советский режиссёр Эйзенштейн в период ВОВ

советский режиссёр Эйзенштейн в период ВОВ

"
27 июня 1941 года   Эйзенштейн опубликовал в газете « Кино »
статью « „ Диктатор “ .  Фильм Чарли Чаплина »  —  о фильме « Великий диктатор » .
На следующий день статья была перепечатана с сокращениями « Комсомольской правдой » .
      3 июля   он выступил по радио для США с речью об Отечественной войне советского народа .
8 июля   в газете « Кино » была опубликована его статья « Со Сталиным к победе » .
11 июля   газета Московского военного округа « Красный воин » опубликовала
его статью « Фашистские зверства на экране » — о военных выпусках немецкой кинохроники студии УФА .
19 июля   в газете « Красный флот » вышла его заметка « Громите , сокрушайте подлых захватчиков » .
18 июля   он опубликовал в газете « Кино » заметку « Гитлер зажат в клещи » .

7 августа   в связи с успешной работой киностудии « Мосфильм » в условиях Великой Отечественной войны
Эйзенштейну как художественному руководителю студии была объявлена благодарность .
Он был включён в состав редколлегии по выпуску « Боевых киносборников » .
Выступил на « Мосфильме » с докладом на совещании , посвящённом оборонной киноновелле .
      24 августа   по личному указанию Сталина
Эйзенштейн как русский представитель советской интеллигенции
выступил на состоявшемся в Москве митинге представителей еврейского народа :

            В смертельной схватке сейчас встретился носитель звериной идеологии — фашизм
            с носителями гуманистического идеала — Советским Союзом
            и великими его сподвижниками в этой борьбе — с Великобританией и Америкой .

            « Дайте мне точку опоры и я переверну землю ! » — говорил Архимед .

            « Дайте нам точку опоры , — взывают из мрака угнетённые фашизмом народы , — и мы
            расправимся с нашими поработителями ! »

            Есть такая точка опоры !

            Опора в этой священной борьбе — Советский Союз .

            Славяне уже поднялись .    И не должно остаться на поверхности земного шара ни одного еврея ,
            который тоже не поклялся бы всеми доступными ему средствами и силами участвовать в этой священной борьбе .

Подписал опубликованное   25 августа 1941 года   в газете « Правда » коллективное обращение « Братья евреи всего мира ! » .

6 октября   был освобождён от обязанностей художественного руководителя киностудии « Мосфильм »
на время работы над фильмом « Иван Грозный » .
8 октября   опубликовал в газете « Правда » статью « Кино против фашизма » .
14 октября   вместе со студией выехал в эвакуацию в Алма-Ату .
16 ноября 1941 года   был утверждён членом художественного совета
Центральной Объединённой киностудии ( ЦОКС ) в Алма-Ате .

24 мая 1942 года   подписал коллективное обращение « К евреям всего мира ! » ,
принятое на состоявшемся в Москве Втором митинге представителей еврейского народа .

26 июля 1944 года   Эйзенштейн возвратился из Алма-Аты в Москву .
5 сентября 1944 года   вошёл в состав художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совнаркоме СССР .
"
[ Эйзенштейн , Сергей Михайлович  //  Википедия по состоянию на 09.05.2025 ]

г а з е т а   « К и н о »   в   1 9 4 1

Согласно Википедии ( см. выше ) ,
в газете « Кино » с 22.06 по 31.12.1941
Эйзенштейн опубликовал 3 статьи :
27 июня — « „ Диктатор “ .  Фильм Чарли Чаплина » ,
8 июля — « Со Сталиным к победе » ,
18 июля — « Гитлер зажат в клещи » .

О значимости газеты « Кино » в начале ВОВ
сложно найти достаточно подробные сведения .
      Однако можно считать , что она
не входила в тройку самых популярных ( массовых и влиятельных ) газет ,
но была всесоюзно известна и довольно значима .

