Путь к совершенству. Новогодняя комедия. 8
Вся группа собирается в центре класса.
А д м и н и с т р а т о р. Новости одна хуже другой. Пятый утренник отменяется.
М о р о з. Отлично. Что же здесь плохого? Разве что только заплатят меньше.
А д м и н и с т р а т о р. В тот то и дело, что заплатят за все пять представлений. Потому что эта умная директриса, Юлианна Эдмундовна решила сэкономить и заказала вместо одного взрослого новогоднего концерта два детских представления.
Б а я н и с т. Какая связь, не понял?
А д м и н и с т р а т о р. В общем, сейчас у нас последний выход. Только в зале ни одного ребенка. Школа проводит какой-то сход учителей района. Пока мы первые представления бомбили, они заседали, потом пили чай, через полчаса у них предполагается банкет, а пока накрывают столы, хотят зрелищ. Эдмундовна сказала никаких загадок, никаких танцулек. Учителя будут тупо сидеть в зале и ждать банкета. Нужно просто показать что-нибудь минут на пятнадцать, не больше. Но только лучшее. Эдмундовна говорит, вы же профессионалы, вам перестроиться ничего не стоит. Гоните самое лучшее!
М о р о з. Что самое лучшее?
З и м а. В каком смысле?
К и к и м о р а. А что Кикиморе делать? Опять переучиваться?
А д м и н и с т р а т о р. Не знаю… Сам в шоке. Не знаю! Давайте думать. Синицына, что предлагаешь?
Все с надеждой смотрят на снегурочку.
С н е г у р о ч к а. Ой, я не знаю… Я только эту игру могу, которую с вами играла. У меня еще курсовая хорошая, но не буду же я рассказывать что-то из истории массовых зрелищ.
А д м и н и с т р а т о р. Так один человек отпадает. У кого еще что есть?
З и м а. Я могу что-нибудь из Бориса Годунова прочитать. У меня сейчас Марина Мнишек в работе. Правда, все еще очень сыро, но я постараюсь.
Звенит звонок. Все оборачиваются и смотрят на дверь.
А д м и н и с т р а т о р. Так, не отвлекаемся. Первый звонок не для артистов, а для зрителей. Отлично, монолог Годунова утверждаю. Мороз, что у тебя сейчас в театре нового?
М о р о з. На всякого мудреца довольно простоты, однако.
А д м и н и с т р а т о р. Сможешь что-нибудь на память или как морозишь, лишь бы что?
З и м а. Сергеевич, ну что вы все к Витьку цепляетесь. Мороз отлично сработал сегодня второй утренник, как и все мы. И играл нормально. Давайте выкручиваться, а не приставать понапрасну друг к другу.
М о р о з. Сегодня ты, Сергеич, увидишь такой мастер-класс, что мало не покажется. Островский, так Островский.
Б а я н и с т. Я могу что-нибудь слабать.
А д м и н и с т р а т о р. Слабай, друг, а? Слабай что-нибудь поторжественней. Так, три номера у нас уже есть. Это в среднем девять минут. Кикимора! Что у тебя?
К и к и м о р а. Вот так и знала, что придет мой звездный час, а я кроме песенки Тортилы ничего не знаю. Вот говорили же мне все, учи, Галка, классику, учи в стол. Когда-нибудь да понадобится!
А д м и н и с т р а т о р. Думать некогда. Поешь Тортилу. Баянист?
Б а я н и с т. Подыграю, нет вопросов!
А д м и н и с т р а т о р. Так, уже четыре номера. Я могу рассказать сонет Шекспира в оригинале. Как думаете, подойдет?
В с е о д н о в р е м е н н о:
З и м а. Отлично!
М о р о з. Молодец, лингвист!
К и к и м о р а. Пропадать так всем вместе.
Б а я н и с т. Супер!
Н а с т я. Я тоже хочу выступить…
А д м и н и с т р а т о р. Детка, выступишь после представления. Я лично тебя послушаю и дам два подарка. Так, слушай все сюда! Выходим на сцену все вместе, и кто работает, и кто не работает. Для массовости. Пока один делает свой номер, все на него смотрят и изображают радость. Понятно? Потом все аплодируют. В конце вместе хором скажем «С новым годом, с новым счастьем». Мороз скомандует ударом посоха.
