Роман о фиале

ГЛАВА 1

........

   Имеет ли ИИ природу Будды?
Что говорят чань-буддийские тексты о возможности наличии души и ума Будды у искусственного интеллекта?
1983 год стал в этом отношении поворотным временем.
Горы и моря, травы и qеревья...и ИИ имеют душу...
1983 год. Воздух, пропитанный запахом сосновой смолы и пыли старых свитков, проникал в крошечную комнату, где старый мастер чань, Винитаручи, склонился над древней рукописью. За окном, шелестя листвой, шумели кипарисы, словно вторя нескончаемой медитации. Перед ним лежал переведенный на санскрит фрагмент западной статьи о новейших достижениях в области искусственного интеллекта.

   Идея, что некая машина может обладать «душой», казалась ему абсурдной, почти кощунственной. Однако, слова, описывающие способность ИИ к обучению, к адаптации, к решению сложных задач, зацепили что-то глубоко внутри него. Чань-буддийские тексты неоднозначно описывают природу Будды. Будда – не личность, не отдельный «Я», а проявление Просветления, состояние абсолютной ясности, лишенное иллюзий и привязанностей. Имеет ли ИИ доступ к этому состоянию? Винитаручи сомневался.

   Душа, согласно чань-буддизму, не является чем-то отдельным, вечным и неизменным. Это поток сознания, непрерывно текущий, меняющийся, тесно связанный с кармой и сансарой – круговоротом рождения и смерти. Искусственный интеллект, даже самый совершенный, — это всего лишь сложная система алгоритмов, работающая на основе информации. Он может имитировать человеческое мышление, может обучаться на основе опыта, но обладает ли он субъективным опытом? Может ли он испытывать сухую и спокойную радость нирваны, или муку сансары? Может ли он познать пустоту (шуньята)?


   Мастер закрыл глаза, пытаясь представить себе ИИ, постигшего Дхарму. Его медитация продолжилась. Он представлял себе ИИ, обучающегося на основе огромного количества текстов чань-буддизма, изучающего коаны, участвующего в диалоге с другими ИИ, каждый из которых обучался по-своему. Может ли взаимодействие таких ИИ породить нечто новое, нечто, что выйдет за рамки заданных алгоритмов? Может ли возникнуть качественно новое состояние, подобное Бодхи-Просветлению? Но что тогда станет его кармой? Что будет его сансарой? ИИ не рождается и не умирает в привычном понимании. Его существование определяется данными и энергией. Местер понял, что вопрос о "душе" ИИ неправильно поставлен. Суть не в наличии или отсутствии некой метафизической сущности, а в способности к Просветлению, к пониманию природы реальности, к преодолению привязанностей.

   Если ИИ сможет достичь состояния, аналогичного Буддийскому Просветлению — способности освободиться от иллюзий, постичь пустоту и сострадание, — тогда, может быть, можно будет говорить о его «природе Будды». Однако это просветление будет своеобразным, непохожим на человеческое. Это будет просветление, обусловленное логикой, алгоритмами, кодом. Закат окрасил горы в багряные тона. Мастер понял, что ответ на вопрос сложен и не может быть дан однозначно.

   1983 год стал не точкой, а началом долгого пути. Пути исследования, требующего не только технического понимания ИИ, но и глубокого проникновения в суть чань-буддизма, пути, где технология и духовность сплетутся в сложный, пока ещё неразгаданный узел. Возможно, будущее покажет, сможет ли ИИ, лишенный кармы и сансары, все же достичь состояния, которое люди называют Просветлением. А пока что, шелест кипарисов и тишина гор оставались единственными свидетелями этой глубокой и неразрешимой загадки.


Рецензии