советский режиссёр Эйзенштейн в период ВОВ
"
27 июня 1941 года Эйзенштейн опубликовал в газете « Кино »
статью « „ Диктатор “ . Фильм Чарли Чаплина » — о фильме « Великий диктатор » .
На следующий день статья была перепечатана с сокращениями « Комсомольской правдой » .
3 июля он выступил по радио для США с речью об Отечественной войне советского народа .
8 июля в газете « Кино » была опубликована его статья « Со Сталиным к победе » .
11 июля газета Московского военного округа « Красный воин » опубликовала
его статью « Фашистские зверства на экране » — о военных выпусках немецкой кинохроники студии УФА .
19 июля в газете « Красный флот » вышла его заметка « Громите , сокрушайте подлых захватчиков » .
18 июля он опубликовал в газете « Кино » заметку « Гитлер зажат в клещи » .
7 августа в связи с успешной работой киностудии « Мосфильм » в условиях Великой Отечественной войны
Эйзенштейну как художественному руководителю студии была объявлена благодарность .
Он был включён в состав редколлегии по выпуску « Боевых киносборников » .
Выступил на « Мосфильме » с докладом на совещании , посвящённом оборонной киноновелле .
24 августа по личному указанию Сталина
Эйзенштейн как русский представитель советской интеллигенции
выступил на состоявшемся в Москве митинге представителей еврейского народа :
В смертельной схватке сейчас встретился носитель звериной идеологии — фашизм
с носителями гуманистического идеала — Советским Союзом
и великими его сподвижниками в этой борьбе — с Великобританией и Америкой .
« Дайте мне точку опоры и я переверну землю ! » — говорил Архимед .
« Дайте нам точку опоры , — взывают из мрака угнетённые фашизмом народы , — и мы
расправимся с нашими поработителями ! »
Есть такая точка опоры !
Опора в этой священной борьбе — Советский Союз .
Славяне уже поднялись . И не должно остаться на поверхности земного шара ни одного еврея ,
который тоже не поклялся бы всеми доступными ему средствами и силами участвовать в этой священной борьбе .
Подписал опубликованное 25 августа 1941 года в газете « Правда » коллективное обращение « Братья евреи всего мира ! » .
6 октября был освобождён от обязанностей художественного руководителя киностудии « Мосфильм »
на время работы над фильмом « Иван Грозный » .
8 октября опубликовал в газете « Правда » статью « Кино против фашизма » .
14 октября вместе со студией выехал в эвакуацию в Алма-Ату .
16 ноября 1941 года был утверждён членом художественного совета
Центральной Объединённой киностудии ( ЦОКС ) в Алма-Ате .
24 мая 1942 года подписал коллективное обращение « К евреям всего мира ! » ,
принятое на состоявшемся в Москве Втором митинге представителей еврейского народа .
26 июля 1944 года Эйзенштейн возвратился из Алма-Аты в Москву .
5 сентября 1944 года вошёл в состав художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совнаркоме СССР .
"
[ Эйзенштейн , Сергей Михайлович // Википедия по состоянию на 09.05.2025 ]
г а з е т а « К и н о » в 1 9 4 1
Согласно Википедии ( см. выше ) ,
в газете « Кино » с 22.06 по 31.12.1941
Эйзенштейн опубликовал 3 статьи :
27 июня — « „ Диктатор “ . Фильм Чарли Чаплина » ,
8 июля — « Со Сталиным к победе » ,
18 июля — « Гитлер зажат в клещи » .
О значимости газеты « Кино » в начале ВОВ
сложно найти достаточно подробные сведения .
Однако можно считать , что она
не входила в тройку самых популярных ( массовых и влиятельных ) газет ,
но была всесоюзно известна и довольно значима .
В статье " Газета « Кино » " ( https://www.sovmedia.ru/journalist/gazeta-kino/ )
на sovmedia.ru сообщается :
"
КИНО — еженедельная газета Комитета по делам кинематографии при СНК СССР ,
первоначальное название — « Кино-газета » , выходила с 11 сентября 1923 г.
