Старый Тобольск. Люди и камни 3

                Старый Тобольск. Люди и камни (продолжение)

                Спасская церковь

          Деревянная Спасская церковь была построена еще в 1587 г. после сооружения первого острога и постройки Троицкой церкви. В 1593 г. на колокольню этой церкви был поднят ссыльный Угличский колокол, что набатом возвестил людей об убиении малолетнего царевича Дмитрия.
         В 1655 г. в Тобольск прибыл лидер старообрядцев протопоп Аввакум Петров. Тобольский архиепископ Симеон очень нуждался в опытных священнослужителях, поэтому Аввакум был назначен служителем церкви Всемилостивого Спаса. В Тобольске Аввакум продолжал обличать «ересь Никона» и велел держаться древнего благочестия. Через полтора года он был отправлен из Тобольска в Енисейск, а затем с отрядом казаков в область Даурию, на реку Амур.
         В конце XVII в. деревянная Спасская церковь сгорела, была восстановлена, но просуществовала в новом виде совсем недолго.
         В 1709 г. при митрополите Филофее (Лещинском), в честь победы под Полтавой, рядом с деревянным был заложен новый каменный храм. Возведен он был «тщанием» купца Стефана Третьякова за четыре года. В 1772 и 1791 гг. у храма появились два придела – северный и южный. Колокольню построили только во второй половине XIX века.
         В церкви находился образ «Нерукотворного Спаса». Эта икона была прислана в Тобольск во время правления царя Федора Иоанновича, в Троицкую церковь. В 1791 г. Троицкая церковь из-за ветхости была разобрана, а икона была перенесена в Спасскую церковь. Икона имела длину 1 аршин и ширину ; аршина. Сверху ее покрывала позолоченная риза с венцом из чистого золота.
         Из драгоценных предметов Спасской церкви нужно также отметить серебряные с белыми топазами брачные венцы, весом 2 фунта 2 золотника. На них значилась надпись: «Города Тобольска Троицкого собора».
         При церкви действовало приходское кладбище.
         В 1844 г. в церкви отпевали декабриста Барятинского, отбывавшего ссылку в Тобольске с 1839 года.
         Александр Петрович Барятинский являлся представителем богатейшего рода князей, участником Отечественной войны 1812 года, адъютантом главнокомандующего 2-й русской армии. Непосредственного участия в восстании на Сенатской площади Барятинский не принимал, но был арестован как член «Южного общества» и приговорен к каторжным работам навечно. Срок сокращен до 20 лет. В 1827 г. он прибыл в Читу, в 1830 г. был переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. Барятинский был обращен на поселение. В ноябре 1839 г. он прибыл в Тобольск. В Тобольске Александр Петрович жил в крайней бедности, получая зимнюю и летнюю крестьянскую одежду и солдатский паек. 19 августа 1844 г. Барятинский умер в Тобольской больнице. Оставшийся после его смерти вещи, на сумму 11 рублей 3 копейки, были временно переданы на хранение декабристу Павлу Сергеевичу Бобрищеву-Пушкину. В феврале 1845 г. по распоряжению генерал-губернатора вещи Барятинского были проданы, а деньги поступили в казну.
         20 августа 1884 г. в церкви состоялась панихида в память декабриста Александра Петровича Барятинского.
         Во второй половине XIX – начале XX в. Спасская церковь была приписной к Богородице-Введенской (Никольской) церкви, хотя и имела собственный приход.
         Престольные праздники в Спасской церкви: Троица, Собор Иоанна Предтечи (7 января), перенесение Нерукотворного Образа Господня (16 августа), усекновение главы Ионна Предтечи (29 августа), св. Иоанна Милостивого (12 ноября).
         В конце XIX в. в штате церкви значились священник и псаломщик. С 1885 г. в церкви неизменно служил священник Николай Николаевич Унжаков, менялись только псаломщики. Например, в 1895 г. псаломщиком служил диакон Дмитрий Яковлевич Иванов (27 лет).
         12 октября 1911 г. в Спасской церкви отпевали историка-краеведа Евгения Васильевича Кузнецова, умершего 10 октября в 5 часов вечера в доме Слауты на Спасской улице.

                Никольская
                (Богородице-Введенская) церковь

         В 1602 г. за пределами стен кремля была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Храм был возведен за десять дней, по случаю явления Святителя Николы, чтобы прекратить в городе падеж скота.
         Возле церкви находилось небольшое кладбище, на котором покоятся дети и внуки первых тоболяков и казаки Ермака.
         В августе 1643 г. деревянная Никольская церковь сгорела, а затем была восстановлена. 29 мая 1677 г. храм погиб в пожаре, погубившем половину города. В следующем году был заложен новый деревянный храм св. Николая, епископа Мирликийского с приделом великомученика Димитрия Солунского. Новый храм был освящен 3 декабря 1680 года.
         В 1684 г. в Никольскую церковь попала из тучи «громовая стрела» (метеорит), пробила верх большой главы и упала внутрь церкви, в придел. Камень долгое время находился в приделе Димитрия Солунского. Там же хранился интереснейший документ XVII в. «Синодик Ермаковским казакам» с поименным списком казаков, погибших во времена «сибирского взятия». Ежегодно 26 октября проводилась поминальная служба.
         Кроме «громовой стрелы» и синодика в церкви находились две деревянных резных скульптуры св. Николая. Они пользовались в народе большим почитанием. По указу Тобольской духовной консистории от 30 сентября 1835 г. они были убраны из церкви и заменены обычными иконами.
         В 1714 г. был заложен каменный храм с приделами Входа Господня в Иерусалим, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца.
         По малочисленности прихожан служба в храме совершалась редко. Во второй половине XIX в. южная его стена дала значительную трещину. В 1891 г. преосвященный Иустин на добровольные пожертвования привел церковь хотя и не в роскошный, но в приличный вид.
         30 мая 1901 г. в Никольской церкви крестили Бориса Павловича Грабовского.
         По сведениям «Справочной книги Тобольской епархии» в 1908 г. в приходе Никольской церкви проживало 1697 человек. В приходе значилось 14 деревень: Завальная, Защитина, Поварня, Козлова, Верхнефилатова, Зырянова, Саргина, Маркова, Волгина, Савина, Редькина, Кондрахина, Веснина и Самохвалова. В 1913 г. в них было 324 двора, проживало 1588 чел. (810 м., 778 ж.).
         Престольные праздники в Богородице-Введенской (Никольской) церкви: Вход Господен в Иерусалим, великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), перенесение мощей Николая Чудотворца (9 мая), великомученика Димитрия Солунского (26 октября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), святителя Николая Чудотворца (6 декабря).

