Москва Вознесенский
Вознесенский. Те стихи, которые заинтересовали.
«Антимиры» (1961). – После прочтения стихов мой отзыв из этого же известного произведения, по которому, кажется, на Таганке был спектакль: «Антимиры? Мура!» А спектакль был не по одному стихотворению, а по сборнику с таким же названием.
«Баллада 41-го года. Партизанам Керченской каменоломни» (1960). – Для 17-летнего поэта неплохо.
«В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.
Даже если – как исключение –
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении –
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.
к началу»
«Есть русская интеллигенция» (про астронома-академика Козырева) (1965).
«Замерли» (1965). – О любви.
«Заповедь» 1965. - Рефрен «Благодарю, что не умер вчера»
«Исповедь». – Рефрен «Ну, что тебе надо еще от меня?»
«Миллион роз» (1981). – Знаменитая песня Пугачевой.
«Мы от музыки проснулись.
Пол от зайчиков пятнист.
И щеки моей коснулись
тени крохотных ресниц.
Под навесом оргалита,
нажимая на педаль,
ангел Божий алгоритмы
нам с Тобою передал.
1990-е
«Нас дурацкое счастье минует.
Нас минует печаль и беда.
Неужели настанет минута,
когда я не увижу тебя?
И не важно, что, брошенный в жижу
мирового слепого дождя,
больше я никого не увижу.
Страшно, что не увижу Тебя.»
2000
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
былых возлюбленных на свете нет.»
«Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию –
ностальгию по настоящему.»
1976
«С неба тяжёлого,
сном, чудодейством,
снегом на голову
валится детство,»
1950-е
«Нам жить не долго. Суть не в овациях,
мы растворяемся в людских количествах
в твоих просторах,
Политехнический.»
1962.
Реквием
«Возложите на море венки
под свирель, барабан и сирены.
Из жасмина, из роз, из сирени
возложите на море венки.»
1975
«Ты меня на рассвете разбудишь». – Знаменитая песня из «Юноны и Авась»
« Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли, обожжены?»
1964
«Ты поставила лучшие годы,
я – талант.
Нас с тобой секунданты угодливо
Развели. Ты – лихой дуэлянт!
Получив твою меткую ярость,
пошатнусь и скажу, как актёр,
что я с бабами не стреляюсь,
из-за бабы – другой разговор.
Из-за той, что вбегала в июле,
что возлюбленной называл,
что сейчас соловьиною пулей
убиваешь во мне наповал!»
1972
Еще стихи к песням.
Первый лед (1958)
Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Все в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — сережки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной.
Первый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.
Мерзлый след на щеках блестит —
Первый лед от людских обид.
Верни мне музыку (1958)
Вслед за мной
На водных лыжах ты летишь.
За спиной
Растаял след от водных лыж.
Ты услышь Их музыку, услышь...
Как от волшебного смычка —
Такая музыка!
Уведу Тебя от дома, уведу,
На виду У всех знакомых уведу,
Уведу Быть может, на беду...
Одной натянутой струной
Мы связаны с тобой!
Припев:
Ты сквозь года, ты сквозь года летишь за мной,
Как будто ангел загорелый за спиной!
Верни мне музыку,
Без музыки — тоска...
Мы расстались, но осталась наша музыка.
Никогда Не возвращусь я, никогда.
Никогда Не запоет уже вода.
Без следа, Все смыло без следа...
Ложь не нужна — ей грош цена,
Струна оборвана.
Припев
Подберу музыку (1973)
Я пою в нашем городке
Каждый день в шумной тесноте.
Ты придешь, сядешь в уголке.
Подберу музыку к тебе.
Подберу музыку к глазам,
Подберу музыку к лицу,
Подберу музыку к словам,
Что тебе в жизни не скажу.
Потанцуй под музыку мою,
Все равно, что в жизни суждено.
Под мою ты музыку танцуешь
Все равно, все равно!
Ты уйдешь, с кем-то ты уйдешь.
Я тебя взглядом провожу.
За окном будет только дождь,
Подберу музыку к дождю.
Потанцуй под музыку мою,
Все равно, что в жизни суждено.
Под мою ты музыку танцуешь
Все равно, все равно!
