Поездка в горы

Поездка в горы

       Как и планировалось, с семьёй моей младшей дочери Катюши, мы выехали в горы. За рулём УАЗика её муж Сергей, а я с внуком Толиком – на заднем сиденье. Маршрут уже знакомый мне по прошлой поездке, которая состоялась, без малого, девять лет назад. Конечный пункт  – горный посёлок Рожкао с той лишь разницей, что в прошлый раз домик, в котором мы останавливались, располагался недалеко от Большой Лабы, а в этот раз поблизости уже от её притока – речки под названием Рожок. Отсюда следует, что и одноимённое название посёлка произошло как раз от названия этой горной речушки.
       Отправились мы на двух машинах. На второй ехал хозяин домика Евгений, у которого мы по приезде и поселились. День с утра выдался пасмурным, везде прошли дожди. По пути следования мы пару раз останавливались. Сначала – у «Белых камней» – прямо почти что, как в той «Бриллиантовой руке». Впрочем, в фильме камни там озвучивались как «Чёрные». Только если уж точно, как раз черных камней на экране не было вообще. Место под Туапсе, где проходили съёмки, называется «Скалой Киселёва» по имени нашего выдающегося художника. Скала же там действительно есть. Тут перед нами красовались  небольшие живописные горы с отвесными, крутыми, действительно белыми склонами. Все эти «белые камни» были обрамлены уже зелёным цветом растущих вокруг огромных кустов различных пород древесной растительности. Здесь мы позавтракали, провели фотосессию. Красота здешней природы сама говорила о том, что это необходимо сделать и, главное – не упустить момент.
       Вторая остановка – уже в ущелье, недалеко от посёлка Рожкао по просьбе Евгения – он во время остановки попытался бегло исследовать лес на склонах ущелья на предмет наличия грибов, так как погода подсказывала, что после обильных дождей, грибы тут должны быть. В результате недолгих поисков, спустившись по склону, он вышел к нам, держа в руках два великолепных, внушительных размеров подберёзовика.
       Ожидание встречи с горами, несмотря на хмурую погоду, после длительного перерыва  согревало душу, и теплилась надежда, что погода ещё наладится. Въехав в Лабинское ущелье, мы все увидели,  какая в реке мутная вода. Сразу стало понятно, что рыбалкой на этот раз тоже не пахнет.
       Именно здесь, в ущелье, река Большая Лаба в пределах Урупского района Республики Карачаево-Черкессии пересекает три горных хребта Большого Кавказа под названием Водораздельный, Передовой и Скалистый. Благодаря большой скорости течения воды в реке, было намыто глубокое ущелье, в результате чего обнажились горные породы, лежащие внизу.В начале ущелья – посёлок Курджиново. В этих местах залегают песчаник и глинистые сланцы. Песчаник населением используется в качестве строительного материала.
       По приезду занялись обустройством домика, в котором нам предстояло жить три дня. Принесли ледяной родниковой воды из ручья, что бежит параллельно Рожку рядом с домиком. Рожок же берёт своё начало высоко в горах и устремляется вниз с огромной скоростью, после чего впадает в Большую Лабу. Воздух в горах чистый, свежий, веет прохладой и способствует здоровому сну – не то, что в городе, где вокруг загазованность и шумиха.
       С вечера Толик трудился, как говорится, «до седьмого пота», усердно рубя дрова топором. А мне поутру пришлось уже колотые дрова складывать в поленницу, приводя участок в порядок. Затем мой внучок наносил родниковой воды так, что хватило надолго.
       Вечером состоялось знакомство с соседями по нашему временному жилищу. Сергей Михайлович и его жена Людмила проживают в посёлке постоянно. Людмила работает тут библиотекарем. Книжный фонд небольшой, и размещён у них в домике. Встреча и знакомство с ними оказались очень полезными для меня в плане исторического экскурса в прошлое данного населённого пункта. Спасибо им за это особенно. Они мне рассказали, что до войны с немцами, выше находился ещё посёлок Рассыпной. Там жили шахтёры. После разгрома фашистов уголь здесь уже не добывали, да и сам посёлок Рассыпной перестал существовать.
