Необыкновенный человек

                СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ
 

     Листая подшивку Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик», обратила внимание на интригующий заголовок - «23 осколка». А когда увидела подпись под заметкой, не смогла не прочесть, потому что написала её Тербунская школьница Ксения Мячина. Девочка с гордостью рассказывала о своём прадеде, участнике войны Дмитрии Андреевиче Жестик. Захотелось подробнее узнать о жизни этого необыкновенного человека, оставившего заметный след в истории нашего района.

                ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ - ЛЕГКО В БОЮ

    Торжество, к которому выпускники первого в СССР военно-воздушного десантного училища, базировавшегося в городе Первомайске Николаевской области, готовились долго и тщательно, так и не получилось: накануне фашисты напали на нашу землю. Началась самая страшная и кровопролитная война на планете Земля. Попав с первых дней в самое её пекло, вчерашний выпускник этого заведения Дмитрий Жестик понял, почему военной подготовке курсантов уделялось столь серьёзное внимание.
   
     Крылатое суворовское выражение «Тяжело в учении - легко в бою», нередко произносимое  командиром училища, обрело конкретный смысл в первый же день войны. Отличник учёбы, курсант Жестик, легче, чем другие справлялся с поставленными нелёгкими задачами. К концу учёбы он совершил около трёхсот прыжков с парашютом. Причём более половины из них – затяжных. А сколько сапог истоптал в марш-бросках, сколько километров прополз по-пластунски, даже сам точно сказать не мог.
     Не раз вспоминал, какую «мясорубку» прошёл, прежде чем зачислили в эту школу. Отбирали в неё здоровых ребят, которые должны были отвечать самым высоким требованиям медкомиссии. А у него, как не у всех, внутренние органы располагались «зеркально». Были даже случаи, когда во время осмотра врачи не могли найти его сердце. Когда же узнавали, что оно у парня с правой стороны, страшно удивлялись: такие случаи в медицине исключительно редки!
    
       Но это, как говорил Жестик, никак не отражалось на его здоровье. Он был вынослив и силён, до армии лучше других работал в колхозе, занимался спортом, имел золотой значок ГТО. Поэтому крепкому юноше, родившемуся в селе, легче, чем другим, давались в школе десантников все дисциплины. Дмитрий сразу научился стрелять без промаха, колоть финкой и закладывать взрывчатку. Одним из первых в группе освоил «морзянку», овладел приёмами рукопашного боя, другими премудростями диверсионной науки. И никак не мог взять в толк: зачем такая муштра? Где она может пригодиться ему и другим курсантам в мирной жизни?
      
      Пригодилась, да ещё как! Если бы не приобретённые в школе знания, серьёзная физическая закалка и выносливость во время сложных тренировок, погиб бы в первые же дни. «Спрос с курсантов в первой в Советском Союзе школы ВДВ был самый строгий, - откровенничал Дмитрий Андреевич после войны. – Не зря нас прозвали на фронте «крылатой пехотой». Наши ребята успешно выдержали все испытания, какие выпали на долю легендарной, 6-й воздушно-десантной бригады».
    Боевое крещение вчерашнего курсанта произошло в Бессарабии уже 23 июня 1941 года, когда он должен был выполнить сложное и ответственное задание в тылу врага. Группе солдат, которую возглавил Жестик, предстояло на парашютах проникнуть на захваченную фашистами территорию и уничтожить самолёты  на аэродроме противника, а также взорвать мост, чтобы фрицы не смогли продвигаться дальше.
   
     К счастью, Дмитрию хорошо были знакомы эти места: он не раз бывал здесь в 1940 году, когда служил в армии. Знал и расположение объектов, где должна была действовать его группа. А так как в десанте подобрались толковые, достаточно подготовленные солдаты, уверенно шёл на это рискованное боевое задание.
    
                ПРИКАЗ ВЫПОЛНЕН!

    Высадили их ночью. Под покровом темноты группа успела замаскировать парашюты, сориентироваться на местности. Дмитрий Андреевич до конца своих дней помнил каждое мгновение того нелёгкого дня, когда пришлось лицом к лицу встретиться не только с ненавистным врагом, но и со смертью.
   
     И без того тревожная предрассветная тишина вдруг нарушилась сильным дождём. Медлить было нельзя. Действовать надо молниеносно и сплочённо, пока враг досматривает сны. Но прежде необходимо убрать охрану. Ему, 21-летнему парню, который и цыплёнка никогда не убивал, предстояло, как и остальным, уничтожить не одного врага. Вот где сразу же пригодилась полученная в десантной школе подготовка!
    Какими усилиями им это досталось, вспомнить страшно. Не обошлось без потерь и среди наших смельчаков. Но приказ командования был выполнен. Десантники взорвали мост и уничтожили все семнадцать самолётов противника, который был повергнут в шок молниеносным и дерзким нападением советской горстки бойцов. Наверное, уже тогда фашисты поняли, как нелегко им придётся воевать на чужой земле.
   