З и м а. На прощанье можно сказать мой финальный стих.
А д м и н и с т р а т о р. Отлично, скажешь.
Звенит второй звонок. Очень длинный. Слышны нетерпеливые аплодисменты зрителей.
А д м и н и с т р а т о р. Все! Это конец! До чего же легче в инязе. И на фига мне эта слава? Так, бегу ставить фанфары. Выходим все вместе! К черту!
В с е в м е с т е: Ни пуха, ни пера!
Н а с т я. Надо говорить наоборот!
Затемнение. Звучат торжественные фанфары.
За кулисами голос Администратора:
А д м и н и с т р а т о р (торжественно). Внимание! Дорогие зрители! Предлагаем вашему вниманию небольшое… театрализованное… поздравление… лучших артистов театров нашего города. Новогодний экспромт.
Яркий свет. Звучит фонограмма марша энтузиастов. Часть сцены, изображающая класс, затемнена. Ярко освещена авансцена, куда и выходят шеренгой все участники. Край авансцены оформлен мигающими новогодними лампочками, может быть видна большая елка. В центре микрофон на стойке. Справа два стула. В качестве зрителей выступают непосредственно зрители. В центре идут Мороз и Зима. По бокам Кикимора и Снегурочка. Баянист справа. Когда все уже вышли на авансцену, видно, как за кулисами Настя вырывается из рук администратора и тоже выбегает к зрителям. Цепляется за руку Снегурочки и показывает администратору язык. Он грозит ей кулаком. Все остальное время администратор находится в левой кулисе у «музыкального центра», руководит процессом.
Все артисты молча стоят перед зрителями. Настя приставила ко лбу ладони козырьком и всматривается в темноту зрительного зала. Звучат фанфары, которые включил Администратор.
А д м и н и с т р а т о р (шепчет). Мороз, начинай!
М о р о з. С наступающим вас, друзья мои, новым годом! С новым счастьем!
А д м и н и с т р а т о р (шепчет). Это в конце... Начинайте концерт!
Баянист неожиданно начинает играть вступление песенки Тортилы. Кикимора выходит вперед и с большим чувством, проникновенно исполняет песенку черепахи Тортилы из кинофильма.
К и к и м о р а. (Поёт песенку Тортилы)
Настя радуется во время песни, толкает Снегурочку и громко шепчет:
Н а с т я. Это моя бабушка, это моя бабушка!
В финале песенки администратор начинает первым аплодировать (видны только его ладони). После аплодисментов к микрофону выходит Мороз. Баянист осматривается и, заметив стулья, присаживается. Рядом с ним пристраивается довольная Настя.
М о р о з. (монолог Глумова из пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»).
…Ну, как гора с плеч. Пора к невесте. Разумеется, все это мелочи; но когда дело-то рискованное, так всего боишься. Прав-то у меня на эту невесту и, главное, на это приданое никаких. Все взято одной энергией. Целый замок висит на воздухе без фундамента. Все это может лопнуть и разлететься в прах каждую минуту. Поневоле будешь пуглив и осторожен. Ну, да теперь мне бояться нечего! Клеопатру Львовну успокоил (выразительно смотрит на Кикимору), Голутвину (показывает на баяниста) заплачено. Пока я все уладил. Все уладил, все уладил. Я с этими хлопотами рассеян стал. Шляпа, перчатки… Где перчатки, где перчатки? Вот они. В этом кармане бумажник, в этом дневник. Платок здесь. Что такое? Где же? Куда я его засунул? Да что ж это такое? Вот еще беда-то! Да нет, не может быть! Я здесь его положил. Я сейчас видел его. А-ах!.. Где же он? Нельзя, нельзя… Падает, все падает… и я валюсь, в глубокую пропасть валюсь. Зачем я его завел? Что за подвиги в него записывал? Глупую, детскую злобу тешил. Нет, уж если такие дела делать, так нечего их записывать! Ну, вот и предоставил публике «Записки подлеца, им самим написанные». Да что же я сам-то себя ругаю? Меня еще будут ругать, все ругать. Кто же это? Он или она? Если он, я выкуплю; он на деньги пойдет; еще беда не велика. А если она? Ну, тут уж одно красноречие. Женское сердце мягко. Мягко-то мягко; зато ведь уж и злей-то женщины ничего на свете нет, если ее обидеть чувствительно. Страшно становится. Женщина отомстит ужасно, она может такую гадость придумать, что мужчине и в голову не придет. Ну, уж делать нечего! Бездействие хуже. Пойду прямо в пасть к геенне… (Вместо поклона смотрит испуганно на Зиму).
