Чёрный квадрат

    Посвящается
    Татьяне Шушкевич,
    ведь по её просьбе написан
    этот текст

             ...


Ещё попадались
на тротуарах Боровой улицы странные
и сморщенные
старушки,
в нелепых одеяниях
и шляпках,
с инопланетными манерами
дореволюционного
Санкт-Петербурга,
но тон всему местному миропорядку давно и прочно
задавал Ленинград, -
колыбель трёх революций
и обитель  маргинальной
"лимиты"...
В городе была Советская
власть.

Почти в центре культурной столицы
студент Кашалотов грыз гранит горной науки.
Это действо происходило на шестом этаже старинного
дома,
в самом конце Лиговского проспекта.
Был поздний вечер, -
уже начало грязноватой белой ночи, -
где-то половина
двенадцатого...

Студент Кашалотов писал курсовую работу,
что-то скучное, -
из области подземной добычи каменного угля.
Совершенно случайно он посмотрел в окно.
Дом имел двор-колодец,
напротив светилась тусклыми огнями лишь одна
квартира,
на первом этаже.

Студент Кашалотов имел
довольно пёстрое
прошлое,
в Горный институт он
поступил  после армии.
В армии он дослужился до старшины роты,
поэтому студент Кашалотов
был
бывалым.

На первом этаже, сквозь мутные стёкла окон,
проступала чёткая
картинка:

какой-то алкаш избивал
даму, - избивал жёстко
и подло...
Жизнь дамы была в опасности,
ведь алкаш,
схватив даму за волосы, ударял её головой
об батарею
отопления.

Студент Кашалотов
был ещё
и местным дворником,
этот старинный дом был на территории
его участка.
Ещё с дореволюционных времён сохранилась незыблемая
традиция:

дворник отвечает не только за чистоту на своём участке,
но и за порядок,
а также за соблюдение
библейских заповедей.
Одна из этих заповедей
гласила:
не убий!..

Поэтому дворник Кашалотов оперативно скатился
по лестнице
(лифт в его подъезде,
извиняемся, в парадной, - отсутствовал).

Потом студент Кашалотов подбежал
к будке телефона-автомата
(эта будка была рядом со входом-аркой
во двор-колодец).

- Милиция?.. Докладывает дворник Кашалотов,
у меня на участке безобразие типа убийства!..
Срочно приезжайте!

- Собщите адрес!.. И ждите оперативную группу,
товарищ Бармаглотов!..

Оперативная группа была
в составе
трёх милиционеров,
которые все были на двух ногах
и с пистолетами.
Дверь в проблемную квартиру
пришлось взламывать - объединённым и сконцентрированным
пинком.

Дама ещё дышала:
её лицо представляло кровавую
маску, левая рука была
сломана.
Срочно вызвали "скорую"...
Алкаш был неадекватным
и вонял. Один милиционер не выдержал и пнул ногой
этого
алкаша, лежащего
на полу.

Надо было писать бумагу:
кто вызвал,
почему вызвал,
что обнаружено,
кто виноват
и что делать...

Коммунальная квартира
не была
приспособлена
для написания официальных бумаг.
На кухне царил беспорядок на уровне канализационного
засора:

весь кухонный стол был заставлен
древними объедками,

немытой посудой,

засохшими банками
из под бычков
в томате,

недоеденным зельцем,
стоимостью в 54 копейки
за килограмм,

бычками от сигарет "Прима"
и "Астра",

картофельными очистками
и луковой шелухой...

Но это не всё:
 
на стене этого
микробопитомника
висела самодельная
репродукция
картины "Чёрный квадрат"
художника Малевича
(попробуем обойтись без эпитетов!).

Оппа!..
В этой коммуналке была ещё одна комната,
где жила семейная пара, -
они были студентами
местной Художественной Академии.
Репродукция
"Чёрного квадрата" - это их домашняя поделка, украшение интерьера
и вообще!..
На вопросы милиционеров  последовали следующие
ответы:

- не слышали!

- не знаем!

- это не срач, а художественный
беспорядок!

- мы специалисты в монументальной живописи,
но общались с Виктором Попковым,

- нам надо выспаться,
мы утром выезжаем
на пленэр...

Рожи у этой пары были просто омерзительными,
но это частное мнение
студента и дворника
Кашалотова.

Кстати,
на конфорке газовой плиты стояла выварка с отваром из костей.
Эти кости продавались
из задней калитки Колбасного завода,
который граничил
с описываемым
домом на Лиговке.

Потребление этих тухловатых костей считалось обычным делом у окрестных жителей.
Эти жители не считали себя
маргиналами...

Много лет прошло после этого вечера,
но циничный Кашалотов до сих пор неоднозначно
относился ко всем
художникам
и к их творениям,
особенно,
к художнику Малевичу
и к его "Чёрному квадрату".
Он что-то неразборчиво
бормотал...
Некоторые слышали в его бормотании
и такое:

"Говно оно и есть говно!..
Да и
художники, почти все, -
та ещё
шушера!"..
 
Впрочем,
Малевич и остальные художники не виноваты,
ведь они рисовали
с натуры.
И спустились они
не с небес!..


Рецензии