Разъяснения о толерантности

   Во время конференции 04.05.25 (1) произошёл маленький инцидент непонимания, который я считаю необходимым прояснить.
   На конференции С.С. Жемайтис читал свой доклад о философском наследии Джордано Бруно. Во время доклада он пару раз сказал, что проповедовавшиеся Бруно постулаты о множественности миров и бесконечности Вселенной послужили причиной его казни инквизиторами. По-моему, это утверждение неверно, и в своём комментарии к докладу я сказал, что это недоразумение, вызванное непониманием разницы между Апологетикой и Догматикой в религии. – Апологетика – это внешняя форма, оболочка религиозного учения, а Догматика – это основа, сущность учения.
   Представления об устройстве Вселенной относятся к Апологетике, и частное их отклонение от принятых в церкви, не является смертным грехом. Если обвинение в проповеди множественности миров было упомянуто в приговоре Инквизиции Джордано Бруно (это точно неизвестно), то оно, само по себе, не могло быть причиной его казни. За такую вину монаха могли бы отрешить от сана, или изгнать из монастыря, но, никак не казнить!
   Другое дело – Догматы Веры – такие, как Догмат о Святой Троице, Догмат о том, что Иисус Христос был Сыном Божиим и членом Святой Троицы, Догмат о Непорочном Зачатии, Воскресении Иисуса и другие. Эти и все прочие Догматы Христианства Джордано Бруно не только упорно отвергал, но и хулил. – Это и послужило причиной вынесенного ему смертного приговора. Таково было тогдашнее законодательство, которое мы сейчас расцениваем как жестокое и бесчеловечное.
   Однако если учесть, что градус пассионарности Католической церкви в 16 веке был близок к тому, который мы наблюдаем сейчас в Исламе, то нетрудно представить обстановку, при которой смертные приговоры выносились противникам церкви. Если представить, например, что сейчас высшим духовным лицам Ислама противостоит еретик, подобный Джордано Бруно, попирающий и отвергающий основные Догматы религии, то вряд ли он мог бы проповедовать свою ересь в течение нескольких лет, как это было с Бруно в Ватикане!
   
   Ю.А. Лебедев заметил, по ходу моего комментария, что большинство участников данной конференции могли бы быть осуждены на том же основании, что и Джордано Бруно. Я согласился с этим, но не успел сказать, что это могло бы произойти в 16м веке, в том случае, если бы они проявили такую же агрессию по отношению к христианству, как и он. Он издевался над святынями и проповедовал в лоне Ватикана свою собственную, враждебную христианству религию. – Никто из присутствующих здесь к этому не склонен.   
   Я не оправдываю религиозный фанатизм и жестокость, а пытаюсь выявить причины и закономерности подобных явлений. Моя позиция была сформулирована в нескольких статьях (http://proza.ru/2012/11/14/160) и на конференции об эвереттической толерантности (5). – Для начала, должен пояснить, что рассматриваю мировые религии, как общности деятелей (верующих членов церкви), которые своим коллективным выбором создают самобытные миры внутри мира человечества. Эти миры имеют свои законы общения и взаимодействия, и создают своеобразные материальные реальности, порождающие отдельные цивилизации.
   То есть, мировые религии создают на основе коллективного выбора реальности относительно изолированные миры в составе общечеловеческой действительности. Эти миры различаются своими основополагающими концепциями и являются логически замкнутыми. Этим обеспечивается их устойчивое существование на протяжении больших этапов истории. Естественно, что такие замкнутые религиозные общности, руководствуясь целями самосохранения и устойчивости, отторгают все чужеродные идеи и концепции, которые могут размыть и расшатать догматические основы их существования.
   Острота и энергия отторжения опасных влияний определяются градусом пассионарности внутри этих общностей. Сейчас, социальный прогресс человечества уже позволяет говорить о толерантности в отношениях между религиями. Позволю себе напомнить здесь то, что говорил 2 года назад:
«...с необходимостью встаёт вопрос о совместном существовании разных религий и духовных течений в этом тесном уже мире. Чтобы такое существование было возможно, представители разных вер должны признавать равные права для всех и равные обязанности друг перед другом.
   То есть хотелось бы найти принцип, позволяющий жить мирно и в чистоте веры, принцип, обеспечивающий защиту от вторжения чуждых религий и, вообще, от духовной агрессии. Все религии – это очень разные миры, потому что в них утверждается разное понимание действительности, подразумеваются разные причины происходящего и диктуются различные поступки. Поэтому подход здесь нужен самый общий: НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ ДЛЯ СЕБЯ.
   Что требуется от представителей разных религий, для того, чтобы не только сохранить мир, но и сотрудничать в нашей перенасыщенной проблемами действительности? Задумавшись над этим вопросом, я пришёл к убеждению, что от них не требуется ничего особенного, по крайней мере, того, что противоречило бы их вере. И сформулировал такой общий принцип для верующих людей, который, думаю, поддержат священники всех исповеданий:

КАЖДЫЙ ИСПОВЕДУЙ СВОЮ ВЕРУ ПО СОВЕСТИ И С МИЛОСЕРДИЕМ!

Этот принцип можно оформить в виде призыва ко всем верующим и неверующим:

   ВЕРУЮЩИЕ ВСЕХ КОНФЕССИЙ, ИСПОВЕДУЙТЕ ВАШУ РЕЛИГИЮ ИСКРЕННЕ И ПО СОВЕСТИ, НЕУКЛОННО ИСПОЛНЯЙТЕ ВСЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ, ОСОБЕННОЕ ЖЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИТЕ НА ДЕЛА СМИРЕНИЯ И МИЛОСЕРДИЯ! И НЕ ДЕЛАЙТЕ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОТЕЛИ БЫ СЕБЕ!
   НЕ ОБРЕТШИЕ ПОКА ВЕРЫ БРАТЬЯ, ИЩИТЕ ТЕРПЕЛИВО И НАСТОЙЧИВО ТУ ВЕРУ И ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ ВАМ СОКРАТИТЬ ЗЛО, СОВЕРШАЕМОЕ ВАМИ В ЖИЗНИ И ВЗРАСТИТЬ ДОБРО! ТУ ВЕРУ, В КОТОРУЮ ВЫ БЫ СМОГЛИ ВЛОЖИТЬ ВСЕ СВОИ НЕКОРЫСТНЫЕ ПОМЫСЛЫ И ВСЕ ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ СВОЕЙ ДУШИ. И ПОЖАЛУЙСТА, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВПАДАЙТЕ В УНЫНИЕ И БЕЗРАЗЛИЧИЕ ОТ ТОГО, ЧТО НЕ УДАЁТСЯ СРАЗУ ОБРЕСТИ ТАКУЮ ВЕРУ!

Уповаю на то, что поступая так, верующие и неверующие смогут по Милосердию Божьему продлить дни мира сего и улучшить состояние своих душ.

   В этот призыв я вкладываю убеждённость, что мы должны твёрдо и неуклонно исповедать нашу веру, а к другим верам относиться со смирением, постольку, поскольку они не проявляют агрессии. Но непреложно и бескомпромиссно должны мы защищать нашу веру от посягательств! А правоту нашей веры мы должны доказывать своей жизнью, делами любви и милосердия. То же самое относится и к верующим других религий.
МОЛИТЬСЯ ЗА СПАСЕНИЕ ДРУГ ДРУГА, А НЕ ВОЕВАТЬ! Это может быть, по-моему, всеобщим принципом взаимоотношений. Мы живём в мире, который достался нам в наследство, и должны постараться, чтобы в нём восторжествовала совесть. А это понятие очень близко толкуют и христиане и мусульмане и буддисты и иудеи. Совесть – это голос Божий в наших душах».

Ссылки.
1. Конференция от 04.05.25. https://youtu.be/ZSPag9jqA1c
2. Костерин А.М. Принцип отношений между религиями. http://proza.ru/2012/11/14/160
3. Костерин А.М. Сосуществование религиозных конфессий.  http://proza.ru/2012/08/01/1138
4. Костерин А.М. Един ли путь для разных вер?  http://proza.ru/2012/08/30/947
5. Конференция «Эвереттика и толерантность». https://www.youtube.com/watch?v=3yhQGPNzlj0&t=586s

Май 2025


Рецензии