Гордиев узел и свобода выбора. Часть вторая
Теперь другая логика. Апофатическая. Она сводится к простому вопросу: - ЗА ЧТО МЫ В ОТВЕТЕ?
Если от нас ничто не зависит, то у нас не может быть никакой вины, никакой ответственности, - но ведь это абсурд! Никакое сообщество, никакие отношения не могут существовать в таких условиях.
И «оправдание» Ефремова, на самом деле,- nonsense, чушь. Мы не только интуитивно «чувствуем», но и понимаем это.
Помимо логики, действуют и другие аргументы: - наши чувства и эмоции не приемлют логику первого вида: порой чувство вины никакой логикой подавить не удаётся. Нам бывает за что-то стыдно. В нас неумолимо действует совесть. Даже у самого бессовестного человека она где-то, пусть и негромко, не назойливо, но заявит о себе. Пускай попытки заглушить её вполне успешны, всё равно — «есть, что заглушать». А те, кто патологически лишен совести напрочь, - они такие же уроды от рождения, как слепорожденные или горбатые.
(И это, кстати, также - не их личный изначальный выбор, что относится к логике первого рода, - это такая же изначальная "данность", как и наличие совести у тех, у кого она есть. "Данность" - кем? Кем?).
Один автор заметил, что каннибалу, спокойно поедающему печень соседа, совесть не позволяет украсть у него бумеранг.
Ответственность перед совестью, - это и есть ответственность перед Богом, ведь покаяние - это и есть наш ответ своей собственной совести, который мы и приносим на исповедь. Или не приносим, оставшись с нею наедине.
Тему «стяжания благодати», «обретения Царствия Небесного» затрагивать здесь не будем, хотя она также с рассматриваемой связана.
Теперь под другим углом. Если всё-таки пытаться применить к Божьим «мотивациям» человечью логику, то, если «на всё воля Его», абсолютно на всё, то Он заранее выбирает (назначает) для неких индивидов в финале - ад. И Спасение для них заранее исключено. Остаётся спросить, - а для чего тогда Богу ад? Он ведь ничего не делает зря. И как это сочетается с Его Любовью?
Привнесение в эти построения таких понятий, как «предузнание»,«предсуществование» - является, по сути, «искусственным приёмом», разрешению парадокса не помогает, поскольку они не укладываются ни в первую, ни во вторую из представленных смысловых структур.
Итак. Против «другой логики», по сути, возразить нечего. Аргументы отсутствуют.
Но и в логике «первой» тоже всё выстроено достаточно стройно и убедительно.
Так в чём же, всё-таки, был «неправ» бл. Августин? Кто скажет? Кто предоставит убедительные, логически выстроенные контраргументы? Катафотические. Без ссылок на волевое решение, авторитетные мнения и бездоказательные вердикты.
Свидетельство о публикации №225051100669
Ад - это педагогическая выдумка. Впрочем, допускаю также, что ад - это мир в котором мы сейчас пребываем. В любом случае, он (ад) или конечен, или вовсе не существует. Наша жизнь не имеет никакого смысла, кроме смысла получения опыта. Опыта страданий и смерти. Зачем нас через это проводит Творец? Ответа нет, но я верю, что Он имеет некие благие цели.
Ваши невысказанные мысли о покаянии и благодати. По сути, могут быть вполне встроены в теорию приобретаемого здесь опыта.
Я понимаю, что мои вердикты могут быть вами признаны бездоказательными. Но дело в том, что рассуждения о смыслах бытия в принципе строятся на мировоззренческих концепциях в основе которых вера. Я не претендуя на истину - всего лишь поделился тем, что сейчас более-менее удовлетворяет меня..
Алекс Разумов 17.11.2025 23:21 Заявить о нарушении