Подберу музыку к судьбе,
Чтоб теплей стало на ветру.
Подберу музыку к тебе,
Как тебя помню — подберу.
Мы нашли разную звезду,
Но всегда музыка одна.
Если я в жизни упаду,
Подберёт музыка меня.
ТАНЕЦ НА БАРАБАНЕ (1980)
Баpабан был плох, Баpабанщик - Бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать:
Так легка, что могла ты на баpабане танцевать.
Когда пляшешь ты, всюду звон такой,
И с ума сошел баpабан большой.
Баpабань, баpабань,
Каблучком его ты не поpань.
Ты - судьба, баpабань на всю планету!
Каблучки, как кастаньеты,
Пpозвучат на целый свет.
Ты - судьба, пусть ты далеко отсюда,
Но со мной осталось
Чудо, словно аккомпанемент.
Когда ты уйдешь, баpабанит дождь,
Баpабанит гpусть и погода - дpянь.
Баpабань, баpабань,
Даже если сеpдце пополам!
Но когда концеpт, баpабанщик - Бог,
Вспоминает он паpу звонких ног...
Баpабань, баpабань,
Даже если сеpдце пополам.
Ты - судьба, баpабань на всю планету!
Каблучки, как кастаньеты,
Пpозвучат на целый свет.
Ты - судьба, пусть ты далеко отсюда,
Но со мной осталось
Чудо, словно аккомпанемент.
Песня на «бис» (1981)
Концерт давно окончен, но песня бесконечна.
Пусть отключат на сцене мой давно уставший микрофон.
Я вместо микрофона спою в бутон тюльпана.
Пусть остается в зале тот, кто верит, верит и влюблен.
Я вам спою еще на бис
Не песнь свою, а жизнь свою.
Нельзя вернуть любовь и жизнь,
Но я - артист, я повторю.
Спою судьбу на бис, пусть голос мой устал.
Знакомые глаза я вижу в зале среди тысяч глаз.
Знакомые глаза, я понимаю вас, я обожаю вас.
Спасибо вам. спасибо вам, спасибо вам за все, спасибо вам...
Я вам спою еще на бис
Не песнь свою, а жизнь свою.
Нельзя вернуть любовь и жизнь,
Но я - артист, я повторю.
Мой микрофон волшебный: все слышат, что ты шепчешь
Единственному в мире, к кому он подключен.
Я много не сказала. Не уходи из зала,
Мой зритель, мой судья, свидетель радостей моих и бед. Не уходи...
Я вам спою еще на бис
Не песнь свою, а жизнь свою.
Нельзя вернуть любовь и жизнь,
Но я - артист, я повторю
Это все стихи.
А теперь поэмы.
«Мастера» (1959)
Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным. Правда, об ослеплении как-то невнятно..
«Лонжюмо» (1963) – Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо. Тоже какие-то сбивчивые стихи. Основная мысль: Ленин не был в эмиграции, он душой был в России – в эмиграции были правящие классы, поскольку продавали Россию.
«Оза» (1964). - Основные темы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов. Какая-то фигня.
«Авось!» (1972)
Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.
Вечное мясо (1977). – Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте. И как он летал по миру. «Жизнь полнится от прироста - чем больше от нее отрываешь, тем более остается...». «Чем больше от сердца отрываешь, тем больше в нем остается.» Ну, здесь хоть проблески какой-то основной мысли.
Андрей Полисадов (1979). - История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение. Это тоже можно считать успешной поэмой. Без его вывертов 20-летней давности. Понятно, о чем он хотел рассказать и с рифмами более-менее нормально.
29.04.25.
«Ров» (1986). - Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны. Это сильная вещь. Местами даже тяжелая. Но тема очень важная.
29.04.25.
«Россия воскресе» (1993). – Нет, это невозможно читать. Бред сивой кобылы.
Проза
Мемуарная проза, публицистика
Книга «Прорабы духа» (1984) – Прочитал половину. Больше не могу. Какие-то обрывки воспоминаний. То в Россию, то в Англию, то еще куда-то.
Ну, что ж, Вознесенский – сильный поэт, хотя очень хороших стихов у него немного. Да и читать его тяжело. И лучшим русским поэтом второй половины 20-го века он, конечно, не является.
