Старик и йог. Тумкать надо

Старик любил приходить в заброшенный амфитеатр на закате, посидеть в тишине и одиночестве в золотой час особого света.

А сегодня он обнаружил там йога, тот сидел лицом к заходящему солнцу с закрытыми глазами.

Старик прокашлялся, йог не отреагировал. Тогда старик присел неподалёку и тоже стал смотреть в сторону заката.

Вдруг йог запел.

- Эй, как там тебя! - взвился старик, - это уже перебор!

Йог открыл глаза и посмотрел на старика отсутствующим взглядом.

- Тихо сиди, говорю! - не унимался старик, - ферштейн?

Йог улыбнулся и медленно кивнул.

- Ну вот так-то лучше, - тоже кивнул старик, - ты же тут не один, а мне твои песнопения ни к чему, мешают.

- Никто не может помешать тебе, пока ты сам этого не позволишь, - звучно отозвался йог.

- Никто, может, и не может, а ты мешаешь, - настоял старик.

- Источник блаженства - внутри тебя, и он не зависит от окружающего, - отозвался йог.

- Что за богопротивный подход?! - удивился старик.

- А в чём богопротивность? - в свою очередь удивился йог.

- Сказано же, - стал поучать старик, - и увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы, так? А раз даже Богу важно, хорош свет или нехорош, то человеку  - и подавно! А ты мне тут в уши льёшь! - заключил старик.

Йог помолчал, обдумывая услышанное.

- А ну как я тебя сейчас палкой огрею, хочешь? - предложил старик, - проверим тогда, зависишь ты от происходящего, али не зависишь!

- Не хочу, - резонно ответил йог.

- Вот то-то же! - кивнул старик, - не хочешь! А в уши льёшь, не подумав! Тумкать надо!

- Думать, что ли? - переспросил йог.

- Думать, думать, что ли! - передразнил его старик, - тумкать! Тумкать надо, говорю!

- Хорошо, можно и подумать, - мирно согласился йог, - а о чём?

- Да вот хоть о твоём деланном миролюбии, - не унимался старик, - пришёл, понимаешь ли, в моё любимое место, разрешения у меня не спросил, и стал петь, игнорируя моё покашливание, - выдвинул обвинение старик. - Ты ведь не будешь отрицать, что есть палка, да что там - целая дубина, ядерное оружие, которое может тебя огреть, сколько ты ни строй из себя умника!

- Соглашусь, что не могу повлиять на текущий расклад сил, но не отменять же по этой причине жизнь, - резонно возразил йог.

- Я не предлагал жизнь отменять, - усмехнулся старик, - а тебе говорю, не строй из себя умника! Наглядно же показал, что помешать всегда можно. И в нашем с тобой случае ты выступаешь в качестве помехи, - пояснил старик.

- Мне уйти? - уточнил йог.

- Да сиди уже, - проворчал старик, - ничего не понимаешь в моём недовольстве, - улыбнулся он.

- Так поясни мне твоё недовольство, - терпеливо попросил йог.

- Ты какой-то противоестественный, - задумался старик, - не реагируешь на покашливания, - хитро добавил он.

- Вот оно что, - сказал йог.

- Ещё и поёшь после этого, - вызывающе сказал старик.

- А как было надо? - уточнил йог.

- Ох, и что мне с тобой делать, - посетовал старик, - как дитё малое! Ну уж точно, зная обо мне, можно было как-то кивнуть хотя бы, что ли, - стал учить его старик.

- Мне казалось, что Вы, как и я, внимаете Солнцу, а не мне, - пояснил йог.

- И поэтому ты решил петь? - удивился старик.

- Не поэтому, - ответил йог. - То есть, да, поэтому. В том смысле, что пел я потому, что был на такой волне, а не потому, что Вы пришли.

- Вот! - поднял палец старик. - Ты пел потому, что уже так настроился! И тебе был дорог твой настрой! И потому ты мой приход не смог принять ... уважительно.

- Возможно, - задумался йог, - но почему Вам это не понравилось?

- А потому, мой дорогой, что Солнце для тебя где угодно есть, а меня ты здесь и сейчас встретил! - хохотнул старик. - Странно, что такие вещи требуется объяснять! - заметил старик.

- Вы правы, у меня внимание настроено на природные феномены, а люди кажутся неинтересными, - согласился йог.

- Я и говорю, неестественный ты какой-то, - подтвердил старик.

- Может быть, у каждого своя естественность? - задумчиво сказал йог.

- Не дури, - пожурил его старик, - так ты друзей не найдёшь, а один в поле не воин!

- А надо воевать? - тихо спросил йог.

- Вся жизнь - борьба! - наставительно заметил старик. Йог промолчал.

- Со мной ты можешь и отмолчаться, я тебе не враг. А вот врагу так даже проще. Сейчас ведь хотят лишить человека и речи, связь с Богом прервать, - добавил старик, - и не поможет тебе созерцательность!