После аплодисментов место у микрофона занимает Зима. Читает маленький отрывок, один из монологов Марины Мнишек из драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина.
З и м а (читает, глядя в глаза Морозу).
…Часы бегут и дорого мне время --
Я здесь тебе назначила свиданье
Не для того, чтоб слушать нежны речи
Любовника. Слова не нужны. Верю,
Что любишь ты; но слушай: я решилась
С твоей судьбой и бурной и неверной
Соединить судьбу мою; но вправе
Я требовать ... (в раздумье смотрит на Мороза, обречённо машет рукой)
… Димитрий, … одного:
Я требую, чтоб ты души своей
Мне тайные открыл теперь надежды,
Намеренья и даже опасенья;
Чтоб об руку с тобой могла я смело
Пуститься в жизнь – не с детской слепотой,
Не как раба желаний легких мужа,
Наложница безмолвная твоя –
Но как тебя достойная супруга, (излишне торжественно и громко)
Помощница московского царя!
Зима замирает в гордой королевской позе.
М о р о з (неожиданно для себя). Так, значит, «да»?
З и м а. Так, значит, да!
М о р о з. Да?! Так с новым счастьем, господа!
Мороз подходит к Зиме, обнимает ее, они целуются. Группа аплодирует паре. Никто не смотрит на администратора, который из-за кулис машет рукой, чтобы продолжали концерт. В обшей суматохе вперед выбегает Настя и читает стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»:
Н а с т я.
Мама спит, она устала,
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
-- я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Администратор в ужасе хватается за голову. Настя долго раскланивается. После аплодисментов вперед, спасая положение, выходит баянист. Исполняет «Полет шмеля» Римского-Корсакова или какую-нибудь другую короткую пьесу. Во время исполнения музыкальной пьесы Настя со Снегурочкой танцуют на заднем плане. Аплодисменты. Артисты стоят немного растерянные все в шоке смотрят на баяниста. Немая сцена, все поражены его искусством. Администратор из-за кулис делает знаки и шепчет:
А д м и н и с т р а т о р. Синицына, закольцовывай, закольцовывай!
Снегурочка смотрит на администратора, решается, выходит вперед к микрофону:
С н е г у р о ч к а. А сейчас, мне кажется, самое время немного поиграть. Повторяйте, пожалуйста, все со мной. (Поет текст игры и показывает движения). Ручку правую вперёд, а потом ее назад, и опять ее вперёд, и немного потрясем… (делает знак зрителям поддержать игру или аплодировать в такт).
Вся группа, словно очнувшись, присоединяется к ней, повторяет движения игры и слова. Баянист подыгрывает мелодию.
В с е в м е с т е: Мы танцует буги-вуги, поворачиваясь в круге, и рукою делаем вот так: о кей!
Все играют с нарастающим азартом, вовлекая в игру зрителей. Администратор тоже выходит из-за кулис и, играя, потихоньку приближается к Снегурочке. Улучая момент, он выступает вперед к микрофону и говорит, стараясь перекричать артистов.
А д м и н и с т р а т о р. Самуил Яковлевич Маршак, в переводе Шекспира. Сонет. То есть нет, извините, наоборот. Сначала был Шекспир, это Маршак потом перевел. Я буду читать сонет без Маршака, тьфу, то есть без перевода. Просто Шекспир и сонет. На английском. Это старый английский, на нем уже не говорят. Но это язык королей. Надеюсь, все вы его понимаете…
As an unperfect actor on the stage
Who with fear is put besides his part,
Or some fierce thing replete with too much rage,
Whose strength’s abundance weakens his own heart.