Теперь биография из Википедии.
Андре;й Андре;евич Вознесе;нский (12 мая 1933, Москва — 1 июня 2010, Переделкино, Московская область) — советский и российский поэт, публицист, художник, архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и премии Правительства Российской Федерации (2010 — посмертно). Один из известнейших поэтов середины XX века, т. н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник.
Родился 12 мая 1933 года в Москве. В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич писал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра!» После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В школьном возрасте жил в Замоскворечье в 1-м Щипковском переулке, 13/15. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт, где учился у Л. Н. Павлова. Сорок шесть лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.
Литературный взлёт. Крёстным отцом молодого поэта стал критик, сотрудник отдела русской литературы «Литературки» Дмитрий Стариков, который привёл его прочитать поэму к заведующему -отделом Михаилу Алексееву и его заместителю Владимиру Бушину. Его выслушали и решили, что «это надо напечатать». Так в «ЛГ» появилась поэма «Мастера». Лирика поэта отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Александр Евдокимов). Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — почти одновременно вышел в Москве. Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме. Тем не менее, летом 1960 года Вознесенский был благополучно принят в Союз писателей СССР. 30 ноября 1960 года в номере газеты «Литература и жизнь» к 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого Вознесенский опубликовал стихотворение «Крона и корни», попав в «компанию» со статьями А. И. Куприна, А. Б. Гольденвейзера, Ольги Форш, Виктора Шкловского, Алисы Коонен и других именитых авторов. Об этой публикации в 1988 году автор написал в еженедельнике «Неделя»: «В тягостной атмосфере антипастернаковских гонений похоронного лета мне всё же удалось напечатать стихи «Кроны и корни» памяти Пастернака с подзаголовком «Памяти Толстого». На это заявление присутствовавший при литературном взлёте поэта В. С. Бушин откликнулся в «Литературной России» статьёй «Скорбь б/у», напомнив, что «упомянутое стихотворение было опубликован не в „похоронное лето“ (Пастернака хоронили 2 июня 1960 г.), а в самом конце осени, когда никакого „антипастернаковского гонения“ уже не было. А сам певец, известный говорливой любовью к Пастернаку, как раз этим летом был принят в Союз писателей». В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:
Пожар в Архитектурном!
…
Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!
Модный поэт. Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». А в романе Ивана Шевцова «Во имя отца и сына» (1970) выведены молодые поэты с говорящими именами «Новелла Капарулина» и «Артур Воздвиженский», один из которых является автором книги «Треугольный шар» (очевидно, намёк на «Треугольную грушу»). Никита Хрущёв на встрече с интеллигенцией в Кремле в марте 1963 года подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!» Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.
Зарубежные турне
"Запрещённый" поэт неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений:
- 1961 — Польша;
- 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США;
- 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия;
- 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция;
- 1967, 1977, 1983 — ФРГ;
- 1971 — Канада;
- 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания;
- 1973 — Австралия;
- 1978 — Болгария;
- 1981 — Мексика
и мн. др.
В США Вознесенский приобрёл особую популярность, сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:
В Америке, пропахшей мраком,
Камелией и аммиаком…
…
Пыхтя, как будто тягачи,
За мною ходят стукачи…
Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» («Не славы и не коровы…») на стихотворение Вознесенского.
Признание. Путь Вознесенского к международному признанию начался ещё в 1960-е годы. Стихотворный сборник «Антимиры», вышедший в 1964 году в издательстве «Молодая гвардия», в 1966 году вышел в нью-йоркском издательстве Basic Books. Издателями и авторами некоторых переводов были Макс Хейвард и Патриция Блэйк. В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978). Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели. В 2000—2002 годах издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Вознесенского в 5 томах, которое затем было дополнено тремя томами: 5+ (2003), 6 (2005) и 7 (2009). Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом. На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен «Романс морских офицеров» («Я тебя никогда не забуду»), основанный на стихотворении «Сага», написанном в 1977 году. Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».
Общественная позиция. В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.
Болезнь и смерть. Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино сельского поселения Внуковское Ленинского района Московской области (ныне поселение Внуковское входит в Новомосковский административный округ Москвы). Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татианы при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с родителями.