                Богородице-Успенский женский монастырь

         В 1610 г. к северу от кремля разместился монастырь, переведенный с Левобережья. После переезда были построены две церкви   Успения Пресвятой Богородицы и Никольская. С 1612 г. в монастыре начинают селиться престарелые казаки и стрельцы, среди них были и участники Ермаковского похода.
         В Богородице-Успенском монастыре три года содержали Марию Хлопову – «развенчанную невесту» царя Михаила Федоровича. Содержали ее в большой строгости, потому как перевод развенчанной невесты в 1619 г. в Верхотурье был воспринят как царская милость. В 1621 г. Мария была переведена в Нижний Новгород, где оставалась до самой смерти.
         Первый тобольский архиепископ Киприан в 1623 г. перевел монастырь под гору на луг за татарские юрты к речке Мостовке (Абрамке) и велел впредь называть его Знаменским, по имени воздвигнутой в нем церкви в честь Знамения Божьей Матери. На месте мужского монастыря был устроен женский, который сначала назывался Успенским и Никольским, а затем Богородице-Рождественским и Богородице-Успенским.
         В августе 1643 г. в Тобольске произошел большой пожар. В огне погибли острог, деревянный храм Софии Премудрости Божьей и большая часть Верхнего посада. Уцелели лишь Богородице-Успенский девичий монастырь и двадцать дворов.
         В 1686 г. прежнюю Успенскую церковь сломали, а через год построили новый храм Успения с приделом Николая Чудотворца.
         6 июня 1701 г. Успенский девичий монастырь сгорел. За период 1704-1706 гг. была построена новая деревянная церковь, на сей раз во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 19 января 1751 г. митрополитом Сильвестром была дана грамота заложить вместо деревянного храма каменный. 19 июля 1754 г. новый храм во имя Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Ильи-пророка был освящен.
         В 1764 г. Богородице-Успенский монастырь был упразднен, однако монахини продолжали в нем жить, пока Большой пожар 1788 г. не уничтожил их кельи.

                Богоявленская (Богородская) церковь

         Первые русские поселенцы, переселившиеся из крепости под гору, построили на берегу речки Курдюмки Богоявленскую церковь.
         В Дозорной книге под 1624 г. сказано: «под горою за речкою Курдюмкою промеж заливов на мысу церковь во имя Богоявления Господня да придел Прокопия Устюжского чудотворца. А в церкви деисус в тябле, а в нем 7 икон на прозелени, в 1 ; аршин икона. Двери царские с столицы и с сенью на прозелени. Икона местная Богоявления Господня, венец на ней басмянной серебряной позолочен. Икона местная Прокопей Праведной, на иконе в облаце Спас, венец у Спаса серебряной золочен басмянной. У Прокопья такой же венец. Евангелие напрестольное письменное в полдесть, оболчено выбойкой русскою, распятие и евангелисты медные. Крест воздвизальный деревянной. Сосуды служебные оловянные, покровцы – атлас-черчат, кадило медное ветхо. Риза и стихарь холщовые, оплеченье – выбойка бухарская, пояс нитяной. Книг: минея месячная месяц Сентябрь – печатная в полдесть, апостол печатной в дест, триодь постная да триодь цветная в десть; псалтирь письменная в полдесть, минея месячная письменная в четверть. Служебник печатный в полдесть, часовник печатный в четверть, ветх. В церкви перед деисусом паникадило медное не велико о 4-х шандалах; у церкви два колокола не велики. У церкви же келья, а в ней живет черной поп Ефимей…» (Грамматин А. Богоявленская церковь // Тобольские епархиальные ведомости. 1891. №№ 13-14. С. 212).
         Первыми строителями храма были выходцы из Великого Устюга, потому как придел церкви был освящен во имя Прокопия Устюжского чудотворца. В 1646 г. был устроен престол в честь Владимирской иконы Божьей Матери.
         В 1658 г. в Нижнем посаде сгорело 260 юрт татарской слободы и 25 русских домов. Новый пожар произошел через три года, об этом летописец Илья Черепанов писал следующее: «в Тобольске случился пожар под горою, в котором погорела Богоявленская церковь, торговые ряды и базарный мост через реку Курдюмку».
         7 августа 1680 г. пожар уничтожил в городе почти полторы тысячи домов, кремль и Богородицкую (Богоявленскую) церковь. Через шесть лет сгорело 600 домов Нижнего посада, преимущественно принадлежавших ремесленникам – кузнецам, сапожникам, кожевникам. Сгорела Богоявленская церковь, а с ней мост через Курдюмку и торговые ряды.
         Мысль об устройстве каменного храма возникла еще в 1685 г., когда прихожане Богоявленской церкви подали владыке прощение следующего содержания: «Великому Господину Преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому и всея Сибири. Бьют челом Богоявленской церкви прихожана: Петрушка Толбузин, Федька Шульгин, Ивашко Полозов, Харитонко Песнишев, Васька Едровский, Андрюшка Неелов, конные казаки Ивашко и Потапко Нисаиловы, Андрюшка Мельков, пятидесятники Володька и Степка Саранчины, Федько Немков, Андрюка Иконников, Оброска Некрасов, Герасимко Некрасов, Федька Гладков, посадские люди Васька Путинцев, Ивашко Пестряков, Тимошка Прянишников, Левка Герасимов, Мишка да Ванька Путины, и все Богоявленские прихожане…Государь благослови строити каменную церковь Богоявления Господня или Богородицы Владимирския…» (Грамматин А. Богоявленская церковь // Тобольские епархиальные ведомости. 1891. №№ 13-14. С. 213).
          20 июля 1685 г. митрополит Павел I повелел вместо деревянной Богоявленской церкви возвести каменную. 20 июля 1691 г. новая церковь была освящена.
          Богоявленская церковь имела три престола: на первом этаже   Богоявления Господня, на втором – Владимирской иконы Божьей Матери, в приделе – великомученицы Варвары. Вновь построенный храм сильно пострадал в пожаре 6 июня 1701 года. Огонь не разрушил стен, но уничтожил все древние иконы и многое из церковной утвари.
          В Большом пожаре 1788 г. сгорели деревянные перекрытия колокольни и верх церкви, однако всё церковное имущество было спасено. 4 декабря того же года престолы были освящены заново. В том же году епископ Варлаам пожертвовал в церковь золотую панагию с частицами мощей св. Варвары.
          23 июля 1809 г. в Богоявленской церкви венчались Иван Павлович Менделеев и Мария Дмитриевна Корнильева. В 1834 г. здесь крестили их младшего сына. В метрической книге о родившихся в приходе Богоявленской церкви записано: «генваря двадцать седьмого дня Тобольской гимназии надворного советника Ивана Павловича Менделеева от законной его жены Марии Дмитриевны родился сын Дмитрий. Восприемники: исправляющий должность начальника VII-го округа жандармский полковник и кавалер Александр Петрович Маслов, коллежская ассесорша Мария Александровна Жилина, тобольский 1-й гильдии купец коммерции советник Николай Стефанов Пиленков, Ялуторовского города 3-й гильдии купца Ивана Петрова Пиленкова жена Ольга Иванова» (ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 15. Д. 417. Л. 187 (об.)).
         2 июня 1837 г. храм посещал наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II). В мае 1839 г. в церкви венчался первым браком поэт-сказочник Петр Павлович Ершов.
         На колокольне Богоявленской церкви находился небольшой колокол, привезенный из Голландии. Надпись на нем «Me fecit Gan Albert De Grave Amstelodami anno Domini 1719» («Я лит Иоганом Албертом де Граве в Амстердаме в лето от Рождества Христова 1719»).
         Престольные праздники в Богоявленской (Богородской) церкви: сретенье Владимирской иконы Божьей Матери (21 мая и 26 августа), иконы Божьей Матери Владимирской (23 июня), великомученицы Варвары (4 декабря). Ежегодно 6 января из Богоявленской церкви после литургии совершался крестный ход на Иртыш для водоосвящения.
         Первым священником Богоявленской церкви являлся, упомянутый выше, черный поп Евфимий. В церкви в разные годы служили Матвей Алексеев, Афанасий Михайлов, Андрей Мисюрев, Косьма Селменский, Иоанн Попов, Евфимий Морковитин, Филипп Бирюков, Василий Попов, Лев Иваницкий, Николай Седаков, Александр Грамматин, Евгений Фениксов, Александр Дулебов.
         В 1899 г. при Богоявленской церкви была открыта мужская церковно-приходская школа. В 1901 г. в школе обучались 24 мальчика.

