Мой друг кураж

«Искусство не терпит робости»
 /Виль Липатов/

«Опять в мозгах один кураж.
И вновь,  отбросив «тормоза»,
Я захожу на свой вираж».
/Геннадий Смирнов2/

    Сегодня, 23 апреля 2025 года, у меня было онлайн занятие «Актёрское мастерство для жизни». Я не люблю пропускать эти занятия, потому что они мне очень нравятся. Первую половину дней понедельника и среды я всегда стараюсь освободить для них. Но, к сожалению, бывают непредвиденные ситуации, зависящие не от меня. Вот и сегодня я должна поехать с дочкой к врачу и именно утром. Я предупредила куратора, что буду заходить на занятие по мере возможности.
    Стою на платформе, слушаю, как читают свои произведения: Анатолий Евгеньевич – стихи, Вера Юльевна – очередную главу про Дармоеда, написанную верлибром, Ирина Николаевна – главу своей повести с рабочим названием «Мира талант». Мне ехать до станции Подлипки-Дачные четыре остановки, это примерно 13 минут. Оксана Александровна, наш педагог, спрашивает: «Любовь Васильевна, Вы будете читать?».  Я сказала, что не смогу, так как я уже сижу в электричке. И вдруг слышу, как кто-то из нашей группы говорит: «Любовь Васильевна, а почему бы Вам что-то не рассказать из электрички?». Я тут же подумала: «А действительно, почему бы и нет?». И тут, как это иногда бывает, откуда ни возьмись, пришёл ко мне мой друг кураж.
    Народу в электричке много. Время 9:20. Камера смартфона включена. Меня видит и слышит моя группа. Я показала им вагон с пассажирами. Фактически, это прямой репортаж из вагона электрички. Экспромт. Первое, что мне пришло в голову, это стихотворение Льва Ошанина о Ленине. Позднее на эти стихи была написана песня, которая во времена СССР часто звучала.
Я встала со своего места и громко, чтобы меня слышали все пассажиры в вагоне, говорю:
      – Товарищи! Вчера, 22 апреля, был День Рождения Владимира Ильича Ленина. Ему исполнилось бы 150 лет!
И продолжаю:
          Ленин всегда живой,
          Ленин всегда с тобой –
          В горе, в надежде и радости.
          Ленин в твоей весне,
          В каждом счастливом дне,
          Ленин в тебе и во мне!
Пока я читала, люди начали поворачиваться в мою сторону. Чем больше людей поворачивалось, тем громче и сильнее становился мой голос. Смотрю в Zoom, где идёт наше занятие. Ставшие уже такими родными лица улыбаются. Мне показалось, что даже чёрные квадратики начали расширяться в улыбке. Эти улыбки были мощной поддержкой моего дебютного выступления. Электричка всё ближе подъезжала к моей станции. Я пошла к двери, открывающейся в тамбур. Остановилась около неё и говорю:
         – Товарищи, это у меня был экзамен по актёрскому мастерству. Спасибо за внимание. Всем счастливого пути. До свидания.
    Несколько человек захлопали в ладоши. Я вышла в тамбур, а затем и на платформу. Попрощалась с группой и выключила смартфон.
    Сев в машину, рассказала дочке про своё выступление в электричке. На что она сказала: «Странно, что тебе не вызвали скорую помощь и не увезли в соответствующую больницу».

              У этой истории было продолжение.

«Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!».
/А.С.Пушкин/

Буквально на следующий день, во второй его половине, днём, я опять еду в электричке, но теперь уже до Москвы. Народу в вагоне на этот раз немного. Сижу и что-то читаю в интернете. Подходят ко мне две женщины и с ними молодой человек. На вид им около тридцати лет.
          – Простите, мы тут спорим между собой. Вы это или не Вы вчера в электричке про Ленина читали?
То ли с гордостью, то ли со страхом ответила
         – Я!
         – А Вы про актёрское мастерство что-то сказали. Вы актриса?
Молчу. Совершенно не знаю, что сказать. И тут опять, откуда ни возьмись, мой друг кураж.          
       – Нет, я только учусь.
На их лицах было написано всё. Недоумение, удивление, интерес.
        – А где Вы учитесь?   
Кроме театрального училища имени Щукина я ничего не могла вспомнить.
         – В Щукинском театральном училище.
         – А сколько Вам лет?
         – 3 мая будет 72,  – ответила я, глядя на них с улыбкой.
         – А разве в таком возрасте принимают в театральный институт? – чуть слышно, почти прошептала одна из женщин.
          – Не знаю. В таком, не в таком. А меня приняли.
Замешательство. И тут женщина продолжает всё тем же тихим голосом.
          – А что для этого надо сделать? Чтобы приняли?
          – Оооооо,  – многозначительно сказала я. У меня был такой экзамен. Раз я часто езжу на электричке, то мне надо было пройти все десять вагонов и в каждом вагоне что-то исполнить: рассказать, станцевать, спеть, снять это на видео и предоставить членам экзаменационной комиссии.
         – И Вы это сделали? – почти хором спросила удивлённая троица.
         – И танцевали?
         – Нет! Вот танцевать я не могла. Размах моих танцевальных движений широк, поэтому в узком проходе в вагоне электрички хорошо станцевать я бы не смогла.
Во мне просыпались фантазии, как у барона Мюнхгаузена. Я рассказывала дальше:
 – Поэтому я обошлась без танцев. В одном вагоне я спела русскую народную песню, в следующем патриотическую.
И чем больше я рассказывала, как шла из вагона в вагон, декламируя стихи и исполняя песни, тем увереннее звучал мой голос. Красочнее, как мне казалось, и правдоподобнее звучал мой рассказ. И вот я уже сама почти поверила в то, что говорю:
      – В третьем вагоне, – продолжаю я, – пою  эстрадную песню, в следующем – на английском языке. Затем, переходя из вагона в вагон, читаю стихи поэтов серебряного века, современных поэтов. В каком-то вагоне рассказываю небольшую миниатюру или эссе. Так я смогла показать себя в разных жанрах. В результате просмотра отснятого материала приёмная комиссия дала заключение о принятии меня в театральный институт имени Бориса Щукина.
      – Здорово! – сказал парень.
      – Я бы так не смогла, – сказала одна из женщин.
Другая, взглянув на меня, задумалась и спросила: «А Вы в кино снимаетесь?».
    Сочинять ещё и про съёмки в кино я не решилась.  Поэтому, посмотрев в окно и поняв, что следующая станция – Маленковская, а это уже Москва, и до ВДНХ, куда я ехала, совсем близко. Я попрощалась с ними, пожелала счастливого дня и вышла из вагона.


Рецензии