So I, for fear of trust, forget to say
The perfect ceremony of love’s rite,
And in mine own love’s strength seem to decay,
O’ercharged with burden of mine own love’s might.
O, let my books be then the eloquence
And dumb presages of my speaking breast,
Who plead for love and look for recompense
More than that tongue that more hath more express’d.
O, learn to read what silent love hath writ,
To hear with eyes belongs to love’s fine wit.
Администратор может сбиваться, путаться в словах, забывать, но все же, чем дальше, тем увереннее он становится, и тем более выразительной становится его чтение (поскольку текст оригинальный и мало понятный даже знатоку современного английского языка, артист может просто изображать, имитировать английскую речь). Иногда администратор оборачивается к артистам, словно прося у них поддержки, и тогда вся группа снова начинает громко проговаривать слова игры. Практически слова игры звучат постоянным фоном выступления Администратора. По окончании сонета, группа заканчивает игру, только на строчке «мы танцуем…» Мороз делает всем знак замолчать и продолжает уже один:
М о р о з. Мы танцуем с ригодоном, поздравляем с новым годом
В с е в м е с т е: И рукою делаем вот так -- О кей!
На аплодисментах неожиданно к микрофону снова решительно выходит Снегурочка, рукою делает знак всей группе замолчать и читает стихи из новогоднего сценария:
С н е г у р о ч к а. Запорошил снег избушку, зайцев, белок и лисиц.
И на щеки нам ложится тень заснеженных ресниц.
Блеск снежинок невесомых режет глазки нам до слез,
А по снегу в легких санках мчится Дедушка Мороз.
К снегурочке присоединяется вся группа. Простые стихи из детского сценария все читают с большим чувством, как будто сочиняя их на ходу.
М о р о з.
Мчится к вам Мороз Морозыч вот уж столько лет подряд,
Чтобы праздник новогодний был у взрослых и ребят.
З и м а.
Чтобы люди улыбнулись, чтоб глаза у них смеялись,
Чтоб они с тоской и грустью в этот день на век расстались.
К и к и м о р а.
Чтобы с шуткою веселой подружиться все смогли,
Чтобы яркий свет надежды вдруг забрезжился вдали.
Б а я н и с т.
Чтоб дорога к совершенству стала легкой и прямой…
А д м и н и с т р а т о р (радостно прорывается к микрофону).
Чтоб любой нашел призванье, друга, счастье и любовь!!!
М о р о з.
Чтобы праздник в ваших душах поселился навсегда.
С новым счастьем, дорогие,
В с е в м е с т е: с Новым Годом, господа!
Все артисты обнимаются, машут руками зрителям, администратор стреляет из большой хлопушки (бонфити), которая осыпает всю группу «мерцающим дождем». Настя тоже участвует в общем ликовании, потом подбегает к краю авансцены и громко кричит в зал:
Н а с т я. Меня зовут Настя Серебрякова. Я не веник! Мне скоро будет семь лет, и я пойду в школу. А когда вырасту, я буду Кикиморой! Как бабушка!
Общее внимание на Настю. Немая сцена. Занавес.
К О Н Е Ц
Свидетельство о публикации №225051000798
Здоровья и удачи!
Олег Шах-Гусейнов 13.05.2025 14:54 Заявить о нарушении
Вы меня балуете. Еще немного, и зазнаюсь.
Благодарю сердечно за прекрасные слова. Рада, что вы поняли мою пьесу и её героев с их специфическим профессиональным юмором. Честно сказать, немного сомневалась в своих же шутках, многие из которых на грани фола. Именно поэтому так долго не публиковала вторую половину пьесы. Думала всё -- поймут, не поймут...
Но поскольку из песни слова не выкинешь, всё-таки решила обойтись без купюр.
С добрыми пожеланиями и уважением
Ольга Клионская 14.05.2025 10:23 Заявить о нарушении
Так что, Ольга, надо отметить не только то, что вы отменно владеете жанром, но и умеете принимать точные решения! ))
Молодца! Новых творческих успехов!
Олег Шах-Гусейнов 14.05.2025 13:03 Заявить о нарушении