Социалистический расцвет Воронежа. Глава 5
Воронежцы своим трудом опровергли гнусные измышления фашистов о том, что большевикам понадобилось бы более 50 лет, чтобы восстановить Воронеж. Довоенный уровень развития промышленности был превзойден в Воронеже уже 1948 году. Не за 50, а за 10-15 лет воронежцы полностью восстановили свой город; причем не просто восстановили, а фактически построили его заново. В виде руин было оставлено всего одно здание – часть терапевтического корпуса областной больницы на улице Бурденко, знаменитую «Ротонду», как памятник войны.
Советское государство очень скоро после конца Второй Мировой войны начало выполнять план по восстановлению страны. Для этого было принято постановление Совнаркома СССР о восстановлении 15 крупнейших и старейших русских городов от 16 ноября 1945 года: «Совнарком СССР принял постановление о восстановлении 15 крупнейших и старейших русских городов: Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Для этой цели ассигновано на остаток года и на будущий год 764 млн. руб.»
Все рабочие и колхозники, все политработники и управления заводов, весь народ был воодушевлен, был готов самоотверженно трудиться на благо своей социалистической Родины. Именно благодаря этому патриотическому подъему город Воронеж совсем скоро начал подниматься из руин.
20 апреля 1946 года секретарь обкома ВКП(б) В.И.Тищенко на собрании партийно-хозяйственного актива города Воронеж доложил: «В городе Воронеж будут полностью восстановлены заводы с превышением их довоенной мощности: им. Калинина, им. Дзержинского, «Электросигнал», им. Ленина, им. Коминтерна и все другие заводы. Завод СК-2 к концу пятилетки должен давать 45 000 т каучука в год. «Электросигнал» должен будет к концу пятилетки выпускать до 240 000 радиоприемников в год. Шинный завод будет занимать второе место в Союзе. Уже в 1949 году завод должен дать автопокрышек и камер – 1 100 000 комплектов, покрышек и камер для мотоциклов – 600 000 комплектов, велопокрышек и камер – 2 500 000 комплектов, резины – корда для ремонта – 8000 т».
Уже 1 сентября 1946 года воронежские дети пошли в школу. Для многих из них школьный звонок прозвенел впервые. Об этом говорит докладная записка гороно от 2 сентября: «В первый день занятий в школы города пришло 24 719 человек, из них впервые пришли в школу 4788 детей 7-8 летнего возраста. Не явились в школу в первый день занятий по всем школам и классам 1400 человек. Приняты меры к выявлению причин и вовлечению детей в школу. <…> Все учащиеся школ города к началу занятий были обеспечены тетрадями… Гороно, к началу учебного года, получил от облоно и раздал школам 7000 экземпляров учебников».
Воронеж стремительно восстанавливался. Об этом может сказать статья председателя горсовета П.А.Мирошниченко в газете «Коммуна» о восстановлении транспорта, жилищном и культурно-бытовом строительстве от 25 января 1947 года: «Восстановлены и работают 5 бань. Почти 100 000 пассажиров перевозит каждый день трамвай. За 1946 год перевезено 34 800 000 человек. Из 11 действовавших до войны маршрутов восстановлены и работают уже 9 с общим протяжением пути 55,5 км. На улицах города уже 84 трамвайных вагона, до войны их было 132. С января 1944 года работает и готовится к увеличению своей мощности Вогрэс. Городская электрическая сеть восстановила 206 км высоковольтных и низковольтных линий. 450 фонарей освещают 44 км улиц города. В городе за 4 года посажено 112 000 деревьев и 190 000 кустарников. <…> Сейчас в городе работает 41 школа всеобуча и 7 школ рабочей молодежи, 12 техникумов и специализированных средних школ. В городе 8 вузов, в которых обучается 7827 студентов. Теперь в городе 24 больницы на 1988 коек, 21 поликлиника и амбулатория, 52 здравпункта, 9 женских и детских консультаций, 20 детских яслей и ряд других учреждений здравоохранения».
Отрывок из отчетного доклада партбюро Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна от 25 июня 1948 года может показать развитие воронежской промышленности с другой стороны: «Итоги работы за 1947 год таковы: выпуск валовой продукции в 1947 году по сравнению с 1946-м отличается ростом на 40%. Рост производительности труда – 112%... в 1-м полугодии 1948 года изготовлено 16 экскаваторов…»
Воронежский хор народной песни пользовался широкой славой. Об этом говорит приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР о вынесении благодарности Воронежскому русскому народному хору за проведение успешных гастролей по стране от 13 ноября 1948 года: «Проведенные хором в текущем году гастроли по Сибири, Уралу, Кузбассу и Донбассу в течение 3 месяцев (за время гастролей хор обслужил 23 города) прошли с большим художественным и материальным успехом. В результате своей гастрольной поездки хор имеет свыше 90 000 руб. прибыли. Проведено 73 платных концерта, которыми обслужено 69 700 зрителей и 21 шефский концерт для 15 000 шахтеров».
С первого января 1950 года вновь наладился выпуск молодежной газеты «Молодой коммунар». Газета выходила с таким названием с 1928 года. Во время Великой Отечественной войны выпуск газеты был временно прекращен.