                Софийско-Успенский собор

         Старейшим каменным храмом Сибири является Софийско-Успенский собор в Тобольском кремле. До собора каменного в Тобольске было два деревянных собора св. Софии.
         В 1623 г. архиепископ Киприан заложил в Тобольске храм Софии Премудрости Божьей, в честь главного новгородского собора. Первая София была небольшая, высотой 40 венцов.. Рядом с храмом стояла высокая колокольня под шатровой крышей с семью колоколами. Самый большой из колоколов весил 28 пудов, вес остальных колебался от 13 до 15 пудов. В сухие морозные дни «малиновый звон» звучал над городом, пробуждая на многие версты дремлющую сибирскую тайгу. Храм простоял почти 20 лет, и погиб в пожаре 14 августа 1643 года.
         13 мая 1645 г. архиепископом Герасимом был заложен второй Софийский собор. Храм был высотой около 12 сажен и имел уже 13 глав. Современники называли его «сибирским чудом». Собор простоял больше тридцати лет. Новый городской пожар 29 мая 1677 г. уничтожил этот памятник сибирского зодчества.
         В 1681 г. был заложен третий Софийский собор, но строительство было начато только через два года, когда в Тобольск прибыли московские мастера Василий Харитонов и Савелий Ларионов, «каменных дел подмастерья» Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с артелью каменщиков. Строили собор довольно быстро. При возведении главного барабана в июле 1684 г. почти готовый храм рухнул. Несмотря на это, через два года храм был завершен. Датой освящения собора является 27 октября 1686 года. Освящен храм был во имя Успения Пресвятой Богородицы, но прежнее название сохранилось.
         Размеры собора поражают воображение. Внутри его длина от западной до восточной стены 15 сажен. Толщина стен в основании более сажени. Высота 22 сажени.
         Главы собора первоначально были в форме луковиц. После пожара 1733 г. они были надстроены декоративными фонариками и перехватами.
         Долгое время собор стоял нерасписанным. По некоторым сведениям, расписывали храм известный художник Иван Никитич Никитин и его брат Роман.
         В 1710 г. по приказанию митрополита Филофея (Лещинского) в кафедральный собор был изготовлен новый иконостас.
         В 1862 г. в Софийский собор был изготовлен уже третий иконостас. Его стоимость вместе со стенной росписью составила 35 тыс. рублей. Из прежнего иконостаса были включены в новый иконы Христа Спасителя, Софии Премудрости Божьей, Иоанна Крестителя, Божьей Матери, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая. Икона Премудрости Божьей не подошла к новому иконостасу по размерам и ее отправили в ризницу собора, заменив на новую. В ризницу были переданы и другие образа, в частности из Троицкой церкви времен основания Тобольска – Образ Божьей Матери Смоленской и Успения Пресвятой Богородицы.
Из икон Тобольского Софийского собора наиболее знамениты были две иконы Софии Премудрости Слова Божия, Христа Спасителя, Божьей Матери, Николая Чудотворца, Успения Божьей Матери и Спаса Вседержителя. Во время стихийных бедствий, пожаров, наводнений и эпидемий их выносили из собора на площадь и служили молебен.
         На столбах собора за клиросами находились две огромных иконы Успения Божьей Матери и Спаса Вседержителя, в резных золоченых киотах и богатых серебряных под золотом ризах. Риза Успенской иконы была сделана в Москве в 1790-х гг. и весила 2 пуда 19 фунтов 58 золотников.
         Риза иконы Спаса Вседержителя, была выполнена в 1777 г. и весила 2 пуда 13 фунтов 73 золотника. Историк и богослов Александр Иванович Сулоцкий упоминал, что эта икона написана в 1654 г. в Тобольске. Он предположил, что икону мог написать иконописец Матвей Мартынов. Однако Мартынов умер не позднее 1650 г., поэтому не мог быть автором иконы Спаса.
Еще одна икона Христа Спасителя с предстоящими святыми, на которых находились серебряные венцы, была взята из Ермаковой часовни. Сулоцкий предположил, что она принадлежала самому Ермаку.
         Всего в Софийско-Успенском соборе и приделе Иоанна Златоуста находилось 74 иконы в серебряных ризах, причем 22 из них с драгоценными камнями и жемчугом.
Под полом Софийского собора устроена усыпальница, где покоятся тобольские архипастыри. Здесь же погребен губернатор Алексей Михайлович Сухарев и почетные граждане города.
         В 1704 г. к собору был выполнен северный придел во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1715 г. в приделе был погребен митрополит Иоанн Максимович. Через 30 лет после смерти митрополита Иоанна придел был разобран. Могила осталась под открытым небом. После этого покойный стал являться митрополитам Антонию II и Сильвестру и жаловаться, что над его гробом бегают собаки и приказывал восстановить придел и тем его успокоить.
         В 1751 г. был построен новый придел, но освящен он был уже во имя Иоанна Златоуста. В 1802 г. в приделе Иоанна Златоуста был погребен архиепископ Варлаам. В 1868 г. Златоустовский придел был перестроен. Мраморный памятник над могилой митрополита Иоанна оказался слева от иконостаса у пономарских дверей, теперь каждый паломник мог к нему приложиться. Тобольский купец Николай Васильевич Неволин устроил в придел новый иконостас, ценой около двух тысяч рублей серебром.
         В начале 1897 г. был сделан ремонт в Златоустовском приделе. В декабре 1896 г. в Тобольск прибыл подрядчик Николаев. На ремонт было собрано пожертвований 1932 руб., первой солидную сумму в 500 руб. пожертвовала вдова купца Корнилова Феликитата Васильевна. К середине февраля следующего года работы были закончены. В приделе устроен новый деревянный пол, поднятый в алтаре на 6 вершков, иконостас вызолочен, иконы исправлены.
         Во второй половине XVIII в. к Софийско-Успенскому собору было пристроено здание ризницы. На протяжении многих лет в ризнице хранились драгоценные предметы: серебряные кубки, золотые кресты, митрополичьи митры. Здесь же, по преданию, хранилось одно из ермаковских знамен.
         Сибирский историк и богослов Александр Иванович Сулоцкий во второй половине XIX в. оставил описание драгоценных вещей соборной ризницы, крестов, плащаниц, воздухов, облачений, панагий, посохов и т.д.
         В ризнице находилось Евангелий – 12 (самое старое датировано 1677 г.), крестов напрестольных – 10 (самый ценный датирован 1621 г., он был вручен первому архиепископу Киприану патриархом Филаретом), священных сосудов – 10, плащаниц – 2, воздухов – 22, ковшей серебряных – 3, облачений архиерейских – 9, митр – 17, клобуков   2, лампад серебряных – 16, подсвечников серебряных – 16. В библиотеке соборной книг – 288. Количество всех предметов, по Сулоцкому, равнялось 557.
         25 октября 1902 г. было открыто церковное древлехранилище. На момент открытия в нем находилось 908 предметов. Большинство предметов в древлехранилище было передано из ризницы Тобольского кафедрального собора. Были предметы, переданные из церквей Тобольского, Тарского, Тюменского, Курганского и Ялуторовского уездов. Например, из Исетской церкви Ялуторовского уезда был передан оловянный потир XVII века.
