Казалось за нами кто-то наблюдает

С 12 лет, после гибели родителей, мой муж воспитывался в семье дяди.

Когда мы поженились и хотели снять для себя однокомнатную квартиру, дядя сказал:

-Зачем вам тратиться на съемное жилье? У Вити своя комната - живите в ней и копите деньги на свое жильё. У нас хозяйство, огород. Будете нам помогать и нам хорошо и вам - еще одна статья экономии: нет нужды на продукты тратиться.

Мы и жили. Тратились только на оплату телефонов, да проезд на работу и обратно. Вещей себе практически не покупали. Нам хотелось побыстрее накопить и отделиться, чтобы родить ребеночка. Было внутреннее понимание того, что, если родится ребенок, нам будут не так рады.

Сам дядя племянника очень любил и всячески поддерживал его. Дядина супруга относилась в нему хорошо, но я неоднократно слышала из ее уст:

-Только дети разъехались и мы начали жить для себя и тут племянничек нарисовался.

Здесь уместно будет пояснить, что между мамой Виктора и его дядей было 16 лет разницы и были они от разных браков. Дядин отец жив и по сей день, а отец его погибшей сестры погиб в аварии за неделю до рождения дочери.

У дяди двое взрослых детей, которые после школы уехали учиться в областной центр и, кроме как на летние каникулы, да в отпуск, домой больше не возвращались. Как сказала его взрослая дочь:

-Мне в детстве хватило и грядок и живности.

Мы с Витей работали, после работы шли на грядки, в стайку... Справедливости ради, нужно сказать, что никто на нас не взваливал всю работу в огороде или в стайке - хозяева и сами вкалывали. Они, в отличие от нас работали с раннего утра, потом так же шли на работу, а вернувшись шли в огород. Работы хватало всегда и всем. Благодаря им, я и консервировать научилась, и корову с козой доить научилась.

Так прошло почти три года. Потом дядя внезапно заболел и очень быстро угас.

Сразу после поминок его супруга сказала:

-Ищите себе жилье - я продаю дом, скотину и уезжаю к детям. Давно мечтала об этом, да супруг даже слышать об этом не хотел.

О том, чтобы выкупить дядин дом даже речи быть не могло. Он хоть и стоял на окраине поселка, но был просторный, добротный и стоил немалых денег.

Мы занялись поиском жилья. На первое время решили присмотреть себе что попроще, да подешевле, чтобы позже иметь возможность увеличить площадь.

На второй или третий день нам попадается объявление о продаже требующего ремонта дома по приемлемой цене.

Сам по себе дом не требовал ремонта. Нужно было сделать косметический ремонт внутри. Хозяйка пояснила:

-Я не живу здесь уже девять лет. Сдавала дом, а жильцы плохо следили за порядком . Я-то в области живу, сюда не наездишься с проверками. Платили исправно и ладно. А сейчас мне понадобились деньги и я предложила либо выкупить, либо съехать. Жильцы съехали.

Откровенно говоря, скопленных нами денег не хватало на покупку дома. Всего семьдесят тысяч не хватало. Мы сразу обозначили этот момент. Муж хотел обратиться в банк за кредитом и просил подождать.

Хозяйка предложила:

-Даете сейчас сколько есть, а остальные выплатите мне в течение 3 месяцев. Годится?

Естественно, мы согласились.

Дядина жена разрешила нам забрать все, что было в нашей комнате, отдала мебель с веранды (старенький обеденный стол с шестью стульями и две изготовленных дядиными руками тумбочки), а так же снабдила посудой на первое время. Для нас и это было счастьем, потому что купленный дом был полностью освобожден от мебели и инвентаря.

Кое-кто из друзей и коллег подкинули нам шторы, постельное белье, кухонный текстиль. Сосед дяди Коля вызвался на безвозмездной основе помочь с переездом на своем грузовичке.

Меня насторожила его реакция, когда дядя Коля остановился у нашего нового дома.

-М-да!

Чувствовалось, что мужчине не понравился наш выбор. Я поняла это по-своему:

-Со временем сделаем ремонт, приведем в порядок двор.

-Дай-то Бог! - только и сказал мужчина.

Он поспешил уехать, едва мы разгрузились, сославшись на дела.

-Что это было? - удивленно спросил муж.

-Не знаю. Вообще-то дядя Коля любопытный и словоохотливый, а тут даже в дом не зашел.

-Вот и я о том же.

Нельзя сказать, что дом находится на краю села, но и от центра далековато.

Во дворе дома напротив никого не видно, но на веревке сушится белье. Справа от нас никаких признаков жизни и двор заросший - там, скорее всего, никто не живет. Слева от нас людей не видно, но двор ухоженный, собака на цепи.

