Лапаротомии в свете передней брюшной стенки
Поэтому я и решил здесь опубликовать пролог с объяснением, что подвигло меня на этот труд. Ну а за самой публикацией, кого заинтересует эта аннотация, приглашаю на свой сайт «Доктор Ларичев онлайн», ссылка на который расположена на моей авторской странице в разделе «Ссылки на другие ресурсы».
***
Не знаю о чём вы сразу подумали, увидев это название, но речь у нас с вами пойдёт на приевшуюся уже тему, публикациями на которую завален интернет по уши. Всё очень банально, перед вами
«Хирургическая анатомия передне-боковой стенки живота».
Тем не менее, что толку с множества публикаций, посвящённых анатомическому устройству этой части нашего тела, похоже, что хирурги и другие заинтересанты их не читают, очевидно, не королевское это дело, и, размахивая скальпелями направо и налево, как шашками, демонстрируя свою анатомическую неграмотность, продолжают безжалостно гробить передние стенки наших животов. С другой стороны, знаю и вижу, что многие лапаротомисты ведают анатомические нюансы передней брюшной стенки, но косностью и консерватизмом прочно заякорены в наплевательстве и похеризме и, творя дурь, молча плывут куда несёт их поток неписанных законов, установленных начальством и шефами всех мастей.
Вот и не удержался, захотелось мне привнести в эту тему и своё видение и, создавая для этого вордовский файл, сначала окрестил его «Хирургическая анатомия…», но к концу работы над сим опусом понял, что надо бы его переименовать.
***
Пролог
В конце лета 1978 года я, покинув детскую хирургическую клинику, и, став ассистентом кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Украинского института усовершенствования врачей, встретил учебный год, но не в статусе преподавателя, коим уже стал, а, фактически учащимся, ибо каждое утро входил в аудиторию с врачами-курсантами текущего цикла, занимал место позади всех и весь день слушал, конспектировал и зарисовывал всё, что нам рассказывал и иллюстрировал мелом на доске, работающий с нами тот или иной преподаватель кафедры, доброжелательно принявшей меня в свой штат. И я приходил в ужас от внезапного осознания, порой, потрясающей безграмотности не только своей, но и моих коллег по клинике. А дома до позднего вечера, обложившись анатомическими учебниками, атласами, всевозможными руководствами по хирургической анатомии, спешно восстанавливал, давно вылетевшую из моей памяти анатомическую информацию, которая была загружена в неё в мединституте, и неустанно углубляя, и расширяя её всё более новыми и тонкими познаниями. Длился этот мой адаптационный режим полгода, в течение которых мне было поручено подготовить тему «Хирургическая анатомия передне-боковой стенки живота», после чего дебютировать с ней перед врачами-курсантами, специализирующимися по хирургии. По учебным планам и расписаниям кафедры на тему эту выделялось 6 академических часов, весь рабочий день. Шеф, выпускник Военно-морской медицинской академии, была такая в Ленинграде, заранее предупредил, что у нас не принято проводить занятия, пользуясь какими-либо конспектами и книгами, что от преподавателя требуется глубокое знание и свободное владение материалом, но об этом я уже знал, ибо ежедневно наблюдал работу своих старших коллег в аудитории.
Полгода пролетели слишком быстро и вот, день моего дебюта настал, и я, наконец, вошёл в аудиторию не в качестве слушателя, а предстал перед врачами-курсантами, как лектор. Никто из преподавателей кафедры в аудиторию слушать мою лекцию не зашёл, все прекрасно знали, что я испытываю сильнейший стресс и не хотели усугублять это моё состояние своим присутствием. Но знаю, что, конечно же, стояли под дверью и подслушивали.
Через 40 минут своей работы языком, даже в 45 не вложился, я вдруг осознал, что всё, тему изложил, больше мне рассказывать нечего. Объявил перерыв и пошёл в ассистентскую. Все, быстро смывшись из-под дверей аудитории, встречали меня на своих рабочих местах, как ни в чём не бывало, ведь каждый из них в своей жизни пережил подобное событие. Дальше, до конца рабочего дня работал в аудитории с курсантами наш доцент, мой наставник и учитель, Сан Саныч. С тех пор я читал «Передне-боковую стенку живота» не только циклам специализации, но и тематическим, если они хоть как-то касались абдоминальной хирургии, хирургам, гинекологам, урологам. Это моя самая любимая тема и я могу теперь легко не отпускать курсантов весь рабочий день, а в минуты вдохновения перед заинтересованной аудиторией, войдя в азарт, могу читать тему существенно дольше рабочего дня и знаю, что курсанты будут слушать и впитывать.
Работая над предлагаемым ниже текстом, огромные куски его писал по памяти, но, безусловно, приходилось лезть в руководства и справочники за уточнениями терминов, каких-либо важных мелочей, рыться в интернете в поисках удобоваримых иллюстраций, ведь рисовать мелом на доске или карандашом на бумаге, не говоря уже, о мышкой в мониторе — это далеко не одно и то же. Пришлось в ходе этой работы осваивать рисовальные программы, чтобы создавать вам здесь, пусть примитивные, но удобоваримые иллюстрации именно мышкой в мониторе.
По этому поводу могу сказать, что майкрософская Paint 3D хороша и удобна только для чёрно-белых рисунков, ибо не держит цветов, медленно и подло превращая их в серо-чёрные. Иное дело GIMP, в отличие от Paint 3D, собранная более рукастыми программистами.
И, шарясь в инете, когда дело дошло до поверхностных вен брюшной стенки живота, столкнувшись с теми картинками, которые предлагает об этом интернет, оказался в состоянии растерянности. Потом понял, что мертвецкая рука соросятины, дотянулась и до анатомии. Примитивизаторы приступили к адаптации анатомической информации для современного не читающего поколения егэшников с тиктокерным мышлением, сформированным короткими роликами и комиксами, неумеющего не только излагать письменно свои мысли, но и понимать прочитанное. Ну что же, в таком случае, мой текст не для них.
(2025)
Свидетельство о публикации №225051101604