В статье  " Газета « Кино » "  (   https://www.sovmedia.ru/journalist/gazeta-kino/   )
на   sovmedia.ru   сообщается :
"
КИНО  —  еженедельная газета Комитета по делам кинематографии при СНК СССР ,
первоначальное название — « Кино-газета » , выходила с 11 сентября 1923 г.
Сначала издавалась на 8 полосах половинным форматом « Правды » ,
затем обычным для центральных газет форматом , тираж — 3—5 тыс. экз.
"
[   https://www.sovmedia.ru/journalist/gazeta-kino/   по состоянию на 09.05.2025 ]
      3—5 тыс. экз.  —  для СССР тираж никчёмный .
Но это только в 1923 году :
"
К пятилетнему юбилею ( сентябрь 1928 г. ) тираж газеты составлял 30 тыс. экз. , а к концу года — 46 тысяч .
"
[ Там же ]
      46 тысяч — тоже немного ,
но в 1941-м тираж , возможно , был больше
( в цитируемой статье сведений о тираже газеты " Кино " после 1928 нет ) .
"
В предвоенные годы « К. » выходит крупным форматом на четырех полосах .  ...
Последние два номера — за 22 октября и 1 ноября 1941 г. — вышли малым форматом .
"
[ Там же ] .

Алексей Волынец 05.05.2020 в статье " Почему пресса военных лет была стратегическим ресурсом "
на Профиле  (   https://profile.ru   )  сообщает :
"
Мы знаем про мобилизацию и эвакуацию промышленности с началом войны .
      Но пресса СССР в том роковом июне 1941 г. тоже начала свою мобилизацию , свой переход на военные рельсы .
Среди массы директив и стратегических решений , принятых в Кремле в первые дни боев ,
есть и малоизвестное даже историкам постановление Секретариата ЦК ВКП ( б ) .
Подписанный Сталиным документ назывался просто – « О красноармейских газетах » .
      В реальности это было решение о мобилизации всех СМИ страны :
за счет сокращения гражданских изданий планировалось массовое развертывание военной прессы .
Отныне специалисты , оборудование и газетная бумага в первую очередь предназначались фронту .

Если до начала войны в СССР выходило 39 центральных газет , то с июля 1941 г. их оставалось всего 18 .
      Из 29 отраслевых газет , издававшихся в Москве для всей страны
– таких как « Советская торговля » , « Легкая промышленность » , « Архитектурная газета » и т.п. , – прекратили выходить 20 .
Тогда же было закрыто свыше двух сотен областных , краевых и республиканских газет .
"
[   https://profile.ru/society/
pochemu-pressa-voennyx-let-byla
strategicheskim-resursom-298648/
по состоянию на 09.05.1015 ]
"
Ряд газет и журналов были объединены .  Например ,   три популярных до войны общесоюзных издания ,
« Советское искусство » , « Кино-газета » и « Литературная газета » , объединили в одно – « Литература и искусство » .
"
[ Там же ] .

Обратите внимание , что :
1.
газета " Кино " вошла
в  6 / 13  центральных газет
и в  9 / 29  ( меньше трети )  центральных отраслевых газет ,
сохранённых в июле 1941-го ;
2.
газету " Кино " Алексей Волынец назвал популярной .

Прочтите снова приведённую выше цитату из Википедии и обратите внимание , что
с 22.06 по 31.12.1941 Эйзенштейн опубликовал по одной ( как минимум , по одной )
статье ещё в трёх ( как минимум , в трёх ) газетах :
1.
в газете Московского военного округа « Красный воин » ,
2.
в газете « Красный флот » ,
3.
в газете « Правда »  ( которая , несомненно ,
входила в тройку самых влиятельных советских газет ) .

З н а н и е   Э й з е н ш т е й н о м   я з ы к о в

03.07.1941 Эйзенштейн " выступил по радио для США с речью об Отечественной войне советского народа " .
По-английски ?

"
... Сергей Эйзенштейн описывал своё детство как « время печали » .
Родители любили его , но , будучи заняты собой , не уделяли ему должного внимания .
      В 1906 году , во время Первой русской революции , семья уехала в Париж .
Там Сергей впервые увидел кинофильм .
      По возвращении домой в 1908 году поступил в рижское реальное училище .
Помимо основного образования, он получал уроки игры на рояле и верховой езды .