Денег на ремонт все равно нет, потому мы решили пока перемыть все, расставить мебель, разложить нехитрый скарб. Тут пришло понимание, что у нас ничего нет для этого. Положим, можно использовать в качестве тряпки старую футболку или что-то другое, но у нас нет ни ведра, чтобы принести воды, ни какого-нибудь тазика, в чем можно смачивать эту тряпку или состернуть вещички.

-В магазине наверняка есть. У меня еще полторы тысячи осталось и сегодня к вечеру расчёт обещали перевести, - говорю я.

Витя улыбается:

-Мне уже перевели расчет. Пойдем, конечно. Продуктишек как раз купим и относительно работы поспрашиваем.

В ближайшем к нам магазине ни ведер, ни тазов не оказалось, но нам подсказали, где из можно приобрести, а заодно предложили мне пойти к ним продавцом.

-Я не умею, - смущенно призналась.

-А кем работала?

-Вообще-то я медсестра.

-Медсестру в село не надо, но коль медучилище окончить ума хватило, то и продавцом сможешь. научу. У меня Люба с Аней работали два через два, а теперь Любаша к Федору ушла - ей там через дорогу, а зарплата та же. Приходится самой работать, а это очень неудобно.

Мы с мужем посовещались и решили, что работа в шаговой доступности - это очень хорошо. К тому же, как сказала хозяйка магазина, альтернатива только одна - в селе требуется почтальон, но никто не хочет идти потому что там всего 0.3 ставки (почта работает не каждый день). Относительно мужской работы тоже не фонтан.

-Тут попроще, но не на много. Можно к Федору Натарову на ферму устроиться, но на него народ жалуется - гоняет мама не горюй, а платит мало. Или на лесопилку к Ромке Терехову.

Женщина запнулась.

-А у тебя образование какое-то есть? Где раньше работал?

-В салоне сотовой связи.

-Такого у нас нет. Я просто подумала, что может быть тебя могут взять кнопочки нажимать

Витя смеется.

-Это где так? Что за работа?

-Оператор чего-то там, забыла как называется. У нас же, как ЛЭП протянули, и станцию, и котельную закрыли. Теперь мужики сидят в аппаратной кнопочки нажимают. Беда в том, что там нужно обучение пройти и экзамен сдать. С этим справились, а вот с тем, что начальство строгое не у всех получается. Если приедут и учуят запах перегара или свежака - сразу увольняют. Теперь у нас двое, вместо троих, уже с год работают. Мужики даже в отпуск сходить не могут, заболеть не могут - замены-то нет.

-С этим у меня проблем нет. Подскажите куда обратиться.

Так, в первый же день, мы нашли себе работу.

Вернемся к дому.

С первого мгновения в нем и муж и я чувствовали в нем что-то притягательное и отталкивающее одновременно. Даже при осмотре дома, в абсолютно пустых пыльных комнатах с большими окнами нам было уютно и комфортно. В то же время мы чувствовали себя непрошенными гостями. Как будто пришли к кому-то без предупреждения и нарушили покой хозяев. В тот момент мы подумали. что виной всему запыленные и потертые полы, давно не мытые окна, местами исцарапанные животными обои.

Когда покупали ведро и таз, увидели, что там же продаются за полцены три рулона обоев. Остались по одному рулоны разных рисунков и их уценили. Мы решили, что их можно как-то обыграть и использовать в кухню. По крайней мере одно помещение будет выглядеть более-менее прилично.

Занимаясь поклейкой обоев, я заметила, что муж часто озирается по сторонам и поняла почему - у меня тоже было такое чувство, будто за нами кто-то наблюдает.

На следующий день мы пошли устраиваться на работу и я спросила у Алены Петровны (владелицы магазина):

-Не знаете, кто жил в нашем доме?

Она махнула рукой:

-В последние годы кто там только не жил! Вообще этот дом построили Семенихины. У них раньше большая семья была - шестеро или семеро детей. Дед Егор не заморачиваясь особо планировкой оборудовал две комнаты побольше для детей, маленькую для себя и жены и просторную кухню, где они собирались всей семьей.

Алена Петровна помолчала.

-Потом, как я слышала, на их семью напал мор. Сначала два сына утонули - один провалился под лед, другой кинулся его спасать и оба... С полгода, наверное, прошло и дочь умерла от воспаления легких. Еще что-то с кем-то случилось (рассказывали, но я уже не помню - не жила здесь в то время). За три года семья сошла на нет. Остался один дед Егор. Он хотел вздернуться, но совершенно новая веревка оборвалась, будто ее отрезали.

Пауза.

-Говорят, падая, дед Егор (тогда он еще не был дедом) ушибся головой и потерял сознание. В это время его и нашли. Придя в себя, мужчина сказал, что видел супругу и детей. Они сказали, что он должен жить и помогать людям. Когда я вышла замуж га Игоря и приехала сюда, его все называли не иначе, как дед Егор, хотя мужику еще и полтинника не было.

-Он помогал людям? Как?

Женщина помялась.

