Мои родители усиленно копили на старость
В детстве мы с братом ходили исключительно в вещах, которые нам отдавали родственники, соседи и знакомые.
-Дети быстро вырастают из своей одежки и обувки. Зачем что-то покупать, если люди отдают почти не ношенные вещи? - говорила мама.
Себе они тоже почти не покупали одежду - ходили в старенькой, порой на сто раз шитой-перешитой. Им иногда тоже что-то отдавали - кто-то похудел или поправился, кто-то купил себе что-то новое, а старое не носит. Впрочем, это было крайне редко.
Конфеты мы с братом видели только в новогодних подарках, что давали в саду и школе, да когда кто-то угощал. У нас в семье даже сладкий чай не пили. Впрочем, то, что мы пили и чаем-то назвать сложно. Как сейчас помню, мама в кипящий чайник высыпала чайную ложку заварки и немного соды. Она говорила, что от соды чай темнее и крепче становится.
При этом мама с папой усиленно работали, брались за любые подработки. Деньги складывали на сберкнижку.
Говорили:
-Вот уйдем на пенсию и половину скопленного потратим на то, чтобы объехать все республики Советского союза и в несколько стран социалистического мира съездим (на сколько денег хватит). На остальные деньги будем жить до глубокой старости припеваючи.
Я, как только получила аттестат о неполном среднем образовании, подала документы в училище, где было полное государственное обеспечение (раньше были такие учебные заведения) и пошла работать, чтобы к учебному году хоть немного приодеться.
Ближе к зарплате, родители уже довольно потирали руки - денег в их кубышке прибавится, ведь умница доченька тоже кое-что получит в этот раз. Жили мы в достаточно большом селе, но это не исключало вероятность того, что мою зарплату выдадут кому-то из родителей. Я подошла к бригадиру полеводческой бригады и объяснила ситуацию.
-Не боись, девчуля! Умоются они! Я предполагала нечто подобное и уже договорилась с председателем: как только поедут за деньгами в банк, возьмут тебя с собой. Там же получишь свою зарплату и председатель отвезет тебя кое-куда, где тебе помогут купить то, чего мы, простые колхозники, чаще всего не видим. Есть у него связи. Только тс-с-с! Никому не слова.
-Хорошо.
Больше половины зарплаты я потратила на себя, кое-что купила брату и семь рублей с копейками привезла домой.
Кассир, которая вместе с нами ездила получать деньги и которая сразу выдала мне зарплату, предложила:
-Давай я уберу твою одежку в сейф вместе с деньгами. Мали ли, что твоим родителям в голову взбредет.
Им много чего взбрело. И в партком обращались с требованием наказать председателя с кассиром за самоуправство и требовали сдать вещи и отдать им деньги. Даже к участковому ходили. Хорошо, что мы жили в селе и все про всех все знали. Угомонились родители только после того, как участковый припугнул их штрафом за то, что детей голодом морят. Выдумал о том, что есть нормы питания детей, по которым они должны каждый день есть по куску мяса со спичечный коробок, масла столько же, по две столовых ложки сахара и что-то там еще. Может и правда были какие-то такие нормы, мне это не ведомо.
Я помню, как папа возмущался:
-Ишь, чего удумали! Мяса каждому подавай столько, сколько мы на всю семью варим! Мы ж тогда всю свинью сами съедим и продать нечего будет.
-А яйца? Ты слышал? Каждый день по яйцу им подавай! Куда столько? Сделали тюрю из одного яичка, побольше хлеба туда, чтобы посытнее было, водички добавить, чтобы побольше было и на двоих вполне достаточно, - вторит ему мама.
В чем у нас в семье не было отказа, так это в хлебе - его всегда было в достатке и есть можно было без ограничений.
Я хоть и выбрала училище с полным гособеспечением, но пошла на ту профессию, где учиться меньше и не надо заканчивать 9-10 классы. Просто для того, чтобы через год пойти работать. Распределение попросила подальше от родного дома.
Брат был более мягким и покладистым. Ему сказали идти в 9-10 класс, чтобы родителям не тратиться, он и пошел. После школы убедили идти работать вместо получения профессии, он и пошел. Правда через несколько месяцев его забрали в армию. После армии брат женился и отделился от родителей, чем вызвал их недовольство - теперь вся его зарплата утекала из рук родителей.
Прошло еще несколько лет и союз развалился. Все скопленное родителями обесценилось в одночасье. Они не смогли пережить это. Сначала у папы начало пошаливать сердечко, вскоре и у мамы такие же проблемы начались. В 1995 году они ушли один за другим с интервалом в три месяца.
Если мамин уход был неожиданным, то относительно папы врачи предупреждали - осталось несколько дней. Брат сообщил и я приехала, успев застать последние часы жизни папы.
Он был в сознании. Разговаривал с трудом, малопонятно, но хотел выговориться. Просил прощения за голодное и нищее детство. Сожалел о том, что вместо того, чтобы, как все, жить здесь и сейчас, зачем-то копили на старость не думая о детях.
Мама не дожила до пенсии по возрасту два года, а папа всего пять месяцев.
Записано со слов О. Е. Костровой
Свидетельство о публикации №225051100729