Звезды падают в сортир
Еще относительно недавно, в 19 веке артисты театров, балерины, лицедеи считались людьми третьего сорта, низшим сословием. Были, конечно, и профессии пониже, например женщины легкого поведения, но эти воспринимались как неизбежные спутники жизни мужской части населения. И те и другие зарабатывали себе на жизнь своим оригинальным умением и не стыдились этого. Хотя наиболее продвинутая часть дворянства воспринимала проституцию, как бедствие, ущербность государственного устройства. Лев Николаевич Толстой, занимаясь благотворительной деятельностью, пытался помочь «несчастным» женщинам, вынужденным продавать себя ради куска хлеба. Однажды он посетил притон в Москве и увидел там вполне здоровую, приличного, хотя и глуповатого вида женщину.
«Она на вопрос, кто она, прямо сказала, что она девка. Она не сказала: проститутка. Только мещанин, хозяин квартиры, употребил это страшное слово. Предположение о том, что у нее есть ребенок, дало мне мысль вывести ее из ее положения. Я спросил:
— Это ребенок ваш?
— Нет, это вот той женщины.
— Отчего же вы его качаете?
— Да просила; она умирает.
Хотя предположение мое оказалось несправедливым, я продолжал говорить с нею в том же духе. Я стал расспрашивать ее, кто она и как попала в такое положение. Она охотно и очень просто рассказала мне свою историю. Она московская мещанка, дочь фабричного. Она осталась сиротой, ее взяла тетка. От тетки и пошла ходить по трактирам. Тетка теперь умерла. Когда я ее спросил, не хочет ли она переменить жизнь, вопрос мой, очевидно, нисколько даже не заинтересовал ее. Как же может интересовать человека предложение чего-нибудь совершенно невозможного? Она усмехнулась и сказала:
— Да кто ж меня возьмет с желтым билетом?
— Ну да если бы найти место в кухарки или куда? — сказал я.
Мне пришла эта мысль потому, что она женщина сильная, русая, с добрым и глуповатым, круглым лицом. Такие бывают кухарки. Мои слова, очевидно, ей не понравились. Она повторила:
— Кухарки? «Да я не умею хлебы-то печь», —сказала она и засмеялась. Она сказала, что не умеет, но я видел по выражению ее лица, что она и не хочет быть кухаркой, что она считает положение и звание кухарки низкими.»
С артистами все было несколько иначе. Известно отрицательное отношение средневековья к актерам, комедиантам, скоморохам. На протяжении длительного времени актер едва ли не непристойная профессия, «пойти в артисты» — позор для уважающей себя семьи. И так было длительное время пока отношение к артистам менялось и постепенно не превратило их благодаря меняющимся условиям жизни людей чуть ли не в элиту и самую богатую часть общества. Люди не жалели денег, чтобы увидеть на сцене себя со стороны в облике каких-то лицедеев, вместе со всеми пороками и достоинствами, или наоборот, увидеть то, к чему люди сами стремились, но достичь не могли.
А лицедеи совершенствовали свое мастерство, уже могли этому обучаться в институтах и выставлять себя публике с большой выгодой для себя. Если у кого- то в начальной стадии восхождения на сцену было желание показать себя, удивить публику своими творческими возможностями или природным даром извергать звуки определенной тональности в определенной вариации и ритме, то постепенно на первое место в их деятельности вышла прибыль, в которой мастерство было лишь инструментом по добыче этой прибыли. Восходить по крутой эволюционной лестнице им помогало государство. Благодаря его, государства, деятельности, создавшей для них целое министерство культуры, благодаря рекламе и финансовой поддержке многие из лиц низшего сословия стали символами нашей культуры и образцом для подражания, хотя по сути своей он не являлись ни тем ни другим. Все это стало очевидно, когда удалось взглянуть на обратную сторону этого театра жизни. А удалось это потому, что, как говорят некоторые бывалые люди, они потеряли берега. И стали устраивать шабаши с невероятными даже для ведьм вывертами, малейшим отсутствием стыда и нравственности, в открытую скучиваться в обнаженные оргии вечеринок, с тряпочными носками на причинном месте.
Но пришел день Победы 9 мая и по традиции людям хотелось слышать запавшие в душу еще с советских пор песни. Исполняли их тогда эти самые «эстрадные вековухи», к этой манере и голосам люди привыкли и хотели слышать их еще раз. Хотя поют эти «звезды» уже давно под фанеру. Попросили их спеть еще, может быть в последний раз, но не беря за это денег. Ведь это священный день для русского человека. Но не тут-то было. «Без денег даже не пикнем, даже под фанеру.»
А если бы их коллегам по классу, женщинам легкого поведения предложили на праздник поработать бесплатно? Вряд ли бы эти отказались. И работали бы даже не «под фанеру.» Какую бы популярность получила бы эта часть общества, наверняка стала бы элитой, заменив собой артистов. Очереди бы стояли больше, чем в Мавзолей при Совке. Может даже министерство для них создали бы, только вот название надо придумать.
Их даже наш президент упомянул в своем выступлении: «Нравится, не нравится-терпи красавица.» Это он, вероятно, имел в виду их праздничное выступление.
Свидетельство о публикации №225051100782