Космос - место, где я живу
Про Пасху/Песах напишут и без меня, а я хочу сказать о космосе.
Космос с детства завораживал меня. И не только тем, что в моем сознании он соединялся со светлым будущим, которое было нам показано в мире Полдня у Стругацких и в книгах Кира Булычёва. Помимо этого меня удивляли и продолжают удивлять эти масштабы и диапазоны: миллиарды лет позади – и бесчисленные триллиарды лет впереди; исчезающе малые размеры кварка – и галактические нити, протянувшиеся на десятки миллионов парсек; пустота межгалактического пространства – и безумная плотность нейтронных звезд.
Для кого-то космос – абстракция. Для меня – это место, где я живу.
Вот я сижу на последнем этаже четырехэтажного дома в Банской Быстрице – то ли на окраине этого городка, а то ли почти в центре (тут это трудно понять). Но чтобы начать подниматься над ББ, вовсе не нужна ракета – достаточно лишь толики воображения.
И вот я вижу горы, поля, леса, вижу реки... Если бы рубежи государств были бы прочерчены на земле так же, как это сделано на политических картах, я бы увидел границы Словакии. Вокруг – Чехия, Польша, Украина, Венгрия, Австрия. Я поднимаюсь еще выше – и легко угадываю очертания Европы, этого сравнительно небольшого полуострова на северо-западе Евразии. Еще выше – и я могу охватить взглядом всю Евразию, а где-то рядом, я знаю, – Африка, обе Америки, Австралия и Океания, а чуть подальше – Антарктида.
Я оказываюсь еще выше (или ниже? или где-то сбоку?) – и вот я вижу всю Землю, а рядом – Луну. Земля – голубая с белым, Луна – желтовато-серая. Это потрясающее зрелище.
Еще несколько миллионов километров над плоскостью эклиптики – и, если повезет, издалека можно будет увидеть Венеру и Марс. Они маленькие, но яркие. Когда-нибудь я подлечу и к ним, и к гиганту Юпитеру, и к красавцу Сатурну, но сейчас мне нужно дальше – быстрее и выше!
Три десятка тысяч парсек над плоскостью галактического диска – и передо мной открывается вид на Млечный путь во всем его великолепии. На Земле мы видим его с ребра – но даже и это волшебно. Что уж говорить о возможности увидеть нашу галактику сверху, со всеми ее рукавами. Кстати, вот там – рукав Ориона. И если хорошенько приглядеться, среди прочих ярких точек можно разглядеть наше Солнышко.
Я удаляюсь от Млечного пути – но зато теперь я могу увидеть галактику Андромеды. Если бы я и решился когда-нибудь сменить свою галактику на другую, то это была бы лишь Андромеда. Триллион звезд, объединенных в восхитительную в своем совершенстве структуру! Когда-то две эти галактики столкнутся, перемешаются, сольются в одну, а несметное число звёзд будет выброшено во внешнее пространство. Но это будет потом – а сейчас я двигаюсь дальше.
Миллионы парсек позади – и я могу взглянуть со стороны на Местную группу. Десятки галактик, удерживаемых вместе силой тяготения. Среди них есть огромные, как Андромеда, и маленькие галактики-спутники, как, например, Магеллановы облака.
Я удаляюсь на десятки и сотни миллионов световых лет – и вижу, что Местная группа становится частью Местного листа, а Местный лист – частью Сверхскопления Девы. Дева оказывается вложенной в Ланиакею, а она – в галактическую нить Рыб-Кита.
И теперь я наблюдаю ту самую сеть, которую каждый из нас может увидеть на картинках: крупномасштабную структуру Вселенной, образованную галактическими нитями. Они напоминают грибницу, а еще – нейронные структуры в нашем мозге.
Куда же дальше? Что я могу увидеть еще? Если бы мне удалось покинуть пределы нашей Вселенной, то не исключено, что я бы увидел ее снаружи – что-то вроде пузырика среди прочих пузырей, образующих первичную пену бытия.
И вполне возможно, что у каждого из этих пузырей есть бесчисленные двойники в параллельных мирах.
И еще много чудесного и прекрасного может быть в этом мире – точнее, в этих мирах... в этой бесконечной череде мультиверсов.
...Вот здесь я и живу. И надеюсь жить еще долго. Даже бесконечно, может быть. Потому что сегодняшний день обещает нам вечную жизнь. «Бог – не Бог мёртвых, но Бог живых». Очень хочется в это верить.
12 апреля 2020
Свидетельство о публикации №225051001185
Вы поражаете и одновременно вдохновляете меня своим творческим полётом воображения.
Читая Такое, хочется выразить, как: вот это! И есть то Самое!
То Самое, что чувствуешь и осознаёшь, но не можешь выразить и вымолвить, как творческий подъём, возвышенное и полёт к мирам иным.
И ваше воображение вдохновляет меня к мысли как бы с обратной стороны. Ведь, Храм Православный в древности нашей предки называли корабль. И, действительно, когда смотришь на Храм со стороны или с возвышенности, то Храм Православный похож очень-очень на многоступенчатый корабль. Но это только начало. А самое интересное внутри. Ведь когда оказываешься внутри этого фантастического корабля, то чувствуешь и созерцаешь живой Космос как бы изнутри, находясь в центре Храма и глядя в центр купола. Иными словами, вы описали восхождение духа и воображения как бы реальности снаружи и вселенной взглядом извне, а когда такое же возвышенное испытываешь изнутри, находясь в центре Храма, в котором как бы раскрывается Космос изнутри. И ты чувствуешь Единство всего во всём и всех со всеми. Все святые и мученики и преподобные, все взирают на тебя, а ты созерцаешь их всех и чувствуешь Связь, что все живы и все где-то рядом, и не важно где во вселенной, а тут все под куполом единого Космоса, сжатого в минипространстве того Храма, в точке которого я нахожусь.
Не знаю, сумел ли я выразить верно то невыразимое, что когда-то испытал и мне открылось.
Но ваше, Фёдор, воображение сподвигло меня воспроизвести когда-то мной испытанное. Приблизительно так. Это чувство, как всего лишь бледное прикосновение к мирам иным.
Спасибо и с огромным уважением,
В.Г.
Бармин Виктор 22.11.2025 21:50 Заявить о нарушении