Десятословие - Заповедей десять или девять?

     Лично я, по убеждениям своим, стал христианином в основном под влиянием книг Эммануила Сведенборга. И потому, сами по себе Божественные Заповеди (или Десятословие), чисто по форме записи, воспринял именно так, как они изложены в его трактатах – то есть так, как это принято в лютеранстве (протестантизме). И только где-то потом уже, гораздо позже, я с удивлением осознал, что в значительной части Христианского Мира (например, в православии) их формулировка несколько иная, нежели у Сведенборга. Я имею в виду разницу в трактовке второй Заповеди у православных, а также девятой и десятой у протестантов и тех же католиков. Есть ещё некоторые нюансы в трактовках и других Заповедей, но они уже не настолько значительны как вторая, девятая и десятая.
     О чём идёт речь?..
     Прежде всего, на мой взгляд, стоит обратить внимание на вторую Заповедь у православных. Она следует вслед за первой и самой главной Заповедью, которая во всех конфессиях по сути и по форме едина, и в которой Господь Бог говорит нам о том, что:

     1. «…да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»

     А далее у православных значится следующее:

     2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

     В то время как у протестантов и католиков вторая Заповедь гласит:

     2. «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно».

     Мне неизвестно, почему возникла такая разница в подходе к формулировке второй Заповеди в разных христианских конфессиях и какие были на то религиозные обоснования, но лично сам для себя, внутренне, я согласен с трактовкой протестантов и католиков, поскольку считаю, что вторая заповедь у православных – это скорее следствие первой Заповеди, то есть, своего рода её смысловое продолжение. И в Книге Исход (и в Книге Второзаконие), когда Моисей провозглашает Заповеди евреям, на мой взгляд, он просто-напросто разъясняет им для более широкого понимания суть и значение первой Заповеди, и происходит это вплоть до того места, где начинается следующая Заповедь (третья у православных, но вторая у протестантов и католиков):

     «…Исх.20:2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
     Исх.20:3 ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ ПРЕД ЛИЦЕМ МОИМ.
     Исх.20:4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
     Исх.20:5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
     Исх.20:6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
     Исх.20:7 НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, НАПРАСНО, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно…»

     И потому я убеждён, что если уж Заповеди специально делить на пункты по их основной сути, (вне связи с нумерацией стихов в Книгах Ветхого Завета), то первые две должны формально выглядеть именно так, как это принято у протестантов и католиков.
     Но вот зато уже в трактовке последней Заповеди лично я полностью солидарен с тем, как это сделано именно у православных:

     10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего»

     Поскольку это практически полностью соответствует по смыслу, логике и форме тому, как это сказано в Ветхом Завете (причём единым и цельным стихом).
     В Книге Исход:

     «…Исх.20:17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего…»

     И в Книге Второзаконие:

     «…Втор.5:21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего…»

     А вот протестанты с католиками почему-то делят эту заповедь на две части, но при этом логика разделения у них различная – и, по-моему, очень даже поверхностная и безосновательная.
     У протестантов:

     9. «Не пожелай дома ближнего твоего…»
     10. «Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его, ни скота его, ничего из того, что есть у него…»

     У католиков:

     9. «Не пожелай жены ближнего твоего».
     10. «Не пожелай имущества ближнего твоего».

     Видимо, просто-напросто одни за основу разделения девятой и десятой Заповедей взяли последовательность перечисления из Книги Исход, а другие – из Книги Второзакония. Но в любом случае, лично мне кажется, что это неправильно – делить последнюю Заповедь на две части. А лучше всего было бы оставить всё как есть в Ветхом Завете – как это и сделали православные.
     Но вот какой интересный вопрос возникает в связи со всем вышеизложенным. А зачем вообще нужно такое странное и, как мне кажется, во многом искусственное разделение девятой и десятой Заповедей у протестантов и католиков, а также добавление второй Заповеди у православных?.. Почему нельзя было обойтись без этого малопонятного и не совсем логичного формализма?..
     С одной стороны, ответ на этот вопрос во многом очевиден: и православные, и протестанты с католиками, стремятся довести количество Заповедей до десяти. И не менее очевидно, что цифра эта – десять – коренится в самой трактовке названия библейского Завета Бога с человеком: Десятословие. То есть, логика прямая и вроде бы безоговорочная: раз сказано «десять слов» – значит и Заповедей тоже должно быть десять. Вот, вроде бы, и весь сказ… Единственная проблема только оставалась у отцов-основателей церковных конфессий – правильно разделить сказанное Моисею Богом на горе Синай на десять частей… Однако, вот тут-то и проявились логические неувязки в попытках формально подойти к данному вопросу – о чём и было весьма подробно сказано выше.
     В процессе длительных размышлений у меня появилась своя версия гармоничного «подсчёта» Божественных Заповедей, но прежде чем я её изложу, мне бы хотелось всё-таки представить для полного обозрения то, как Заповеди могли бы выглядеть в самой, на мой взгляд, логичной последовательности. При этом, мною ничего нового, в общем-то, не предлагается, просто будет отсутствовать «лишний» пункт. А почему он «лишний» – постараюсь внятно объяснить уже далее по тексту.
     Итак, по моему мнению, Заповеди Десятословия (в смысле пунктуации) должны выглядеть так:

     1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
     2. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
     3. Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
     4. Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле.
     5. Не убивай.
     6. Не прелюбодействуй.
     7. Не кради.
     8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
     9. Не пожелай дома ближнего твоего, не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабыни его, ни скота его, ничего из того, что есть у него.

     Конечно, словесную формулировку каждой из Заповедей вполне можно редактировать и корректировать, но вот именно по пунктам, я убеждён, всё выглядит вполне логично и самодостаточно. Заповедей – девять, но никак не десять. И совершенно не нужно этого бояться...
     В своё время я задался целью самому себе ответить на следующий вопрос: а вообще, где-нибудь в Библии говорится, что Заповедей именно десять?.. Не «Десятословие», а именно – «десять Заповедей»?.. На данный момент лично мои изыскания не дали положительного результата. Как я понимаю, нигде, ни в Ветхом Завете, ни в Евангелие, нет формулировки Заповедей – по пунктам – именно в количестве десяти. Даже обозначение «Десятословие», и то упоминается, по моим данным, только у Моисея в Пятикнижии… А в Евангелие Господь Бог, в образе Иисуса Христа, вообще не стремится ограничивать количество Заповедей какой-либо цифрой и, кстати говоря, также не стремится их как-то последовательно систематизировать при перечислении. Фактически – только у Моисея в Пятикнижии можно найти самое «устойчивое» и «всеохватывающее» перечисление Божественных Заповедей. И их, я убеждён, по количеству – девять.
     В своём стремлении разобраться в данном вопросе, я пришёл к выводу, что понятие «Десятословие» и цифра 9 совершенно не противоречат друг другу. Более того, «Десятословие», как понятие, очень даже логично оговаривает девять Божественных Заповедей, и вот почему…
     Существует религиозно-историческая версия – и в этой версии, на мой взгляд, больше правды, чем выдумки – что пророк Моисей обладал немалыми метафизическими способностями и познаниями. Поскольку до того, как Бог призвал его к миссии освобождения древних евреев из рабства, он был – ни много ни мало – египетским жрецом!.. Я не буду сейчас вдаваться во все тонкости исторических расследований, объясняющих эту версию, поскольку в наше время с помощью Интернета любой желающий может сделать это самостоятельно. Я только скажу так: если внимательно прочитать первые пять книг Ветхого Завета, то совершенно не останется сомнений в том, что Моисей абсолютно не на ровном месте придумал и разработал целую систему законов, заклинаний и ритуалов иудейской церкви. И совершенно не случайны были все те чудеса, сопровождавшие продвижение иудеев в Землю Обетованную, которые весьма подробно описаны в Пятикнижии и в других книгах Ветхого Завета. Так же как совершенно не случайно такая загадочная метафизическая наука как Нумерология весьма подробно присутствует во всех книгах Библии…
     Я не буду больше ничего говорить о метафизике Слова Божьего вообще и о том, как и зачем применяется Нумерология в книгах ветхозаветных пророков и в Евангелие – поскольку я очень и очень некомпетентен в подобного рода вопросах. Я просто вернусь обратно к теме своих рассуждений о количестве Божественных Заповедей. Мне кажется, в данном случае это будет более правильным.
     И далее я представлю, наконец, свои рассуждения, почему Заповедей должно быть девять, и почему, при этом, их безусловно можно объединить общим понятием «Десятословие»… И вот здесь уже, в контексте этих отвлечённых рассуждений, я попробую применить свои общие, незначительные познания в Нумерологии.
     Итак, числа 9 и 10… О них можно много чего прочитать на безбрежных просторах Интернета, и почерпнуть из бумажных изданий, но суть почти везде будет сводиться примерно к следующему (вольно пересказываю цитаты из различных источников, авторы которых популярно излагают суть Нумерологии как науки):

