История возникновения камуфляжа
так их невозможно было спутать с гражданскими,
а тем более с частью ландшафта.
С одной стороны, это позволяло вселить страх в противника,
с другой — давало возможность различать своих и чужих на поле боя.
В XVIII веке артиллеристы русской армии, например,
носили алую одежду с медными пуговицами,
в 1860 году для офицеров ввели белый двубортный мундир,
а генеральская походная форма конца XIX века предполагала сверкающие погоны.
Впрочем, камуфляж тогда все-таки использовали, но в редких случаях,
в основном для того, чтобы прятаться в засаде.
С развитием дальнобойного оружия
солдаты в цветных одеждах стали легкой мишенью для стрелков.
Первыми, кто осознал, что маскировка спасает жизнь, стали англичане:
в середине XIX века они пошили для колониальных войск в Индии серо-зеленую форму, переняв цвет хаки (с персидского — пыльный) у местных жителей.
Стандартным для всей британской армии такое обмундирование стало только в 1902 году,
а вскоре примеру Англии последовали и другие страны, в том числе Россия:
солдат в белых гимнастерках и офицеров в ослепительных кителях
с золотом в Русско-японскую войну было видно за версту,
поэтому перекрашивать форму им приходилось буквально в боевых условиях.
Почти тогда же, в 1909 году, американский натуралист и художник Эббот Тейер
выпустил книгу «Окраска в животном мире»,
в которой описал законы маскировки в природе с помощью цвета и узора.
На ее основе впоследствии были разработаны принципы военной маскировки,
а Тейера стали считать отцом камуфляжа.
Маскировочный рисунок впервые придумали французские художники,
среди которых был и один из основателей стиля ар-деко Андре Мар.
Собственно, само слово «камуфляж« тоже имеет французское происхождение
и дословно переводится как «покрывать, прятать»
В 1914 году Франция была единственной крупной державой,
сохранившей традиционную яркую форму с синими мундирами
и красными брюками,
за что поплатилась катастрофическими потерями на Западном фронте
и в итоге все равно была вынуждена обратиться к разработке маскировки.
Защитное обмундирование французские военные впервые надели только в 1915 году.
Другим странам тоже стало очевидно,
что однотонная военная форма недостаточно эффективна.
К тому же одежда, скрывающая солдат в одной местности,
в другой делает их заметными невооруженным глазом.
Поэтому в разных регионах мира разрабатывали собственные камуфляжные рисунки:
в СССР появилась двухцветная «амеба» с крупными пятнами на зеленом фоне,
в Германии — четырехцветный «шплиттермустер» с многоугольниками
и «флектарн» с точками и пятнами.
в Италии — трехцветный M1929 Telo mimetico с пятнами и полосками
(его использовали вплоть до 1990-х).
В дальнейшем камуфляж развивался по мере изобретения новых военных технологий:
к концу Второй мировой войны немцы разработали рисунок «лейбермустер»
для защиты от инфракрасных прицелов —
правда, широко внедрить его так и не успели.
Зато на его основе американцы сделали узор ERDL —
один из самых узнаваемых камуфляжных рисунков в мире.
Сейчас самым распространенным камуфляжем считается «мультикам» —
универсальный рисунок для разной местности, разработанный в США.
В базовом варианте этой расцветки пять оттенков — от бледно-серого
до темно-коричневого.
В разгар Первой мировой войны, когда немецкие подлодки
вполне успешно топили английские, французские и американские корабли,
художник Норман Уилкинсон разработал новую схему маскировки морской техники.
Поскольку скрыть корабли в море было невозможно,
Уилкинсон придумал рисовать на них линии, создающие иллюзию углов и плоскостей.
Этот метод получил название «ослепляющий камуфляж» —
он искажал очертания корабля,
мешая определить расстояние до судна, его размеры, скорость и направление движения.
Проникать в мир моды камуфляж начал только в 1960-1970-е годы,
в период войны во Вьетнаме.
По одной из версий, трендовой военную форму сделали не столько солдаты,
сколько участники антивоенных протестов —
в знак несогласия с действиями Вашингтона они выходили на улицы в камуфляже
(с тем самым узором ERDL).
Активисты рассчитывали, что их соотечественники,
увидев расхаживающих по городу людей в форме,
посочувствуют мирным жителям Вьетнама.
Так камуфляж впервые стал символом бунта и протеста, частью контркультуры.
В 1980-х этот принт перекочевал на сцену:
его носили Мадонна и Майкл Джексон,
а также начинающие хип-хоп-исполнители, которые впоследствии
и стали трендсеттерами моды на камуфляж.
У рэперов и скейтеров на заре карьеры не было денег, чтобы одеваться в бренды,
и они брали дешевую и практичную одежду на армейских распродажах.
В итоге камуфляж стал основой уличного стиля.
Свидетельство о публикации №225051000274