События зимы и весны нового 39 года

Роман в рассказах «Размышляя о жизни, похожей на романную». Том 1, часть первая

В январе-феврале 1939-го в Пантылку потянулись колонны повозок лошадей за сеном, выделенные некоторым колхозам, расположенным в деревнях Рыловцы, Калабинцы, Осетры, Елескинцы.  Все они находились севернее деревни Пантылка и очень мало имели сенокосных угодий. Поэтому некоторые женщины с санками на дорогу, чтобы после возвращения саней с сеном обратно, вслед за возами подгребать остатки сена, оставшегося возле дороги и увезти их в свой дом. Это было время какого-то оживления в деревне, когда целые колонны повозок на дровнях появлялись почти одновременно и направлялись через деревню сначала пустыми по дороге в направлении деревни Бабайловцы, а где-то километрах в двух останавливались, накладывали по возу сена на каждые сани, и отправлялись с сеном назад. Иногда ребятишки с лыжами просили некоторых наиболее приветливых дядей или тетей довезти их до стогов сена. Если кто-либо соглашался, то быстро снимали лыжи с себя, клали их в сани, усаживались сзади и ехали до места сенокосов. Там соскакивали с саней и пускались в виде соревнования назад на лыжах. Это был особый шик для ребятни.

Февраль тридцать девятого не стал исключением из общей природной практики. В этом году он снова был вьюжным. Но пурга и ненастье жителями Пантылки переносились легче, когда они видели проезжающие повозки через их деревню. Им казалось, что они не совсем уж оторваны от соседей, от села Ильинское и от Слободского района в целом. Пользуясь более или менее укатанной дорогой от этих повозок, многие мужики и бабы Пантылки могли выезжать в город на рынок. Туда в основном везли дрова, уголь для самоваров, лапти, новые бочки для соления, некоторые мед и другие товары. Из города везли после удачной торговли различный сельскохозяйственный инвентарь, ведра и подойницы, некоторые продукты питания (карамель, пряники, кедровые орехи, подсолнечные семечки) которых не было в деревне, а также игрушки для детей.

В феврале Андрею и Аграфене Сухановым стало понятно, что Алевтина беременна третьим по счету ребенком. К декабрю пополнился список пантыльчан. Родились дочь у Ивана с Анной, в апреле - сын у Николая с Александрой и в декабре - сын у Андрея с Алевтиной. Дочь Анна с Иваном назвали Таней, Николай сына назвал Васей, Андрей – Игорем.

Жизненный цикл этого года во многом был похож на предыдущий год. Незаметно пришла весна, прилетели скворцы, мужики, парни, подростки и дети с удовольствием слушали их красивые мелодии. Еще раньше где-то к концу марта возле сел, где были кладбища, прилетели грачи. Хотя праздник Герасим-грачовник приходится на 17 марта, но в села Ильинское, Пантыл, Круглово грачи всегда прилетали позже, иногда на неделю, иногда на две. Трудно сказать, почему это было, но, видимо, грачи чувствовали, когда повеет весной. Не случайно в народе говорят: «Грач – птица весенняя».  В поле, в лесу и в хлевах появляется что-нибудь новое, весеннее. Весна как бы напоминает о себе, что забывать ее нельзя. В частности, у двух теперь уже колхозных коров появилось потомство в лице телочки и бычка. У всех колхозных овец появились ягнята, у коз – козлята. Ближе к середине мая должны появиться жеребята у трех кобыл. У колхозников все шло нормально: сена вместе с соломой хватило на всех домашних животных и кур, хлеба хватит до нового урожая, скот пережил зиму хорошо, из старшего поколения людей смертей не было.


Рецензии