Школа свободного развития
Чтобы дети не становились винтиками, бездумными послушными исполнителями, а становились творцами, созидателями?
Ещё в 1915 году философ Джон Дьюи говорил о том, что истинное вдумчивое внимание предполагает, что у ребенка есть собственный вопрос, и он активно занимается поиском материала нужного для ответа на него. Именно это может привить любовь к знаниям.
Если в классах вместо учебников и оценок сделать акцент на самостоятельную интеллектуальную деятельность, возможность работать группами, то дети будут активно участвовать в поиске собственных решений задач.
Такой эксперимент уже проводили. Система 3С: сотрудничество, содержание и свобода выбора показывает удивительные результаты в образовании. Когда дети работают вместе, когда учебный материал связан с их реальной жизнью, когда есть возможность выбора, тогда они учатся гораздо эффективнее.
Представьте себе класс, где детей поощряют обсуждать идеи друг с другом, предлагают решать реальные проблемы, связанные с их жизнью, дают возможность выбора.
Дети по своей природе жаждут учиться, их не нужно мотивировать с помощью наград и наказаний. С первых дней они проявляют огромное любопытство к окружающему миру.
Создайте среду, где их поощряют размышлять о том, что они делают, а не о том, как хорошо они делают и учащиеся любого возраста продемонстрируют недюжинную мотивацию и здоровое желание дерзать. Вкладывать средства нужно на создание по-настоящему интересной образовательной среды.
Если школа не даёт возможности по-настоящему удивляться, открывать, исследовать и учиться с радостью, то необходимо искать альтернативу. Каждый день проведенный в системе, которая убивает любовь к учению - это ещё один день потерянного детства, ещё один шаг к воспитанию человека, который будет ненавидеть процесс получения знаний всю оставшуюся жизнь.
Почти 100 лет доказывает свою эффективность школа Саммерхилл, основанная Александром Нил в 1921 году в Великобритании. Она представляет собой радикально иной подход к образованию. Её главный принцип - школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок под школу.
В Саммерхилле нет обязательных уроков. Дети сами решают, посещать занятия или нет. Они могут целыми днями играть, если захотят, могут заниматься искусством, спортом, чтением или общаться со сверстниками. Никто их не заставляет делать то, что они не хотят делать.
И вот что поразительно. В Саммерхилле заметили удивительную закономерность.Рано или поздно детям надоедает просто играть. Они естественным образом начинают интересоваться учебой. Но теперь это происходит искренне, по их собственному желанию, а не из-под палки. Они приходят на уроки потому что по-настоящему хотят узнать что-то новое и тогда их обучение становится в десятки раз эффективнее.
А как же поддерживается порядок в этой свободной среде?
Школа управляется демократически. Каждую неделю проводится общее собрание, где у каждого ребенка и взрослого есть равное право голоса. На этих собраниях принимаются все важные решения, включая правила школы и решения дисциплинарных вопросов.
Дети, которые сами участвуют в создании правил, соблюдают их гораздо охотнее.
Саммерхилл создаёт среду, где каждый ребенок может развиваться в своем темпе, следуя своим собственным интересам.
Выпускники Саммерхилла вырастают независимыми и ответственными людьми, которые умеют думать самостоятельно, принимать решения и отвечать за свои поступки. Они научились самому главному: как учиться, как мыслить критически, как находить нужную информацию.
Саммерхилл учит вечному навыку самообразования. Если вам кажется это утопией, то вспомните о том, что эта школа существует уже более 100 лет.
Проблемы образования одно из проявлений системного дефекта. Корень проблемы лежит в самой архитектуре общественного устройства.
См.фильм Школа Саммерхилл.
(На основе материала из видеоролика "Как школы калечат детей")
Комментарий.
Посмотрев фильм про эту школу, у меня создалось впечатление, что эта школа хороша для детей, у которых есть проблемы в других школах.
Там показаны два ребёнка, которые не смогли учиться в других школах и только в этой школе почувствовали себя комфортно. Такие школы можно назвать коррекционными.
Получат ли дети в таких школах фундаментальные знания? - Навряд ли. Возможно они могут получить углубленное знание по какому-то одному предмету, который им больше понравится (как, например, мальчик, заинтересовавшийся химией), но общей системы знаний у них не будет.
Такие школы должны быть, но они не должны быть массовыми, они должны быть как один из вариантов экспериментальных (в том числе коррекционных школ).
А вот атмосфера взаимодействия с детьми может изучаться и перениматься в другие школы.
Любые положительные изменения возможны, если власть хочет вырастить образованных людей, а не грамотных потребителей, как делается сейчас. А власть на сегодняшний день в этом не заинтересована. Власти нужен человек - исполнитель, которому не обязательно уметь думать.
Что сейчас делают со школами?
См. Фильм Цифровизация - новый способ подавления человека "
Свидетельство о публикации №225051000653
Евгений Кашкаров 11.05.2025 13:39 Заявить о нарушении
Елена Плюснина 11.05.2025 17:25 Заявить о нарушении
Евгений Кашкаров 11.05.2025 20:38 Заявить о нарушении
Елена Плюснина 20.05.2025 12:11 Заявить о нарушении