         10 ноября 1793 г. в Софийско-Успенском соборе выступил со своей знаменитой проповедью молодой преподаватель философии Тобольской духовной семинарии Петр Андреевич Словцов, в дальнейшем первый историк Сибири. Он указал, что «не все граждане поставлены в одних и тех же законах; в руках одной части захвачены преимущества, отличия и удовольствия, тогда как прочим оставлены труды, тяжесть законов или несчастия». Словцов говорил о испорченности нравов в российском обществе, особенно среди столичных вельмож. Монархия в его проповеди – это «великие гробницы, замыкающие в себе несчастные стенящие трупы их, это пышные надгробия, тяжко гнетущие оные гробницы». Произошел грандиозный скандал, так как на проповеди присутствовали губернатор Александр Васильевич Алябьев и епископ Варлаам. Словцов был арестован и под охраной отправлен в Санкт-Петербург.
         В 1807 г. на Софийском дворе выкопали большой пруд, от этого по западной стене храма пошла трещина. Тогда решался вопрос о разборке собора. Стены храма крепили металлическими стяжками.
         13 июля 1839 г. в Софийско-Успенский собор ударила молния. В 1846  г. ураган повредил главы храма. 15 марта 1864 г. буря сорвала западную главу.
         23 июля 1868 г. кафедральный собор посетил великий князь Владимир Александрович. Его встречали архиепископ Варлаам II, архимандрит Димитрий и кафедральный протоиерей Петр Фелицын. Владимир Александрович приложился к кресту. После этого архиепископ преподнес высокому гостю икону св. Софии в серебряной под золотом ризе. Путешественник принял икону, поцеловал и передал ее своему адъютанту. Затем гость осматривал иконы и утварь собора и соборной ризницы.
         10 июля 1891 г. кафедральный собор посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович. Великий князь взошел на церковное крыльцо и паперть собора. Его встретил епископ Иустин, который преподнес гостю крест для лобызания. После этого владыка предложил наследнику осмотреть соборную ризницу. В ризнице великого князя сопровождали кафедральный протоирей Матфей Боголепов и соборный ключарь Николай Скосырев.
         В начале XVIII в. в штате Софийского собора состояли протоиерей, ключарь, священник, протодиакон, два диакона, два звонаря и сторожа.
         В начале XX в. в штате собора состояли кафедральный протоиерей (настоятель), ключарь, два священника, протодиакон, два иподиакона, два псаломщика. В 1905 и 1907 гг. при соборе дополнительно были открыты штатные должности двух священников, двух диаконов и двух псаломщиков «без жалования от казны и без права получения доходов от братской кружки». Эти вакансии были необходимы для замещения нештатных должностей в епархиальных учреждениях и духовных учебных заведениях.
         В Софийско-Успенском соборе в разные годы служили настоятели Матфей Бирюков, Константин Кубасов, Василий Русанович, Никита Арамильский, Михаил Карпинский, Николай Флоровский, Лев Земляницын, Василий Капустин, Петр Фелицын, Матфей Боголепов, Никанор Грифцев, Александр Архангельский, Димитрий Смирнов.
Ключарями собора являлись Иван Васильев, Василий Копылов, Михаил Карпинский, Георгий Шестаков, Матфей Бурдуков, Матфей Вахрушев, Наркисс Никитин, Василий Кузнецов, Петр Карпинский, Иаков Ласточкин, Михаил Тверитин, Николай Скосырев, Евгений Фениксов.
         Престольные праздники в кафедральном соборе: преп. Феодосия Печерского (3 мая), иконы Божьей Матери Тобольской (5 июля), преп. Антония Печерского (10 июля), перенесение мощей преп. Феодосия Печерского (14 августа), Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), великомученика Димитрия Солунского (26 октября), св. Иоанна Златоустого (13 ноября). Крестные ходы: 8 июня из кафедрального собора после литургии по нагорной части, 10 июня из кафедрального собора после литургии с образом Спаса по нагорной части (в день кончины митрополита Иоанна), 5 июля из кафедрального собора после литургии с образом Божьей Матери Почаевской из Иоанно-Введенского монастыря, 13 июля с чудотворным образом Абалакской Божьей Матери после литургии по нагорной части.
         В Софийском соборе происходило много странных и чудесных явлений. В одну из летних ночей 1808 г. солдат, стоящий на гауптвахте, заметил в соборе свет, а затем услышал пение. Он сообщил об этом офицеру. Офицер пошел смотреть, подтянулся и заглянул в окно. В храме шла служба. Но вместо людей он был полон призраков. Обо всем сообщили в архиерейский дом. Послали за соборным сторожем, который жил в Покровском соборе, но того дома не оказалось. Тогда солдаты сбили замок и вошли в собор. Он был темен и пуст. Северные двери, ведущие к месту погребения митрополита Иоанна, оказались открыты, и оттуда шло благоухание. По рассказам жителей Тобольска, свет в соборе видели и в другие ночи.
         В 1812 г. в день св. Троицы в небе над Тобольском горожане увидели огромный разноцветный крест. В соборе в это время шла праздничная служба. После литургии небесный крест исчез. Тобольский губернатор Франц Абрамович фон Брин, главные чиновники и представители купечества пошли за разъяснением явления в архиерейский дом к архиепископу Амвросию. Владыка встал посреди зала, перекрестился и сказал: «Константин Великий перед сражением с Максентием видел в небесах знамение креста, подобное виденному у нас ныне, и победил своего врага; так точно и наш Государь Александр Павлович победит всех своих врагов, радуйтесь!». Было это еще до объявления войны с французами.
         15 февраля 1885 г. в 11 часов утра в кафедральном соборе прошла панихида по случаю кончины генерал-губернатора Западной Сибири Николая Геннадьевича Казнакова  (Тобольские губернские ведомости. 1885. № 7. С. 1).
         28 апреля 1889 г. в соборе проходила панихида по министру внутренних дел графу Дмитрию Андреевичу Толстому, умершему в Санкт-Петербурге 25 апреля в 4 часа 15 минут пополудни (Тобольские губернские ведомости. 1889. № 17. С. 16).
         8 июня 1908 г. в Софийско-Успенском соборе прошла панихида по убитому 28 мая в Тифлисе экзарху Грузии архиепископу Никону (Тобольские епархиальные ведомости. 1908. № 13. С. 229).
         22 апреля 1909 г. в соборе отпевали смотрителя каторжной тюрьмы № 1 Ивана Семеновича Могилева, убитого 20 апреля эсером Шишмаревым на соборной площади. Отпевание проводил епископ Антоний. На Завальное кладбище смотрителя провожали губернатор, вице-губернатор, чины губернского управления, военная команда с музыкой (Сибирский листок. 1909. № 47. С. 2).
         11 октября 1912 г. в кафедральном соборе епископом Алексием была произнесена речь в честь столетнего юбилея Отечественной войны (Тобольские епархиальные ведомости. 1912. № 25. С. 546).
         Не единожды в собор проникали воры. «На 3 марта из придела Иоанна митрополита при кафедральном соборе через взлом двух замков украдены два напрестольных креста (один с мощами св. Иоанна Златоустого), дарохранительница и другие священные сосуды и вещи; вещи эти полицией в тот же день разысканы и похититель их, мещанин Иван Фролов арестован» (Тобольские губернские ведомости. 1889. № 12. С. 13).
         «27 июня, утром, в Тобольском кафедральном соборе не оказалось на месте входной иконы Христа Спасителя, висевшей на правой колонне царских врат; похищенная икона стоила 5 рублей» (Тобольские губернские ведомости. 1890. № 31. С. 22).