Учил три языка :  английский , немецкий и французский ;

постигал искусство фотографии , увлекался рисованием комиксов и карикатур .
На Пасху и Рождество ездил к бабушке в Санкт-Петербург .
"
[ Эйзенштейн , Сергей Михайлович  //  Википедия по состоянию на 10.05.2025 ]
"
19 августа 1929 года Эйзенштейн вместе с Григорием Александровым и Эдуардом Тиссэ
отправился в зарубежную командировку « для освоения звуковой кинотехники » .
      Участвовал в организованном под патронажем
Андре Жида, Луиджи Пиранделло, Стефана Цвейга и Филиппо Томмазо Маринетти
Международном конгрессе независимого кино , который проходил  3—7  сентября 1929 года в замке Ла Сарра в Швейцарии .
5 сентября с участием « группы Эйзенштейна » был снят
шуточный короткометражный фильм « Буря над Ла Сарра » о борьбе Независимого кино с Коммерческим .
      В Швейцарии Эйзенштейн также выступил консультантом просветительского фильма об абортах
« Горе и радость женщины » , снятого Эдуардом Тиссэ в качестве режиссёра .   Во Франции был художественным
руководителем экспериментального музыкального фильма Григория Александрова « Сентиментальный романс » .
В Берлине помог начинающему режиссёру Михаилу Дубсону доснять фильм « Ядовитый газ » .
      Поездку на Запад он использовал для пропаганды советской культуры , читая лекции и доклады
в Цюрихе , Берлине , Гамбурге ,   Л о н д о н е ,    К е м б р и д ж е ,    Антверпене , Амстердаме , Брюсселе , Париже .

30 апреля 1930 года Эйзенштейн заключил в Париже контракт с американской кинокомпанией Paramount .
      В Голливуде написал сценарии « Золото Зуттера » , « Чёрное величество » , « Американская трагедия » .
В последнем разработал метод внутреннего монолога , позволяющий воплощать на экране
внутренний мир , психологию человека .   Эти сценарии Эйзенштейна высоко оценили
Теодор Драйзер и Эптон Синклер , Чарльз Чаплин и Уолт Дисней ,
но Paramount воздержалась от их постановки .
"
[ Там же ] ( разрядка моя ,  —  И.Ш. )

В   к а к о м   с м ы с л е   и   к а к о й   с т е п е н и   Э й з е н ш т е й н   е в р е й

      " 24 августа   по личному указанию Сталина
Эйзенштейн как русский представитель советской интеллигенции
выступил на состоявшемся в Москве митинге представителей еврейского народа : "

24 августа 1941 года на еврейском митинге
Эйзенштейн выступил как полукровка .

Взрослый Сергей Михайлович Эйзенштейн , видимо , был атеистом ,
а в детстве его пытались воспитать православным христианином ,
если на Рождество он ездил к бабушке .   Он не был евреем буквально ,
т.е. он
не читал Тору , не посещал синагогу , не соблюдал Кашрут
и , видимо , не был обрезан .

Однако  его  отец  родился  и  в  течение  всего  детства  рос  как  100%-ный  еврей .

Отец Сергея Михайловича Эйзенштейна ,
" гражданский инженер Михаил Осипович Эйзенштейн ( первоначально Моисей Иосифович Айзенштейн ) ,
происходил из еврейской купеческой семьи Васильковского уезда Киевской губернии .
      Дед по материнской линии , Иван Иванович Конецкий , родился в городе Тихвине .
По рассказам , пришёл в Петербург пешком .
Там вступил в подряды , женился на купеческой дочери и открыл дело — « Невское баржное пароходство » .
      После смерти Ивана Конецкого дело его приняла жена , Ираида Матвеевна .
Конецкого похоронили в Александро-Невской лавре .  Ираида жила в квартире на Старо-Невском проспекте
с дочерью , Юлией Ивановной , которую выдали замуж за инженера Михаила Осиповича Эйзенштейна .
Впоследствии он стал рижским городским архитектором
и дослужился до чина действительного статского советника , что давало право на потомственное дворянство для детей .
      Ираида Конецкая умерла от инсульта на паперти храма , молясь перед надвратной иконой .
Михаил Эйзенштейн умер в Берлине и был похоронен на русском кладбище в районе Тегель .
"
[ Там же ] .


Рецензии