- Не стоит беспокоиться о том, чего не произошло, а стоит наслаждаться текущим моментом, здесь и сейчас, - неожиданно заявил йог.

- Э, нет, ты это брось! - взвился старик. - Не дадут! Тебе вирус впарили! Богопротивные мысли изрекаешь! Человек умеет прогнозировать, а ты это принижаешь! И поплатишься за то! Тебя убаюкивают, чтобы не дёргался, когда придут тебя приходовать... - старик оборвал свой шквальный натиск на печальной ноте. - Балбес ты! Хоть и йог. А тумкать не научился! - махнул рукой старик. - Тумкать надо! Без этого никак!

- Вот зачем тебе наслаждение текущим моментом, для чего, а? - снова завёлся старик. - Наслаждение ради наслаждения? Конечная цель бытия?

- Так работает йога, - уклонился от прямого ответа йог.

- Ну да, ну да, - промычал старик, - работает она, йога! Куда работает, зачем работает, для чего?

- Йога - это слияние со всем сущим. На твоём языке - с Богом... - тихо ответил йог.

- Ты уже и Бога моего познал! - иронично заметил старик. - Бог у тебя, значит, это всё сущее. Не туда смотришь! Не хочешь тумкать! Твоё слияние - это смерть, растворение. Если это и есть твоя цель - так и скажи, будет понятно. Если так это выразить, многие прозреют. Тебе впаривают добровольный уход от жизни при жизни, вот что. Ты как пустое место, вокруг тебя жизнь кипит, а ты будто и ни при чём. Врагам на радость! - обвинительно завершил старик очередную атаку. - А чем ты со всем сущим сливаться-то собрался?

- Хороший вопрос, - задумался йог.

- Знаю, что вопрос хороший! А хороший ответ будет? - съязвил старик. - Ты йог или буддист? Это не одно и то же, ты в курсе? У буддистов и души-то нет. Виджняна только какая-то, алая- скривился старик. - Которая ни вечна, ни творческое начало, не связана с божественным, и морально не ориентирует. Вот это ты слился! - старик дошёл до сарказма.

- Но ты же со мной сейчас разговариваешь, - улыбнулся йог.

- С тобой, с тобой, - заверил его старик.

- Или с твоими мыслями обо мне? - тихонько уточнил йог.

- Поумничать решил? Запутать хочешь? Ты, как ни крути, но если придёт враг, он разговаривать не будет, он тебя сразу ... сольёт, без всякой йоги, прямым путём, - пригрозил старик. - Ну да ладно, сыграем в твою игру, раз предложил, - уже спокойнее продолжил он. - Мысли, говоришь? Куда ж без них. Вижу тебя, появляются мысли, это, вроде как, норма. Или у йогов иначе? Один из ваших, Садхгуру величать, смеётся с вас же. Говорит, ум невозможно остановить иным способом кроме как умереть. Разброд и шатание там у вас в йоге какое-то, одни ум останавливают, другие потешаеются над этим и говорят, что ум остановить можно только через смерть. То ли клеши, а то ли клещи там у вас повсюду то ли врут, а то ли вритти.  Что скажешь? Ведь и я тебе говорю - к смерти ты стремишься, - ехидно заявил старик.

- Человек - лучший враг себе самому, - мягко сказал йог.

- Умничание и самолюбование, вот чем ты занят, - снова напал старик. - Когда человек желает разговаривать с человеком, то не идёт твоим путём, - неожиданно серьёзно заявил он.

- Я предлагаю посмотреть с другой точки зрения, а ты не желаешь меня слышать, - грустно ответил йог.

- Ты мне тут ваньку не валяй. Предлагает он. Плохо предлагаешь, значит, раз не слышно твоей этой точки зрения другой. Хоть одну точку зрения для начала обрисуй, тогда и к другой перейти можно будет, - потребовал старик.

- Поговори со мной, а не с мыслями обо мне, - попросил йог.

- И как же это сделать? - уточнил старик.

- Тумкать же ты предложил? Вот и тумкай, как это сделать! - весело поддел его йог.

- Ишь ты, хитрец, - осклабился старик. - Снова уходишь от ответа, выскальзываешь, стрелки переводишь, ай да сукин сын! - то ли похвалил, то ли отругал старик йога.

- Но ведь и ты себе не изменяешь, - резонно отметил йог.

- Добро, - неожиданно спокойно согласился старик, - давай тумкать! Значит, ты видишь разницу между тобой и моими мыслями о тебе. Это вроде и так ясно. Ты - это ты. Мои мысли - это мои мысли, даже если о тебе. Ты хочешь сказать, что мои мысли о тебе не соответствуют тебе? Так и это понятно. Я же тебя не знаю, ты больше, чем мои мысли о тебе. Но это не делает мои мысли о тебе ненужными или неважными. У меня нет другого способа взаимодействия с тобой, кроме как через мои мысли о тебе. Или - есть? - задался вопросом старик.

- Тонкость в том, что это именно твои мысли, пусть и обо мне. Мысли другого человека обо мне могут сильно отличаться от твоих, - мягко сообщил йог.