                Святые ворота в старом Тобольске

         После завершения собора во второй половине XVII в. были построены Святые ворота с надвратной церковью Сергия Радонежского. Известно, что ко времени прибытия в Тобольск митрополита Филофея (Лещинского) они уже начали разрушаться. В 1705 г. буря разрушила на церкви «весь верх с маковицей и крестом».
         В 1733 г. Святые ворота с церковью Сергия Радонежского сильно пострадали из-за взрыва пороха в архиерейском доме.
         Около 1726 г. на Софийском дворе был вырыт колодец глубиной около 30 сажен. Во время работы были найдены кости мамонта. Кости эти долгое время лежали в Святых воротах под церковью Сергия Радонежского. В 1740 г. историк Герард Миллер увез их в Санкт-Петербург и передал в Академию наук.
         В середине XVIII в. по проекту инженера Якова Укусникова начали реконструировать подъем на гору – Прямской или Базарный взвоз. Для этого требовалось выбрать сотни пудов грунта. В результате покосилась колокольня, оказались близки к полному разрушению Святые ворота и надвратная церковь. В 1759 г. было принято решение разобрать Святые ворота и церковь Сергия Радонежского. Уже после сноса здания в сентябре того же были обследованы его фундаменты. В акте обследования об этом записано так: «глубины два аршина шесть вершков, ширины три аршина, стена два аршина с половиной, а бут непрочной затем, что сыпан самый мелкой мусор и без заливки, а битые сваи под ним все сгнили…»
         При тобольском архиепископе Варлааме I появилась мысль о восстановлении Сергиевской церкви. К сожалению, она не воплотилась. Однако святые ворота с тем же наименованием существовали в Тобольском Знаменском монастыре с западной стороны, против речки Монастырской (Абрамки), с той лишь разницей, что над ними была сооружена не церковь, а колокольня.

