К 80-летию со Дня Великой Победы
Пленных тогда гнали на Запад, а сопровождали их венгры, помогавшие гитлеровцам. Венгры были жестокими конвоирами и убивали за малейшее неподчинение. Прадед Василий и его однополчанин, тоже пленный, устроили побег. Их нашли с собаками и подвесили за ноги к деревьям вдоль дороги, чтобы видели проходящие следом другие советские пленные.
Так случилось, что ветви деревьев, где висели прадед Василий и его товарищ, обломились. К тому времени товарищ уже погиб, а Василий Тимофеевич остался жив. Его подхватили пленные советские солдаты из следующей колонны: уговорили конвойных взять его с собой. Поскольку он был обессилен и с трудом передвигался самостоятельно, солдаты вели его под руки.
Пленных привели в пункт, где происходила их дальнейшая «сортировка». От природы прадед Василий был высоким и крепким, и его взял к себе немецкий помещик, у которого Василий Тимофеевич занимался привычным ему делом: помогал по сельскому хозяйству. Ему повезло, что не взяли на более тяжёлую работу: силы и здоровье были подорваны. Прадед Василий пробыл в плену три года.
В 1945 году, после наступления Великой Победы немец попросил помочь ему: когда придут советские солдаты и будут освобождать своих пленных, сказать, что он к нему хорошо относился. Так и произошло. Но поскольку Василий Тимофеевич побывал в немецком плену, после освобождения его отправили в советский трудовой лагерь на Урале, в Свердловской области сроком на один год.
И когда везли его в лагерь в закрытом вагоне, состав проезжал станцию Летяжевка, самую ближнюю к селу Шепелёвка Саратовской области, родному селу прадеда Василия, где жила вся его семья. Товарищи говорили ему: напиши записку и кинь кому-нибудь на станции или крикни из вагона, чтобы проходящие мимо люди как-нибудь передали, что "Жив Василий Егоров! Жив! Жив!" Но передать записку или крикнуть из закрытого вагона не было возможности.
Работа в Уральском лагере была очень тяжелой. К концу срока прадед Василий был слаб до такой степени, что его стала подкармливать местная женщина, вдова. Она заставила его написать письмо домой: честно рассказать свою историю. Василий Тимофеевич не хотел писать такое письмо, боялся, что его, как бывшего пленного, не примут обратно в семью. Но женщина настояла, и был ответ: возвращайся, тебя ждёт жена, мы все ждём тебя.
И сегодня этим небольшим текстом мне хотелось бы крикнуть на весь мир, что "Жив Василий Егоров! Жив! Жив!" Низкий поклон и вечная память ему и всем, причастным к Великой Победе!
04.05.2025.
Свидетельство о публикации №225051001555