Система Станиславского для киноактера. Часть 1

Макспарк         
2012

Александр ИСАЕВ: "Система Станиславского для киноактера". Анна Самохина.


          8 февраля 2012 года исполняется два года со дня смерти киноактрисы Анны Самохиной…
         
          Шел 1988 год. Мы с женой пошли на новый фильм «Воры  в законе». Погас свет. И как только на экране под звуки музыки Бизе появилась героиня фильма, две мысли буквально пронзили меня…
          Первая  – родилась новая «звезда» нашего кино.
          И вторая – эта актриса будет сниматься в моем фильме.

          До этого отношения с кинематографом у меня как-то не складывались.   
          В конце 70-х в Одессе я познакомился со вторым режиссером Одесской киностудии – Женей Белецким. Узнав, что я «балуюсь прозой», он предложил мне написать сценарий по мотивам повести Валентина Катаева «Трава забвения». «Трагики и поэты, акмеисты и неоклассики, разве вам не постичь трагической любви штабс-капитана и девушки из парт-школы…»
          Киносценарий я назвал «Контра».
          Потом были другие сценарии «Верка-Система», «Реквием по каскадеру»…
          И хотя ни один из них так и не был экранизирован, они принесли мне, так сказать, «кулуарную» известность в среде киношников.
          И когда в 1989 году «лед тронулся», когда руководство киностудии имени Горького заключило со мной договор на написание киносценария фильма «Шоу-бой», не последнюю роль в этом сыграли мои предыдущие сценарии.
          В сфере кинопроизводства я наиболее комфортно чувствую себя в «шкуре» сценариста. Однако роль сценариста в кино, мягко говоря, незавидная. (Лучше, чем мультфильм «Фильм, фильм, фильм!», об этом не расскажешь.) Не зря в среде киношников расхожей является шутка: «Плох тот сценарист, который не мечтает стать режиссером». И когда в начале 1991 года мне подвернулась возможность снять фильм в качестве кинорежиссера, я не преминул ею воспользоваться.
         Едва ли не главной причиной такого решения было то, что я уже знал, кто у меня в фильме будет сниматься в главной роли. Правда, с Анной сразу произошла "осечка". Дело в том, что фильм назывался «Путана». А в роли проститутки (даже с учетом того, что это была бывшая учительница английского языка) Самохина сниматься категорически отказалась.
         Что я только не предпринял для того, чтобы уговорить Аню сняться в этом фильме. Летал в Питер, дорабатывал сценарий… Но Анна оставалась непреклонной. «Александр, - твердо говорила она, - в роли проститутки я сниматься не буду!»
          Пришлось отступиться.
          Однако через год, когда я запустился на Одесской киностудии с фильмом «Сделай мне больно», актрису на главную роль мне искать не пришлось.
          Кроме Анны Самохиной в фильме снялись многие наши замечательные актеры – Николай Еременко (мл.), Виктор Авилов, Александр Панкратов-Черный, Игорь Верник, Вячеслав Разбегаев...
          А музыку для фильма написал  композитор Евгений Дога.
          Как человека, связанного с кино, больше всего меня лишали спокойного сна лавры Константина Сергеевича Станиславского. Дело в том, что в условиях кинопроизводства (когда актер прибывает на съемочную площадку нередко на несколько часов) известная «система Станиславского»  не работает. Нужна была новая система, учитывающая специфику кино, способная достаточно быстро ввести актера в нужное состояние перед камерой.
          Мне принадлежит авторство такой системы. Однако свое имя этой системе я дать не рискнул. Поэтому, работая с актерами над ролью, я говорил о некой системе, якобы воссозданной учениками Станиславского из бесед с великим мэтром. «Система Станиславского для киноактера», которая учитывает специфику кинопроизводственного процесса.
          И первой актрисой, которая согласилась использовать эту систему в работе над ролью, стала Анна Самохина.
          Не буду забивать голову читателей нюансами этой системы (сразу подчеркиваю, на универсальность она не претендует). Скажу только, что в ее основе лежит отождествление актера с известным персонажем (реальным человеком, художественным образом и т.д.) путем многократного повторения соответствующей установки.
          В случае с Анной Самохиной такой установкой были слова: «Повзрослевшая Ассоль».
          Что получилось в итоге не мне судить. Однако друзья говорили, что «такую» Самохину (фильм «Сделай мне больно» широко представлен в Интернете) они раньше не видели.
          Прекрасный человек!
          Как  жаль, что она так рано ушла от нас.         

               


Рецензии