                Соборная колокольня

         Первая шатровая колокольня была построена при митрополите Павле I одновременно с Софийско-Успенским собором. Она находилась на Софийском дворе к северо-востоку от храма. Колокольня простояла около 100 лет и рухнула в одну из летних ночей.
         Преосвященный Варлаам I, не имея средств, просил императрицу Екатерину II пожаловать деньги из казны. Императрица повелела выдать из государственного казначейства 15552 руб. 30 коп. (ассигнациями) на исправление Софийского собора и постройку колокольни, а сверх того на постройку двух каменных корпусов для консистории и монахов 18000 рублей. Деньги планировалось выдать в течение трех лет, начиная с 1784 года.
         28 мая 1791 г. была заложена новая колокольня. По проекту архитектора Александра Гучева ее строил Петр Савин. Колокольню построили всего на 11 сажен.
         10 июля 1792 г. во время литургии в честь праздника преподобного Антония Печерского колокольня упала.
         По подсчетам, на возведение новой колокольни требовалось не менее 7000 рублей. Епископ сделал воззвание по епархии о добровольном пожертвовании на устройство колокольни и обратился с письмами к наместнику Западной Сибири, генерал-поручику Алексею Андреевичу Волкову и тобольскому гражданскому губернатору, действительному статскому советнику Александру Васильевичу Алябьеву и другим состоятельным гражданам.
         Собирать деньги с верующих было поручено игумену Абалакского монастыря Маргариту. Губернатор Алябьев разослал письма к земским исправникам сделать добровольные пожертвования на строительство колокольни.
         От земских исправников им было собрано 2180 руб. 45 копеек. Тарский исправник пожертвовал 299 руб., ялуторовский – 270 руб. 11 коп., енисейский – 250 руб., тобольский – 202 руб. 81 коп., нарымский – 200 руб., туринский – 161 руб. 10 коп., омский – 150 руб., тюменский – 143 руб. 12 коп., березовский и каинский – по 100 руб., ишимский – 89 руб. 31 коп., ачинский – 85 руб., туруханский – 75 руб., томский – 55 рублей. Еще 545 руб. пожертвовал тюменский комендант.
         В 1797 г. по проекту Федора Уткина была построена новая колокольня. Колокольня была возведена за три года.
         Историки приводят разные данные о высоте колокольни. Николай Александрович Абрамов писал, что высота колокольни 27 сажен, а историк и богослов Александр Иванович Сулоцкий – 35 сажен.
         На ярусах колокольни находилось 15 колоколов. Колокола были пожалованы в разные годы царями из династии Романовых. Первый колокол, вес которого был 110 пудов, прислан от царя Алексея Михайловича в 1651 году. Три колокола весом 40, 103 и 160 пудов пожалованы в Тобольск царем Федором Алексеевичем. Два колокола в 300 и 565 пудов были отлиты в 1684 и 1690 годах на деньги архиерейского дома.
         Самый большой колокол на соборной колокольне имел вес 1011 пудов 22 фунта. Колокол был отлит на тагильском заводе Демидовых на личные средства митрополита Антония I. Кроме меди в колокол было добавлено около 15 пудов серебра, что придавало ему «серебряный» голос.
         Долгое время на колокольне висел ссыльный «корноухий» Угличский колокол. В 1837 г. по приказу архиепископа Афанасия колокол был перемещен к домовой церкви архиерейского дома в небольшой деревянный шатер.
         В 1809 г. на колокольне были установлены часы-куранты, изготовленные ямщиком из Верхотурья Василием Баяновым. Через полвека часы сняли для ремонта и чистки, и они… исчезли.
         21 мая 1879 г. в час по пополудни в колокольню ударила молния, в итоге сгорели деревянные части крыши купола. В 1880 г. они были исправлены.
         На одном из сатирических рисунков тобольского художника Михаила Степановича Знаменского изображен человек, падающий с колокольни. Такой случай был на самом деле. В воскресенье 6 мая 1890 г. во время обедни на колокольню проник гимназист 4 класса Гостилло. Мальчик забрался на третий ярус колокольни и выглянул в круглое окно, находящиеся от пола всего на 10 вершков. У него закружилась голова, и мальчик рухнул на землю с высоты 20 сажен (Тобольские губернские ведомости. 1890. № 19. С. 8).

                Гостиный двор

         Гостиный (Меновой) двор является одной из двух сохранившихся построек архитектора Семена Ульяновича Ремезова. Он возведен по именному царскому указу 1702 г. для поощрения торговли со Средней Азией, Китаем, Индией и Афганистаном. Ремезов спроектировал здание в виде крепости с четырьмя башнями и двумя воротами. Над западными воротами Гостиного двора находилась часовня, над восточными располагалась таможня. Строил Гостиный двор «каменных дел подмастерье» Герасим Шарыпин, а после его смерти в 1704 г. – тобольский сын боярский Ранчковский и подьячий Морозов.
         На строительство было потрачено 30 тыс. рублей. Сумма по тем временам немалая: на 20 коп. можно было купить гуся, на 30 коп.   овцу, на 1 руб. – теленка, на 5 руб. – лошадь. Несмотря на потраченные деньги, здание для торговли использовалось менее полувека. В дальнейшем купцы предпочитали торговать и селиться в Нижнем посаде.
         С середины XVIII в. в Гостином дворе размещалась татарская комиссия, словесный суд, купеческая гостиница и даже тюрьма на пятьдесят колодников. В 1764 г. в здании разместилась губернская аптека, а после пожара 1788 г. – губернские присутственные места.
         С 1822 г. здание занимал Тобольский Приказ о ссыльных, затем в Гостином дворе была размещена арестантская рота.
         В арестантской роте содержались особо опасные преступники, проходящие по военным статьям – убийство, дезертирство, растрата казенного имущества. По данным Тобольского архива, в 1871 г. среди прочих содержались: крестьянин Василий Андреев, осужденный на 11 лет за попытку отравить жену; крестьянин Захар Акулов (3 года) за кражу в церкви; рядовой Кронштадтской крепостной артиллерии Николай Васильев (8 лет) за оскорбление офицера. Были в арестантских ротах и преступники, проходившие по таким статьям, как изнасилование и растление малолетних.
         Историк Николай Александрович Абрамов рассказывал о предании, которое ему поведал один из тобольских старожилов. В подземельях Гостиного двора начинается подземный ход. Ход заперт дверью, на которой изображен казак с трубкой в зубах и копьем в руке, сидящий на бочке.