-Как тебе сказать? Идет по селу увидит человека и говорит: "Даже не думай Зорьку забивать - с Марты толку мало будет!" Человек оставит корову, а потом видит и правда молодая коровка не такая " молочная или молоко у нее жидкое. Мне, помнится, говорит: "Ты зачем все красное, да желтое мальчишке готовишь?" Я тогда в положении была. УЗИ еще не делали, а по всем приметам у меня девочка должна была родиться.

-А родился кто?

-Сын. Дед Егор же мне потом и сказал: "Зря ты вещички на чердак убираешь - не пригодятся они тебе". Мы думали выждать, когда Дениска в школу пойдет и родить второго ребенка. Не вышло. Сначала предохранялись, а потом я переболела и уже не смогла родить.

-Что стало с делом Егором?

-Пришел, попросил направление в район. Мол, сердечко пошаливает. Ему выписали направление. На следующий день сел в автобус и поехал. Люди подумали, что дремлет в дороге, а когда приехали он уже не дышал. Всем селом хоронили. Дом остался бесхозным и его отдали многодетной семье Лазаревых. Те пожили в нем года три или четыре и уехали. Там поселились Малафеевы. Они привели дом в порядок, оформили его на себя, а через пару лет продали и уехали.

Алена Петровна посмотрела на меня.

-Как раз Резник Леонид Иванович и купил у них дом.

-Кто это?

-Супруг женщины, у которой вы купили дом. Леонид Иванович как раз собирался жениться на Илоне и для нее купил хоромы. Только Илона пожила здесь не долго. Супруг решил собственноручно перекрыть крышу и упав свернул себе шею. Илона стала сдавать дом, а сама вернулась в город. За девять лет четверо жильцов сменилось.

-Почему?

-Не знаю. В основном уезжали из села. Последние жильцы, Зайцевы, съехали потому что Илона решила продать дом.

Не знаю почему, но у меня сложилось впечатление, что это Резник Леонид Иванович с того света наблюдает за нами и нашими действиями. Рассказала об этом мужу.

Виктор возразил:

-Если верить тому, что рассказала тебе хозяйка магазина, то это как раз дед Егор.

-Почему ты так решил?

-Он поехал в больничку из этого дома и не вернулся. Возможно, его дух до сих пор считает этот дом своим.

Не знаю, кто из нас прав был, но мы решили испечь блинов и помянуть прежних жильцов. Не просто помянуть, а поговорить с ними в период чаепития, попросить не пугать нас своим присутствием и все в таком духе.

После этого ни разу не возникало ощущения, что за нами кто-то наблюдает. Более того, было несколько странных случаев.

Мы собирались купить поросенка и уже все приготовили, договорились, что в пятницу придем. А тут женщина у которой мы брать собирались говорит мне в четверг в магазине:

-Я хочу уехать завтра первым автобусом и вернусь только в воскресенье вечером. Может заберете поросеночка сегодня?

-Скажу Вите, чтобы после работы сходил к вам.

Я и сказала. Только муж никуда не пошел.

Как он мне потом рассказывал, зашел в комнату за деньгами, чтобы идти за поросенком, споткнулся на ровном месте, упал на диван и отключился. Не понятно спал он или без сознания был, а только услышал голос:

-Не вздумай брать у них порося!

Когда я пришла с работы, Витя рассказал мне о происшествии.

-Не знаю кто это был, но у меня как-то пропало желание брать у них поросенка. Не зря же они дешевле всех продают.

Не скажу, не поверила, но отнеслась к его рассказу с некой долей сомнения. Еще подумала:

-Может не хочет обзаводиться хозяйством, но и меня обижать не хочет? Поросенка-то я предложила взять.

И, что интересно, женщина та пришла к нам часов в восемь утра:

-Вы за поросенком так и не пришли.

Не зная как объяснить, говорю:

-Извини, вчера не получилось, а сегодня деньги срочно понадобились на другое.

Она стала предлагать в долг, но я отказалась.

Мы все же купили поросенка, но у других людей. А кто брал у тех - все поросята заболели и ни один не выжил. Причем произошло это в ближайшие неделю-две. Думаю, хозяйка знала и поспешила распродать.

Или вот еще случай был.

Я была в положении и мы решили поехать в райцентр, чтобы купить там все необходимое для малыша (кроватку, коляску, пеленки-распашонки). Договорились с человеком, который ехал по своим делам и должен был взять нас в обе стороны. Утром встали, а моей шапки нет. Везде посмотрели, везде заглянули - шапки нет!

Виктор говорит:

-Звоню и говорю, что мы не поедем. Не спроста это.

Машину, на которой мы должны были ехать, занесло на скользкой дороге и она перевернулась. Водитель отделался переломами, а там где должны были сидеть мы - все всмятку.

Такие случаи были неоднократно.

Написано по рассказам Д. К.


Рецензии