Семья.
- Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
- Мать — Антонина Сергеевна Вознесенская, урожд. Пастушихина (1905—1983), была родом из г. Киржач, Владимирской области. Похоронена рядом с мужем в Москве на Новодевичьем кладбище.
- Сестра — Наталья Андреевна Вознесенская (1930—2012), работала врачом-реабилитологом в поликлинике ЦКБ РАН.
- Прапрадед — Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
- Жена (с 1964 по 2010) — Зоя Борисовна Богуславская (род. 1924), советская и российская писательница, прозаик и эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Их брак продлился 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года.
- Пасынок — Леонид Борисович Богуславский (род. 1951), канадский предприниматель российского происхождения, один из крупнейших инвесторов в интернет- и ИТ-компании, основатель и генеральный партнёр компании RTP Global. Женат, отец четверых детей, живёт в Италии.
У поэта была внебрачная дочь Арина Андреевна Вознесенская (род. 1983), появившаяся на свет в результате романа Андрея Андреевича со студенткой ВГИКа Анной Сергеевной Вронской (род. 1961). Обе уехали в США, когда Арине было 13 лет. Незадолго до своей смерти Вознесенский смог увидеть своего внука Франческо Андрея де Роса (род. 2007); второй внук, Николас Александр, родился в 2012 году уже после смерти Вознесенского.
В середине 1960-х состоял в отношениях с Татьяной Евгеньевной Лавровой (1938—2007), советской и российской актрисой театра и кино, народной артисткой РСФСР. После окончательного расставания Вознесенский написал сагу о «карих вишнях» — «Я тебя никогда не забуду».
Награды.
Государственные награды:
- Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер» (1976)
- орден Трудового Красного Знамени (1983)
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
- Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать»
Другие награды, премии и общественное признание:
- Благодарность Министра культуры Российской Федерации (12 мая 2003 года) — за большой вклад в развитие современной художественной культуры и в связи с юбилейной датой со дня рождения
- В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии
А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
- Почётный доктор СПбГУП с 1998 года
- Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003)
- Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка
В культуре
Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984). В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» («Жил огненно-рыжий художник Гоген»). Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.
На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос». Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девушка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова. Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):
Не учи собаку летать,
Не корми конфетами рыб
И не читай Вознесенского вслух —
Это очень смешно, Очень смешно.
Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии. Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.
Библиография.
Книги и сборники.
Мозаика: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
Парабола: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962. — 110 с. — 50 000 экз.
Антимиры: Стихи. / Худож. В. Медведев — М.: Молодая гвардия, 1964. — 224 с. — 60 000 экз.
Мой любовный дневник. — London: Flegon Press[35], 1966. (без ведома автора)
Ахиллесово сердце: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
Стихи. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках)
Тень звука: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
Взгляд: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
Выпусти птицу!: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.) — 50 000 экз.
Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. / Худож. В. Медведев. Предисл. А. Вознесенского. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
Витражных дел мастер: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. [Государственная премия СССР, 1978.]
Витражных дел мастер: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
Соблазн: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
Избранная лирика. — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз.
Безотчётное: Новая книга. — Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1981. — 256 с.; портр. на облож.; 100 000 экз.
Иверский свет. — Тбилиси: Мерани, 1984
Прорабы духа: Прозаические и поэтические произведения. — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с.; портр.; 200 000 экз.
Ров: Стихи и проза. / Худож. В. Медведев. — М.: Советский писатель, 1987, 1989 (II издание). — 688 с.; 100 000 экз. (На первом форзаце — рис. М. Шагала к стихотворению А. Вознесенского; на втором форз. — портрет А. Вознесенского работы Гюнтера Грасса)
10, 9, 8, 7…. — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
Аксиома самоиска. — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
РOCCIЯ POESIA. — М.: Правда, 1991. — 45 с.; 90 000 экз. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
Стихотворения и поэмы. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза. — М.: РИК «Культура», 1992. — 392 с.