О завершении строительства Воронежского мостового завода говорит статья в газете «Коммуна» от 17 января 1950 года: «…Завод не набрал еще полную мощность, не все еще построено, но во всех концах страны уже получают продукцию с меткой «ВМЗ». На Украине и в Сибири, на Кавказе и в Прибалтике, через тихие и бурные реки перекинулись мосты, изготовленные в Воронеже…»
О достижения во Всесоюзном социалистическом соревновании Воронежского завода СК-2 говорит постановление партийно-хозяйственного актива от 8 февраля 1950 года: «На заводе широко было развернуто социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение плана, выпуск продукции отличного качества. Производственная программа по валовой продукции выполнена на 100,9%. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования предприятий министерства за 1-й кв. заводу присуждено 2-е место, за 2-й кв. – 1-е место и знамя Совета Министров СССР, за 3-й кв. завод удержал 1-е место и знамя Совета Министров СССР».
Об освоении новой продукции на заводе им. Ленина в Воронеже говорит статья в газете «Коммуна» от 5 марта 1950 года: «Сейчас полным ходом работают два основных цеха. Советское правительство отпустило средства для сооружения 3-го сборочного цеха. Благодаря огромным успехам рабочие завода успешно справились с освоением нового вида продукции – вальцовых станков-автоматов».
22 апреля 1950 года на площади им. 20-летия Октября, (ныне – им. Ленина) был открыт памятник В.И.Ленину.
В Воронеже широко развивалось искусство, восстанавливались культурные и исторические памятники, организовывались выставки, проходили выступления в театрах, создавалась новая культура. В Воронеже действовала Воронежское отделение Союза писателей СССР, в котором числилось 9 человек, произведения которых уже были приняты для публикации центральным издательством.
К 1953 году Воронеж уже почти полностью был восстановлен после войны, о чем говорит стенограмма пленума горкома КПСС от 15 апреля 1953 года: «В настоящее время в городе восстановлено 98% жилой площади, имевшейся в городе в городе до начала Великой Отечественной войны.
Воронежцы помогали другим городам и районам Советской страны. Об этом говорит, например, корреспонденция газеты «Молодой коммунар» о проводах первого эшелона молодежи на освоение целинных земель от 10 марта 1954 года: «Вчера вечером из Воронежа в Барнаул отправился специальный поезд. Он увез более 400 воронежцев-добровольцев – первую группу молодых патриотов, решивших принять участие в великом всенародном деле – освоении целинных и залежных земель…»
Воронежская молодежь участвовала и в Спартакиаде РСФСР в Москве, показывая отличные результаты в учебе, работе и спорте. Стенограмма конференции городской организации ВЛКСМ от 3 декабря 1955 года говорит: «Ученица средней школы №1 Ю.-В. ж. д. Т.А. Люхина является чемпионкой РСФСР по гимнастике».
Сообщение газеты «Коммуна» от 1 января 1957 года говорит нам о вводе в эксплуатацию малого телевизионного центра в Воронеже: «С 1 января 1957 года Воронежский телецентр будет работать 5 дней в неделю, а с 1 марта – 6 дней в неделю». Самое интересное в истории этого телецентра то, что создан он был энтузиастами завода «Электросигнал» весной 1954 года. В заводских условиях они делали детали. Им удалось успешно продемонстрировать и принять по телевизору первый кинофильм. Вскоре на Плехановской улице появилась первая мачта…
О славе воронежских экскаваторов за рубежом говорит газета «Коммуна» от 7 февраля 1960 года: «…В 1953 году изделия коминтерновцев приобрели 9 государств, а 1959 году они уже имелись в 24 странах. Несколько месяцев тому назад «воронежец» переступил границу Франции, его купила в Советском Союзе одна из фирм…».
6 ноября того же года в этой же газете вышла статья о пуске первой очереди троллейбуса: «…Митинг, посвященный этому событию, открывает председатель горисполкома Н.В.Бельский. Первым получает слово главный инженер СМУ-12 Ласкаржевский, который сказал, что свой скромный подарок – пуск первой очереди троллейбуса – они, строители, посвящают славной годовщине Великого Октября…»
Статья этой же газеты «Коммуна» от 2 декабря 1960 года говорит нам о вводе в эксплуатацию Воронежского станкостроительного завода: «В Воронеже появилась новая отрасль промышленности – станкостроение, которое принято называть сердцевиной машиностроения. <…> 30 ноября 1969 года был выпущен первый опытный образец внутришлифовального станка для шлифования в изделиях отверстий с диаметром от 50 до 100 мм».
В 60-е годы 20-го столетия Воронеж активно развивал области промышленного производства. Увеличивалось качество и количество выпускаемой продукции, осваивались новые направления, строились и модернизировались заводы. Большое внимание уделялось улучшению жилищно-бытовых условий воронежцев. В 1962 году, например, были проложены наружные сети газопроводов на протяжении двадцати семи километров и газифицировано более десяти тысяч квартир и домов.
На заводе СК-2 в этом же году была поставлена задача исследования нового вида каучука, который избавит производство шин от потребности в натуральном каучуке. Освоен этот вид производства был уже в 1965 году.
Увеличивалось и население Воронежа: перепись 1959 года зафиксировала в городе 454,4 тысячи жителей, перепись 1979 года – уже 782,9 тысячи, а по данным 1984 года в городе проживало 840 тысяч человек.
Двадцатилетний послевоенный период охарактеризовался стремительным развитием Воронежа. Улучшались условия жизни людей, повышались зарплаты, облагораживались улицы, строились новые жилые дома и культурные объекты, кинотеатры, кафе, магазины, разбивались новые парки, скверы и зеленые зоны. Строились новые заводы, осваивались новые отрасли промышленности, которая получила всесоюзную славу, модернизировались старые предприятия, разрабатывались новые технологии…
Свидетельство о публикации №225051100971