                Прямской взвоз

         Прямской взвоз расположен между двумя частями Троицкого мыса. С момента основания Тобольска естественный сухой лог служил для подъема на гору. «Что касается Прямского взвоза,   писала газета «Тобольские губернские ведомости»,   то он значительно сокращает путь для подгорных жителей к собору и присутственным местам, а для нагорных к рынку» (Тобольские губернские ведомости. 1857. № 23. С. 21).
         Долгое время взвоз не имел никакого покрытия, поэтому подниматься вверх было очень сложно, особенно в дождливую погоду. В 1670-х гг. была устроена деревянная лестница.
         В первой половине XVIII в. над лестницей Прямского взвоза было построено здание рентереи (шведской палаты). Автор проекта рентереи, Семен Ульянович Ремезов, хотел придать постройке триумфальное значение, назвав его «Димитриевские ворота», в честь дня св. Димитрия Солунского (26 октября). В это день Ермак вступил в столицу Сибирского ханства (Кашлык, Искер). Планировал Ремезов простроить над рентереей башню, но в последствие от нее отказался, хотя на чертежах она присутствует.
         В 1751 г. прапорщиком драгунского полка, талантливым инженером Яковом Укусниковым был разработан проект взвоза длиной около 200 сажен. Взвоз строили несколько лет. Во время строительства были проведены земляные работы, лог и овраг углублены.
         В 1780-х гг. было принято решение о строительстве подпорных стен для Прямского взвоза. К строительству привлекали различных мастеров, среди них архитектора Александра Гучева, землемера Василия Пономарева, тобольских мещан Савина и Пахомова. В 1790-х гг. были устроены подпорные стены взвоза высотой в самой высокой части 6,5 сажен, а в низкой   2 аршина. Длина подпорных стен составила 51 сажень. С легкой руки одного из тобольских губернаторов подпорные стены стали именоваться «шведскими», хотя шведы их не строили.
         В 1813 г. был проведен ремонт Прямского взвоза, с поправкой каналов и спусков.
         В середине XIX в. было принято решение о ремонте Прямского взвоза. При обследовании подпорных стен губернской строительной комиссией было выявлено, что «на Прямском взвозе каменная стена от теплого кафедрального Софийского собора и колокольни имеет большие трещины и начинает по местам сильно осыпаться, а другая стена от Присутственных мест представляет признаки, что начинает разрушаться»
26 августа 1855 г. начался ремонт Прямского взвоза, который продолжался более двух месяцев. Сначала была завалена рытвина длиной 116 сажен, шириной от 1 до 4 сажен и глубиной от 1 до 7 ; аршин, образовавшаяся от проливных дождей и весенней воды. Затем был устроен ряж на 24 сажени, сделана канава шириной 30 сажен, глубиной от 1 до 2 ; аршина. На ремонт было потрачено 166 четырехаршинных бревен, 10 ломовых плах, 70 досок девятиаршинных, 200 возов фашиннику, 132 воза мусора и 200 больших гвоздей. Всего на ремонт потрачено 154 руб. 94 копейки (О действиях комитета по устройству города Тобольска в 1854, 1855 и 1856 годах // Тобольские губернские ведомости. 1857. № 23. С. 21-22).
         Краевед Капитон Михайлович Голодников в своей работе «Город Тобольск и его окрестности: исторический очерк» писал, что на Прямском взвозе 215 ступенек.
         В 1903 г. встал вопрос о ремонте подпорных стен Прямского взвоза. По подсчетам на это нужно было 50 тыс. кирпичей. Что же касается ступеней и перил, то их ремонтировали раз в несколько лет. В зимнее время ступени чистили от снега, но пешеходы постоянно падали на взвозе, получали травмы.
         «17 ноября в г. Тобольске поселенец Артемий Ефремов, при спуске с горы по лестнице, упал и при этом изломал руку. Поселенец этот отправлен для излечения в городовую больницу» (Тобольские губернские ведомости. 1865. № 48. С. 314).
         20 апреля 1908 г. на соборной площади административно-ссыльный Николай Шишмарев убил выстрелом из револьвера смотрителя Тобольской каторжной тюрьмы № 1 Ивана Семеновича Могилева. Во время преследования убийца ранил городового и женщину-еврейку. Кроме того, Шишмаревым были произведены выстрелы во встречных жандарма и полицмейстера, но безрезультатно. Затем сам Шишмарев был ранен полицмейстером Ларченко шашкой на Прямском взвозе и задержан. Убийцу судили и приговорили к повешенью, но он успел принять яд, которым запасся заблаговременно и умер до казни.