Что же касается посёлка Рожкао, где мы остановились, то он был образован в 1932 году на берегу Большой Лабы. Первыми жителями опять-таки были шахтёры и золотоискатели, как и во всех близлежащих населённых пунктах, которые работали на шахтах в довоенный период. До настоящего времени сохранились выработанные штольни. Работы в штольнях были прекращены во время оккупации фашистами. Отступая, враги   штольни  подожгли. Уголь горел и дымил в течение нескольких лет. Там, где выгорели пласты угля, земля кое-где просела. После войны уголь тут уже не добывают.
       До войны в посёлке был ещё прииск по добыче золота и деревообрабатывающий завод. Развито скотоводство. После войны, в середине 50-х годов, золотоприиски прекратили существование. Здесь ситуация уже другая – прииски сами по себе стали нерентабельными.
       Сегодня посёлок Рожкао является центром притяжения туристов. Вокруг – десять пеших маршрутов разной протяжённости. Отдыхающие узнают, что земля в этих местах обагрена кровью советских солдат и партизан. Здесь были жестокие бои с гитлеровцами. Мужество и героизм наших воинов, сражавшихся с фашистами на Кавказе, красочно описан многими нашими поэтами и прозаиками. Эти труды имеются в местном литфонде. Чтя память героев, им установлен ряд соответствующих знаков и стел. В день нашего приезда на пути следования нам встретились как раз несколько групп туристов-школьников с цветами, которые приехали сюда во время каникул.
       Мы тоже не теряли времени. На второй день пребывания я и внук с утра отправились по одному из маршрутов вдоль Рожка, вверх по течению. Прошли четыре крупных переката (порога). На последнем перед нашими глазами предстал водопад. Он был небольшой по размеру, но падал с весьма внушительной высоты. Над водой еле заметное облачко из мельчайших брызг. Журчащий шум воды успокаивает и навевает мысли о радости простого мирского бытия. Фотографировали. Позже встретилось стадо коров с маленькими телятами. Мы их обогнали, но успели сделать несколько снимков. Расстояние, которое мы прошли туда и обратно, составило где-то пять-шесть километров. Ещё до выхода в горы по маршруту, внизу Рожка, на камнях и поляне с земляникой и некоторыми лекарственными травами, дочь сделала фотосессию. Будет что вспомнить.
       По возвращению, как только мы спустились вниз, дочь повела нас по известной тропке к речке, которую уже успел к тому времени привести в относительный порядок косой добросовестный Евгений. Здесь,  на камнях, мы приняли холодный, ледяной душ, освежив своё слегка уставшее тело после похода в горы.
       Вечером того же дня, до захода солнца, я успел с дочерью сходить нарезать чабреца, а на поляне, где с утра проводили фотосессию перед выходом в поход, ещё удосужился собрать землянику, соцветия красного клевера и тысячелистника – природная аптека работает без  перерыва.
       В последний день пребывания в горах перед выездом домой, зять Сергей, по предложению Катюши, отвёз нас ещё к одному из туристических маршрутов – на этот раз вверх по течению,опять-таки вдоль реки Большая Лаба. По ходу движения мы часто останавливались, спускались к шумной и быстрой реке, с замиранием сердца глядели на устремляющуюся вниз с огромной скоростью воду. Склоны гор у реки все заросли высокими, как лиственными, так и хвойными деревьями.Фотографировали много. А потому, что было что. На каменные выступы поднимались, соблюдая осторожность. Передать словами всё увиденное очень трудно. Нужно увидеть это самому и понаслаждаться природой гор. Что мы и сделали во время пребывания здесь. Не мешало бы чаще повторять подобные экскурсии.


Рецензии
Павел!!!
Художественно и красочно
написана прозаическая миниатюра!
Не мешало бы чаще выезжть на природу
и родниться с этой красотой!
Мне очень понравилось!

Мария Нечаева 4   19.06.2025 22:26     Заявить о нарушении
Спасибо Мария за прочтение и такой содержательный отзыв.

Павел Черкасский   20.06.2025 13:58   Заявить о нарушении