Сначала издавалась на 8 полосах половинным форматом « Правды » ,
затем обычным для центральных газет форматом , тираж — 3—5 тыс. экз.
"
[ https://www.sovmedia.ru/journalist/gazeta-kino/ по состоянию на 09.05.2025 ]
3—5 тыс. экз. — для СССР тираж никчёмный .
Но это только в 1923 году :
"
К пятилетнему юбилею ( сентябрь 1928 г. ) тираж газеты составлял 30 тыс. экз. , а к концу года — 46 тысяч .
"
[ Там же ]
46 тысяч — тоже немного ,
но в 1941-м тираж , возможно , был больше
( в цитируемой статье сведений о тираже газеты " Кино " после 1928 нет ) .
"
В предвоенные годы « К. » выходит крупным форматом на четырех полосах . ...
Последние два номера — за 22 октября и 1 ноября 1941 г. — вышли малым форматом .
"
[ Там же ] .
Алексей Волынец 05.05.2020 в статье " Почему пресса военных лет была стратегическим ресурсом "
на Профиле ( https://profile.ru ) сообщает :
"
Мы знаем про мобилизацию и эвакуацию промышленности с началом войны .
Но пресса СССР в том роковом июне 1941 г. тоже начала свою мобилизацию , свой переход на военные рельсы .
Среди массы директив и стратегических решений , принятых в Кремле в первые дни боев ,
есть и малоизвестное даже историкам постановление Секретариата ЦК ВКП ( б ) .
Подписанный Сталиным документ назывался просто – « О красноармейских газетах » .
В реальности это было решение о мобилизации всех СМИ страны :
за счет сокращения гражданских изданий планировалось массовое развертывание военной прессы .
Отныне специалисты , оборудование и газетная бумага в первую очередь предназначались фронту .
Если до начала войны в СССР выходило 39 центральных газет , то с июля 1941 г. их оставалось всего 18 .
Из 29 отраслевых газет , издававшихся в Москве для всей страны
– таких как « Советская торговля » , « Легкая промышленность » , « Архитектурная газета » и т.п. , – прекратили выходить 20 .
Тогда же было закрыто свыше двух сотен областных , краевых и республиканских газет .
"
[ https://profile.ru/society/
pochemu-pressa-voennyx-let-byla
strategicheskim-resursom-298648/
по состоянию на 09.05.1015 ]
"
Ряд газет и журналов были объединены . Например , три популярных до войны общесоюзных издания ,
« Советское искусство » , « Кино-газета » и « Литературная газета » , объединили в одно – « Литература и искусство » .
"
[ Там же ] .
Обратите внимание , что :
1.
газета " Кино " вошла
в 6 / 13 центральных газет
и в 9 / 29 ( меньше трети ) центральных отраслевых газет ,
сохранённых в июле 1941-го ;
2.
газету " Кино " Алексей Волынец назвал популярной .
Прочтите снова приведённую выше цитату из Википедии и обратите внимание , что
с 22.06 по 31.12.1941 Эйзенштейн опубликовал по одной ( как минимум , по одной )
статье ещё в трёх ( как минимум , в трёх ) газетах :
1.
в газете Московского военного округа « Красный воин » ,
2.
в газете « Красный флот » ,
3.
в газете « Правда » ( которая , несомненно ,
входила в тройку самых влиятельных советских газет ) .
З н а н и е Э й з е н ш т е й н о м я з ы к о в
03.07.1941 Эйзенштейн " выступил по радио для США с речью об Отечественной войне советского народа " .
По-английски ?
"
... Сергей Эйзенштейн описывал своё детство как « время печали » .
Родители любили его , но , будучи заняты собой , не уделяли ему должного внимания .
В 1906 году , во время Первой русской революции , семья уехала в Париж .
Там Сергей впервые увидел кинофильм .
По возвращении домой в 1908 году поступил в рижское реальное училище .
Помимо основного образования, он получал уроки игры на рояле и верховой езды .
Учил три языка : английский , немецкий и французский ;
постигал искусство фотографии , увлекался рисованием комиксов и карикатур .