   А впереди было ещё не одно подобное боевое задание, где требовались не только сила, ловкость, но и отвага. У Дмитрия всего этого хватало сполна. Так он был приучен с детства – добросовестно и ответственно выполнять  любое дело. Не раз доказывал это в ходе жесточайших боёв за украинские города и различные объекты.
   Отправляясь в тыл врага, Жестик с боевыми товарищами подрывал охраняемые мосты и укреплённые переправы, железнодорожные пути и другие важные коммуникации, разрушал линии связи, уничтожал склады с боевой техникой и продовольствием. Особенно тяжело пришлось в ходе оборонительной Киевской операции, начавшейся 7 июля 1941 года. Части группы армий «Юг» к концу месяца достигли Киевского укреплённого района, где захватили аэродром и посёлок Жуляны.
   
     Первой вступила в бой 6-я воздушно-десантная бригада под командованием подполковника Виктора Жолудева. Благодаря умелому руководству, мужеству и героизму наших бойцов, немецкие части были отброшены на 15 километров от столицы Украины. Но сокрушённый враг не собирался сдаваться. Собрав все силы, после многочасовой артиллерийской и авиа-подготовки, он 26 сентября смог оттеснить наши войска в Лизогубовский лес. Но и, оказавшись в тылу противника, крылатая пехота наносила фашистам один удар за другим. Пройдя с боями около 200 километров, корпус смельчаков сумел выбраться из окружения, и 29 сентября занял оборону на правом фланге 40-й Армии.

   В «Киевском котле», как назовут эти кровопролитные сражения историки, оказались тогда 452700 человек, свыше 2600  орудий, 1225 миномётов и 64 танка. Стоявшие насмерть красноармейцы, полтора месяца не пускали противника в столицу Украины, полностью сорвав планы Гитлера о «молниеносной войне». А отвлечение значительных сил московского направления дало возможность хорошо подготовиться к обороне сердца нашей Родины – Москвы.
   И хотя потери людей и техники были огромными (кстати, и фашистов полегло в тех боях почти 130 тысяч), даже немцы назовут эту операцию «крутым тактическим успехом» советских войск и «причиной неудачи» под Москвой в декабре 1941 года.
   
    В боевой операции под Киевом Дмитрий Жестик получил серьёзное ранение. Весь изрешеченный и почти безнадёжный, он всё-таки выжил, пролежав в госпиталях целых девять месяцев! Так и закончилась война для одного из её мужественных и смелых бойцов, потому что передвигаться он мог теперь лишь на костылях. И хотя воевал недолго, домой возвратился с орденами на груди -  Славы третьей степени и Отечественной войны второй степени.

                НИ ДНЯ БЕЗ ДЕЛА

    Вернувшись в родную Каменку, что недалеко от райцентра Тербуны в Липецкой области, комсомолец Жестик сразу же «поковылял» в РК ВЛКСМ, чтобы найти применение оставшимся силам. Ему предложили должность инструктора Тербунского райкома комсомола, так как физически работать не мог. Несмотря на больные ноги, взялся за дело с присущим ему рвением. Много читал, стараясь «не отставать от жизни», а заодно и «повысить профессиональный уровень». Вскоре бывшего воина назначили старшим налоговым инспектором райфинотдела.
   
    Дмитрий Андреевич и тут зарекомендовал себя с лучшей стороны. Областное начальство уже предлагало ему престижное место в Курске (тогда Тербунский район относился к этой области), но судьба распорядилась иначе. Райком партии настоятельно предложил коммунисту Жестику стать народным судьёй – на место чем-то не угодившего вышестоящему начальству.
    - Вы уже ни один год являетесь народным заседателем в суде, неплохо знаете законы, - констатировал секретарь райкома. – Уверены: будете ответственно и  добросовестно вести дела.
   
    Всё так и случилось, когда Жестик взялся за новую работу. Скрупулёзно, день за днём набираясь опыта, трудился, не покладая рук. Нередко засиживался в кабинете до полуночи. Тем более что постоянно учился. Жене Татьяне Поликарповне  приходилось тащить на своих плечах большое хозяйство и четверых ребятишек, которые рождались один за другим. Но она понимала и во всём поддерживала мужа-инвалида, который, в конце концов, благодаря упорству и силе воли, бросил костыли.
    Вот только начальству всю жизнь так и не смог угодить, так как старался жить по законам справедливости и совести. А в советское время всё и за всех решала партия, в жёсткие рамки которой он «вписывался» не всегда, поэтому не раз за свою долгую трудовую жизнь менял места работы. Но на каждой добивался наивысших производственных успехов. Последние годы возглавлял нефтебазу, сделав  и её образцовым предприятием.

   Неудивительно, что вплоть до самой смерти (а умер Дмитрий Андреевич на 83-м году в феврале 2003-го) земляки с уважением относились к этому принципиальному, кристально честному и порядочному человеку, прошедшему войну. Память эта и до сих пор живёт в сердцах тех, кто знал коммуниста-воина Жестика.
   

               


Рецензии