- Вона куда ты привёл! - понял его старик. - Ну так и это понятно. Сзади у тебя затылок, спереди лицо, а уши с разных сторон могут заметно отличаться! - пошутил он.

- Верно, но в твоих мыслях у меня может быть только одно ухо, притом по размерам больше меня самого, или может быть второй нос, и даже вовсе новый, неизвестный орган, - уточнил йог.

- Ты считаешь меня сумасшедшим? - осклабился старик. - Да понял я, понял, - примирительно добавил он.

- Я образно карикатуру сделал, - добавил йог.

- Чего уж, валяй, - махнул рукой старик, - рисуй карикатуры! - было непонятно, доволен старик или нет.- А я дальше тумкать буду. Значит, ты мне доносишь, что в моих мыслях о тебе есть огрехи. Это возможно, разумеется. Да только как их обнаружить-то? - спросил старик.

- Сравнить Ваши версии с моими, - отозвался йог.

- Ишь ты, требовательный какой! Внимание любишь к себе? - заподозрил старик.

- Ну вот, если это был вопрос, то моя версия - нет, я как раз люблю одиначество без внимания к себе. Но если уж разговаривать, то так, чтобы друг друга слышать, а не друг за друга домысливать, - пояснил йог.

- Эвона как, дураком меня сделать взялся, - вопросительно посмотрел старик.

- И снова, если это был вопрос, то нет, не взялся, не дураком сделать, а сообщаю ту самую мою версию: внимание к себе не люблю, нет. Требовательный? Пожалуй, да, но смотря в чём. В таких вопросах - предельно внимательный, я бы сказал. Чего и жду от собеседника, - разговорился йог.

- Ты смотри, заговорил! - довольно отозвался старик. - Раскачался-таки! - удовлетворённо добавил он. - А ну как если я специально тебя раскачивал, а? - хитро прищурился старик.

- Вот оно что! - рассмеялся йог. - Любознательный вы человек!

- А ты как думал, - согласился старик с новым титулом, - любознательный, да! Значит, говоришь, мысли мои о тебе - не факт? - снова взялся за своё старик.

- Лучше, если их сверять с моими версиями обо мне, - подтвердил йог.

- Ну и как же мне знать, и откуда мне знать, что твои мысли о тебе вернее моих, а? - поставил старик вопрос.

- Всё же я к себе ближе Вашего? - вопросительно дал понять йог. - Да и опыт мой жизни с собой подольше, - было непонятно, шутит йог или нет.

- И с чего же мне верить в то, что по причине длительности опыта и якобы близости к себе - твои мысли вернее моих? Я же со стороны смотрю, это совсем другое, так, может, мне и виднее? - не унимался старик.

- Я могу многое такое знать о себе, чего Вам и вовсе неизвестно, - добавил йог.

- Ну так, с твоих же слов, твои мысли о тебе - тоже небезгрешны, и тоже могут быть не то же самое, что ты настоящий? Нет? - не сдавался старик.

- Могут, - признал йог. - И теперь мы оба это знаем, - добавил он.

- Ну ты даёшь. Молодец! - неожиданно похвалил старик. - Обошёл меня с фланга, - хихикнул он. - Ты привёл нас к согласию в том, что мысль о человеке, что посторонняя, что самого человека, не то же самое с этим человеком. Лёд тронулся, мы продвигаемся! - гаркнул старик, и было непонятно, ирония это или такая констатация.

- Спасибо, - скромно поблагодарил йог.

- Ну, потешились, и будет, - вдруг очень серьёзно промолвил старик. - Давай теперь обратно, к нашим вопросам про йогу, - потребовал старик. - Есть душа у йога или нет души, а? Отвечай как есть прямо! - настоял старик.

- Есть разные способы смотреть, - мягко дал ответ йог.

- Снова хочешь, чтобы я тумкал? - догадался старик. Йог просто кивнул.

- Значит, разные способы смотреть, говоришь. То есть, с душой один способ смотреть, а без души - ещё один способ смотреть? Это ты сообщаешь? - спросил старик.

- Есть культуры, в которых люди отличают множество оттенков цвета, и есть культуры, где очень мало оттенков, а глаза у всех примерно одинаковые, почему же при сходных глазах такая разница в восприятии? - вопросом на вопрос ответил йог.

- Вот куда ты ведёшь! - повысил голос старик. - Мы смотрим не только глазом, но и культура настраивает зрение! Да, это есть, - согласился старик. - Молодец! - снова похвалил он йога. Тот улыбнулся.

- А значит, - продолжил мысль йог, - можно видеть и мыслить мир так, что есть душа, и можно мыслить мир так, что есть Пуруша. Но это не одно и то же. Может быть, это как жизнь с точки зрения человека и как жизнь с точки зрения дельфина? - задумался йог. Старик не стал ему мешать. Пусть тумкает!


Рецензии
Серьёзная тема -душа человека. И как её понимают люди разного толка. Сложновато.

Валентина Забайкальская   10.07.2025 10:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.