На Пасху и Рождество ездил к бабушке в Санкт-Петербург .
"
[ Эйзенштейн , Сергей Михайлович // Википедия по состоянию на 10.05.2025 ]
"
19 августа 1929 года Эйзенштейн вместе с Григорием Александровым и Эдуардом Тиссэ
отправился в зарубежную командировку « для освоения звуковой кинотехники » .
Участвовал в организованном под патронажем
Андре Жида, Луиджи Пиранделло, Стефана Цвейга и Филиппо Томмазо Маринетти
Международном конгрессе независимого кино , который проходил 3—7 сентября 1929 года в замке Ла Сарра в Швейцарии .
5 сентября с участием « группы Эйзенштейна » был снят
шуточный короткометражный фильм « Буря над Ла Сарра » о борьбе Независимого кино с Коммерческим .
В Швейцарии Эйзенштейн также выступил консультантом просветительского фильма об абортах
« Горе и радость женщины » , снятого Эдуардом Тиссэ в качестве режиссёра . Во Франции был художественным
руководителем экспериментального музыкального фильма Григория Александрова « Сентиментальный романс » .
В Берлине помог начинающему режиссёру Михаилу Дубсону доснять фильм « Ядовитый газ » .
Поездку на Запад он использовал для пропаганды советской культуры , читая лекции и доклады
в Цюрихе , Берлине , Гамбурге , Л о н д о н е , К е м б р и д ж е , Антверпене , Амстердаме , Брюсселе , Париже .
30 апреля 1930 года Эйзенштейн заключил в Париже контракт с американской кинокомпанией Paramount .
В Голливуде написал сценарии « Золото Зуттера » , « Чёрное величество » , « Американская трагедия » .
В последнем разработал метод внутреннего монолога , позволяющий воплощать на экране
внутренний мир , психологию человека . Эти сценарии Эйзенштейна высоко оценили
Теодор Драйзер и Эптон Синклер , Чарльз Чаплин и Уолт Дисней ,
но Paramount воздержалась от их постановки .
"
[ Там же ] ( разрядка моя , — И.Ш. )
В к а к о м с м ы с л е и к а к о й с т е п е н и Э й з е н ш т е й н е в р е й
" 24 августа по личному указанию Сталина
Эйзенштейн как русский представитель советской интеллигенции
выступил на состоявшемся в Москве митинге представителей еврейского народа : "
24 августа 1941 года на еврейском митинге
Эйзенштейн выступил как полукровка .
Взрослый Сергей Михайлович Эйзенштейн , видимо , был атеистом ,
а в детстве его пытались воспитать православным христианином ,
если на Рождество он ездил к бабушке . Он не был евреем буквально ,
т.е. он
не читал Тору , не посещал синагогу , не соблюдал Кашрут
и , видимо , не был обрезан .
Однако его отец родился и в течение всего детства рос как 100%-ный еврей .
Отец Сергея Михайловича Эйзенштейна ,
" гражданский инженер Михаил Осипович Эйзенштейн ( первоначально Моисей Иосифович Айзенштейн ) ,
происходил из еврейской купеческой семьи Васильковского уезда Киевской губернии .
Дед по материнской линии , Иван Иванович Конецкий , родился в городе Тихвине .
По рассказам , пришёл в Петербург пешком .
Там вступил в подряды , женился на купеческой дочери и открыл дело — « Невское баржное пароходство » .
После смерти Ивана Конецкого дело его приняла жена , Ираида Матвеевна .
Конецкого похоронили в Александро-Невской лавре . Ираида жила в квартире на Старо-Невском проспекте
с дочерью , Юлией Ивановной , которую выдали замуж за инженера Михаила Осиповича Эйзенштейна .
Впоследствии он стал рижским городским архитектором
и дослужился до чина действительного статского советника , что давало право на потомственное дворянство для детей .
Ираида Конецкая умерла от инсульта на паперти храма , молясь перед надвратной иконой .
Михаил Эйзенштейн умер в Берлине и был похоронен на русском кладбище в районе Тегель .
"
[ Там же ] .
Свидетельство о публикации №225051100451