     « …Метафизический смысл числа 9 связан с идеей полноты и совершенства, заключенной в нём и связанной с синтезом трех миров, то есть тройной троичностью (Бог, Универсум, человек)… В своем божественном аспекте девятка означает божественную силу и мощь Творца, проявляющуюся в материальной среде закономерностей… В своем природном аспекте число 9 символизирует физический план бытия, в котором проявляется закон троичности… В своем человеческом аспекте девятка олицетворяет собой идею духовной мощи, выражающейся во владении всеми тремя мирами, то есть идею Посвящения…
     Метафизический смысл числа 10 состоит в том, что оно, продолжая линию, намеченную числом девять, символизирует идею абсолютного совершенства и числовой завершенности, возвращающей к источнику всех однозначных чисел - единице… В своём божественном аспекте число 10 означает Небо, Высшую Целостность, Абсолютную Полноту, возврат к единице на новом уровне… В своем природном аспекте десятка символизирует проявленную природу, материю, выполняющую Небесную Волю и Верховный Закон… В своем человеческом аспекте число 10 символизирует то, что может быть названо Богочеловечеством, реализующим Царство Божие на земле…
     Ну а метафизическое значение числа 1 не столько в том, что она представляет собой первый порядковый элемент натурального ряда чисел с точки зрения современной математики, сколько в том, что она выступает как символ Целостности и Единства…». На этом цитирование закончилось.

     Если же теперь попробовать перефразировать общий смысл нумерологических определений цифры 9 и 10 применительно к Божественным Заповедям, то, на мой взгляд, вполне можно сказать так: Божественных Заповедей – девять. И в них вся полнота и совершенство союза человека с земным миром и Богом. И тут же можно парадоксально добавить, что их, тем самым – всё-таки десять, потому что полноценное сочетание ДЕВЯТИ заповедей – это гармоничный переход через число 10 к числу 1 (поскольку ноль, это, вообще говоря, не число, в метафизическом смысле). А число 1 – символ Божественной (Гармоничной) целостности и единства мира.
     То есть, если сказать о девяти Божественных Заповедях – «Десятословие», – то это значит, в переносном смысле сказать что-то типа «вся Божественная Полнота, сказанная земными словами». Или, допустим, сказать – «вся Полнота, сказанная Словом»… Или, допустим, «завершённость и полноценность Слова»…
     А если ещё вспомнить, что Божественные Заповеди это не что иное как Завет Бога и человека, то можно, наверное, сказать, что «Десятословие» в переносном смысле значит «вся краткая полнота Завета, сказанная словами».
     Тем самым, выразиться о Заповедях этим понятием – Десятословие – значит дать не количественную, а прежде всего качественную оценку Заповедям как концентрированному своду Божественных Законов для человека. Для человека земного, с его ограниченными духовными способностями в понимании Божественного. И соблюдая эти Законы, человек всегда будет угоден Богу в своём земном существовании…
     Вот, пожалуй, и всё, что мне хотелось бы на данный момент сказать на тему Божественных Заповедей с точки зрения их количества. Конечно, я знаю, что в Христианстве не приветствуется излишний интерес к метафизике (и я во много согласен с тем, что ещё со времён Моисея было жёстко ограничено стремление обычного человека к подобного рода знаниям), но, тем не менее, если подобного рода информация может послужить объяснениям тех или иных противоречий в человеческой интерпретации библейских текстов, то, на мой взгляд, это вполне допустимо.
     Хотя, если кто-то из христиан захочет оспорить мои рассуждения о количестве Божественных Заповедей – в особенности упирая на то, что Нумерология изначально неприменима в подобных рассуждениях – я совершенно не буду спорить с таким подходом. Ведь если на то пошло, то самое главное для нас – это неукоснительно соблюдать Божественные Заповеди. И именно в этом – самый главный залог духовного развития человека. А вовсе не в количестве Заповедей…
     Закончу свои длительные рассуждения следующей цитатой из Евангелия от Марка:

     Мк.10:17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
     Мк.10:18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
     Мк.10:19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
     Мк.10:20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
     Мк.10:21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

     Сам Господь Бог в Своём духовном общении с людьми при перечислении Заповедей не придерживался какой-то особой «законсервированной» и «железобетонной» системы их количественного устройства. И потому, наверное, девять их, всё-таки, или десять – нам знать не самое главное…


Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)


Рецензии