неразгАданный Пришвин разгАдан. 9 частЪ
он остался не-разГАДанным...,-
за что его и душили с 1917-го
жёсткой не лишь цензурой,
а иногда и ЯРОЙ вЫволочкой,
как Ахматову, Зощенко и Пастернака!!!
ЭЭххххххххххххххххххххххххххЄЄ
Писатель Михаил Михайлович Пришвин
с детства был очень музыкален
и в юности играл на мандолине.
Существует известная фотография,
запечатлевшая его в молодости с мандолиной
в руках и гимназического друга, будущего
наркома здравоохранения Н.А. Семашко с гитарой.
..........Вспоминал Пришвин:
«По моему, гений человека не огонь похитил с неба,
а музыку и направил её вначале к облегчению труда,
а после и самый труд, на который распространяется
музыкальный ритм, сделал через это наслаждением».
В начале XX века студент философского факультета
Лейпцигского университета Михаил Пришвин
пережил сильнейшее увлечение музыкой
композитора Рихарда Вагнера.
Опера «Тангейзер» настолько потрясла молодого
Пришвина титанической борьбой страсти
и самоотречения, что за два года
он прослушал её ажЖж 37 раз !!!
Среди музыкантов у Пришвина было много
истинных друзей и почитателей:
Фёдор Шаляпин* 12 апреля 1912 года писал
Максиму Горькому: «Хорошо пахнет русская
песенка-то, ой, как хорошо, да и цвет
(если можно так сказать) у неё — тёплый,
яркий и неувядаемый. И Пришвин-то!..
Как писано «Озеро крутоярое»,
а? — захлёбывался! Чудесно!»
Сам писатель несколько раз встречался
с великим певцом в России и за границей.
Особенно ему запомнилась встреча с Шаляпиным
в ночь под Новый 1915 год:
«Горький спросил меня после,
какое моё впечатление от Шаляпина?
Я ответил, что бога видел, нашего какого-то,
может быть, полевого или лесного,
но подлинного русского бога!!!»
Пришвин часто вспоминал Фёдора Шаляпина.
13 апреля 1953 года он записал в дневнике:
«Передавали Шаляпина по скверным пластинкам,
но я всё-таки о нём то самое, что думаю всегда.
Он мне является чудом, утверждающим
мою любовь в РОДине и веру в себя !!!»
В 1930-х годах, поселившись в Москве,
Пришвин вновь получает возможность
приобщиться к классической музыке.
Он слушает в консерватории Брамса, Вагнера,
Шопена, Листа и особенно Бетховена.
И пишет Пришвин восхищённо:
«Начинаю чаще и чаще уходить в музыку:
вот область, куда можно уходить, уезжать,
путешествовать там без ограничений
от грубого вмешательства нового в старое.»
В Дневниках за 4 ноября 1943 года
в разгар ВОВ сохранилась зАпись:
«На 8-й симфонии Шостаковича…
Сам Шостакович маленький человечек,
'издали, будто гимназист 6 класса,
капризное дитя современности,
вместивший в себя весь ад жизни
с мечтой о выходе в рай.
Но то ли будет, когда люди пробудятся!
Публике, кажется, симфония не очень понравилась,
может быть, ещё не разобралась и была
в нЕкоем недоумении… Или шокирована
сгибАемой грустью и Великой Скорбью !»
1949 год в квартире Пришвина
в Лаврушинском переулке появился
великолепный рояль фирмы Исбах,
который он приобрёл для своей жены,-
Валерии Дмитриевны.
На нём часто играл замечательный дирижёр
Евгений Мравинский(, с которым у Михаила Пришвина
была настоящая МУЖская и душевная дружба!
Приезжая в Москву, Мравинский обязательно
заходил к писателю в гости.
Сам же Пришвин не посещал концерты друга,
только если был болен.
В своё последнее посещение накануне смерти
писателя Мравинский не играл на рояле,
а вместе со своим другом слушал его голос,
записанный на пластинке !!
Основные произведения Михаила Пришвина:
В краю непуганых птиц \ За волшебным колобком
У стен града невидимого \ Никон Староколенный
Заворошка. Отклики жизни \ Кащеева цепь
Мирская чаша \ Охота за счастьем
Журавлиная родина \ Календарь природы
Жень-шень \ Серая Сова \ Неодетая весна
Берендеева чаща \ Лесная капель
Повесть нашего времени \ Кладовая солнца
Осударева дорога \ Корабельная чаща
Натаска Ромки \ Глаза земли
Дневники М. М. Пришвина
Свидетельство о публикации №225051000867