неразгАданный Пришвин разгАдан. 9 частЪ

 БОЛЪшевзьмой и коммунистами
 он остался не-разГАДанным...,-
за что его и душили с 1917-го
 жёсткой не лишь цензурой,
а иногда и ЯРОЙ вЫволочкой,
как Ахматову, Зощенко и Пастернака!!!
  ЭЭххххххххххххххххххххххххххЄЄ
Писатель Михаил Михайлович Пришвин
  с детства был очень музыкален
   и в юности играл на мандолине.
   Существует известная фотография,
запечатлевшая его в молодости с мандолиной
в руках и гимназического друга, будущего
наркома здравоохранения Н.А. Семашко с гитарой.

..........Вспоминал Пришвин:
«По моему, гений человека не огонь похитил с неба,
а музыку и направил её вначале к облегчению труда,
а после и самый труд, на который распространяется
музыкальный ритм, сделал через это наслаждением».

В начале XX века студент философского факультета
Лейпцигского университета Михаил Пришвин
 пережил сильнейшее увлечение музыкой
     композитора Рихарда Вагнера.
Опера «Тангейзер» настолько потрясла молодого
 Пришвина титанической борьбой страсти
   и самоотречения, что за два года
    он прослушал её ажЖж 37 раз !!!

Среди музыкантов у Пришвина было много
  истинных друзей и почитателей:
Фёдор Шаляпин* 12 апреля 1912 года писал
Максиму Горькому: «Хорошо пахнет русская
песенка-то, ой, как хорошо, да и цвет
(если можно так сказать) у неё — тёплый,
яркий и неувядаемый. И Пришвин-то!..
 Как писано «Озеро крутоярое»,
   а? — захлёбывался! Чудесно!»

   Сам писатель несколько раз встречался
 с великим певцом в России и за границей.
Особенно ему запомнилась встреча с Шаляпиным
      в ночь под Новый 1915 год:
   «Горький спросил меня после,
какое моё впечатление от Шаляпина?
Я ответил, что бога видел, нашего какого-то,
 может быть, полевого или лесного,
     но подлинного русского бога!!!»

 Пришвин часто вспоминал Фёдора Шаляпина.
13 апреля 1953 года он записал в дневнике:
«Передавали Шаляпина по скверным пластинкам,
но я всё-таки о нём то самое, что думаю всегда.
 Он мне является чудом, утверждающим
  мою любовь в РОДине и веру в себя !!!»
 
В 1930-х годах, поселившись в Москве,
 Пришвин вновь получает возможность
 приобщиться к классической музыке.
Он слушает в консерватории Брамса, Вагнера,
  Шопена, Листа и особенно Бетховена.

    И пишет Пришвин восхищённо:
«Начинаю чаще и чаще уходить в музыку:
вот область, куда можно уходить, уезжать,
путешествовать там без ограничений
от грубого вмешательства нового в старое.»

  В Дневниках за 4 ноября 1943 года
  в разгар ВОВ сохранилась зАпись:
   «На 8-й симфонии Шостаковича…
Сам Шостакович маленький человечек,
 'издали, будто гимназист 6 класса,
  капризное дитя современности,
вместивший в себя весь ад жизни
   с мечтой о выходе в рай.
Но то ли будет, когда люди пробудятся!
Публике, кажется, симфония не очень понравилась,
может быть, ещё не разобралась и была
  в нЕкоем недоумении… Или шокирована
  сгибАемой грустью и Великой Скорбью !»

   1949 год в квартире Пришвина
в Лаврушинском переулке появился
 великолепный рояль фирмы Исбах,
который он приобрёл для своей жены,-
         Валерии Дмитриевны.

На нём часто играл замечательный дирижёр
Евгений Мравинский(, с которым у Михаила Пришвина
  была настоящая МУЖская и душевная дружба!
Приезжая в Москву, Мравинский обязательно
         заходил к писателю в гости.
 Сам же Пришвин не посещал концерты друга,
          только если был болен.
В своё последнее посещение накануне смерти
   писателя Мравинский не играл на рояле,
а вместе со своим другом слушал его голос,
       записанный на пластинке !!
Основные произведения Михаила Пришвина:
В краю непуганых птиц \ За волшебным колобком
У стен града невидимого \ Никон Староколенный
Заворошка. Отклики жизни \ Кащеева цепь
Мирская чаша \ Охота за счастьем
Журавлиная родина \ Календарь природы
Жень-шень \ Серая Сова \ Неодетая весна
Берендеева чаща \ Лесная капель
Повесть нашего времени \ Кладовая солнца
Осударева дорога \ Корабельная чаща
    Натаска Ромки \ Глаза земли
    Дневники М. М. Пришвина


Рецензии