                Покровский собор

         В 1743 г. по приказу митрополита Антония II (Нарожницкого) был заложен Покровский (зимний) собор, потому как кафедральный собор в холодное время года не отапливался, и проводить в нем службу было довольно затруднительно. Даже по большим праздникам, когда храм был полон людьми, температура не поднималась в нем выше 7 градусов.
         Храм строили три года и освятили во имя св. Антония и Феодосия Печерских. В первой половине XIX в. Покровский собор был расписан масляной живописью, правда, довольно посредственным художником.
         В 1867 г. на средства тобольского купца Николая Неволина к храму был пристроен северный придел и каменная «палатка» для церковных нужд. Сам храм получил название Покровского.
         В плане Покровский собор похож на четырехконечный (латинский) крест. Одна из глав храма имеет форму китайской пагоды, из чего мы можем сделать вывод о влиянии Востока на архитектуру Сибири.
         Среди знаменитых икон Покровского собора особо выделяли три: икону Христа Спасителя, сидящего на троне, икону Богородицы Одигитрии в серебряном окладе с убрусом, украшенным жемчугом и драгоценными камнями и икону Божьей Матери, именуемой Тобольской. Последняя из упомянутых икон была переписана с Черниговской иконы Божьей Матери в 1730-х годах. В 1848 г. тобольский купец Яков Петрович Ершов, после исцеления от болезни после молитвы перед этим образом выписал из Москвы серебряную ризу, стоимостью 500 рублей.
         Праздник в честь Тобольской иконы Божьей Матери ежегодно проводился 5 июля.
         В приделе Покровского собора находилась богатая икона Иоанна Златоуста. Святой был изображен высокого роста, со строгим лицом, длинной седой бородой и длинными так же седыми волосами.
         Богослужения в Покровском соборе совершались постоянно, так как в холодном Софийском соборе служить можно было не более трех месяцев в году. Покровский собор именовали «зимним кафедральным собором».
         «12 ноября в устроенной близ зимнего кафедрального собора сторожке, где живут соборные звонари, в отсутствии из сторожки последних, от вылетевшего из топившейся печи в щель пола угля произошел пожар, который однако ж действием полиции вскоре был прекращен; пожаром этим поврежден пол сторожки; убытку причинено на 4 рубля» (Тобольские губернские ведомости. 1876. № 51. С. 3).
         22 сентября 1906 г. в Тобольске было создано отделение монархической организации «Всенародный Русский Союз». 8 октября в Покровском соборе состоялось заседание его учредителей. На нем был избран Совет отделения: председатель – ректор Тобольской духовной семинарии, архимандрит Николай, его товарищ – купец Харченко. Советники председателя: протоирей Александр Дулебов, священник Георгий Преображенский, чиновник В.В. Возженский. Казначей   священник Иоанн Аксарин, делопроизводитель – священник Константин Гусев (Тобольские епархиальные ведомости. 1906. № 20. С. 524).

                Архиерейский дом

         Архиерейский дом (архиерейский дворец) являлся резиденцией тобольских епископов и архиепископов. Здание было заложено в 1773 году, причем при строительстве была разобрана на кирпич часть крепостной стены.
         В архиерейском дворце были устроены две домовых церкви. Церковь во имя Сошествия Святого Духа (крестовая) на втором этаже была заложена в 1776 г., освящена в 1784 году. В 1833 г. храм был перестроен архиепископом Афанасием, был пристроен алтарь с красивым иконостасом работы художника Дениса Шелудкова. Резьбу для иконостаса выполнил крестьянин д. Почекуниной Бронниковской волости Иван Гиронкин. Среди церковной утвари этого храма замечателен напрестольный крест, пожертвованный 28 сентября 1675 г. тобольским воеводой Иваном Борисовичем Репниным, после исцеления его сына Аникиты от тяжкой болезни после моления перед иконой Абалакской Божьей Матери.
         Храм на третьем этаже архиерейского дома был заложен во имя Всех святых в 1790 г. и освящен в 1795 году. В 1844 г. преосвященным Владимиром этот храм был перестроен. В 1894 г. храм был отремонтирован с устройством в архиерейском доме несгораемой каменной лестницы.
         На втором этаже архиерейского дома находился большой зал для приемов. Здесь звучала музыка, велись беседы.
         24 июля 1868 г. в архиерейском доме побывал великий князь Владимир Александрович. Гость посетил крестовую церковь, а оттуда прошел в покои архиерея. Там он пил чай и беседовал с архиепископом Варлаамом II.
         Архиерейский дом постоянно упоминался в тобольских газетах и не только в связи жизнью тобольских владык или гостей, которые его посещали.
         «30 мая со двора архиерейского дома похищена железная связь и чугунная плита с крыльца и у сторожа духовной консистории Осипа Матаева, из его помещения, похищены тулуп и пальто; в краже этой заподозрены мещане Волгин и Колодин» (Тобольские губернские ведомости. 1901. № 27. С. 6).
         «В ночь на 5 июля неизвестно кем произведено покушение на кражу со взломом двери церкви в верхнем этаже архиерейского дома» (Тобольские губернские ведомости. 1909. № 29. С. 13).
         «С 12 на 13 июля поваром архиерейского дома крестьянином из ссыльных Тарского уезда Слободчиковой волости Моисеем Кирилловым Давган похищена чайная и кухонная посуда и лампада» (Тобольские губернские ведомости. 1909. № 32. С. 14).

                Дворец наместника (Губернские присутственные места)

         Здание дворца наместника является образцом гражданской архитектуры второй половины XVIII века. Дворец наместника был сооружен в противовес архиерейскому дворцу, как прообраз светской власти, в 1781-1782 годах.
         Первый этаж Дворца наместника является остатками Приказной палаты Ремезова. При строительстве Дворца наместника Приказная палата была включена в него как составная часть. Тобольское наместничество было открыто 30 августа 1782 года. Первым наместником являлся Евгений Николаевич Кашкин, а губернатором в Тобольске в это время служил Александр Васильевич Алябьев.
         После Большого пожара 1788 г. от Дворца наместника остались только стены. В 1828 г. было принято решение здание восстановить. В 1831 г. здание было восстановлено по проекту архитектора Давида Висконти. С этого времени во Дворце наместника разместились Губернские присутственные места. На первом этаже размещалась канцелярия губернского прокурора и окружное казначейство с кладовыми, на втором – губернский совет и губернское правление, на третьем – казенная палата. В губернском правлении с 1830 по 1856 гг. служили декабристы.

                Духовная консистория

         В XVII в. был создан Архиерейский приказ, преобразованный в 1744 г. в духовную консисторию   церковный орган, по делам раскольников, еретиков и колдунов.
         Во второй половине XIX   начале XX в. деятельность консистории изменилась. Колдунов активно не преследовали, но зорко следили за моральным обликом прихожан. Консистория ведала закладкой новых храмов, строительством церквей и часовен, снабжением монастырей, рассматривала ссоры городских и сельских обывателей, прошения о разводах.
         В 1913 г. священник Знаменской церкви села Подрезово Байкаловской волости Виктор Кремлев сообщал в Тобольскую духовную консисторию об обнаружении им в д. Елань секты скопцов: «есть уже полное общество скопцов, организованное административно-ссыльными Андреем Кислициным и Михаилом Сергеевым, человек до семнадцати; собираются между собой под видом гостеприимства». Консистория ответила тем, что распорядилась о. Виктору прислать «листков и брошюр против скопцов» (ГБУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 156. Оп. 18. Д. 1064. Л. 1, 3 (об.)).


Рецензии