадент», – так, кажется, выглядит их дурной штамп о Сирине.
Для чего это всё? Для читателя? Для автора? Для чувства красоты? Слово делает нас инструментами, подобными скрипке и флейте для извлечения из плоти звуков и смыслов, чей смыл понятен лишь ему, а мистерия покрыта завесой от сочинителя?
Нонпарелью и курсивом, шрифтом вне станка Гутенберга, небесными литерами, едва проявленными на видео как субтитры.
Кифареды - сотрудники кафедры «Академии кронописьма», одновременно студиозусы и профессура.

Попасть в Петербургский текст непросто, этот окоём выталкивает всё живое, окисляя и перелопачивая для метафизического чернозёма.
Оратор пребывает в субстанции абстракций.
Бог не терпит шуток. Они кажутся ему дурным кодом. Он тут же затирает наш мелок для подпрыгиваний на асфальте.
Борис Пастернак
«Февраль, достать чернил и плакать…»
И чем случайней, тем вернее
Стихи слагаются навзрыд.
Собираю урожай стихов тех, кто не в силах их высказать или записать здесь. Это горние люди на облачном блюде.

март-апрель 2025

Книга целиком:

"КРОНОПИСЬМУЯ ЗОЛ-О-ТОМ ЛИСТВЫ", 2025:
https://slovestnik.livejournal.com/797787.html

Книга в аудиоформате:
https://slovestnik.livejournal.com/798280.html


Рецензии
"Я спрашиваю, ворожу,
Записываю, и, томясь,
Я чувствую, но с кем же связь?

И с чем? Неведомо пока,"

----

"Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —"

Зверей выгуливают девы за трамвайной линией в юго-западном направлении :)
А в парке хорошо динамически медитировать с девами в бадминтон. Но что-то не помню там площадок
Привет с Ленинского пр-та, м.Ветеранов, Урицка-Лигово

Мост Будущее   16.05.2025 10:24     Заявить о нарушении
Это уже за рубежом блокады.

Алексей Филимонов   17.05.2025 07:03   Заявить о нарушении
точно.
"запечатлеть процесс создания художественного произведения
Таки пропихните, пожалуйста, Ваше выступление (со стихами) на email!
ladolad собачка inbox точка ru
Можно без видеоряда, только звук.
а... а может, там как раз хорош видеоряд. Патовая ситуация :)
Читаю Ваши немного совписные стихи, и нравятся.
А в этой статье из зазеркалья лезут официальные обороты
но обороты зазеркального кота - обороты хвоста:)

Мост Будущее   23.05.2025 15:00   Заявить о нарушении
Спасибо, я поищу, но есть ли такие? Давно не было.

Алексей Филимонов   23.05.2025 16:55   Заявить о нарушении
именно Ваши импровизации! А в библиотеке было?
ютьюба таки не пролазит

Мост Будущее   23.05.2025 19:05   Заявить о нарушении
Хорошо, я понял!

Алексей Филимонов   23.05.2025 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.