Гадание по книге. — М.: Аргументы и факты, 1994
Не отрекусь. — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
Casino «Россия» (1997)
На виртуальном ветру. — М.: Вагриус, 1998, 2006
Страдивари сострадания: Стихи и проза. — Состав. В. Краснопольский. Худож. Е. Ененко. — М.: Эксмо-пресс, 1999. — 416 с.; портр. — (В пер.); 5000 экз. — ISBN 5-04-002882-2. (Домашняя библиотека поэзии)
Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе. — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999. — М.: Терра, 1999. — 221 с.
Стихотворения. Поэмы. Проза. — Состав. В. М. Мешков. Худож. И. Г. Сальниковой. — М.: «Олимп», «Издательство Астель», «Издательство АСТ», 2000. — 592 с. — 6000 экз. (Отражение. XX век)
Девочка с пирсингом. — М.: Терра, 2000
Лирика (2000)
Моя Россия (2001)
Шар-Пей: Новые стихи и поэмы. — Графические композиции и рисунки автора. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 240 с.: ил. — (В пер.); тираж не указан. — ISBN 5-275-00350-1.
Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
Лирика. (2003)
Избранное. (2003)
Возвратитесь в цветы! (2004)
Избранное (2006)
Стихотворения (2006)
СтиXXI. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — ISBN 5-9691-0141-9. — (Поэтическая библиотека).
Стихотворения. — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (В пер.) ISBN 978-5-699-15493-7. — (Всемирная библиотека поэзии).
Тьмать. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.) — 3000 экз. ISBN 978-5-9691-0218-7. [Премия правительства Российской Федерации, 2010. Посмертно.]
Ямбы и блямбы: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: ил. — ISBN 978-5-9691-0539-3. — (Поэтическая библиотека).
Поэмы
«Мастера» (1959)
«Лонжюмо» (1963)
«Оза» (1964). «Авось!» (1972)
Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.
Вечное мясо (1977).
Андрей Полисадов (1979).
«Ров» (1986). - Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны. Это сильная вещь. Местами даже тяжелая. Но тема очень важная.
«Россия воскресе» (1993)
Проза
Мемуарная проза, публицистика
Книга «Прорабы духа» (1984)
Песни на стихи А. Вознесенского
«90 %» (музыка — Арам Манукян, исполнители — Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)
«Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо»)
«Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль»)
«Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов)
«Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
«В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
«В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе»)
«В моей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
«Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко)
«Вальс при свечах» (музыка — Сергей Никитин, исполнитель — Сергей Никитин)
«Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер)
«Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик)
«Вальс при свечах» (музыка — Дмитрий Смирнов, исполнители — Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга и другие хоровые коллективы)
«Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров)
«Верую в тебя» (музыка и исполнитель — Евгений Мартынов)
«Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин)
«Гетто в озере» (музыка — Shortparis, исполнитель — Shortparis)
«Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Арно Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)
«Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
«Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
«Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва)
«Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов)
«Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле)
«Жил художник в нужде и гордыне» (музыка — Евгений Рыбалкин, исполнитель — Евгений Рыбалкин)
«Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
«Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
«Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
«И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
«Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак)
«Исповедь мореплавателя» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
«Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)
«Любите при свечах» (музыка — Shortparis, исполнитель — Shortparis)
«Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Арно Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян)
«Москва-река» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Людмила Зыкина)
«Меняю» (музыка — Виктор Резников, исполнители — Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»)
«Миллион алых роз» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва)
«Милый мой друг» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель — Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин)
«Муза» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев)
«Муравей» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев)
«Над пашней сумерки не резки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
«Начни сначала» (музыка — Евгений Мартынов, первый исполнитель — Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару)
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — Галина Беседина и Сергей Тараненко)
«Не забудь» (музыка — Виктор Резников, исполнители — бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»)
«Не исчезай» (музыка — Микаэл Таривердиев, первый исполнитель — Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко)
