Еврейский вопрос в россий. - америк. отношения
В 1974 г. по инициативно конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника была принята «Поправка к Закону о торговле США, запретившая предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, нарушающим или ограничивающим права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека. На практике, эта Поправка позволила двум миллионам евреям покинуть Советский Союз и переселиться в Израиль, США, Австралию и другие западные страны. В период с 1989 по 2006 год около 1,6 миллиона советских евреев, их супругов не евреев и их родственников, согласно Закону о возвращении, эмигрировали из бывшего Советского Союза.[1] Около 979 000, или 61%, мигрировали в Израиль. Еще 325 000 человек мигрировали в Соединенные Штаты, а 219 000 - в Германию. Поправка Джексона – Вэника, разработанная американскими политиками в знак протеста относительно введенного в Советском Союзе правила, получившего неофициальное название «образовательный налог». В отличие от большинства других стран образование, в том числе и высшее, в Советском Союзе было бесплатным. Все расходы по обучению молодежи брало на свои плечи государство. Евреи – нация, сильно отличающаяся по уровню образованности от других национальностей, проживавших в СССР. Количество евреев, имевших высшее образование и ученую степень на душу населения существенно превышало такие же показатели у других наций. И вот после 1967 г. за рубеж устремились выехать в основном евреи, бывшие советскими гражданами. А значит, страна теряла тысячи высококлассных специалистов, которые до этого работали на ответственных должностях. Официально «образовательный налог» вступил в силу в августе 1972 г. В отделениях ОВИР, куда обращались за разрешениями будущие эмигранты, появились некие «ценники». Официальную базу под них подвели лишь спустя несколько месяцев, опубликовав указ Правительства СССР №884, датированный 27 декабря 1972 г. Размер положенных выплат колебался в пределах 4500-12000 руб., что зависело от специальности человека и вуза, в котором он учился. Кандидатам наук дополнительно требовалось оплатить каждый год обучения в аспирантуре. Трехгодичный курс аспирантуры государство «оценило» в 5100 руб. Докторам наук требовалось «раскошелиться» на 6400 руб. На этом фоне обязательный налог в 900 руб. за оформление бумаг на эмиграцию выглядел сущими копейками. Зато на фоне средней заработной платы в СССР (около 130 руб. в месяц) это были просто гигантские деньги, которые достать людям было крайне непросто.
Данное решение, как бы оно ни выглядело внутри Советского Союза, за его пределами интерпретировалось в исключительно негативном плане. Естественно, первыми забили тревогу Израиль и США. Потом к ним подтяну-лись и другие страны коллективного Запада. Там даже сравнили введение «дипломного налога» с работорговлей, и не было такого мероприятия в западных странах, где эту тему не муссировали.
Советский Союз был самодостаточным государством, и он мог бы не обращать внимание на устраивавшуюся шумиху, если бы не одно «но». Как раз в это время начался период разрядки напряженности между СССР и США. Страны стали отходить от жесткой конфронтации 1960-х годов, вели конструктивный диалог и даже разрабатывали совместные крупные проекты. Отсюда плавно делался вывод – «дипломный налог» в СССР это угнетение проживающих в нем евреев, а значит, надо развивать движение народов в их защиту. И оно появилось, естественно, хорошо спонсируемое все теми же просвещенными государствами, вернее их специальными структурами. (Л1)
Делался вывод: в этом случае замешан антисемитизм. Чтобы избавиться от столь негативного штампа, в Москве решили пойти на уступки. 20 марта
- 2 -
1973 г. на секретном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено «закрыть глаза» на компенсационные выплаты и разрешить евреям выезжать из страны без них.
Об этом решении уже на следующий день заявила израильская газета «Йедиот ахронот». Москва сдалась, и хотя официально «дипломный налог» в стране не отменили, но по факту так и произошло. В решении советских лидеров победила внешняя политика, наступившая на горло внутренней. Казалось бы, Москва пошла на уступки, и Западу тоже можно прекращать свою риторику. Это большая политическая игра, тянувшаяся несколько десятилетий, в которой советские евреи были только инструментом, этаким рычагом давления на СССР. Раннее, под действие «поправки Лаутенберга» подпадали евреи, христиане-евангелисты и некоторые представители украинской православной и католических церквей, проживающие на территории бывшего СССР, а также религиозные меньшинства в Иране: христиане, евреи, бахайцы и зороастрийцы. 1 июня 2011 г. истек срок действия «поправки Лаутенберга».
Еврейская эмиграция из Российской империи в США была и в середине XIX века - вопрос только масштабов явления. До 1870 г. переселилось в США порядка 10 – 15 тыс. евреев. С 1871 по 1880 г. - 41000. Но стоило грянуть погромам - и в одном только 1882 г. приехало 10489 человек. А с 1884 г. еврейская эмиграция из Российской империи в США стала заметным факто-ром в жизни обоих государств и еврейства. Максимум эмиграции пришелся на 1906 г., но уже в 1882 г. «Нью-Йорк таймс» задавала вопрос: а что делать американцам, если все 3 миллиона русских евреев захотят переселиться в США? У американцев мнения разделялись от готовности принять все три миллиона до намерения отправить обратно в Россию уже приехавших. Последнее мнение высказывалось и евреями, в русле пресловутой «еврейской солидарности».
В начале XX века каждый год из России уезжало 150–180 тыс. евреев, и до 1914 г. уехало в общей сложности 2 миллиона человек. Далеко не все они устроились так уж замечательно, но ведь многие и пробились в средний класс американского общества - пусть не сами, пусть в своих детях. Некоторые порой упорно оставались россиянами. Например, Самуил Маршак. он вполне мог бы и остаться в Британии, никто его оттуда не гнал. Трудно представить себе русскую культуру XX века без доброты его сказок, без его красивых стихов и детских пьес. В той же степени, в какой трудно представить себе Айзека Азимова членом Санкт-Петербургского союза писателей. Наума Хомского - профессором МГУ и других. (Л2)
- 3 –
Два самых фотогеничных места в Нью-Йорке – это русский район Брайтон-Бич и хасидские районы Бруклина, например Боро-Парк, Уильямсберг или Краун-Хайтс. Почему? Во-первых, это красиво!
Литература.
1. Антисимитизм. Почему советские евреи платили миллионы
рублей, чтобы уехать в Израиль.
2. Вики Чтение. А. М. Буровский «Еврейское засилье – вымысел
или реальность? Самая запретная тема».
Материал подготовил Львов Ю.М. 11.11.2014
Свидетельство о публикации №225051101483