«Не трожь человека, деревце» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
«Новые московские сиртаки» (музыка — Олег Нестеров, исполнители — группа «Мегаполис»)
«Ностальгия» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан»)
«Ностальгия по настоящему» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина)
«Особый друг» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — София Ротару)
«Ода сплетникам» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий)
«О, как хотела мама» (музыка — Shortparis, исполнитель — Shortparis)
«Памяти поэта» (музыка — Давид Тухманов, первый исполнитель — Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев)
«Парижский снег» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Арно Бабаджанян)
«Певец» (музыка — Вадим Байков, исполнитель — Вадим Байков)
«Первый лёд» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
«Песня акына» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий)
«Песня на „бис“» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва)
«Песчаный человек» (музыка — Давид Тухманов, исполнители — группа «Электроклуб»)
«Плачет девочка в автомате» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин)
«Подберу музыку» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно)
«Полюбите пианиста» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)
«Пушинка белая» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко)
«Разлука» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята»)
«Ресторан качается» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов)
«Свадебная цыганочка» (музыка — В. Кеслер, исполнитель — Юрий Богатиков)
«Свеча» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова)
«Свисаю с вагонной площадки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
«Севернее всех» (музыка — Александра Пахмутова, исполнитель — Лев Лещенко)
«Сидишь беременная, бледная» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин)
«Скрипка Паганини» (музыка — Карел Сво;бода, З. Боровец[чеш.], исполнитель — Карел Готт)
«Снег в октябре» (музыка — Сергей Бальцер, первый исполнитель — Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний — под названием «Снежное сожаление»))
«Спринтер» (музыка — Татьяна Дикарёва, исполнитель — София Ротару)
«Старый Новый Год» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина)
«Старый Новый Год» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев)
«Танец на барабане» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк)
«Такое же» (музыка — Виктор Резников, исполнитель — Виктор Резников)
«Тишины хочу» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
«Ты меня не оставляй» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва)
«Убил я поэму» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев)
«Улетаешь, милый…» (музыка — Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина)
«ФИО» (музыка — Shortparis, исполнитель — Shortparis)
«Человек-магнитофон» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев)
«Человек породы Сенбернар» (музыка — Владимир Мигуля, исполнитель — Владимир Мигуля, Михаил Боярский)
«Чу, начинается» (музыка — Shortparis, исполнитель — Shortparis)
«Шарф мой, Париж мой» (музыка — Михаил Барашев, исполнитель — ансамбль «So-Net»)
«Я — Гойя» (музыка — Александр Градский, исполнитель — Александр Градский)
«Я друга жду» (музыка — Юрий Чернавский, исполнитель — Михаил Боярский)
«Я тебя никогда не забуду» (музыка — Алексей Рыбников, первый исполнитель — Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов)
Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» (музыка — Алексей Рыбников)
Память
1 сентября 1993 года в честь А. А. Вознесенского назван астероид 3723 Voznesenskij, открытый в 1976 году советским астрономом Н. С. Черных. 16 мая 2013 года на здании гимназии № 30, где в 1941—1942 годах учился Вознесенский, установлена мемориальная доска; Курган, ул. Станционная, 26. 6 июня 2013 года на доме, где в 1966—2010 годах жил Вознесенский, установлена мемориальная доска; Москва, Котельническая набережная, 1/15. Первая объёмная биография поэта, вышедшая в серии ЖЗЛ в 2015, вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности. 12 мая 2018 г., в день рождения поэта, в Москве, в районе Замоскворечье, где прошло его детство, а также состоялась встреча с Б. Пастернаком, по адресу ул. Бол. Ордынка, д. 46, стр. 3, был открыт Центр Вознесенского. Центр создан по инициативе его вдовы, Зои Богуславской, и её сына Леонида. Для реализации проекта у частного собственника на средства семьи была выкуплена бывшая усадьба штабс-капитана Демидова 1917 г., памятник архитектуры начала XIX века. В 2023 году в издательстве «ФЛИНТА» вышел «Словарь окказионализмов Андрея Вознесенского», содержащий более 2000 авторских новообразований. Издание посвящено «памяти выдающегося русского поэта».
Творчеству и памяти поэта посвящены документальные фильмы и телепередачи:
«Андрей Вознесенский. „Ностальгия по настоящему“» («Первый канал», 2008)
«Андрей Вознесенский. „Последний юбилей“» («Первый канал», 2010)
Если Вас, читатель, заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов на электронную почту atumanov46@mail.ru, или пришлите сообщение на номер 925-700-29-04, или напишите рецензию, если Вы зарегистрированы на сайте проза.ру.
Свидетельство о публикации №225051100790